Шуберт Франц
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер 1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.
Ноты для фортепиано Франц Шуберт
Биография
Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.
Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.
Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).
Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.
Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.
Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
Источник
Список сольных фортепианных произведений Франца Шуберта — List of solo piano compositions by Franz Schubert
Ниже приводится список всех сольных фортепианных произведений, написанных Францем Шубертом .
Содержание
Краткая справка
✍ указывает на прямую связь с рукописи на Шуберта Автографы сайте со стороны Академии наук Австрии
♫ обозначает прямую ссылку на партитуру в International Music Score Library Project (IMSLP)
Для фортепианных сонат: нет единой нумерации сонат. В каталоге Deutsch сонаты не нумеруются. В Neue Schubert-Ausgabe сонаты также не нумеруются. Есть несколько проблем, которые затрудняют нумерацию: например, какие из неполных эскизов должны быть включены? . в каком порядке они должны быть представлены? . В текущем списке сохранены следующие системы нумерации:
- 15 сонат — нумерация фортепианных сонат в соответствии с Верке Франца Шуберта: Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe — Серия 10: Sonaten für Pianoforte (Leipzig: Breitkopf & Härtel , 1888), первое издание, в котором утверждалось, что напечатано полное собрание фортепианной сонаты Шасуберта. Каталог Deutsch еще не был создан, поэтому в оригинальной публикации 1888 года нет номеров Deutsch. Это издание переиздается с 1970 года Dover Publications . IMSLP имеет факсимиле многих сонат согласно этому первому изданию, включая нумерацию X, 1 — X, 2 — и т. Д. На партитуре.
- n 19 сонат, нумерация по Neue Schubert-Ausgabe , Series VII / 2, volume 1–3.
- 21 соната — это нумерация фортепианных сонат Шуберта как наиболее часто встречающихся в записях и т. Д., Например, на странице Шуберта в Классическом архиве . Также IMSLP следует этой нумерации для своих названий страниц фортепианных сонат Шуберта . Wiener Urtext Edition имеет ту же нумерацию, за исключением того, что Op. 122 — это номер 8, последующие D. 571, 575, 613 и 625 сдвигаются на одну цифру вверх, а D. 655 — это ненумерованный фрагмент.
- 23 сонаты — нумерация фортепианных сонат, встречающихся в Franz SCHUBERT: Catalogo delle composizioni на flaminioonline .it и Franz Schubert Catalogue: 610 — Oeuvres pour piano at musiqueorguequebec .ca .
Обратите внимание, что при жизни Шуберта «Фантазия» (Фантазия) и «Соната» (Соната) имели несколько совпадающее значение: по соглашению Фантазия Странника никогда не называлась сонатой, в то время как D 894 , впервые опубликованная как Фантазия, всегда была.
Остальные столбцы в таблице:
- Соч. : Номер опуса, «(p)» или «posth.» указывает на посмертную публикацию.
- D .: Немецкий номер; в квадратных скобках: бывший номер Deutsch
Завершенная нумерованная соната Незаконченный
п | Op | имя | Ориг | Ключ | Свидание | Д. | Ноты | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фантастика | Фантазия | До минор | 1811 г. | 2E [993] | Ларго | ||||||||||
Менуэт № 1 (Д. 2D) | Menuetto | До мажор | 1811 г. | 2D / 1 [995] | |||||||||||
Менуэт № 2 (Д. 2D) | Menuetto | Фа мажор | 1811 г. | 2D / 2 [995] | |||||||||||
Фуга | одна и та же | Ре минор | 1811 г. | 13 | Allegro maestoso | ||||||||||
Анданте | одна и та же Тематически идентичен Анданте для струнного квинтета D 3. Набросок для 2-й части. из D 36 | ||||||||||||||
Аллегро модерато | ✍ ♫ | До мажор | 1813 г., первая половина | 347 | фрагмент | ||||||||||
