Шуман фантазия для фортепиано

Шуман фантазия для фортепиано

К наиболее вдохновенным и монументальным произведениям Шумана относится его до-мажорная «Фантазия» для фортепиано (1836). От первого до последнего звука она проникнута страстным романтическим па­фосом. Будучи одним из самых виртуозных произведений Шумана, «Фантазия» в то же время полна такой одухотворенности, что она достойна сравнения с произведениями Бетховена, которому первоначально посвящалась.

(Шуман предполагал издать «Фантазию» в пользу фонда для сооружения памятника Бетховену в Бонне. Отдельные части «Фантазии» назывались раньше: «Руины», «Триумфальная арка», «Звездный венец».)

Позднее композитор предпослал ей эпиграф из Шлегеля, придавая своему произведению субъективно-психологический смысл:

Во сне земного бытия
Звучит, скрываясь в каждом шуме,
Таинственный и тихий звук,
Лишь чуткому доступный слуху.

Могучее «бетховенское» дыхание этой «Фантазии» было навея­но самым сильным чувством в жизни композитора — его любовью к Кларе Вик.

(Один из исследователей шумановского творчества обнаружил, что в раз­витие музыки «Фантазии» вплетена тема из шестой песни цикла «К далекой возлюбленной» Бетховена. Близость к бетховенской теме особенно ощутима в коде первой части. Шуман сочинял «Фантазию» в период вынужденной разлуки с Кларой Вик. Вполне возможно, что он использовал прием музыкальной сим­волики, к которому прибегал неоднократно.)

Рапсодийные образы произведения воплощены в свободной форме. Новая виртуозная техника играет здесь огромную роль в выражении поэтического замысла. «Волнующийся» красочный фон, приподнятые возгласы мелодии, широкие звуковые потоки, импро­визационно-изменчивый темп — все создает атмосферу экстаза, ничем не сдерживаемого эмоционального излияния.

И, однако, в «Фантазии» есть свои внутренние законы построе­ния. Характерные шумановские приемы формообразования проникли и в этот, самый свободный, музыкальный жанр.

В отличие от всех известных классицистских и романтических фантазий (И. С. Баха, Фридемана Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена), сочинение Шумана пронизано чертами кон­трастной цикличности.

«Фантазия» в целом является трехчастным циклом. Маршевая волевая вторая часть в Es-dur выдержана в энергичных ритмах и образует контрастирующую середину по отношению к двум край­ним С-dur’ным частям импровизированного характера. В основе формы второй части также лежит контрастная рондообразность. Но даже в рапсодийной первой части, о которой Шуман говорил как об одном из самых «страстных» созданий, господствующим взволнованно-лирическим тонам противопоставлен эпизод народ­но-эпического склада («Im legendenton», то есть в тоне легенды), что создает впечатление «цикла внутри цикла».

В то же время первая часть «Фантазии» насыщена вариацион­ностыо. Непрерывность мотивных переходов, тонкое мелодическое варьирование объединяют ее темы:

Внутренние связи между темами сочетаются с принципом репризности.

Источник

Роберт Шуман. Фантазия до мажор

«Фантазию ты сможешь понять, если мысленно перенесешься к тому несчастному лету 1836 года, когда я должен был отречься от тебя», – так охарактеризовал Роберт Шуман в письме к супруге свою Фантазию до мажор. Это наиболее виртуозное из фортепианных произведений Шумана (не случайно оно посвящено Ференцу Листу – одному из величайших пианистов-виртуозов XIX столетия) – и одно из самых одухотворенных.

Впрочем, первоначально Шуман намеревался посвятить Фантазию Людвигу ван Бетховену (примечательно, что деньги, вырученные от издания произведения, автор предполагал пожертвовать фонду для создания памятника этому великому композитору и даже просил издателя напечатать на обложке золотыми буквами: «Лепта на памятник Бетховену»). В Фантазии есть нечто общее с Бетховеном – та же напряженность чувств, которая присуща лучшим бетховенским сонатам. Имеет место даже прямое цитирование – в третью часть введен ритмический отзвук Allegretto из Симфонии № 7, а в другом месте в тематическое развитие вплетается мелодия шестой песни бетховенского вокального цикла «К далекой возлюбленной». Тем самым Шуман мог не только отдавать дань уважения великому композитору, но и намекать на ситуацию, в которой находился он сам – он ведь тоже был разлучен со своей возлюбленной, к которой вынужден был обращаться издалека – и чувства, связанные с этой ситуацией, вызвали к жизни Фантазию: «Звук» в эпиграфе – не ты ли это?», – вопрошал он, обращаясь к Кларе Вик, подразумевая строки Фридриха Шлегеля, взятые им в качестве эпиграфа к произведению («Таинственный и тихий звук, лишь чуткому доступный слуху»).

