Шуман концерт для фортепиано с оркестром анализ

Шуман концерт для фортепиано с оркестром анализ

Мухина Н.
студентка 5 курса ФВПО (фортепиано)
Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С.В. Рахманинова

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО ЯЗЫКА
РОБЕРТА ШУМАНА НА ПРИМЕРЕ
КОНЦЕРТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ A-MOLL ОР. 54

Среди блестящих немецких композиторов романтиков XIX века яркой фигурой и выдающейся личностью является Роберт Шуман. Его творчество влилось в музыкальную жизнь Европы как живая обновляющая струя. Главная задача композитора состояла в том, чтобы расширить границы и средства музыки, достигнуть в музыкальном творчестве более тонкого и конкретного отражения действительности: психологических состояний, характеров, картин внешнего мира. Сущность «шумановского» в музыке наиболее ярко выразилось в его фортепианных произведениях. В этом виде творчества он проявил себя как яркий новатор и показал все ценные и самые оригинальные черты своего стиля: разнообразную образную сферу, новые формы, приемы интонационно-мелодического и гармонического письма, звукоизобразительность.
Среди всех фортепианных произведений Роберта Шумана значительное место занимает Концерт для фортепиано с оркестром a-moll ор. 54. Он является одним из лучших образцов лирического концерта в музыкальной литературе XIX века. Краткий обзор его первой части выявляет основные новаторские черты композитора, средства выразительности, индивидуальную особенность музыкального языка Шумана. Образная сфера концерта довольно разнообразна (что предвосхищает известный Концерт Э. Грига): элегичность — главная партия (тт. 12–19); благородная патетика — побочная партия (тт. 48–58), а также раздел Passionato (тт.195–249); фанфарная праздничная маршевость — заключительная партия (тт. 124–145) и другие оттенки чувств. Ни один из современников Шумана не постигал такого охвата разнообразных впечатлений в образной сфере. Все это обуславливается тем, что он является одним из создателей и крупнейшим представителем психологического направления в музыке XIX века.
В первой части композитор с естественной полнотой применил синтетический принцип построения крупной формы — одновременное сочетание сонаты и цикла свободных вариаций. Вариационность — это новаторская черта в формообразовании у Шумана. Так, главная партия, многократно трансформируясь, показана в разнообразных аспектах (например, эпизод As-dur перед разработкой построен на ее видоизмененных элементах и становится более задушевной и полетной).
Для всей части характерна оркестровость звучания. Это проявляется уже в фортепианном вступлении (тт. 1–4), в связующей партии в экспозиции и репризе (тт. 20-48 и 265–292), а также на проведении музыкальной мысли в разработке перед Passionato.
В высшей степени своеобразна мелодика Шумана. Оригинальность стиля композитора проявляется в индивидуализации мелодии. Его мелодии в первой части Концерта отражают богатую область эмоционального мира композитора.
Значительное место занимает полифонизация музыкального мышления. В разных разделах формы используется скрытое двухголосие — тема у виолончели с фортепиано в унисон (тт. 20–25), подголосочность — разделы Animato и Passionato (тт. 67–124 и 195–249). Шуман добавляет также многоплановость фортепианного изложения в гармонии и полифонизированной фактуре. Широко использована способность инструмента давать одновременно множество «планов». У композитора значительно возрастает самостоятельная роль отдельных элементов музыкального целого, в частности ладотональных планов и ритмики, в которой Шуман достигает гибкости и пластичности ритмических последований.
Вершиной первой части Концерта является каденция солиста. Она соединяет в себе все новаторские черты, средства музыкальной выразительности: полифонизацию, многоплановость, оркестровость звучания, разнообраз-ную образную и гармоническую сферу, мелодии широкого дыхания.
Большую роль играет и кода (тт. 447–533). В ней Шуман создает идеальное завершение большой композиции, где подытоживается все сказанное ранее.
Концерт для фортепиано с оркестром a-moll ор.54. занимает видное место в искусстве.
Музыка Роберта Шумана оказала огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру в целом. Его творчество стало для многих композиторов высоким образцом глубокого и правдивого воплощения духовного мира человека.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Рубрики