Менуэт (Д. 600) | Menuetto | До-диез минор | Рано Trio D 610, возможно, предназначался для этого Minuet.D 600/610 можно вставить в D 613 | ||||||||||||
Менуэты (Д. 41) | Менуэтти | 23 Менуэтти | Середина | 41 год | Первоначально 30 менуэтов с трио, AGA XII / 30 нумерует существующие 1-20 ♫ : | ||||||||||
Соната (движение) | Соната | Ми мажор | 11 февраля 1815 г. Аллегро (фрагмент) Возможный эскиз к первой части Д. 157 | ||||||||||||
10 вариаций | одна и та же | Фа мажор | 15 | 156 | 2 варианта «Тема» и «Вариация II». | ||||||||||
1 | 1 | 1 | Соната №1 | Соната | Ми мажор | Фев | 157 | Часть 4 отсутствует. | |||||||
Адажио | одна и та же | Соль мажор | Середина (v1) ✍ ♫ началось как чистая копия, но позже многие модификации | ||||||||||||
Менуэт — Трио | одна и та же | Несовершеннолетний | 1815 г. | 277A | Альтернативная третья часть для D. 279 | ||||||||||
2 | 2 | 2 | Соната №2 | Соната I | До мажор | Сен | 279 | 4-я часть отсутствует | |||||||
Аллегретто | Аллегретто | До мажор | Рано | 346 | Фрагмент, предложенный как заключительная часть к Д. 279 | ||||||||||
Андантино | Андантино | До мажор | 1817 г. | 348 | фрагмент | ||||||||||
Адажио | Адажио | До мажор | Поздно | 349 | фрагмент | ||||||||||
3 | 3 | Соната № 3 | Fünf | Ми мажор | Август 1816 г. | 459 459A | Опубликованные в 1843 г. пьесы для фортепиано с оркестром, также известные как соната 3. Первые две части (Sonate D. 459) ✍ : Последние три части (D. 459A, также Drei Klavierstücke ): | ||||||||
Анданте | одна и та же | Главный | 1816 г. | 604 | Предлагается в качестве второй части для D. 571 | ||||||||||
6 | 4 | 4 | 164 | Соната № 5 | Соната | Несовершеннолетний | Март 1817 г. | 537 | Три движения. | ||||||
3 | 5 | 5 | Соната №6 | Соната | Ля-бемоль мажор | Май 1817 г. | 557 | Три движения | |||||||
145 | Рондо | одна и та же | Ми мажор | 1817 г. | 506 | часто добавляется в качестве последней части к Д. 566 | |||||||||
4 | 6 | 6 | Соната № 7 | Соната | Ми минор | Июнь 1817 г. | 566 | Добавлены части 1 и 2 в комплекте с Rondo D 506. | |||||||
7а | 7 v1 | Соната № 8 | Соната | Ре-бемоль мажор | Июнь 1817 г. | 568 [567] | незаконченный (старая версия соч. 122): | ||||||||
8 | Скерцо — Аллегро | одна и та же | Ре мажор Фа-диез минор | 1817 г. | 570 | Предлагается в качестве последних двух частей для D. 571 . | |||||||||
8 [9] | Соната № 10 | Соната | Фа-диез минор | 1817 г. | 571 | неоконченная Соната для фортепиано фа-диез минор, D. 571: | |||||||||
5 | 9 | 9 [10] | 147 | Соната № 11 | Соната | Си мажор | Август 1817 г. | 575 | Четыре движения | ||||||
13 вариаций на тему Хюттенбреннера | 13 Вар. | Несовершеннолетний | 1817 г. | 576 | |||||||||||
Скерцо | одна и та же | Си-бемоль мажор | 1817 г. | 593 # 1 | |||||||||||
Скерцо | одна и та же | Ре-бемоль мажор | 1817 г. | 593 # 2 | |||||||||||
Фантастика | Фантазия | До мажор | 1818 г. | Грейзер Фэнтези | |||||||||||
Мар | Кобыла | Ми мажор | 1818 г. Аллегро кон брио | ||||||||||||
Трио | одна и та же | Ми мажор | 1818 г. | 610 | |||||||||||
Адажио | одна и та же | Ми мажор | 1818 г. | 612 | |||||||||||
10 [11] | Соната № 12 | Соната | До мажор | Апрель 1818 г. | 613 | Часть 1 и 4 — фрагменты. | |||||||||
145 | Адажио | одна и та же | Ре-бемоль мажор | 1818 (?) | 505 | ||||||||||
10 | 11 [12] | Соната № 13 | Соната | Фа минор | Сен 1818 | 625 | Части 1 и 4 — фрагменты. | ||||||||
12 [-] | Соната № 14 | Соната | До-диез минор | 1819 г. | 655 | неоконченная соната для фортепиано до-диез минор, D. 655:
| |||||||||
10 | 11 | 13 | 120 (п) | Соната № 15 | Соната | Главный | 1819 или 1825 | 664 | прозванный маленькой сонатой ля мажор, в отличие от D. 959. Три части. | ||||||
