Шуберт соната для фортепиано си бемоль минор

Содержание
  1. Шуберт соната для фортепиано си бемоль минор
  2. Соната для фортепиано до мажор, D 840 (Шуберт) — Piano Sonata in C major, D 840 (Schubert)
  3. СОДЕРЖАНИЕ
  4. Движения
  5. Состав
  6. Завершено
  7. Сонаты для фортепиано шуберта: история, видео, содержание
  8. Шуберт. Сонаты для фортепиано (Piano sonatas)
  9. Публикации
  10. Словарные статьи
  11. Фортепианное творчество Шуберта
  12. Экспромты Шуберта
  13. Музыка фортепиано слушать
  14. Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23
  15. Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50
  16. Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)
  17. Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)
  18. Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959
  19. Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор
  20. Ференц Лист: Соната Си-минор
  21. Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор
  22. Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)
  23. Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор
  24. Почему сонаты Шуберта стали востребованы через 100 лет после его смерти
  25. Конен Шуберт Фортепианные произведения — test
  26. Конспект и вопросы к зачёту Составитель

Шуберт соната для фортепиано си бемоль минор

Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями. Остро выразительный тематизм, отличающийся огромной непосредственной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность.

И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа. Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX столетия. В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства, и от произведений композиторов-романтиков следующего поколения.

Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Свободное изложение с частыми отступлениями от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи. Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости или рыхлости. Это относится преимущественно к сонатным allegro. Медленные части, как правило, великолепны.

К самым выдающимся образцам фортепианной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur’ной сонаты, родственную шубертовским контрастным миниатюрам. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем (выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма).

Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.

В первой части привлекает внимание характерно шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы:

Источник

Соната для фортепиано до мажор, D 840 (Шуберт) — Piano Sonata in C major, D 840 (Schubert)

Франц Шуберт «s Соната для фортепиано до мажор , D. 840, по прозвищу„Reliquie“после его первой публикации в 1861 году , ошибочно полагая , что это была последняя работа Шуберта, была написана в апреле 1825 года , в то время как композитор также работал на Соната минорная, Д. 845 в тандеме. Шуберт отказался от сонаты до мажор , и только первые две части были полностью закончены, а также полностью написана часть трио третьей части. Раздел менуэта в третьей части является неполным и содержит необычные гармонические изменения, что позволяет предположить, что именно там Шуберт разочаровался и отказался от движения, а затем и от сонаты. Заключительная четвертая часть также не завершена и резко заканчивается после 272 тактов .

Фрагменты сонаты сохранились в рукописях Шуберта, позже произведение было собрано и опубликовано в неполном виде в 1861 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Движения

Продолжительность примерно от 15 до 18 минут

До минор , 6/8, форма рондо из пяти частей

Продолжительность примерно 10 минут

III. Менуэт: Аллегретто — Трио

Ля-бемоль мажор , 3/4 раза, неполная тройная форма. Фрагмент (заканчивается на такте 80 после того, как основная тема возвращается в части B менюетто)

Очень необычно, что вступительная тема сразу повторяется, слегка приукрашивается, в ля мажоре , и реприза также начинается в этой тональности. Предположительно, тогда менуэт вернулся бы к ля-бемоль мажор. Трио находится в параллельном миноре, энгармонически обозначенном как соль-диез минор .

IV. Рондо: Аллегро

До мажор. Фрагмент (заканчивается через 32 такта после начала разработки )

Даже в такой усеченной форме соната исполняется примерно от 30 до 35 минут.

Состав

Эрнст Кренек обрисовал структуру каждой из четырех частей произведения в примечаниях, которые он внес в запись Рэя Льва в 1947 году. Кренек уточняет, как он составлял завершение, включенное в запись, для незавершенных частей. По словам Кренека:

  • Первая часть вводит «энергично пульсирующий ритм, который проходит почти через всю пьесу». Необычно то , что вторая тема изначально в си минор , не ожидается доминирующая в G мажоре , который появляется только к концу экспозиции . Развитие также подчеркивает си-минор до ложного перепросмотра в другом неожиданном ключе, си-мажоре ; собственно перепросмотр следует близко к фа мажору , и наконец до мажор возвращается с сильным повторением первой темы . «Вторая тема теперь появляется в ля минор, и код превращается в ля-бемоль, тональность, которая была затронута в начале движения, так что ключевая схема целого завершена с замечательной логикой».
  • Вторая часть состоит из пяти частей рондо , «странно одушевленных неумолимой энергией». Его первая тема, в миноре , включает в себя нисходящие пропуска в седьмых; его вторые ля-бемоль мажор характеризуют ходовые шестнадцатые ноты и драматические акценты. Следующие шестнадцатые продолжаются по мере того, как возвращается первая тема, после чего следует повторение второй темы до мажор и заключительное, тихое утверждение первой темы для завершения части.
  • Фрагментарная третья часть быстро модулируется от ля-бемоль до ля мажор вскоре после своего начала, «очень необычный ход», после чего Шуберт прекращает сочинение. Кренек предполагает, что Шуберт, возможно, намеревался завершить движение «перепросмотром, симметрично возвращающимся от ля до ля мажор незадолго до конца». В завершение Кренек »написал краткий раздел развития, повторно представил тему в ля и вернулся к ля-бемоль, добавив несколько переходов к ля-бемоль минор, которая является энгармонической тональностью трио, исключительно очаровательной. лирический предмет ».
  • Для фрагментарной четвертой части Шуберт завершил первую и вторую темы экспозиции и представил третью тему ля минор, производную от первой, чтобы открыть развитие, прежде чем прекратить работу над этой частью в форме рондо-сонаты. Кренек указывает, что его завершение разработало идею третьей темы и «последовало за ней быстрым модулирующим развитием первой темы и нормальным повторением», немного более коротким, чем экспозиция. В его коде за основу берется третья тема и отсылается к первой теме первой части, «идея, к которой я чувствовал себя вправе, так как Шуберт намекнул на нее в конце финала Сонаты ля мажор».

Завершено

Учитывая большой объем и объем материала, который Шуберт оставил для незавершенных частей, эта соната вдохновила различных композиторов и исполнителей на завершение. Некоторые из их произведений, особенно сочинения исполнителей, были записаны. Среди них следующие:

  • Людвиг Старк опубликовал завершение в 1877 году.
  • Армин Кнаб написал завершение сонаты в 1920 году, которая была опубликована издательством Edition Peters под редакцией Хайнца Вегенера в 1962 году. В 1920 году Кнаб опубликовал эссе под названием «Schuberts unvollendete Klaviersonate in C-dur und ihre Ergänzung», которое появилось в Deutsche Musik-Zeitung [ de ] .
  • Эрнст Кренек написал свое завершение, упомянутое выше, по просьбе своего друга, пианиста и композитора Эдуарда Эрдманна , который пожелал добавить сонату в свой репертуар. Сам Кренек датировал этот запрос 1922 годом. Другие источники датируют его завершение 1921 годом. Завершение Кренека было опубликовано Universal Edition в 1923 году. Оно было записано как минимум три раза. Первая запись была в вышеупомянутом исполнении Рэя Лева на наборе из 78 об / мин дисков, выпущенных лейблом American Concert Hall Society ; второй был исполнен Фридрихом Вюрером на монофоническойпластинке, выпущенной American Vox Records (позже переизданной на компакт-диске Bearac). Более поздняя запись сделана Станиславом Христенко на Toccata Classics TOCC 0298 (компакт-диск, обозначенный как первый том фортепианных произведений Кренека).
  • Вальтер Реберг написал завершение в 1927 году, опубликованное издательством Edition Steingräber [ de ] в 1930 году.
  • Николай Жиляев написал доработку в 1932 году (москва: государственное музыкалное издательство 4.IV.1932, ВН 12596).
  • Гарольд Траскотт опубликовал завершение Менуэта (3-я часть) в 1957 году.
  • Пол Бадура-Шкода опубликовал завершение в 1976 году. Он обновил и записал свое завершение в 1997 году.
  • Барт Берман написал завершение в 1978 году; голландский лейбл Erasmus выпустил его запись в 1997 году.
  • Ян Манро написал завершение в 1994 году и записал его для австралийского лейбла Tall Poppies .
  • Мартино Тиримо написал завершение и включил его в свой полный набор сонат на EMI .
  • Энтони Голдстоун написал и записал завершение в 2003 году.
  • Брайан Ньюбоулд написал завершение, записанное Тоддом Кроу, его посвященным, для выпуска на компакт-диске лейблом Toccata Classics .

Источник

Сонаты для фортепиано шуберта: история, видео, содержание

Шуберт. Сонаты для фортепиано (Piano sonatas)

Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами.

Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями. Остро выразительный тематизм, отличающийся огромной непосредственной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок.

В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность.

  • Шуберт — лучшее в интернет-магазине OZON.ru →

И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа.

Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX столетия.

В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства, и от произведений композиторов-романтиков следующего поколения.

Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение.

Свободное изложение с частыми отступлениями от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи.

Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости или рыхлости. Это относится преимущественно к сонатным allegro. Медленные части, как правило, великолепны.

К самым выдающимся образцам фортепианной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur’ной сонаты, родственную шубертовским контрастным миниатюрам. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем (выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма).

Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.

В первой части привлекает внимание характерно шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы:

  • Фортепианное творчество Шуберта →

Публикации

Словарные статьи

Соната 12.01.2011 в 16:31

Фортепианное творчество Шуберта

Фортепианное творчество Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки.

Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые неокончены) и вариации (5), так и романтические — фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз.

моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.

Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизиро­вано на дружеских вечерах («шубертиадах»).

Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит.

В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержа­нием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).

В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно лег­ко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll.

Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большин­ство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности дви­жения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.

Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знамени­тые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).

Экспромты Шуберта

Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации.

Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы фор­мы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом.

Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.

Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы.

1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы.

3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.

Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.

Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.

«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении.

На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием[1] и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом.

Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:

  • если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (Аllegro moderato, Moderato);
  • в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;
  • в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;
  • сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;
  • оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.
  • финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;
  • порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.

Ярким примером шубертовской сонаты является соната Adur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.

[1] Это станет впоследствии характерным для прелюдий и этюдов Шопена.

Музыка фортепиано слушать

Фортепиано — один из лучших когда-либо созданных инструментов. И несмотря на продолжение развития музыкальных форм и жанров, классика остается неподвластна времени и всё так же завораживает нас столетия спустя. Мы приготовили для Вас подборку из 10 лучших классических фортепианных сонат. Приятного прослушивания!

Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23

Эта композиция относится к более раннему периоду, когда сонатная форма ещё не выкристаллизовалась. Среди произведений Скарлатти более пятисот сонат. Это удивительные музыкальные произведения эпохи итальянского барокко с нотками Испании, так как многие из своих произведений композитор написал живя в Мадриде.

Играет В. Горовиц

Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50

Без Йозефа Гайдна история фортепианной сонаты выглядела бы совсем по-другому. Он написал около шестидесяти сонат.

Благодаря ему соната стала сбалансированней и приобрела более знакомый нам вид, который был ещё более усовершенствован Моцартом и Бетховеном.

Сонаты Гайдна — с долей юмора, игривые и драматичные не так часто можно услышать, как сонаты его младших коллег, но без сомнения, они заслуживают большего внимания.

Играет Ben Schoeman

Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)

Моцарт написал 18 фортепианных сонат, из которых эта наиболее хорошо известна. Последняя часть — «Турецкий марш», особенно узнаваема в мире музыки. Эта соната имитирует турецких янычар, музыка которых была очень популярна в то время. Видео представляет первую часть сонаты.

Играет Мицуко Утида

Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)

Каждая из сонат Бетховена заслуживает места в подобном списке и выбрать одну весьма сложно. Аппассионата — это один из величайших шедевров западной музыки. Бетховен также считал, что это лучшее его произведение. Задумчивый унисон и внезапные взрывные аккорды не теряют своей силы и двести лет спустя.

Играет Даниэль Баренбойм

Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959

Фортепианные сонаты Шуберта не получили даже доли того внимания, которое досталось сонатам Бетховена. В течение долгого времени сонаты Шуберта считались менее ценными, чем его другие произведения. Но в 20-м веке их великолепие было признано. Особенно три последние сонаты, написанные всего за несколько месяцев до смерти композитора.

Играет Альфред Брендель

Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор

Шопен написал всего три сонаты, которые наряду с более короткими его произведениями, не заслужили должного внимания. Наиболее известное среди сонатных произведений Шопена именно соната № 2, третья часть которой очень часто использовалась при различных знаменательных, грустных событиях и известна миру как «Похоронный марш».