  • МУЗЫКА (139)
  • Народная музыка, романсы (20)
  • Скрябин, Рахманинов; ХХ век (17)
  • Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон (16)
  • Разное (15)
  • Авторская песня (15)
  • Французские песни (12)
  • Музыка барокко; Бах (11)
  • Моцарт, Бетховен, Гайдн (8)
  • Старинная музыка (7)
  • Брамс, Элгар, Чайковский (5)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (123)
  • Православная психология (21)
  • Православные святые и старцы (21)
  • О. Андрей Кураев (17)
  • Церковное пение, православные фильмы (17)
  • О лжедуховности (10)
  • Святоотеческие поучения (10)
  • Митрополит Антоний Сурожский (9)
  • А. И. Осипов (9)
  • Разное (8)
  • Церковная жизнь (6)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник (6)
  • ЗДОРОВЬЕ (86)
  • Здоровое питание, кулинария (54)
  • Медицина, полезные советы (31)
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ. КВАРТИРА. ДАЧА (53)
  • Своими руками (18)
  • Сад и огород (11)
  • Рукоделие (3)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА. ЛИРУ (44)
  • ЛИРУ (30)
  • Оформление дневника (14)
  • ПСИХОЛОГИЯ (40)
  • ФОТОГРАФИЯ (39)
  • Мои фото (17)
  • Фотоподборки (16)
  • Уроки фотографирования и фоторедактирования (6)
  • ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ (37)
  • Литература (29)
  • Языкознание (6)
  • КНИГИ (35)
  • Книги по шитью одежды (17)
  • Книги по обработке кожи, меха и шерстяной пряжи (8)
  • Книги по рисованию, hand-made и др. (4)
  • ПРИРОДА. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (33)
  • КОМПЬЮТЕРЫ, ИНТЕРНЕТ (29)
  • ЖИВОПИСЬ , ГРАФИКА, ФОТО (28)
  • Живопись, графика (18)
  • Кинофильмы, аудиокниги (16)
  • Другое (11)

Метки

Музыка

Роберт Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54

Пятница, 08 Февраля 2013 г. 15:21 + в цитатник

Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия и один из самых моих любимых. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках какого-либо одного «классического» жанра).

История создания концерта весьма необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.

Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вернее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно (казалось, все-таки, что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.

Главным содержанием творчества Шумана стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват дей­ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор op.54,

Государственный камерный оркестр Республики Беларусь. (Минский камерный оркестр)

Элисо Вирсаладзе — фортепиано, дирижёр — Евгений Бушков.

2 и 3 части

Источник

4. рассмотреть вопросы интерпретации фортепианных произведений Шумана

Название 4. рассмотреть вопросы интерпретации фортепианных произведений Шумана
страница 2/2
Дата публикации 25.05.2015
Размер 278.45 Kb.
Тип Документы

l.120-bal.ru > Документы > Документы

Концерт для фортепиано с оркестром a moll, ор. 54

2.1 Анализ фортепианного концерта Шумана

Рассмотрим, каким образом выше названные черты стиля Шумана находят свое воплощение в фортепианном концерте.

Прежде всего, его необычный образный чстрой, который включает в себя лиризм. Эмоциональность, экспансионизм, импульсивность, антитезы.

Говоря о лиризме Шумана, концерт – выражение ярко лирического начала.

Сам жанр концерта возник как воплощение виртуозного начала – соревнование оркестра и солиста. Концерт – это подчеркнутая виртуозность. У Шумана главное – лирика, выражение чувств. Например, в эпизоде Andante espressivo – мажорный вариант главной темы (лирический центр первой части. Композитор обращается к излюбленному романтиками жанру возвышенных элегий, лирических гимнов.

Каденция в конце I части – насыщенная лирическая импровизация. При исполнении иногих сочинений Шумана крупной формы нелегко добиться внутренней цельности. Эта задача особенно сложна в некоторых циклах, где основной внутренней связи пьес служит лирический подтекст, доступный лишь чуткому уху.

Одной из особенностей образного строя Шумана является эмоциональность, импульсивность. Это все проявляется в разработке I части концерта (две новые вариации на главную тему Piu animato). Разработка принадлежит к тем высоким примерам, что создал Шуман в области мелодии широкого дыхания.

Появление Главной темы в ее первоначальном облике несет определенную эмоциональную, психологическую нагрузку.

Экспансивность у Шумана – одна из черт стиля, также нашла свое отражение в концерте. Вступление своей патетичностью, даже экспансивностью своего тона настраивает на восприятие следующего музыкального материала.

Тема Коды близка к «гражданским» образам Шумана (финалы «Симфонических этюдов», «Карнавал», некоторые из «Новеллет»).

При исполнении пианисту приходится сочетать различные манеры исполнения: «фресковую» — для обрисовки крупным планом массовых сцен и детализированную, богатую оттенками при воспроизведении главных образов.

Еще одна яркая особенность стиля Шумана – принцип антитез – в музыке часто бунтарские (флорестановские) порывы сменяются порой пассивными настроениями( эвзебиевские).