Вариация на тему вальса Диабелли | Вариация | До минор | 1821 г. | 718 | Одна из 50 таких вариаций, написанных 50 разными композиторами, для второй части Vaterländischer Künstlerverein по заказу Антона Диабелли. | ||||||||||
15 | Странник Фэнтези | одна и та же | До мажор | Ноя 1822 г. | 760 | Четыре движения. | |||||||||
Соната № 4 | Соната | Ми минор | 1823 г. (ок.) | 769A [994] | Одно движение — фрагмент | ||||||||||
50 | 34 Valses Sentimentales | одна и та же | 1823 г. | 779 | опубликовано 1825 г. | ||||||||||
94 # 1 | Момент мюзикл №1 | одна и та же | До мажор | 1823 г. | 780 # 1 | ||||||||||
94 # 2 | Момент мюзикл №2 | одна и та же | Ля-бемоль мажор | 1823 г. | 780 # 2 | Опубликовано 1828 г. | |||||||||
8 | 12 | 14 | 143 (п) | Соната № 16 | Соната | Несовершеннолетний | Февраль 1823 г. | 784 | Три движения | ||||||
94 | Момент-мюзикл №3 «Air Russe» | одна и та же | Фа минор | Декабрь 1823 г. | 780 # 3 | Опубликовано 1828 г. | |||||||||
Венгерская мелодия | Ungarische Melodie | Си минор | 1824 г. | 817 | |||||||||||
94 # 6 | Момент мюзикл №6 | одна и та же | Ля-бемоль мажор | Декабрь 1824 г. | 780 # 6 | Впервые опубликовано в 1824 году под названием «Plainte d’un Troubadour» как Moment Musical, опубликованное в 1828 году. | |||||||||
13 | 15 | Соната № 17 «Реликвия» | Соната Реликвия | До мажор | 1825 г. | 840 | Часть 3 и 4 — фрагменты. | ||||||||
94 | Момент мюзикл №4 | одна и та же | До-диез минор | 1823–1828 гг. | 780 # 4 | Опубликовано 1828 г. | |||||||||
94 | Момент мюзикл № 5 | одна и та же | Фа минор | 1823-1828 гг. | 780 # 5 | Опубликовано 1828 г. | |||||||||
9 | 14 | 16 | 42 | Соната № 18 | Соната | Несовершеннолетний | Май 1825 г. | 845 | Четыре движения | ||||||
11 | 15 | 17 | 53 | Соната № 19 «Гаштайнер» | Соната Гаштайнер | Ре мажор | Август 1825 г. | 850 | Четыре движения | ||||||
7 | 7b | 7 версия 2 [8] | 122 (п) | Соната № 9 | Соната | Ми-бемоль мажор | 1817- 1826 | 568 | первая версия (1817 г.), ранее известная как D. 567. Четыре части | ||||||
12 | 16 | 18 | 78 | Соната № 20 «Фантазия» | Сонатная фантазия | Соль мажор | Октябрь 1826 г. | 894 | Четыре движения | ||||||
90 | Экспромт №1 | одна и та же | До минор | 1827 г. | 899 # 1 | Allegro molto moderato | |||||||||
90 | Экспромт №2 | одна и та же | Ми-бемоль мажор | 1827 г. | 899 # 2 | Экспромт № 3 | одна и та же | Соль-бемоль мажор | 1827 г. | 899 # 3 | Экспромт №4 | одна и та же | Ля-бемоль мажор | 1827 г. | 899 # 4 |
Аллегретто | одна и та же | До минор | 1821 г. | 900 | Фрагмент | ||||||||||
Аллегретто | одна и та же | До минор | 1827 г. | 915 | |||||||||||
77 | 12 Valses Nobles | одна и та же | 1827 г. | 969 | |||||||||||
142 | Экспромт №1 | одна и та же | Фа минор | 1827 г. | 935 # 1 | Аллегро модерато | |||||||||
142 # 2 | Экспромт №2 | одна и та же | Ля-бемоль мажор | 1827 г. | 935 # 2 | Аллегретто | |||||||||
142 # 3 | Экспромт №3 «Розамунде» | Экспромт № 3 | Си-бемоль мажор | Декабрь 1827 г. | 935 # 3 | Пять вариантов | |||||||||
142 # 4 | Экспромт №4 | одна и та же | Фа минор | 1827 г. | 935 # 4 | Allegro vivace | |||||||||
Экспромт | Klavierstück | Ми-бемоль минор | Май 1828 г. | 946 # 1 | |||||||||||
Экспромт | Klavierstück | Ми-бемоль мажор | Май 1828 г. | 946 # 2 | Аллегретто | ||||||||||
Экспромт | Klavierstück | До мажор | Май 1828 г. | 946 # 3 | Аллегро | ||||||||||
13 | 17 | 19 | Соната № 21 | Соната | До минор | Сен 1828 | 958 | Четыре движения | |||||||
14 | 18 | 20 | Соната № 22 | Соната | Главный | Сен 1828 | 959 | Четыре движения | |||||||
15 | 19 | 21 год | после | Соната № 23 | Соната | Си-бемоль мажор | Сен 1828 | 960 | Четыре движения |
Полный список
Таблица включает следующую информацию:
- D — каталожный номер, присвоенный Отто Эрихом Дойчем или органами АНБ.
