Шуберт три пьесы для фортепиано

Пять маленьких шедевров Франца Шуберта, которые нельзя не знать

1. Музыкальный момент фа-минор

Любой человек улыбнется , когда услышит первые звуки этой фортепианной пьески. И не только потому, что она звучала в «Масках-шоу» или в «Интернах». Так мы улыбаемся, когда вспоминаем какие-то моменты из своего наивного детства.

Эта музыка настолько простодушна, что её очень трудно играть. Это вообще самое сложное — играть просто.

Дэвид Фрай очень старается)

2. Экспромт ля-бемоль мажор, опус 90

Свои экспромты Шуберт написал в последний год жизни. Это просто пьесы с разными настроениями, среди которых преобладают печальные. В них есть мелодии замечательной красоты.

Этот — ля-бемоль мажорный — самый популярный. Его невозможно забыть, если хоть раз услышишь первый пассаж. Точно так же, как «Лунную сонату».

Владимир Горовиц в домашнем интерьере. Чем старше он становился, тем тоньше играл. Здесь ему 82 года. И посмотрите, как он улыбается в конце)

3. «Форель» на стихи Кристиана Шубарта

Эта милая простая песенка на самом деле — целая драма на рыбалке.

Лето, солнце ручеек, рыбки. И всё бы хорошо, но на берегу сидит рыбак с удочкой в крайней степени раздражения. У него не клюёт, потому что рыбки видят его сквозь прозрачную воду. «И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел» — говорится в тексте)

Но этот мрачный рыбак всё же нашёл способ перехитрить рыбок, и одна, особенно наивная, попала ему на крючок.

Этот сюжет — аллегория. Шуб а рт (он вообще-то был музыкантом, а стихи стал писать в тюрьме, где отсидел десять лет) написал свое стихотворение в назидание всем девицам. Избегайте этих хитрых ловеласов с их снастями! А то попадётесь им на крючок, как эта глупая рыбка!

Правда, как раз последнюю строфу с этой моралью Шуберт не включил в песню. Решил, наверное, что она и без морали хороша.

В партии фортепиано Шуберт придумал очень выразительный мотивчик — он похож на грациозное движение рыбки в воде.

Виктория Иванова шедеврально поёт эту песню свои неповторимым, легким голосом.

4.»Вечерняя серенада» на стихи Людвига Рельштаба

Любовное стихотворение Рельштаба перешло к Шуберту по наследству от Бетховена. Если коротко — текст «Серенады» Рельштаб отправил Бетховену, но тот вскоре умер. Поскольку Шуберт в то время был уже широко известен в Вене своими песнями, секретарь Бетховена отдал это стихотворение ему. А Шуберт, как он это умел, из простого сделал совершенство.

Тишина, ароматы ночи, ты молод и влюблён, и она сейчас придёт.

Скрипка легендарного Исаака Стерна выразит всё это без слов.

5. «Аве Мария» на стихи Вальтера Скотта

Да, Вальтер Скотт не только рыцарские романы писал, но и стихи. Именно стихами он и прославился при жизни, особенно поэмой «Дева озера» на сюжет из шотландской истории.

В ней есть эпизод, когда одна из героинь — молодая и прекрасная Элен, укрывшись от врагов в пещере, просит Деву Марию спасти её отца. А влюбленный в неё молодой и, конечно же, тоже прекрасный Родрик слушает эту песню в отдалении, собираясь покинуть эти места навсегда.

«Надежды нет. В последний раз я ангельский услышал глас!»

Это он точно сказал — ангельский.

Чудесный, трепетный голос Рене Флеминг — в недванем прошлом иконы Метрополитен-оперы. Вот кто имеет полное право назваться оперной дивой. В прошлом году она ушла со сцены.

Эти маленькие шедевры Шуберта — прекрасная иллюстрация бидермайера. О том, что это такое, можно почитать в этой культшпаргалке.

Немного подробнее о «Серенаде» и «Аве Марии», а также другие варианты исполнения — в этой .

Источник

Шуберт три пьесы для фортепиано

Сонаты для фортепиано Шуберта

Франц Шуберт — известный австрийский композитор, являющийся основоположником романтизма в музыке. Главное место в его творческой карьере заняли песенные мотивы, которые ранее считались второстепенным жанром. Его музыка удивительным образом отражает мироощущение людей той эпохи. Лирика Шуберта , несмотря на свою тонкость и изящество, удивительно проста и понятна для слушателя. Напряженность, трепетность, эмоциональная глубина произведений музыканта прекрасно сочетается с душевным равновесием.

