Десять немецких танцев
31 января 1797 года родился знаменитейший австрийский композитор всех времен Франц Петер Шуберт. Его инструментами были скрипка и фортепиано. За свою, к сожалению, недолгую жизнь он написал около 600 песен, 9 симфоний, огромное количество фортепианной и камерной музыки. Но они не стали популярными при жизни. Его симфонии не исполнялись, а из всего количества песен и половина не была напечатана. Поэтому прожил композитор всего лишь 31 год.
Жизненные неудачи и болезни погубили талантливого музыканта. Семья маленького Шуберта приветствовала музыкальные стремления сына. Отец часто играл на виолончели, а братья на разнообразнейших инструментах. Мать была дочерью слесаря, а отец учителем в школе. Первыми учителями Франца стали отец и брат, которые собственно и научили его играть на фортепиано и скрипке. У него также был отличный сильный голос. Поэтому часто посещал и пел в церковном хоре.
Когда мальчику исполнилось 11, отец решил отдать сына в школу подготовки церковных певчих. Франц быстро учился. В школьном оркестре ему даже доверяли обязанности дирижера, играл также в группе на скрипке. В группе он исполнял самые разнообразные произведения. Он знакомится с симфониями, увертюрами, квартетами. Его любимым произведением была симфония Моцарта соль – минор. Любимым композитор стал Бетховен. В эти годы юноша начал сочинять.
Первыми произведениями стал ряд песен и фантазия для фортепиано. Его талант заметил Сальери, известный композитор, который потом начал работу совместно с Шубертом. Вскоре парень решил, что ему не нужна школа церковных певчих, томные занятия, скучные предметы. Он решил забросить это и целиком посвятить себя музыке. Отец же не разделял его предпочтений, так как прекрасно знал, насколько тяжело быть музыкантом. Пытался всячески уберечь от этого сына, запрещал в праздники быть дома.
С 1813 года он все больше и больше писал новой музыки. Таким образом он заканчивает свою первую симфонию ре-мажор. На последней странице он вывел следующую надпись: «Окончание и конец», что символизировала окончание произведения и конец школе. Хотя Шуберт постоянно чувствовал денежную нужду, он не сдавался и продолжал писать. Отцу так и не удалось уберечь сына.
Именно материальные неудачи помешали его личной жизни, женитьбе на Терезе Гроб. Последние годы жизни он провел, переезжая от одного друга к другому. Он был человеком гордым, самостоятельным. Не смотря на все это, для нас он остался гениальным мастером своего дела. Подробнее с его творчеством можно ознакомиться у нас на сайте.
Смотрите также ноты произведений композитора Франц Шуберт:
Источник
Фортепианные танцы Ф.Шуберта
статья по теме
Что же представляют собой фортепианные танцы Шуберта?Как они создавались? Почему интерес к ним не ослабевает ?Вот те вопросы, на которые можно найти ответ в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fortepiannye_tantsy_f.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
О ФОРТЕПИАННЫХ ТАНЦАХ Ф.ШУБЕРТА
Гладышева Ирина Викторовна
Преподаватель МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д.Шостаковича» г. Курска
Произведения для фортепиано занимают важное место в творчестве Ф.Шуберта. В XIX веке усовершенствованный инструмент давал богатейшие возможности для музицирования и импровизации. Потребность в игре на фортепиано сопровождала Шуберта всю жизнь. Им было написано:8 экспромтов,6 музыкальных моментов, фантазия «Скиталец», 21 соната, 56 фортепианных дуэтов, в том числе Вариации на французскую тему, Венгерский дивертисмент, Фантазия Фа-минор, 24 сборника танцев . [2,c 234] Именно о танцах хочется остановиться более подробно.
Что же представляют собой фортепианные танцы Шуберта? Почему интерес к ним не ослабевает? Писать танцы для фортепиано Шуберт начал в ранней юности. По воспоминаниям друга Шуберта Й.Шпауна первые упоминания о ряде менуэтов, вызвавших восхищение знатоков, относятся предположительно к 1810 году. К сожалению, эти менуэты затерялись или были уничтожены, как и многие ранние пробы пера композитора. Но в дальнейшем, на протяжении всей творческой жизни Шуберт снова и снова обращался к жанрам танцевальной музыки.