- Бывший номер Deutsch — информация о переназначенных номерах Deutsch, если применимо; перечислены в «[. ]»
- Номер опуса — номер опуса оригинальной публикации произведения, если применимо; «(p)» или «posth». указывает на посмертную публикацию
- English Title — Название работы в английском переводе с немецкого.
- Неофициальное название — любые дополнительные имена, под которыми известна работа, если применимо.
- Первоначальное название — название работы на немецком языке в том виде, в котором оно приводится в каталоге Deutsch или Neue Schubert-Ausgabe.
- Автограф Link — ✍ прямая ссылка на рукопись на Шуберт Автографы сайте в Австрийской академии наук
- Ссылка на партитуру — ♫ прямая ссылка на партитуру на веб-сайте Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Дата — известная или предполагаемая дата составления, если таковая имеется; или дата публикации
- Системы нумерации сонат для фортепиано — нумерация сонат для фортепиано, как указано в изданиях Breitkopf & Härtel и Wiener Urtext Editions, описанных выше
- Версия — количество версий, относящихся к произведениям, в которых есть более одной версии одного и того же произведения / движения.
- Примечания — любая дополнительная информация, касающаяся произведения: альтернативные названия, список движений или номеров, обозначения темпа, полнота, связь с другими произведениями, авторство и т. Д.
D | Соч. | Английское название | Оригинальное название | Свидание | B&H | WUE | Детали / Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2D [995] | Шесть менуэтов для духовых (№1 до мажор, №2 фа мажор) | Sechs Menuette für Blaser (№ 1 в C, № 2 в F) | 1811 г. | ||||
2E [993] | Фантазия до минор | Фантазия в c | 1811 г. | Ларго — Андантино — Аллегро — Ларго | |||
13 | Фуга ре минор | Fuge in d ✍ | ок. 1812 г. | Allegro maestoso | |||
19B | Несколько вальсов и марш | Mehrere Walzer und ein Marsch | 1812 или 1813? | потерянный | |||
21 год | Шесть вариаций ми-бемоль мажор | Sechs Variationen in Es | 1812 г. | потерянный | |||
22 | Двенадцать менуэтов с трио | Zwölf Menuette mit Trios | 1812 г. | потерянный | |||
24 | Семь вариаций фа мажор | Зибен Вариация фа мажор | 1812? | потерянный | |||
24А | Фуга до мажор | Fuge в C | Лето 1812 года? | Аллегро; предположительно для фортепиано или органа | |||
24B | Фуга соль мажор | Fuge in G | Лето 1812 года? | Аллегро; предположительно для фортепиано или органа | |||
24C | Фуга ре минор | Fuge in D | Лето 1812 года? | Маэстозо; предположительно для фортепиано или органа | |||
24D | Фуга до мажор | Fuge в C ✍ | Лето 1812 года? | Маэстосо (фрагмент) | |||
29 | Анданте до мажор | Анданте в C ✍ ♫ | 9 сентября 1812 г. | ||||
41 год | Тридцать менуэтов с трио | 30 Menuette mit Trios ✍ ♫ | 1813 г. | №№ 1–8, 11–18 и 20–23 сохранились. | |||
41A | Фуга ми минор | Fuge в e ✍ | 1813 г. | Аллегро модерато (фрагмент) | |||
71B | Фуга ми минор | Fuge в e ✍ | Июль 1813 г. | Маэстосо (фрагмент) | |||
91 | Два менуэта, каждый с двумя трио | Zwei Menuette mit je zwei Trios | 22 ноября 1813 г. | Менуэт — Трио I — Трио II | |||