Историю создания Сонат Шуберта, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Принцип создания легендарных шубертовских сонат был воссоздан по уцелевшим черновикам. Сонаты писались в две ступени – начальный вариант и итоговая версия.

Сонаты Ля минор, Ре мажор и Соль мажор, созданные в период 1825–1826 гг., доказали, что музыкант идеально разбирается в сонатном принципе. В произведениях маэстро смог соединить танцевальную и песенную форму с классическими музыкальными приемами. В трех последних сонатах Шуберт представил танцевально-песенные части в высокопарном духовном виде. Эмоциональная составляющая поздних опусов стала намного богаче и насыщеннее, чем в его ранних работах. В последней сонате си-бемоль мажор ярко чувствуется, что автор как следует поработал над тематикой и формой цикла.

К сожалению, из большого количества фортепианных циклов при жизни Шуберта было напечатано только три. Творения композитора по глубине и смыслу уступают разве что сонатам Бетховена. Шесть сонат, которые Шуберт написал в юности, популярны они только в узких кругах, остальные же известны во всем мире.

Многие музыкальные критики XIX века высоко оценили мастерство композитора, однако, шубертовские сонаты долгое время были заброшены. Только в следующем столетии слушателя заинтересовало творчество музыканта, чему поспособствовало исполнение сочинений популярными пианистами. В дальнейшем заинтересованность к фортепианным произведениям Шуберта росла день ото дня, а в конце XX века они стали классикой репертуара и часто исполнялись на концертах.

Фортепьянные пьесы, состоящие из импровизаций, по праву считаются величайшими творениями композитора. Хотя Шуберт так и не приблизился к концертному пианизму, он всю жизнь пылал страстью к сочинениям для фортепиано. Его фортепьянную музыку сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией.

На неповторимый музыкальный стиль композитора большое влияние оказали работы Бетховена , чешская школа и бытовые танцевальные мотивы из Вены. Но главную роль в фортепьянном творчестве композитора сыграла лирическая песня и правила песенности в целом.

Шуберт всегда старался демократизировать музыку, ярким примером этого является вальс. За свою карьеру Шуберт написал около 250 вальсов, каждый из которых является признанной камерной миниатюрой. Шубертовские вальсы — это истинные лирические поэмы с неподражаемой и пленительной мелодией, которые при этом не лишены простоты и непосредственности.

До Шуберта ни один великий композитор не уделял столько сил и внимания четырёхручной фортепианной литературе. Потрясающие клавирные дуэты сочинял Моцарт , но именно Шуберт создал жанр, который прекрасно подходил для семейного непрофессионального исполнения.

Фа-минорная фантазия композитора, которую он написал незадолго до смерти, возносит творчество Франца на новый уровень. Она безусловно является лучшей фортепианной фантазией музыканта. Композиция включает в себя четыре части, очень похожие на последовательность разделов сонатно-симфонического цикла.

Композитор подбирал для своих творений непривычные неординарные названия, которые полностью отражали идею автора. Музыкальные моменты произведений очень разнообразны: от умиротворенной лирики до трагических мелодий.

Интересные факты

  • Композитор создавал по 5-8 сочинений в день. Многие критики до сих пор недоумевают, как он находил столько времени для работы.
  • Шуберт начал сочинять фортепианные сонаты с 1815 года. 15 из них были закончены полностью и получили широкую известность в музыкальном мире.
  • Франц родился в небогатой семье школьного учителя. Его родители обожали музыку и часто устраивали тематические вечера, поэтому с самого детства мальчика учили игре на музыкальных инструментах.
  • Произведения композитора отличались от классической фортепианной музыки XIX века, поэтому они долгое время были не имели особую популярность и даже были забыты.
  • В 1928 году, после 100 лет со дня смерти музыканта, пианист Артур Шнабель исполнил на концерте практически все его фортепианные творения. Гениальный русский музыкант Сергей Рахманиновв этом же году сделал заявление, что ранее не был знаком с работами Шуберта.