В музыке I части концерта – два крайних эмоциональных полюса: скорбная патетика, господствующая в первоначальном минорном варианте Гланой темы и возникающая далее праздничность.

Следующий далее диалог фортепиано и орвестра напоминает оживленную «игру –соревнование» двух противоположных начал.

Выделяется тема фонарных юбиляций. В конце Интермеццо появляется мотив из Iчасти. Игра мажора и минора напоминает о двойственности этого образа.

Теперь поговорим об одной из главных романтических особенностей стиля – о новаторстве в области крупной формыо цикличности. Цикличность наиболее характерна для творчества Шумана – это последовательность отдельных небольших пьес, объединенных общей идеей, свободно, по замыслу композитора, следующих одна за другой. Таковы «Бабачки» — одно из его первых сочинений, гениальный «Карнавал», «Детские сцены», «Лесные сцены», «Фантастические пьесы» и др.

Форма I части концерта – сонатное allegro с эпизодом между экспозицией и разработкой.

Разделы этой части, за исключением вступительного к экспозиции и разработке, основаны на материале Главной темы. Всю композицию можно представить и как сонату. И как цикл свободных вариаций. Как и в «Карнавале», Шуман прибегает к вариационности изложения музыкального материала.

В истории концертного жанра, концерт Шумана выделяется не только своими художественными достижениями, но и смелым использованием сквозного монотематического развития.

I часть концерта написана на материале темы Главной партии, она же появляется в конце II части, и на ней же основана и Главная тема финала.

Проводя некоторую параллель с «Карнавалом», можно отметить наличие в нем единой музыкальной темы на протяжении всего цикла, в концерте же заметно господство Главной темы.

В рондообразном финале присутствует любимая Шуманом атмосфера карнавальности. Основные темы то выступают на первый план, то смешиваются с карнавальной суетой.

В работе над исполнением пианисту важно проявить внимание ко всем, даже мельчайшим штрихам, коким автор выписал тот или иной музыкальный портрет.

Теперь коснемся шумановской фактуры. Она насыщенна,многопланова, полифонична, с использованием особой ритмики. Шуман питает особое пристрастие к наиболее характерным ритмическим рисункам: пунктирному ритму, синкопированию, полиритмии и т.д.

Излюбленный прием композитора – ритмическая остинатность краткой острохарактерной ячейки, превращает, например, период в серию импульсов, объединенных одним стремлением в целостную конструкцию.

Этим достигается особая интенсивность эмоционального состояния тем концерта.

Тематической изюминкой финала является ритмованная тема вальса – побочная партия E dur.

Вкаденции Шуман близок Баху в понимании этого жанра, особенно в полифонической музыкальной ткани.

При исполнении многих сочинений крупной формы Шумана, нелегко добиться внутренней цельности. Исполняя шумановские мелодии, необходимо владеть богатой палитрой звучания и искусством «пения на фортепиано». Но этого еще не достаточно для подлинно художественного их воспроизведения.

Главное – почувствовать и передать интонационное содержание глубоких и искренних человеческих чувств.

2.2 Особенности интерпретации фортепианных произведений Шумана

Выдающуюся роль в пропаганде творчества композитора в те времена, когда оно еще не получило штрокого признания и многим было непонятно, сыграла Клара Шуман (Вик). Глубокий, разносторонний музыкант, великолепная пианистка и автор довольно большого количества произведений, она выделялась как интерпретатор Бетховена, Шопена, Мендельсона, Брамса и, особеннно, сочинений своего мужа. Клара Шуман выступала во многих странах, в том числе и в России.

Много сделал для пропаганды творчества Р.Шумана всемирно известный русский пианист, выдающийся дирижер и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. В частности, он был замечательным исполнителем «Карнавала».

Распространению в России музыки Шумана способствовали концерты Бесплатной музыкальной школы,исполнительская и педагогическая деятельность Н.Рубинштейна, А. Есиповой и других пианистов.

Существует немало интересных записей произведений Шумана. Примером самобытной, исключительно образной передачи музыки композитора может служить исполнение «Карнавала» Сергеем Васильевичем Рахманиновым в записи 1929 года.

Об исполнениии С.В. Рахмангинговым «Карнавала» пишет А.Алексеев, выделяя необычайно рельефное воспроизведение пианистом карнавальных масок различными средствами. Так во «Флорестане» — ритм и необычайная энергия в фигурациях, в «Эвзебии» -неторопливость мелодических линий и постепенное погружение в глубины шумановской полифонии, создающее настроение созерцательности, мечтательности, в «Паганини» пианист выделяет басовые голоса, что придает облику знаменитого виртуоза демонические черты, в «Шопене» — необычайная мягкость, приглушенность звука.