Играет Артуро Бенедетти Микеланджели

Ференц Лист: Соната Си-минор

Единственная соната композитора, но именно она считается лучшим его произведением. Интерпретации внутреннего смысла этого интенсивно драматического произведения многочисленны и разнообразны. Одна теория гласит, что соната была вдохновлена легендой о Фаусте. Другая теория называет сонату иллюстрацией библейского писания.

Играет Марта Аргерих

Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор

Брамс — это еще один из тех композиторов-романтиков, который известен не своими сонатами, но несколько шедевров подобного рода можно отыскать в его наследии. В случае Брамса, свои три большие сонаты он написал в юношеские годы. Соната №3 — это сочетание свободного романтического духа и строгой классической музыкальной архитектуры.

Играет Клаудио Аррау

Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)

Российский композитор Александр Скрябин начал как Шопен, в роли романтического композитора, но в итоге переродился в почти атонального композитора со странным, мистическим мировоззрением, что повлияло на его работу и наполнило его музыку очень своеобразной атмосферой. Соната «Черная месса» очень любима многими пианистами, так как она всегда впечатляет слушателя.

Играет Евгений Судьбин

Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор

Прокофьев считается одним из величайших композиторов двадцатого века. Соната №7 написана для соло фортепиано. Это вторая из трех так называемых «военных сонат». Эти сонаты наполнены сарказмом, лиризмом, откровенной жестокостью. Так композитор смог выразить свое истинное отношение к войне.

Играет Григорий Соколов

Ключевые слова: Музыка, фортепиано, слушать, соната, Бетховен, Моцарт, Шопен

Почему сонаты Шуберта стали востребованы через 100 лет после его смерти

31 января 1797 году в пригороде Вены родился Франц Шуберт, которому суждено было стать первым великим композитором-романтиком.

Основную часть его музыкального наследия составляют песни — Шуберт первым поднял на невиданную высоту этот жанр, прежде считавшийся второстепенным.

Песенные темы нашли отражение и в произведениях крупной формы — в сонатах композитора, которые, несмотря на все достоинства и авторские находки, с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду.

Шуберт сочинял фортепианные сонаты начиная с 1815 года. 15 из них были закончены, и все они, подобно песням композитора, изобиловали лирическими эпизодами и моментами задумчивого созерцания.

Тем не менее, они не встали в один ряд с сонатами Бетховена, Шопена, Листа. Произведения Шуберта отличались от них и по стилю, и по форме — виртуозно-концертная музыка XIX века не предполагала господства песенных лирических тем и рыхлости композиции.

Поэтому при жизни композитора его сонаты оставались невостребованными и непонятыми.

Восставшие из мертвых

В последние месяцы жизни Шуберт написал три фортепианные сонаты — D958-D960. Они не повторили судьбу своих предшественниц, изменив отношение критиков к сонатному циклу композитора. Правда, на это потребовалось около ста лет.

Даниэль Баренбойм: Обожаю русскую культуру и Анну Нетребко

Последние сонаты Шуберта объединяют в трилогию — композитор писал их параллельно и хотел издать их вместе, но не успел. В 1828 году Шуберт скончался от брюшного тифа, а рукописи так и остались у издателя, который не спешил публиковать их. Только спустя 10 лет после смерти композитора три его последние сонаты были изданы.

Отношение коллег Шуберта к буквально вернувшимся с того света произведениям, никому до селе неизвестным, было противоречивым. Шуман говорил о «чрезмерной простоте идеи» в шубертовских сонатах.

При этом он восторгался их звучанием: «Он находит звуки для тончайших чувств и мыслей, даже для происшествий и житейских обстоятельств. Сколь многообразны человеческие мечты и страданья, столь же неисчерпаема и музыка Шуберта».

Композитор также предвидел будущую высокую оценку сонат, говоря: «Чтобы подробно разъяснить на какую высоту мы ставим его произведения, понадобились бы книги, для которых, быть может, придет еще время» .

С почтением и трепетом отнесся к сонатам Шуберта Брамс, который интересовался открытием и изданием неизвестных опусов композитора. Брамс сам исполнял сонаты Шуберта и давал им весьма позитивную оценку. Восторгался ими и Рубинштейн, замечая при этом, что, несмотря на глубокий лиризм произведений, «их потому и не исполняют в концертах, что они публике скучны».

В Зальцбурге открылся фестиваль «Неделя Моцарта»

Ни Брамс, ни Шуман, ни другие интересовавшиеся последними сонатами Шуберта не смогли повлиять на их судьбу. Они как будто были написаны не ко времени, ждали своего часа, весь XIX век оставаясь заброшенными и невоспринятыми должным образом. Их считали не подходящими для фортепиано.

