Шуберт соната для фортепиано ля минор ноты для

Шуберт Франц

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер 1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

Ноты для фортепиано Франц Шуберт

Биография

Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Источник

Соната ля минор для фортепиано

О произведении

Другие ноты автора

Экспромт Соч.90, №4 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 2 ля-бемоль мажор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 4 фа минор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 4 ля-бемоль мажор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Музыкальные моменты Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 3 си-бемоль мажор тема с вариациями Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 1 фа минор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Вальс Соч.50, №13 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 1 c-moll Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Фантазия D. Deest Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Соната ля минор для фортепиано», автора Шуберт Франц. Ноты были изданы в 1981 году. Содержит 31 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Соната для фортепиано ля минор, D 784 (Шуберт) — Piano Sonata in A minor, D 784 (Schubert)

Франц Шуберт «s Соната для фортепиано ля минор, D 784 (посмертно опубликован в соч. 143), является одним из основных составов Шуберта для фортепиано . Шуберт написал произведение в феврале 1823 года , возможно, в ответ на его болезнь годом ранее. Однако он не был опубликован до 1839 года, через одиннадцать лет после его смерти. Издатели присвоили ему опус № 143 и посвящение Феликсу Мендельсону . Соната D 784, последняя из трех частей Шуберта, по мнению многих, знаменует новую эру в фортепианном творчестве Шуберта и является глубоким, а иногда и почти навязчиво трагическим произведением.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

I. Allegro giusto

Эта часть в тонической тональности ля минор использует новую, разреженную фортепианную текстуру, отсутствующую в предыдущих работах Шуберта: действительно, более одной пятой части находится в голых октавах. Кроме того, Шуберт также предлагает новый метод временной организации движения (его темпа и ритма), и он очень необычно не использует много модуляции.

Полутоновый ритм первого субъекта с некоторыми пунктирными нотами связан с первым субъектом сонаты D 625 . «Вздоховый мотив», впервые встречающийся во 2 и 4 тактах (с акцентированной первой нотой), играет очень важную роль на протяжении всего движения, как в его акцентировании (на сильной доле), так и в его ритме (резкое прерывание на короткой ноте). ). Распространение этого мотива означает, что ритм имеет ключевое значение для пианиста, чтобы поддерживать согласованность на протяжении всего движения. Мелодически первая тема основана на разрешении диссонанса D ♯ –E ( ♯ — ) и падающей третьей C – A. Такт 9 переносит этот ритм на бас и использует повторяющиеся плагиальные каденции (iv-i), чтобы вызвать атмосферу похоронного марша. В b.26 возвращается первый испытуемый, теперь в фортиссимо , за которым следуют параллельные аккорды в пунктирных ритмах, напоминающих французскую увертюру, но все же заканчивающуюся на восьмой ноте в слабой доле.

Переход (b.47) ко второму предмету достигается путем ускорения нисходящего третьего мотива, теперь B ♭ –G, а затем переосмысления B ♭ как A ♯ и преобразования его в B, чтобы подготовить появление ми мажора, доминантный мажор, тональность, в которой будет использован второй субъект (необычно для движения в минорной тональности). Затем следует победный отрывок, твердо устанавливающий ми мажор, который, по мнению Евы Бадура-Шкода, выражает ритм и тональность слов « Non confundar in aeternam » («Я не погибну в вечности») из Te Deum . Затем следует спокойный, подобный гимну второй предмет, тематически связанный с первым предметом по ритму и мелодии. Он содержит те же самые пессимистичные акцентуации, хотя резкие разрывая на короткую заметке не встречается , пока субъект не начинает распадаться на отдельные регистры в b.75 (она , тем не менее предложила в течение по portato показания), позволяя Внезапное фортиссимо интрузий в незначительный и твердо восстанавливающий ритм вздохов. Вторая предметная область для движений Шуберта короче, чем обычно, что, по мнению Брайана Ньюбоулда , связано с тем, что оно создает «такую ​​иллюзию пространства в [его] почти неизменных сомнамбулистических поступках».