В «Карнавале» есть номер, представляющий загадку не только для слушателей, но и для исполнителей. Каждый, кто играл цикл. Задумывается, как исполнить «Сфинксы». Если следовать традиции. То при исполнении необходимо подчеркнуть размеренно шагающие октавы.

Рахманинов трактует иначе. Он использует текст композитора как канву для импровизации. Возникающая под его пальцами мрачная фантастическая музыка, «причудливая вибрация» (А. Алексеев) как нельзя лучше соответствует требуемому образу, воплощению его таинственности и грозного величия. Ритм у Рахманинова –это конструктивное начало, объединяющее пьесы «Карнавала». При помощи ритма пианист не только подчеркивает контрастность пьес, но и выявляет между ними связь. Достигается это следующим образом. Например, в конце «Пьеро» движение несколько ускоряется, затем интонации стремления тормозятся длительной задержкой на педали предпоследнего аккорда и мягким взятием последнего, тем самым осуществляется подготовка ритмоинтонаций «Арлекин». Излюбленный прием Рахманинова – борьба интонационных сил стремления и торможения.

Рахманиновская запись «Карнавала» послужила импульсом к обновлению традиций исполнения шумановского цикла.

Среди зарубежных интерпретаторов Шумана первой половины 20 века в первую очередь хочется назвать Альфреда Корто. Глубоко одухотвореннон исполнение им концерта и других сочинений Шумана производило глубокое впечатление.

Превосходными интерпретаторами Шумана стали основатели советской пианистической школы А.Гольденвейзер, И. Игунов., Г.Нейгауз, С.Фейнберг. Под редакцией Голбденвейзера вышло полное собрание фортепианных сочинений композитора. В «Бабачках» он достигает такойже картинности исполнения и силы образных характеристик, как Рахманинов в «Карнавале».

Тонко и поэтично исполняет Святослав Рихтер фортепианнный концерт Шумана. Увлекательно развертывая драматическое сопоставление контрастных образов, и проникновенно раскрывая в разных аспектах главный лирический образ – основную тему первой части (она звучит то светло и мечтательно, то напряженно – стремительно и мужественно), Рихтер целиком овладевает вниманием слушателей. С шутливой грациозностью передает перекличку с оркестром в средней части. Исполнение ритмически прихотливого вальса в финале отмечено безупречным вкусом. ,Чувство меры и облагороженная восторженность, дисциплина и импровизиционная свобода в этом замечательном исполнении концета как бы слиты в единое неразрывное целое.

Таким образом, в ходе работы можно выделить ряд важных признаков творчества Шумана.

Прежде всего это своеобразный образный строй шумановских произведений:

  1. лиричность
  2. эмоциональность
  3. экспансивность
  4. антитезы

Так же одним из основных качеств шумановского стиля является цикличность, которая присутствует в жанре крупной формы. Шумановская крупная форма носит все черты образного строя, фактуры, присущие его миниатюрам. Если у Бетховена даже миниатюра («Багатели») выглядит как часть сонаты, то у Шумана наоборот, сонатный жанр написан по тем же принципам, что и жанр миниатюр.

Хочется отметить и необычность фактуры Шумана – полифоничность, многоплановость, насыщенность полнозвучием, плотностью ткани. Шуман использует преимущественно аккордовое изложение. Шуман почти не применял обычного для того времени аккомпанемента в виде раздожннных гармонических фигураций. Если же они встречаются, то в них вплетается мелодический голос, что делает их непохожим на традиционное сопровождение.

Ярко характерны и шумановские ритмы. В основу положен ритмический принцип организованного движения, который получил распространение в музыке 18 века.

Шумановский ритмам свойственны: пунктирность, синкопирование, полиритмические эффекты.

Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным. Своеобразный музыкальный язык, новые образы, формы – это требовало от слушателя работы ума, сердца, иначе – напряжения, стремления к пониманию.

Основная творческая тема Шумана – внутренний мир человека, его психологическое состояние. Взаимодействие внешнего и внутреннего насыщает резкой контрастностью музыку Шумана. Мятежность, неудовлетворенность вызывает быстрые переходы эмоциональных состояний – от бурного отчаяния к воодушивлению и подъему. Шуман писал. Что его «волнует все, что происходит на белом свете, — политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке» (6).

Таким образом, все то, что мы можем называть характерным словом «шумановское», а это ярко выраженные черты романтического мироощущения, новый образный строй, создание новых жанров, цикличность мышления композитора с наибольшей силой воплотилось в его фортепианной музыке.

Источник

Оцените статью