Лишь спустя век, после блестящего исполнения сонат выдающимися пианистами Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом, критики решили пересмотреть свой взгляд на фортепианное творчество Шуберта.

В 1928-м — в год 100-летия со дня смерти Шуберта Шнабель в концертном сезоне исполнил почти все его фортепианные сочинения, включая все 15 сонат.

Любопытно, что Сергей Рахманинов в том же году признался, что вообще не знал об их существовании!

К концу XX века последняя сонатная трилогия Шуберта вошла в классический фортепианный репертуар и стала исполняться на концертах наряду с произведениями Бетховена, Шопена, Листа… Высочайшего успеха добилась последняя, третья соната — Си-бемоль-мажор. Были реанимированы и другие сонаты композитора.

Шуберт намеревался посвятить свои последние сонаты Иоганну Гуммелю — ученику Моцарта, композитору, пионеру романтизма, каким был и сам Шуберт и коим он восхищался, выдающемуся пианисту. Однако к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта.

Конен Шуберт Фортепианные произведения — test

Фортепианные произведения Шуберта. Романтические миниатюры. Фортепианные дуэты. Фантазия и сонаты

К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе бытового домашнего музицирования.

Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. «Я терпеть не могу прокля­тую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и ко­торая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», — писал он. Напомним, что М. И. Глинка называл подобное исполне­ние «котлетной игрой».

Но всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.

Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него Могли оказать воздействие «Багатели» Бетховена, предшест­вовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Оче­видно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек).

Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены.

Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и – шире — принцип песенности в целом, равно как и некоторые черты балладной изобразительности.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его танцах — преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и маршах.

Проникновение вальса в фортепианную литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот та­нец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, иг­равших на уличных перекрестках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах. Шубертовские вальсы (их около 250) — под­линные камерные миниатюры.

Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму — так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении.

При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и непосредственность бы­тового танца.

Вальс заметно повлиял на облик сонатно-симфонических произведений Шуберта. Иногда он появляется там и под видом традиционного менуэта или скерцо. Таковы, например, трио из Девятой симфонии или трио из квартета G-dur.

Чаще, однако, отдельные жанровые признаки вальса проникают в сонатно-симфонические темы[1], которые не связываются непосредственно с танцевальными образами (см., например, побочную партию финала сонаты A-dur op.

Марш разработан Шубертом преимущественно в фортепианных дуэтах (всего около 50).

Ни один выдающийся композитор не уделял так много внимания четырёхручной фортепианной литературе, как Шуберт.

Превосходные образцы клавирных дуэтов содержатся в моцартовском наследии, и все же именно Шуберта следует считать создателем этого жанра, предназначенного, для домашнего любительского исполнения.

В дальнейшем развитии фортепианной музыки XIX столетия четырехручная литература была оттеснена на второй план. По этой причине и достижения Шуберта оказались отброшенными в тень.

А между тем фортепианные дуэты образуют интересную область его творчества и содержат высокие художественные ценности.

Четырехручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон (марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры).

На одном его полюсе — бытовые миниатюры, на другом — крупные формы вплоть до сочинения, которое, как предполагал Шуман, было эски­зом симфонии. Все эти произведения отличаются поэтическим оба­янием и великолепной законченностью стиля.

Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и полнота тембров связаны со своеобразием четырехручного исполнения. Шуберт придал этому бытовому жанру небывалое художественное значение, сохранив его специфику как искусства любителя.

Над всеми дуэтами Шуберта возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий композитора.

Крупное одночастное произ­ведение, оно включает четыре ясных раздела, напоминающих по­следование частей в сонатно-симфоническом цикле.

Первая, лири­ческая фа-минорная тема, окрашенная венгерским колоритом, по­степенно развивается в сторону драматизма и патетики:

Великолепное Largo напоминает по своему интонационному складу героические арии итальянской оперы и генделевских ораторий.

В третьем эпизоде, Allegro vivace (по существу — менуэт и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист. Последний раздел представляет собой свободную репризу начального эпизода. Напряженная полифоническая разработка приводит к огромному драматическому нарастанию в конце.