Первые танцы Шуберта носили явно прикладной характер, но при более близком ознакомлении легко убедиться в том, что в XIX веке поэтизация танца была начата им уже внутри традиционной формы прикладного танца. Очень часто танцы Шуберта рождались во время импровизаций, когда композитор садился за рояль и, выполняя роль «бального оркестра», аккомпанировал танцующим. «Любопытный рассказ об исполнении Шубертом своих фортепианных танцев содержится в воспоминаниях видного венского драматического артиста той поры Генриха Анщюца. «Я пригласил к себе компанию друзей , в том числе и Шуберта , — пишет Аншюц, — среди них было некоторое количество молодых дам и мужчин. Моя жена сама ещё была молодой, мой брат Густав – страстный танцор, и вскоре от разговора перешли к танцам. Шуберт, который уже исполнил прекраснейшим образом несколько фортепианных пьес, сам в чудеснейшем настроении сел к инструменту и играл для танцев. Вдруг меня отозвали , незнакомый человек хотел говорить со мной. Это был полицейский комиссар, который потребовал прекращения танцев, так как был пост…Но Шуберт заметил: «Это они сделали мне назло, потому что знают, как охотно я произвожу танцевальную музыку!»[3,c 85] Краткость высказывания (8-16тактов), законченность, уравновешенность формы присутствовали в этих импровизациях, что являлось обязательным для прикладной музыки. Период повторного строения типа «вопрос – ответ», простая двухчастная форма, сопоставление контрастных периодов – всё это широко представлено в шубертовских танцах .
Заметные следы в его фортепианных произведениях оставила венская танцевальная музыка. Уже само обращение Шуберта к жанрам танцевальной музыки раскрывает его связь с традициями венской классической школы широко опиравшейся на танцевальные истоки . Именно здесь получил своё развитие и был опоэтизирован жанр менуэта. А непосредственными предшественниками фортепианных миниатюр Шуберта являются «Багатели» Бетховена.
Почти вся фортепианная музыка Шуберта принадлежит к камерному направлению. Композитор так и не приблизился к стилю концертного пианизма. Возможно какую-то роль в этом сыграло то, что Шуберт не был пианистом-виртуозом как Лист или Шопен , хотя сам композитор вполне осознанно высказывал свою антипатию к бравурному исполнительскому стилю в письме к родителям от 25 июля 1825 г. «Я терпеть не могу проклятую стукотню , которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни душе»[2, c173]
Танцы Шуберта – это небольшие пьесы разнообразных жанров: менуэты, экосезы, и особенно популярные в это время вальсы, лендлеры и «немецкие танцы». Причём не существовало яркого различия между жанрами лендлера, вальса и «немецкого танца» и часто можно было встретить один и тот же танец, опубликованный под разными названиями. Вероятно, это происходило благодаря трёхдольному размеру этих танцев, к тому же лендлер является ближайшим предшественником вальса и был очень распространён в Австрии и Германии, что вполне могло оправдать слияние понятий «Лендлер», «Вальс» и «Немецкий танец». Так «в первом же опубликованном Шубертом сборнике ор9-а финальными являются два танца, отмеченные характерными чертами сельского лендлера… Появление таких номеров в сборнике , озаглавленном «Вальсы» свидетельствует о том ,что в практике музицирования того времени не существовало чёткого разграничения вальса и лендлера, лендлера и немецкого танца.» [1,c190]
В своих, более поздних сочинениях Шуберт всё большее предпочтение отдаёт вальсу, который был буквально привезён в Вену ансамблями деревенских музыкантов и стал очень популярен. Шубертовские вальсы – это подлинные камерные миниатюры. В вальсах Шуберта еще нет ни большого развития , ни обобщённости. В них ещё очень много от быта. И всё же несмотря на их явное происхождение из бытового танца, они неизмеримо возвышаются над собственно танцевальной музыкой. В вальсах Шуберта особое значение начинает приобретать гармония, в которой важную роль играет сопоставление мажора и минора. Шуберт гибко варьирует смысл подобных сопоставлений. И не всегда в подмене мажора минором (или