128 | Двенадцать венских немецких танцев | Zwölf Wiener Deutsche ✍ ♫ | 1812? | ||||
135 | Немецкий танец с трио ми мажор | Deutscher mit Trio in E | 1815 г. | 1-я версия вальса ми мажор, D 146 No. 3, с другим названием | |||
139 | Немецкий танец до-диез мажор с трио ля мажор | Deutscher in Cis mit Trio in A | 1815 г. | ||||
145 | 18 | Двенадцать вальсов, семнадцать лендлеров и девять экосезов | Zwölf Walzer, siebzehn Ländler und neun Ecossaisen ✍ ♫ | 1815–1821 | |||
146 | 127 (п) | Двадцать вальсов | Цванциг Вальцер ✍ ♫ | 1815 и 1823 гг. | 2 версии для № 3 — 1-я с трио ми мажор [D 135] и 2-я с трио ля мажор; также 2 версии для № 5 — 1-я с трио си-бемоль мажор и 2-я с трио ля-бемоль мажор; АНБ определяет обе более ранние версии как «Немецкие танцы», а не как «Вальсы». | ||
154 | Соната ми мажор | Соната в E ✍ ♫ | 11 февраля 1815 г. | ранняя версия первой части Сонаты ми мажор , D 154 I. Аллегро (фрагмент) | |||
156 | Десять вариаций фа мажор | Zehn Variationen in F ♫ | 15 февраля 1815 г. | 2 варианта «Тема» и «Вариация II». | |||
157 | Соната ми мажор | Соната в E ✍ ♫ | началось 18 февраля 1815 г. | 1 | 1 | незаконченный — сохранились первые три части I. Allegro ma non troppo | |
158 | Экосез ре минор / фа мажор | Экосез в д / ж ♫ | 21 февраля 1815 г. | ||||
178 | Адажио соль мажор | Адажио в G ✍ ♫ | 8 апреля 1815 г. | 2 версии; 2-я версия — это фрагмент | |||
277A | Менуэт ля минор с трио фа мажор | Менуэт в ми трио фа | Сентябрь 1815 г.? | альтернативная третья часть для Сонаты до мажор , D 279 | |||
279 | Соната до мажор | Соната до мажор ✍ ♫ | Сентябрь 1815 г. | 2 | 2 | незаконченный — сохранились первые три части; Аллегретто до мажор, фрагмент D 346, вероятно, четвертая часть I. Allegro moderato | |
299 | Двенадцать Экосезов | Zwölf Ecossaisen ♫ | 3 октября 1815 г. | ||||
309A | Рондо до мажор | Рондо в C ✍ | 16 октября 1815 г. | Allegro vivace (фрагмент) | |||
334 | Менуэт ля мажор с трио ми мажор | Менуэт в A mit Trio in E ✍ ♫ | до осени 1815 г. | Менуэтто. Аллегретто — Трио I | |||
335 | Менуэт с двумя трио ми мажор | Menuett mit zwei Trios in E ✍ ♫ | 1813? | Менуэт — Трио I — Трио II | |||
346 | Аллегретто до мажор | Аллегретто до ✍ ♫ | 1816? | фрагмент; вероятно, четвертая часть Сонаты до мажор , D 279 | |||
347 | Аллегро модерато до мажор | Аллегро модерато на C ✍ ♫ | 1813? | фрагмент | |||
348 | Андантино до мажор | Андантино в C ✍ ♫ | 1816? | фрагмент | |||
349 | Адажио до мажор | Адажио до ✍ ♫ | 1816? | фрагмент | |||
365 | 9 | Тридцать шесть оригинальных танцев, Эрсте Вальцер | 36 Originaltänze ✍ ✍ ✍ ♫ | Март 1818 — июль 1821 | |||
366 | Семнадцать лендлеров | Siebzehn Ländler ✍ ♫ | Июль – ноябрь 1824 г. | ||||
378 | Восемь лендлеров си-бемоль мажор | Ахт Лендлер в B ✍ ♫ | 13 февраля 1816 г. | верхние части №№ 1–5 и 7 также используются в №№ 1–3, 5, 7 и 11 из «Одиннадцати лендлеров» си-бемоль мажор для скрипки, D 374 | |||
380 | Три менуэта, каждый с двумя трио | Drei Menuette mit je zwei Trios ✍ ♫ | 22 февраля 1816 г. | Менуэт — Трио I — Трио II; фрагмент; для третьего менуэта отсутствует второй штамм первого трио и все второе трио | |||