«Большой дуэт» (1824) — наиболее оригинальное произведение Шуберта для фортепиано в четыре руки. Задуманное в крупном

плане, оркестровое по фактуре, оно еще более напоминает симфо­нический цикл. По интонационному строю музыка этого дуэта так­же гораздо ближе симфоническим или камерно-инструментальным темам позднего Шуберта, чем привычным оборотам фортепиан­ной музыки.

Среди фортепианных дуэтов Шуберта особый интерес пред­ставляет «Венгерский дивертисмент» (1824), написанный Шубер­том под впечатлением пребывания в Венгрии и даже, по свиде­тельству современников, на материале слышанных им в Целесе песен. Это произведение построено свободно, рапсодийно и во мно­гом предвосхищает «Венгерские рапсодии» Листа.

Шуберт не ограничивается теми общими «унгаризмами», которые довольно часто «окрашивали» венские инструментальные произведения[2], а делает попытку воспроизвести подлинный народный колорит вен­герской музыки.

Своеобразный лад (так называемый «венгерский», g-moll) и синкопированные, тяжело акцентированные ритмы сближают шубертовское произведение с венгерским национальным стилем, известным под названием «вербункош».

Характерные «страстные» tremoli и украшения в импровизи­рованной манере воспроизводят стиль народного исполнения.

Преувеличенная патетика этой музыки, совершенно чуждая шубертовскому стилю, также восходит к венгерско-цыганским традициям.

Венгерец Лист был настолько восхищен шубертовским четырехручным дивертисментом, что переложил его для сольного исполнения, а один из эпизодов — «Марш» — инструментовал для симфо­нического состава.

Наиболее типичная черта шубертовских четырехручных миниа­тюр — «насыщенность» маршами и маршевыми ритмами («Воен­ные марши», «Характерные марши», «Детский марш», «Дивертис­мент в форме марша», «Героический марш», «Похоронный марш» и другие).

Жанр марша получил распространение в героической атмосфере Французской революции. Бетховен, первый композитор, открывший доступ маршу в симфоническую сферу, всегда тракто­вал его в возвышенном духе.

Военной атмосфере начала XIX века мы обязаны тем, что в шубертовское время марш стал одним из наиболее распространенных видов музыки. У Шуберта к бетховенской трактовке прибавился военный марш национально-австрий­ского склада — подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки.

К ним относится знаменитый D-dur’ный «Военный марш» («Marche militaire»). Завоевавший широчай­шую популярность в переложении Таугиза для сольного исполнения, он соперничает в наше время с наиболее излюбленными пес­нями Шуберта.

Некоторые свои «Характерные марши» Шуберт трактовал в скерцозном плане. Эти произведения поражают неожиданностью, оригинальностью смелых гармонических сдвигов, ритмической ост­ротой, стремительностью темпа.

Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатноно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, иногда героический оттенок. Таковы, напри­мер, темы из Andante Es-dur’ного трио, из первой части a-moll’ной фортепианной сонаты ор. 42, из побочной партии струнного квинтета, из Andante Девятой симфонии C-dur:

К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).

Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шу­берт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею.

Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника.

Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лири­ки до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господ­ствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с

бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «тех­нический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл:

Как и в песнях, свобода и непосредственность выражения сочетаются здесь со стройностью формы. Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с ярко контрастирующей средней частью (например, «Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или As-dur). Эта форма впоследствии получила большое распространение в фортепианной музыке композиторов романтиков последующих поколений.

Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.

Возникшие под непосредственным впечатлением от «Экспром­тов» Я. X. Воржишека (1822), они воспроизводят и некоторые черты

чешской музыки, вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские национальные обороты.

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Виртуозный облик фантазии и ее грандиозная форма уникальны среди сосредоточенно-лирических миниатюр Шу­берта.

Композитор придал эстрадному произведению новое и сме­лое толкование, которое не имело ничего общего со стилем кон­цертных фантазий-парафраз. В качестве центрального эпизода фантазии Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скита­лец» (см. пример 106).

Этот романс, вышедший в свет в 1821 го­ду, произвел сильное впечатление своим байронически мрачным настроением. Шуберт не побоялся сделать трагическое Adagio эмоциональным центром виртуозной фантазии.

Совершенно ли­шенная драматургического пафоса, тема песни определила углуб­ленный характер всего эпизода.

Фантазия насыщена многообразным тематическим материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому проблему единства формы. Обычно, используя темы своих песен в инструментальном произве­дении, Шуберт развивал их в классицистских традициях.