наоборот) следует усматривать срастание одноимённых ладов, иногда это является средством создания контраста колористического плана. Произведения композитора становятся более задушевными, одухотворёнными, слышится влияние песенного творчества. Уже в первом вальсе ор.9-а есть основания говорить о песенном росчерке, завершающем чисто танцевальный период. А в очень популярном «Траурном вальсе» (ор9 №2 ), который долгое время приписывали Бетховену, уже явно ощущается распевность. Своеобразное равновесие песенного и танцевального начала наблюдается в ор33№10. Гибкий распев мелодии как бы парит над чеканным вальсовым аккомпанементом. Композитор начинает активно применять вариационно-вариантное преобразование материала, ранее имевшее место лишь в вокальных произведениях (вальс №8 ор9). Вместе с тем встречается в нём и секвенция – примета продолженного развития. Музыка Шуберта требует внимательного вслушивания, которое становится невозможным в рамках прикладного музицирования. И не удивительно, что её истинные достоинства обнаружились, когда она оторвалась от своего первоначального предназначения и стала объектом чисто музыкального восприятия.
Танцы Шуберта издатели публиковали охотнее других его произведений , но далеко не всё устраивало рецензентов. Порой причудливые фантазии композитора не находили их одобрения. И далеко не все его танцы были изданы при жизни. Только в 1956 году вышло в свет двухтомное полное собрание фортепианных пьес Шуберта. Оно содержит около 400 танцев из них 250 вальсов. В 1973 году в издательстве «Музыка» г.Москва вышло пятитомное полное собрание фортепианных сочинений Шуберта. Пятый том этого издания полностью посвящён танцам. Остаётся только ответить на вопрос о принципе объединения пьес в опусы. Искать в тетрадях танцев сквозного развития, ясно выявленного тематического родства не приходится. Тем не менее намёки на целостность замысла в некоторых случаях уловить можно. Допустимо иногда настаивать на заключительном значении завершающих номеров, выполняющих функцию подытоживания. И это несмотря на то, что сборники составлялись Шубертом из танцев, сочинённых в разные годы, а некоторые тетради, появившиеся в печати отдельно, в рукописях объединены в одно целое.
Несмотря на лаконизм, простоту фортепианной фактуры, позволяющей исполнять пьесы не только пианисту-профессионалу, но и юным музыкантам, только начинающим осваивать фортепиано, многие шубертовские танцы представляют собой поистине замечательные музыкальные творения. О высочайших достоинствах шубертовских танцев можно судить по тому вниманию, которое уделяли им крупнейшие композиторы более позднего времени. Ференц Лист выполнил концертную обработку ряда вальсов Шуберта под общим названием «Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту». Равеля шубертовские танцы вдохновили на создание «Благородных и сентиментальных вальсов». К.Черни написал «Вариации на популярный венский вальс». ( ор 9 №2) Прокофьев обработал для фортепиано в две руки и для двух фортепиано в четыре руки избранные вальсы Шуберта, которые объединил в сюиту. И не удивительно, что в наши дни танцы Ф.Шуберта также вызывают огромный интерес у музыкантов и продолжают пленять их сердца своей простотой и изысканностью.
1.П.Вульфиус «Франц Шуберт» Очерки жизни и творчевтва Москва «Музыка»1983
2. В.Конен «Шуберт» Государственное музыкальное издательство Москва 1953
3. Ю.Хохлов «Шуберт» Некоторые проблемы творческой биографии издательство «Музыка» Москва 1972
Источник
Шуберт
Франц Шуберт был австрийским композитором и одним из предшественников романтического стиля в музыке .
Творцы эпохи классицизма и романтизма, часто создавали произведения, в которых передавали очень личные высказывания. Однако не многие из них создавали такую гениальную музыку, как Франц Петер Шуберт .Работы Моцарта могут быть связаны с магией, величественной красотой. Гайдн сочинял композиции, совершенные с точки зрения музыкального ремесла. Шуберт, с помощью музыки, говорит о сокровенности своих эмоций. Они разные: полны страдания, радости, наслаждения и счастья.