420 | Двенадцать немецких танцев | Zwölf Deutsche ♫ | 1816 г. | ||||
421 | Шесть Экосезов | Sechs Ecossaisen ♫ | Май 1816 г. | ||||
459 | Соната ми мажор | Соната в E ✍ ♫ | Август 1816 г. | 3 | 1816 г., в 2-х частях; также в паре с D 459A, чтобы получить пятичастную сонату или пять фортепианных пьес «Fünf Klavierstücke» I. Allegro moderato | ||
459A | Три пьесы для фортепиано | Drei Klavierstücke ✍ ♫ | 1816? | также в паре с D 459, чтобы получить пятичастную сонату или пять фортепианных пьес «Fünf Klavierstücke» 1. Адажио | |||
505 | 145 № 1 (п) | Адажио ре-бемоль мажор | Адажио в Des | Сентябрь 1818 г.? | вероятно, вторая часть неоконченной сонаты для фортепиано фа минор , D 625 | ||
145 № 2 (п) | Рондо ми мажор | Рондо в E ✍ ♫ | Июнь 1817 г.? | Allegretto moto; наверное четвертая часть неоконченной? Соната для фортепиано ми минор , D 566 | |||
511 | Экосез ми-бемоль мажор | Экосез в Es ✍ | ок. 1817 г. | ||||
529 | Восемь Экосезов | Acht Ecossaisen ♫ | Февраль 1817 г. | ||||
537 | 164 (п) | Соната ля минор | Соната в ♫ | Март 1817 г. | 6 | 4 | |
557 | Соната ля-бемоль мажор | Соната в as ♫ | Май 1817 г. | 3 | 5 | нет полной уверенности в том, что третья часть ми-бемоль мажор является финалом произведения I. Allegro moderato | |
566 | Соната ми минор | Sonate в е ♫ | Июнь 1817 г. | 4 | 6 | незаконченный? — сохранились первые три части; Рондо ми мажор, D 506, вероятно, четвертая часть I. Модерато | |
568 (1-я версия) [567] | Соната для фортепиано ре-бемоль мажор | Соната в Des ✍ ✍ ♫ | Июнь 1817 г. | 7 | Скерцо ре-бемоль мажор, D 593 № 2, возможно, составляет третью часть; последняя часть — фрагмент; АНБ также добавляет исправленное первое движение из 1-й версии. I. Allegro moderato | ||
568 (2-я версия) | 122 (п) | Соната для фортепиано ми-бемоль мажор | Соната в эс ♫ | 1825–1826? | 7 | 8 | |
570 | Скерцо ре мажор и аллегро фа-диез минор | Скерцо ре мажор и аллегро фи ✍ ♫ | Июль 1817 г.? | «Аллегро» — это фрагмент; вероятно, они были задуманы как третья и четвертая части неоконченной Сонаты фа-диез минор , соответственно, D 571. | |||
571 | Соната фа-диез минор | Соната в фис ✍ ♫ | Июль 1817 г. | 9 | незавершенный — сохранился фрагмент первой части «Allegro moderato». Пьеса для фортепиано ля мажор, D 604, анданте, а также фрагмент Скерцо ре мажор и аллегро фа-диез минор из D 570, вероятно, составляют оставшиеся части. I. Allegro moderato (фрагмент) | ||
575 | 147 (п) | Соната си мажор | Соната в H ♫ | Август 1817 г. | 5 | 10 | |
576 | Тринадцать вариаций на тему Ансельма Хюттенбреннера ля минор | 13 Variationen über ein Thema von Anselm Hüttenbrenner в ✍ ♫ | Август 1817 г. | ||||
593 | Два скерци | Цвай Шерзи ♫ | Ноябрь 1817 | ||||
600 | Менуэт до-диез минор | Менуэт в снг ✍ ♫ | начало 1814 г.? | Трио ми мажор, D 610, вероятно, предназначалось для этого менуэта; в свою очередь, Менуэт с тандемом Трио D 600/610, возможно, составляет третью часть неоконченной Сонаты до мажор , D 613 | |||