Раздел развития (b.104ff) основан на различных воплощениях первого субъекта, второго субъекта и пунктирного ритма, который впервые появился на b.27. Тональность колеблется между субмедиантом (фа мажор, тональность Анданте ) и субдоминантом (ре минор, который ранее появлялся в b.34ff). Перепросмотр (b.166ff) — это разнообразное повторение экспозиции, но без драматического переходного отрывка, который появляется на b.47ff в экспозиции, в пользу пианиссимо- разрешения E ♭ (D ♯ ) и C как части полностью гармонизированная усиленная шестая к тонике ля мажор: Роберт С. Хаттен отмечает, что по сравнению с «героическим» и «произвольным» переходом в экспозиции переход перепросмотра (b.213ff) «чудесен» и связан с на этот раз настроение второй испытуемой стало еще спокойнее. Спокойствие второго предмета дополнительно обеспечивается тройками, которые только сейчас, кажется, уменьшают влияние мрачного акцента, а за интрузиями фортиссимо теперь следуют диминуэндо, которые предполагают, что в этом отрывке раскрывается трагический вес сонаты.

Кода завершает движение на b.260ff, основанное на «героическом» переходе в экспозиции, таким образом восстанавливая то, что изначально было исключено из перепросмотра. Затем длинный-короткий ритм снова появляется на тонической педали в контрасте высоких и низких регистров из b.278ff, снова предлагая спокойствие второй темы; но грубое прерывание нисходящей третей в фортиссимо в точке b.286–9 (хотя теперь и C ♯ –A) предполагает, что это спокойствие может оказаться лишь временным.

Пианист Стивен Хаф писал об этой части: «Вторая часть странно тревожит по трем причинам: из-за почти принудительной нормальности ее темы после горько-сладкой мрачности первой части; потому что эта тема удваивается в голосе тенора, компаньоне, страдающем клаустрофобией. как будто затягивает его вниз, и из-за постоянного бормочущего междометия (ppp) между утверждениями темы «.

III. Allegro vivace

Лео Блэк заметил, что Шуберт использовал тот же ритм песни 1818 года «An den Mond, in einer Herbstnacht» в медленной части этой сонаты. Вдобавок Блэк отметил, что Шуберт сделал музыкальный намек в медленной части Сонаты Арпеджионе на сонату D. 784.

Доступные записи

  • Раду Лупу, 1991 (Декка)
  • Евгений Кисин, 1995 (Sony Classical)
  • Стивен Хаф, 1999 (Гиперион)
  • Даниэль Баренбойм, 2014 (Deutsche Grammophon)
  • Мицуко Учида, 2007 (Philips)
  • Мария Жоао Пирес, 2007 (Deutsche Grammophon)
  • Лукас Дебарг, 2017 (Sony Classical)

Заметки

Рекомендации

  • Тиримо, Мартино. Шуберт: Полные сонаты для фортепиано. Вена: Wiener Urtext Edition, 1997.

Внешние ссылки

  • Соната для фортепиано D. 784 : партитуры в проекте « Международная библиотека партитуры»
  • Соната для фортепиано D. 784 в исполнении пианистки Марии Перротта на Classical Connect
  • Бесплатные скачиваемые записи по Aviram Reichert (архивируются на Wayback Machine )
Фортепианные сонаты (2 руки) на Франца Шуберта
Предшествовала
Соната ми-бемоль мажор (Д. 568)
АГА , Серия 10 (15 сонат)
No. 8
Преемник
Соната ля минор (Д. 845)
Предшествовала
Соната ля мажор (Д. 664)
Система нумерации 21 сонат
No. 14
Преемник
Соната до мажор (Д. 840)
Система нумерации 23 сонат
No. 16

Эта статья о сонате — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Источник

Оцените статью