Шуман для трех фортепиано

Роберт Шуман. Три романса для гобоя и фортепиано

Год 1849 был для Роберта Шумана нелегким: композитор пребывал в депрессивном состоянии – но, как ни парадоксально, в этот период было создано немало произведений, в общей сложности – более двадцати, включая фортепианный цикл «Лесные сцены», увертюру к поэме Байрона «Манфред», «Испанский линдершпиль», Концертштюк для четырех валторн с оркестром. Некоторые из творений этого периода Клара Шуман не решалась публиковать – слишком явно проявлялось в них душевное состояние автора, а она старалась скрыть от окружающих заболевание своего супруга.

Среди сочинений 1849 г. выделяются своим лирически-светлым характером Три романса для гобоя и фортепиано. У музыковедов даже возникали сомнения – мог ли написать их человек, погруженный в депрессию, не сделала ли это Клара Шуман, выдав пьесы за сочинение супруга? Подозрения усугублялись тем, что оригинальная рукопись не сохранилась. Однако прямых доказательств авторства Клары Шуман не существует, поэтому Романсы все же считаются произведением Роберта Шумана. Клара, возможно, отредактировала их. Некоторые исследователи полагают, что Три романса были именно тем произведением, которое композитор подарил супруге с посвящением в 1849 г.

Назвав три пьесы романсами, Роберт Шуман следовал традициям XIX столетия. В ту эпоху романсами было принято именовать небольшие инструментальные пьесы, как правило, лирического характера, с кантиленной мелодией. Впрочем, романсом тогда могла именоваться любая инструментальная миниатюра – подобное заглавие никоим образом не ограничивало образное содержание пьесы и не предписывала какую-либо определенную музыкальную форму (в этом плане инструментальный романс близок к созданному Мендельсоном жанру песни без слов). Три романса для гобоя характеризуются подчеркнутой камерностью стиля. Простота и безыскусность роднит их мелодии с народной песенностью. Столь же просты обозначения темпа и характера, которые тоже указывают на лирическую природу сочинения: Романсы № 1 и № 3 композитор требует исполнять «не быстро», а № 2 – «просто, сокровенно».

Обладая общими чертами, пьесы остаются глубоко индивидуальными. Первый романс – проникновенная элегия. Второй напоминает простодушную народную песню с оживленным средним разделом. Особенно интересен третий: мелодия в духе баллады имеет в своем ритме некоторый оттенок танцевальности, а в среднем разделе появляется широкая кантиленная тема.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»

“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]

Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»

Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]

Риккардо Дриго. Балет «Талисман»

Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]

Источник

Оцените статью