Фантазия до мажор состоит из трех частей, каждую из которых Шуман первоначально намеревался снабдить программным заглавием. Первую часть он предполагал назвать «Руинами», вторую – «Трофеями», а для третьей было избрано название «Пальмы». Согласно другим источникам, вторая и третья части должны были именоваться соответственно «Аркой победы» (или «Триумфальной аркой») и «Звездной картиной» (или «Звездным венцом»). Однако масштабность замысла произведения не исчерпывается ни заглавиями, от которых автор в конечном итоге отказался, ни цитируемыми бетховенскими темами, ни посвящениями кому-либо – это бесконечный полет мысли, странствия романтической души со взлетами и падениями, битвами и победами, восторгами и мрачными размышлениями.

Трехчастная композиция Фантазии менее всего ассоциируется с классической сонатой: произведение открывается формой рондо-сонаты (которой сонаты, как правило, завершаются), сонатной формы здесь нет вообще, а завершается цикл медленной частью, что связано с лирической сущностью произведения.

Более всего автор ценил первую часть, которую считал не только лучшей среди частей Фантазии, но и одним из наиболее страстных своих творений. Ее эмоциональному строю задает тон главная партия, воплощающая лирический образ. В мелодии присутствует и светлая патетика, и торжественная гимничность, создаваемая ее строгой диатоничностью, благородно-простым ритмом и аккордово-октавной фактурой. Романтическую страстность придает ей сопровождение, «бурлящее» мелкими длительностями. В «скрытой полифонии» фигураций многократно, с настойчивостью возникает одна из интонаций главной партии. Эту тему Шуман требовал исполнять «в высшей мере фантастично и страстно». В развитии она приобретает то мечтательность, то суровость. Один из вариантов главной партии играет роль связующей, в него вплетается тема балладного характера, которая впоследствии будет играть важную роль. Нежная, лиричная побочная получает полифоническое развитие. Следующая – балладная – тема, обозначенная автором «в духе легенды», могла бы быть самостоятельным произведением. Завершается часть многозначительным Adagio.

Вторая часть, имеющая форму рондо, отличается торжественностью (не случайно Шуман намеревался назвать ее «Триумфальной аркой»). Маршевая главная тема исполнена силы и блеска, а развивающие части придают ей активность, действенность – так возникает образ подлинно героический (и это в особенности перекликается с творчеством Бетховена). Большую роль играет в этом пунктирный ритм и синкопы. Первый эпизод с его отклонениями в минор и имитационными перекличками вносит оттенок драматизма, второй отмечен поистине женственной грацией с оттенком юмора, который возникает благодаря прихотливому ритмическому рисунку. Клара Вик говорила, что в маршевой теме ей представляется победное шествие воинов, а во втором эпизоде – встречающие их девушки с венками в руках.

Элегически-светлая третья часть наиболее свободная по форме. Здесь господствует стихия кантилены. Первая лирическая тема окутана прозрачными фигурациями. Она сменяется нисходящей мелодией, излагаемой в высоком регистре. Следующая тема отличается большей подвижностью и порывистостью. В дальнейшем она приобретает торжественное звучание, а в конце части обволакивается причудливыми фигурациями, словно теряясь в дымке романтической мечты.

Источник

Фантазия до мажор (Шуман) — Fantasie in C (Schumann)

Fantasie мажор , соч. 17, был написан Робертом Шуманом в 1836 году. Он был отредактирован перед публикацией в 1839 году, когда он был посвящен Ференцу Листу . Его обычно называют одним из величайших произведений Шумана для фортепиано соло и одним из центральных произведений раннего романтического периода. Его часто называют в итальянской версии Fantasia ; слово «Фантазия» — это немецкое написание.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Фантазия находится в свободной сонатной форме. Его три движения озаглавлены:

  1. Durchaus fantastisch und leidenschaftlich vorzutragen; Im Legenden-TonСовершенно фантастический и увлеченный делом; В легенде тоном.
  2. Mäßig. Durchaus energischУмеренный. Довольно энергично. (в E ♭ мажор)
  3. Langsam getragen. Durchweg leise zu halten.Носится медленно. Чтобы во всем молчать.