604 | Произведение для фортепиано ля мажор | Klavierstück в A ✍ ♫ | 1816 или июль 1817 | также появляется как «Анданте ля мажор»; вероятно, вторая часть неоконченной Сонаты фа-диез минор , D 571 | |||
605 | Фантазия до мажор | Фантазия на C ✍ ♫ | между 1821-1823 гг. | Без указания темпа — Allegro moderato — Andantino (фрагмент) | |||
605A | Фантазия до мажор для фортепиано, Grazer Fantasy | Фантазия до мажор | 1818? | Moderato con espressione — Alla polacca — pi moto — Moderato con espressione — Tempo I | |||
606 | Марш ми мажор | Marsch в E ♫ | 1818? | Allegro con brio — Трио | |||
610 | Трио ми мажор, считающееся потерянным сыном менуэта | Трио в E ♫ | Февраль 1818 г. | это трио, вероятно, предназначалось для менуэта до-диез минор, D 600; в свою очередь Менуэт с тандемом Трио D 600/610, возможно, составляет третью часть неоконченной Сонаты до мажор , D 613 | |||
612 | Адажио ми мажор | Адажио в E ♫ | Апрель 1818 г. | вероятно, вторая часть неоконченной Сонаты до мажор , D 613 | |||
613 | Соната до мажор | Соната до мажор ✍ ♫ | Апрель 1818 г. | 11 | незаконченный — сохранились фрагменты двух движений; Адажио ми мажор, D 612, а также Менуэт с трио D 600/610, возможно, составляют оставшиеся части. I. Модерато (фрагмент) | ||
625 | Соната фа минор | Соната фа | Сентябрь 1818 г. | 12 | незавершенное — законченное скерцо с трио, сохранились фрагменты двух частей «Аллегро»; Адажио ре-бемоль мажор D 505, вероятно, вторая часть I. Аллегро (фрагмент) | ||
643 | Немецкий танец до-диез минор и экосез ре-бемоль мажор | Deutscher in cis und Ecossaise in Des ♫ | 1819 г. | ||||
655 | Соната до-диез минор | Соната в цис ✍ ♫ | Апрель 1819 г. | I. Аллегро (фрагмент) | |||
664 | 120 (п) | Соната ля мажор , малая ля мажор | Sonate в A ♫ | Лето 1819 или 1825 г. | 10 | 13 | |
681 | Двенадцать лендлеров | Цвельф Лендлер | ок. 1815 г. | №№ 5–12 сохранились. | |||
697 | Шесть экосезов ля-бемоль мажор | Sechs Ecossaisen в As ♫ | Май 1820 г. | №№ 1–4 и 6 сохранились. | |||
718 | Вариация до минор на тему вальса Антона Диабелли | Вариация c über einen Walzer von Anton Diabelli ♫ | Март 1821 г. | написано для Vaterländischer Künstlerverein | |||
722 | Немецкий танец соль-бемоль мажор | Deutscher in Ges ♫ | 8 марта 1821 г. | ||||
734 | 67 | Шестнадцать лендлеров и два экосеза для фортепиано, Wiener Damen-Ländler | Sechzehn Ländler und zwei Ecossaisen ♫ | дата неизвестна; паб. 15 декабря 1826 г. | |||
735 | 49 | Галоп и восемь экосезов | Galopp und acht Ecossaisen ♫ | дата неизвестна; паб. 21 ноября 1825 г. | |||
757A | Марш си минор | Марш в ч. | 15 августа 1822 г. | Allegro assai — Трио | |||
759A | 69 | Увертюра к опере Альфонсо и Эстрелла | Ouvertüre zu der Oper «Alfonso und Estrella» ✍ ♫ | Ноябрь 1822 г. | Анданте — Аллегро — пих мото; версия для фортепиано увертюры из D 732 | ||
760 | 15 | Фантазия до мажор , Фантазия странника | Фантазия в C ♫ | Ноябрь 1822 г. | |||
769 | Два немецких танца | Zwei Deutsche ✍ ♫ | № 1 января 1824 г .; №2 дата неизвестна, опуб. 19 декабря 1823 г. | ||||