Но фан­тазия «Скиталец» написана не в простой вариационной форме; в ней мало связи и со стилем клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века. «Скиталец» во многом предвосхитил сформи­ровавшийся уже в послешубертовское время жанр симфонической поэмы.

Это родство ощущается в эмоционально-психологической программности фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в себе черты сонатности и вариационности, а также в большой роли красочно-гармонических элементов [3].

Особенной красотой отличаются эпизоды, написанные в шубертовской лирической манере: это — вариации на тему песни, обра­зующие художественный центр всего произведения, где потрясаю­щий эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций, и очаровательные скерцо и трио. Однако и блестящим крайним эпизодам присуще большое художественное обаяние.

Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), кото­рые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным

образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с момента­ми сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстати­ческими озарениями.

Остро выразительный тематизм, отличаю­щийся огромной непосредственной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и круп­ные, масштабные формы, виртуозность.

И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинст­вах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шо­пена, Листа.

Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX столетия. В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства, и от произведений композиторов-романтиков следующего поколения.

Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Свободное изложение с частыми отступления­ми от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи.

Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости или рыхлости. Это относит­ся преимущественно к сонатным allegro. Медленные части, как правило, великолепны. К самым выдающимся образцам фортепи­анной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur’ной сонаты, родственную шубертовским контрастным миниатюрам.

Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем[4]. Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.

В первой части привлекает внимание характерно Шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы:

[1] Плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой, иногда фактура фортепианного сопровождения.

[2] Например, «Венгерское рондо» из трио Гайдна, венгерские элементы в финале Третьей симфонии Бетховена, финал струнного квинтета Шуберта и дру­гие. Следует указать, однако, на то, что впоследствии «Венгерскому диверти­сменту» приписывали не столько чисто венгерские, сколько венгерско-цыганские черты.

[3] Фантазия содержит четыре раздела: 1. Allegro con fuoco (C-dur), сонатно-симфонического типа; 2. Adagio (cis-moll) — многократная вариационная трансформация песенной темы; 3.

Presto scherzo и трио (As-dur и Des-dur); 4. Allegro (возвращение в C-dur), фугированное развитие. Кода.

Форма этого произведе­ния несомненно повлияла на принцип развития f-moll’ной четырехручной фанта­зии Шуберта (см. с. 236).

24 Выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пункти» рованный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма.

Конспект и вопросы к зачёту Составитель

^ Основа его музыки — внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема — одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества — песню. У него более 600 песен.

Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

  1. Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня «Скиталец» стала основой фортепианной фантазии, песня «Девушка и смерть» стала основой квартета).
  1. Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт — создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной).

Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть — г.п., п.п.. II-я часть — п.п.), принцип развития — форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он — создатель нового жанра — вокальной баллады.

Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием — вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены — в городе Лихтенталь. Отец — школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент — пению и теории.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки — симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение — 40-я симфония Моцарта.

В Конвикте он увлекся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству.

В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

Написал первые песенные шедевры («Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Скиталец»), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.В 1816 г.

уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удается. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате.В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.Влюбился в Терезу Гроб.

Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей — поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер. Он не любил Бетховена. В 1817 г.

Шуберт познакомился с знаменитым певцом — Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки.

Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу «Альфонс и Эстрелла»).Часто были собрания друзей Шуберта — Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Рассвет творчества — 1822-1823 г. В это время он написал цикл «Прекрасная мельничиха», цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия «Скиталец». Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

Последние годы. Тяжелая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжелый характер, изменяется стиль. Впеснях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор.

В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт еще раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. В ноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Сонаты Шуберта являются противопоставлением сонатам Бетховена, где напряжение между темами образует концепцию композиции. В сонатах Шуберта присутствует постоянное движение вперёд — это принцип внутреннего содержания мелодии.

А в разработках Бетховен сменяет конфликт тональностями, гармонией, динамическими вариантами. Внимание Шуберта сосредоточено не на целой архитектурной форме, а на отдельных деталях. В сонатах — скерцо, менуэт сохраняют своё значение и характеристику, хотя проявляется также влияние венского вальса.

В медленных частях доменирует «andante», (только в двух случаях «Adagio»).Из 21 сонаты, заканчивает он только 12. 3 из них появляются во время его жизни: op.42 (D 845), op.53 (d 850) и op.78 (D 894). До смерти Шуберта проставлены опусы к сонатам, но они не отображают хронологического порядка его сонат.