Первая часть восторженная и страстная; средняя часть — грандиозное рондо, основанное на величественном марше, с эпизодами, напоминающими эмоции первой части; а финал медленный и задумчивый.

Бытие

Произведение берет свое начало в начале 1836 года, когда Шуман сочинил пьесу под названием « Руины», в которой выражает свое горе от разлуки со своей любимой Кларой Вик (впоследствии ставшей его женой). Позже это стало первой частью Фэнтези. Позже в том же году, он написал еще два движения , чтобы создать работу , направленную в качестве вклада в призыв на средства возвести памятник в Бетховеном в его рождения, Бонн . Шуман предложил работу издателю Кирстнеру, предложив продать 100 презентационных копий, чтобы собрать деньги на памятник. Другие взносы в фонд памятника Бетховена включен Мендельсон «s Серьезные Вариации .

Первоначальное название работы Шумана было «Монумент Оболен на Бетховене: Руинен, Трофан, Пальмен, Большая соната fd Piano f. Für Beethovens Denkmal». Кирстнер отказалась, и Шуман попытался предложить произведение Хаслингеру в январе 1837 года. Когда Хаслингер также отказался, он предложил его Breitkopf & Härtel в мае 1837 года. Подзаголовками движений (Руины, Трофеи, Пальмы) стали Руины, Триумфальная арка и Созвездие , а затем были полностью удалены, прежде чем Breitkopf & Härtel в конце концов выпустили Fantasie в мае 1839 года.

Работа была посвящена Ференцу Листу , который ответил в письме от 5 июня 1839 г .: «Фантазия, посвященная мне, — произведение высочайшего качества, и я действительно горжусь той честью, которую вы оказали мне, посвятив мне это. грандиозная композиция. Поэтому я имею в виду работать над ней и проникать в нее насквозь, чтобы произвести с ней максимально возможный эффект «.

В конечном итоге памятник Бетховену был достроен, в основном благодаря усилиям Листа, который заплатил 2666 талеров, что является самым крупным разовым взносом. Он был торжественно открыт в 1845 году, в нем приняли участие королева Виктория и принц Альберт, а также многие другие высокопоставленные лица и композиторы, но не Шуман, который был болен.

Намек и цитата

Шуман предварял работу цитатой Фридриха Шлегеля :

Durch alle Töne tönet Im bunten Erdentraum Ein leiser Ton gezogen Für den, der heimlich lauschet.

(«Звучит во всех нотах

В красочном сне земли

Звучит слабая протяжная нота

Для того, кто слушает втайне. «)

Музыкальная цитата фразы из песни цикла Бетховена An умереть Ferne Geliebte в коде первого движения не был признан Шуманом, и , видимо , не было замечен до 1910. Текст цитаты есть: Принять то эти песни [возлюбленные, которую я пел только для тебя] . И строфа Шлегеля, и цитата Бетховена подходят для нынешней ситуации разлуки Шумана с Кларой Вик . Шуман написал Кларе: «Первая часть, возможно, будет самой страстной из всех, что я когда-либо сочинял, — глубокое оплакивание тебя . Им предстояло пережить множество невзгод, прежде чем они наконец поженились четыре года спустя.

Прием и выступление

Лист был одним из немногих пианистов, способных удовлетворить беспрецедентные для того времени требования Фантазии , особенно быстрые прыжки кода второй части в противоположных направлениях одновременно. Он сыграл пьесу Шуману в частном порядке, а позже включил ее в свой репертуар для преподавания, но счел ее непригодной для публичного исполнения и никогда не играл ее публично. Однако Лист вернул эту честь, посвятив Шуманну свою сонату си минор в 1853 году. Клара Шуман не начинала исполнять Фантазию в своих концертах до 1866 года, через десять лет после смерти композитора.