769A [994] | Соната для фортепиано ми минор | Соната в э ✍ ♫ | ок. 1823 г. | I. Аллегро (фрагмент) | |||
779 | 50 | Тридцать четыре сентиментальных вальса | 34 Valses sentimentales ✍ ♫ | №№ 8, 9, 12, 14 февраля 1823 г .; паб. 21 ноября 1825 г. | |||
780 | 94 | Six Moments musicaux | Музыкальные моменты ♫ | № 3 до 19 декабря 1823 г., № 6 11 декабря 1824 г .; паб. 11 июля 1828 г. | |||
781 | Двенадцать Экосезов | Zwölf Ecossaisen ♫ | Январь 1823 | №№ 2–12 сохранились. | |||
782 | Экосез ре мажор | Экосез в D | дата неизвестна; паб. 21 февраля 1824 г. | ||||
783 | 33 | Шестнадцать немецких танцев и два экосеза | 16 Deutsche und zwei Ecossaisen ✍ ♫ | частично составлен с января 1823 по июль 1824; паб. 8 января 1825 г. | Немецкие танцы № 8 и 9 также используются в D 366, D 814. | ||
784 | 143 (п) | Соната ля минор , Большая соната | Соната в ♫ | Февраль 1823 г. | 8 | 14 | |
790 | 171 (п) | Двенадцать немецких танцев | Zwölf Deutsche ♫ | Май 1823 г. | также фигурирует как «Двенадцать лендлеров» | ||
816 | Три экосеза | Drei Ecossaisen ✍ | Сентябрь 1824 г. | ||||
817 | Венгерская мелодия си минор | Ungarische Melodie in h ♫ | 2 сентября 1824 г. | Аллегретто | |||
820 | Шесть немецких танцев | Sechs Deutsche ♫ | Октябрь 1824 г. | ||||
840 | Соната до мажор , Реликвия | Соната до мажор ✍ ♫ | Апрель 1825 г. | 15 | незаконченный — первая и вторая части завершены; третья и четвертая части — фрагменты I. Модерато | ||
841 | Два немецких танца | Zwei Deutsche | Апрель 1825 г. | ||||
844 | Вальс соль мажор для фортепиано, Albumblatt | Уолцер в G ♫ | 16 апреля 1825 г. | ||||
845 | 42 | Соната ля минор | Соната в ♫ | До конца мая 1825 г. | 9 | 16 | |
850 | 53 | Соната ре мажор , Гаштайнер | Соната в D ✍ ♫ | Август 1825 г. | 11 | 17 | |
894 | 78 | Соната соль мажор , Фантазия | Sonate в G ♫ | Октябрь 1826 г. | 12 | 18 | АНБ также добавляет отброшенную 1-ю версию второй части. I. Molto moderato e cantabile |
899 | 90 | Четыре экспромта для фортепиано | Vier Impromptus ✍ ♫ | Лето – осень 1827 года? | |||
900 | Аллегретто до минор | Аллегретто в c ✍ ♫ | после 1820 г.? | фрагмент | |||
915 | Аллегретто до минор | Аллегретто в c ♫ | 26 апреля 1827 г. | ||||
916B | Пьеса для фортепиано до мажор | Klavierstück в C ✍ | Лето – осень 1827 года? | Аллегро (набросок) | |||
916C | Произведение для фортепиано до минор | Klavierstück в c ✍ | Лето – осень 1827 года? | Без указания темпа (набросок) | |||
924 | 91 | Двенадцать грацерских вальсов | Цвельф Грейзер Вальцер ♫ | Сентябрь 1827 г.? | |||
925 | Грейзер Галопп до мажор | Грейзер Galopp в C ♫ | Сентябрь 1827 г.? | ||||
935 | 142 (п) | Четыре экспромта | Vier Impromptus ✍ ♫ | Декабрь 1827 г. | |||
944A | Немецкий танец в неизвестной тональности | Deutscher | 1 марта 1828 г. | потерянный | |||
946 | Три пьесы для фортепиано | Drei Klavierstücke ✍ ✍ ♫ | Май 1828 г. | ||||
958 | Соната до минор | Соната до ✍ ♫ | Сентябрь 1828 г. | 13 | 19 | ||
959 | Соната ля мажор | Соната ля ✍ ♫ | Сентябрь 1828 г. | 14 | 20 | ||
960 | Соната си-бемоль мажор | Соната в си ✍ ♫ | Сентябрь 1828 г. | 15 | 21 год |