Сегодня преоблает периодизация сонат следующего порядока:

1 период (1815-1819),13 сонат:

Соната E-duur D 157, (1815) (3-х частный фрагмент)Соната C-duur D 279, (1815) (3-х частный фрагмент)Соната E-duur D 459, (1816) (5пьес для фортепиано)Соната a-moll op.164, D 537, (1817) (3 части)Соната As-duur D 557, (1817) (3 части)Соната e-moll D 566, (1817) (3-х частный фрагмент)Соната Es-duur op.

122 D 568, (1817) (4части)Соната fis moll D 571, (1817) (одночастный фрагмент)Соната H-duur op.147 D 575, (1817) (4 части)Соната C-duur D 613 , (1818) (2 фрагментарные части) Соната f-moll D 625, 1818 (2 фрагментные части)Соната cis-moll D 655, (1819) (одночастный фрагмент)Соната A-duur op.

120, D 664, (1819) (3части)

2 период (1823-1826), 5 сонат

Соната a-moll op.143 D 784 – 1823 г. (3части)Соната C-duur D 840 – 1825 г. (3 и 4 части фрагментарные) Соната a-moll op.42, D 845 – 1825 г. (4части)Соната D-duur op.53, D 850 — 1825 г. “Gasteiner Sonate” (4 части)Соната G-duur op.78, D 894 – 1826 г. (4части)

3 период (1828), 3 сонаты

Соната c-moll D 958, 1828 (4 части) Соната A-duur D 959, 1828 (4 части)Соната B-duur D 960, 1828 (4 части)«Фантазия скиталец», экспромты, музыкальны моменты и др. форт. произведения.

a) Фантазия «Скиталец» C-duur op.

15, D 760 (1822 г.) В фантазии «Скиталец», в которой использована тема одноименной песни «Wander», Шуберт намечает структуру симфонических поэм Ф. Листа (соната h-moll,симфонические поэмы).

Терции дополняют композицию и делают её более завершённой.

b) Импромту и музыкальные моменты. Если не учитывать некоторые музыкальные моменты, которые были созданы в 1823 году, то Шуберт серьёзно обращается к малым формам лирич. форт. пьес в последние годы жизни в 1827-1828 году. 4 экспромта op.90, D 899 (1827 г.) 6 музыкакльных моментов op.94, D 780 (1827 г.) 4 импромту op.142, D 935 (1827 г.)

Andante C-duur D 29, (1812 г.)Allegro E-duur D 154, (1815 г.)10 вариаций F-duur D 156, (1815 г.) Adagio G-duur D 178, (1815 г.)Allegretto C-duur (сонатные фрагменты) D 346, (1816 г.) Allegro moderato (фрагмент) D 347, (1816 г.или раньше)Andantino C-duur (фрагмент) D 348, (1816 г.)Adagio C-duur (фрагмент D 349, (1816 г.)Adagio Des-duur D 505, (1816 г.)Рондо E-duur D 506, (1817 г.)Скерцо D-duur (fragment) D 570, (1817 г.) Allegro moderato fis-moll (сонатный фрагмент) D 571, (1817)13 вариаций на тему Ансельма Хюттенбреннера a-moll D 576 (1817)2 скерцо B-duur, Des-duur D 593, (1817 г.)Форт. пьеса A-duur D 604, (1817 г.)Фантазия C-duur (фрагмент) D 605, (1818 г.)Фантазия C-duur (“Grazer Fantasie”) D 605A (1818 г.)Марш E-duur D 606, (1818 г.)Адажио E-duur D 612, (1818 г.)Аллегро cis-moll (сонатный фрагмент) D 655, (1819 г.)Вариации на вальс Диабелли c-moll D 718, (1821 г.)«Листок из альбома» G-duur (Valss) D 844, (1825 г.)Allegretto c-moll (fragment) D 900, (1827 г.)Allegretto c-moll D 915, (1827 г.)3 форт. пьес es-moll, Es-duur, C-duur D 946 (1828 г.)

Около 400 танцев, в их числе вальс, лендлеры, менуэты, немецкие танцы. Они в большинстве 8-тактового периода состоят из народных танцев, между дополнены трио.

Произведения для фортепиано в 4 руки.

Источник

Оцените статью