Источник

Фантазия до мажор (Шуман) — Fantasie in C (Schumann)

Fantasie мажор , соч. 17, был написан Робертом Шуманом в 1836 году. Он был отредактирован перед публикацией в 1839 году, когда он был посвящен Ференцу Листу . Его обычно называют одним из величайших произведений Шумана для фортепиано соло и одним из центральных произведений раннего романтического периода. Его часто называют в итальянской версии Fantasia ; слово «Фантазия» — это немецкое написание.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Фантазия находится в свободной сонатной форме. Его три движения озаглавлены:

  1. Durchaus fantastisch und leidenschaftlich vorzutragen; Im Legenden-TonСовершенно фантастический и увлеченный делом; В легенде тоном.
  2. Mäßig. Durchaus energischУмеренный. Довольно энергично. (в E ♭ мажор)
  3. Langsam getragen. Durchweg leise zu halten.Носится медленно. Чтобы во всем молчать.

Первая часть восторженная и страстная; средняя часть — грандиозное рондо, основанное на величественном марше, с эпизодами, напоминающими эмоции первой части; а финал медленный и задумчивый.

Бытие

Произведение берет свое начало в начале 1836 года, когда Шуман сочинил пьесу под названием « Руины», в которой выражает свое горе от разлуки со своей любимой Кларой Вик (впоследствии ставшей его женой). Позже это стало первой частью Фэнтези. Позже в том же году, он написал еще два движения , чтобы создать работу , направленную в качестве вклада в призыв на средства возвести памятник в Бетховеном в его рождения, Бонн . Шуман предложил работу издателю Кирстнеру, предложив продать 100 презентационных копий, чтобы собрать деньги на памятник. Другие взносы в фонд памятника Бетховена включен Мендельсон «s Серьезные Вариации .

Первоначальное название работы Шумана было «Монумент Оболен на Бетховене: Руинен, Трофан, Пальмен, Большая соната fd Piano f. Für Beethovens Denkmal». Кирстнер отказалась, и Шуман попытался предложить произведение Хаслингеру в январе 1837 года. Когда Хаслингер также отказался, он предложил его Breitkopf & Härtel в мае 1837 года. Подзаголовками движений (Руины, Трофеи, Пальмы) стали Руины, Триумфальная арка и Созвездие , а затем были полностью удалены, прежде чем Breitkopf & Härtel в конце концов выпустили Fantasie в мае 1839 года.

Работа была посвящена Ференцу Листу , который ответил в письме от 5 июня 1839 г .: «Фантазия, посвященная мне, — произведение высочайшего качества, и я действительно горжусь той честью, которую вы оказали мне, посвятив мне это. грандиозная композиция. Поэтому я имею в виду работать над ней и проникать в нее насквозь, чтобы произвести с ней максимально возможный эффект «.

В конечном итоге памятник Бетховену был достроен, в основном благодаря усилиям Листа, который заплатил 2666 талеров, что является самым крупным разовым взносом. Он был торжественно открыт в 1845 году, в нем приняли участие королева Виктория и принц Альберт, а также многие другие высокопоставленные лица и композиторы, но не Шуман, который был болен.

Намек и цитата

Шуман предварял работу цитатой Фридриха Шлегеля :

Durch alle Töne tönet Im bunten Erdentraum Ein leiser Ton gezogen Für den, der heimlich lauschet.

(«Звучит во всех нотах

В красочном сне земли

Звучит слабая протяжная нота

Для того, кто слушает втайне. «)

Музыкальная цитата фразы из песни цикла Бетховена An умереть Ferne Geliebte в коде первого движения не был признан Шуманом, и , видимо , не было замечен до 1910. Текст цитаты есть: Принять то эти песни [возлюбленные, которую я пел только для тебя] . И строфа Шлегеля, и цитата Бетховена подходят для нынешней ситуации разлуки Шумана с Кларой Вик . Шуман написал Кларе: «Первая часть, возможно, будет самой страстной из всех, что я когда-либо сочинял, — глубокое оплакивание тебя . Им предстояло пережить множество невзгод, прежде чем они наконец поженились четыре года спустя.

Прием и выступление

Лист был одним из немногих пианистов, способных удовлетворить беспрецедентные для того времени требования Фантазии , особенно быстрые прыжки кода второй части в противоположных направлениях одновременно. Он сыграл пьесу Шуману в частном порядке, а позже включил ее в свой репертуар для преподавания, но счел ее непригодной для публичного исполнения и никогда не играл ее публично. Однако Лист вернул эту честь, посвятив Шуманну свою сонату си минор в 1853 году. Клара Шуман не начинала исполнять Фантазию в своих концертах до 1866 года, через десять лет после смерти композитора.

Источник

Оцените статью