Скачать ноты произведений Ф. Шуберта
Музыкальный инструмент | Партитура | |
---|---|---|
Die schone Mullerin, Winterreise, Schwanengesang ung 22 heruhmte Lieder fur eine Singstimme mit Pianofortebeitung comp. v. Fr. Schubert — ноты | ||
Divertissements (Op. 54 & 63) pour piano a 4 ms. de S. Schubert — ноты | ||
Winterreise — ноты | ||
Grosse Fantasie, op. 15, fur Piano und Orchester v. F. Liszt simphonisch bearb. Pianostimme allein — ноты | ||
Symphonien von Franz Schubert — ноты | ||
Квинтет (А) — ноты | ||
Die schone Mullerin — ноты | ||
Trios pour piano, violon et violoncelle par Fr. Schubert — ноты | ||
Schubert 91 beliebteste Lieder fur mittlere Stimme mit erleichterter u. den Vortrag untestutzender Klavierbegleitung — ноты | ||
26 романсов Ф. Шуберта, изд. под ред. Н. Г. Рубинштейна с русским и нем. текстами в пер. Берга, Буренина, Вейнберга, Майкова, Плещеева и др. — ноты | ||
Серенада (Франц Шуберт) — ноты | Фортепиано, Гитара, Скрипка, Флейта | 2 |
Анданте до мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
30 менуэтов с трио. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
12 вальсов, 17 лендлеров, 9 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
12 венских немецких танцов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
20 вальсов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Аллегро ми мажор (D.157). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
10 вариаций. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Соната ми-бемоль мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Экосеза ре минор-фа мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Адажио соль мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Соната до мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
8 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Минуэт ля мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Аллегретто до мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Аллегретто модерато до мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Андантино до-мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Адажио до-мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
36 оригинальных танцов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
17 лендлеров. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
8 лендлеров. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
3 минуэта (третий минуэт потерял). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
12 немецких танцев и 5 экосез (4-8). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
6 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
Соната ми-бемоль мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано | Фортепиано | 1 |
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
Краткая биография Ф. Шуберта
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года. Его отец не был богатым человеком, он руководил школой в пригороде Вены. Мать была поваром. Он был двенадцатым ребенком, но как и остальные дети, обучался в школе своего отца. Старший брат заметил у маленького Франца талант к музыке. Вначале он пел в местном хоре, затем, в 1808 году он был принят в хор Придворной часовни в Имперском королевском Конвикта. Франц все время учился, а по вечерам брал уроки музыки.
Чтобы избежать военной службы, он поступил в учительскую семинарию, которую он оставил в 1816 году и стал композитором. В то время у юного Шуберта было написано 5 опер, 5 симфоний, 4 мессы, несколько камерных музыкальных произведений и песен.
Его коллеги, композиторы и музыканты, жившие в тоже время что и Шуберт, казалось, были ошеломлены его даром. Он был потерянным человеком, не очень открытым для мира и робким. Тем не менее Шуберт искренне дружил и был открытым с ближайшими к нему людьми. При этом, случалось, что он конфликтовал с теми, кто хотел помочь ему в продвижении. Именно поэтому Франц Шуберт не сделал потрясающей музыкальной карьеры. Несмотря на это, он создавал фантастическую музыку, потому что именно музыку он любил больше всего на свете.
Он написал много композиций, многие из них незавершенные, а только лишь наброски. Мы не знаем его режима работы, и мы не знаем, что он делал в свободное время. Но у нас есть информация о том, что в страхе перед одиночеством он любил прикладываться к рюмке.
Случалось, что поздно вечером Шуберт посещал венские кафе и постоялые дворы, ища утешения в вине. Изначально такие посещения были своего рода проведением свободного времени, с течением времени, однако, это стало привычкой, а композитор все больше и больше удаляется от друзей. Необычная атмосфера богемной художественной Вены, безусловно, воодушевила композитора. Но Швинд, друг Шуберта, утверждал, что это разрушило его здоровье и карьеру.
Источник