  • Композитор был очень робким, застенчивым и непритязательным человеком, не умел просить о помощи и не желал унижаться перед влиятельными лицами. Именно поэтому из-за материальных трудностей гений часто не имел возможности издавать свои шедевры.
  • Шуберт оставил после смерти множество неизданных произведений (мессы, симфонии, оперы и прочее). Многие рукописи долгое время находились у его родственников, друзей и издателей.
  • Гениальный композитор при жизни бы вынужден жить в ограниченных средствах, хотя с 13 лет писал невероятное количество музыкальных произведений.
  • У Шуберта была интересная привычка подписывать на нотах дату начала написания сочинения и дату окончания работы над ним.
  • За свою 32-летнюю жизнь мужчина так и не женился. В 1814 году он сделал предложение Терезе Гром, которая пела в церковном хоре. Однако, мать девушки была против небогатого жениха, и помолвка была разорвана.
  • Известность пришла к Шуберту только в 1821 году. Тогда композитор был желанным гостем на встречах Бидермейеровской Вены, где он пел и играл на фортепиано.
  • В год смерти композитора друзья смогли организовать для него единственный при жизни сольный концерт. Выступление имело большой успех, и Франц был невероятно счастлив.
  • Музыкант имел невысокий рост и плотное телосложение, страдал близорукость. При этом он был невероятно обаятельным, застенчивым и добрым человеком. Нежный цвет лица и волнистые каштановые локоны делали мужчину особенно привлекательным.
  • Шуберт одним из первых стал использовать фортепианные дуэты и смог привнести в этот бытовой жанр характерные художественные элементы.

Величайшее достижение композитора – три последние сонаты

В последние годы своей жизни Шуберт усердно трудился над тремя потрясающими сонатами, которые даже объединяют в трилогию. Первые эскизы были написаны композитором в середине 1828 года. Наброски состоят из разных элементов, которые беспорядочно разбросано на одном листе. Это говорит о том, что два финальных сочинения создавались одновременно. Прощальную сонату автор закончил в конце сентября, уже через пару дней она была исполнена на концерте в Вене.

В то же время Шуберт написал издателю Пробсту письмо с просьбой опубликовать свежие творения. Однако, мужчина проигнорировал эту просьбу, а 19 ноября композитор умирает от кишечной инфекции, так и не дождавшись публикации сонат. Через год брат гения продает рукописи другому издательству, но опубликованы они будут только спустя десятилетие, в 1839 году.

По признанию Шуберта, он мечтал посвятить свои работы композитору и пианисту Иоганну Гуммелю (ученик Моцарта ), которым искренне восхищался. Но сонаты были выпущены Антоном Диабелли, когда Гуммеля уже не было в живых, поэтому издатель посвятил сонаты Шуману, который не раз восхвалял талант композитора. Интересно, что Шуману сонаты не понравились, он посчитал их излишне простыми и абсолютно несовременными. Впрочем, это не помешало ему восторгаться их звучанием, передающим тончайшие чувства. Брамс и Рубинштейн также были очарованы мелодичностью сонат.

В последнем творении Шуберта – Сонате Си бемоль мажор четко видны три основные идеи: молитва, песня и игра, которые свойственны для всего фортепианного творчества композитора. Начальные мелодии сонаты воистину удивительны, абсолютно просты и легко запоминаются. Песня словно живет внутри слушателя, освящая его душу теплым светом. Она похожи на молитвы, которые наполнены благодарностью к Господу, при этом через всю их благодать проглядывается трагизм, словно обратная сторона добра.

Главные партии выражают абсолютно другие эмоции, автор словно осознал масштаб вселенской скорби, которая живет в каждом человеке. Большинство критиков считают, что таким образом Франц пытался передать печаль от своей болезни, которая непоколебимо вела его в мир иной.

В самом конце мелодия звучит так светло и ослепительно, что ее можно сравнить с появившимся из-за туч солнцем. Этот прием называют знаменитой шубертовской игрой, которая заключается в дивном юморе и детской наивности музыки. Удивительно, что в теме финала зашифрованы знаки музыканта: S (es – ми-бемоль), с – до, h – си (три начальные буквы его фамилии). Монограмма выступает как фирменная печать, которой композитор обозначает свое творение.

Работая над последними сонатами Шуберт уже знал, что его в скором времени ждет смерть. Ужасные ожидания оправдались – мужчина скончался спустя пару месяцев после окончания последней работы. Благодаря своим последним величайшим произведениям Шуберт стал уважаемым представителем мировой музыкальной классики, наряду с другими гениальными композиторами.

Шуберт создал фантастические фортепианные циклы, которые не могут оставить равнодушным ни одного слушателя. Его сонаты абсолютно не похожи на сонаты Бетховена, в которых главенствует напряжение между частями. Произведения Шуберта отличаются непрерывным движением вперед, все внимание композитора сосредоточено на индивидуальных элементах, а не на цельной архитектурной форме.

Фортепианные сонаты композитора отличаются невероятным богатством образов. Каждый цикл отличается от другого, и в каждом из них присутствуют вдохновляющие поэтичные эпизоды. Композитор открыл слушателю мир великолепных лирических тем, которые наполняют душу светом и невероятными эмоциями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианная соната Шуберта

Источник

Читайте также:  Ноты гитара если у вас нет собаки
Оцените статью