- Шуман концерт для фортепиано с оркестром горовиц
- Концерт для фортепиано с оркестром (Шуман) — Piano Concerto (Schumann)
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- Приборы
- Состав
- Часть первая: Allegro affettuoso
- Вторая часть: Интермеццо — Андантино грациозо
- Третья часть: Allegro vivace
- Намерение
- Прием
- LiveInternetLiveInternet
- —Ссылки
- —Рубрики
- —Метки
- —Музыка
- Роберт Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54
Шуман концерт для фортепиано с оркестром горовиц
Фортепианный концерт a-moll (1841—1845) (первая часть была написана в 1841 году, вторая часть и финал — в 1845-м) — самый значительный в этом жанре в немецкой музыке середины XIX века. Шуман задумал его «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом».
В первой части с большой художественной убедительностью осуществлен прием обогащения сонатной формы принципами вариационного развития. Главная тема, многократно трансформируясь, показана в разнообразных аспектах. Сравним, для примера, главную тему с контрастирующим эпизодом из разработки — мечтательная As-dur’ная тема, с ее характерным для романтического пианизма педальным звучанием, является мелодическим вариантом первой:
Музыкальное изложение в целом романтически свободно, красочно.
Вторая часть, Intermezzo, характеризуется интимной лиричностью, свойственной камерным произведениям. Концерт Шумана развивает лирическую линию концертного жанра, предвосхищая фортепианный концерт Грига.
1840–1841 годы были для Шумана необычайно плодотворными: счастливый союз с Кларой Вик вдохновил композитора на создание целого ряда сочинений. В это время он написал множество песен, две симфонии и фантазию для фортепиано с оркестром. Два года спустя Шуман добавил к фантазии ещё две части, и она превратилась в полномасштабный концерт.
Композиция концерта основана на трансформациях начальной темы, которая впервые звучит у оркестра после вступительной фразы солиста. Меланхолическая в главной партии, спокойно-лирическая в побочной, в разработке она приобретает черты ноктюрна, а в коде — марша. Вторая часть — небольшое по объему интермеццо. Оно без перерыва переходит в бравурный финал, где основная тема вновь получает развитие в танцевальном духе.
Концерт Шумана требует от солиста высокого технического мастерства, но виртуозность здесь не выходит на первый план. Даже сольная каденция в первой части лишена внешней эффектности. Симфоническое развитие и сосредоточенно-личный тип высказывания ставят концерт Шумана на особое место среди романтических образцов жанра.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром (Шуман) — Piano Concerto (Schumann)
Концерт для фортепиано с оркестром | |
---|---|
от Роберта Шумана | |
Концерт для фортепиано в ля минор , соч. 54 немецкого композитора- романтика Роберта Шумана был завершен в 1845 году и является единственным фортепианным концертом композитора . Полное собрание сочинений было впервые представлено в Дрездене 4 декабря 1845 года. Это один из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Шуман ранее работал над несколькими фортепианными концертами . Он начал одну с одной ми-бемоль мажор в 1828 году, с 1829 по 31 год он работал над одной фа мажор , а в 1839 году он написал одну часть концерта ре минор . Ни одна из этих работ не была завершена.
Уже 10 января 1833 года Шуман впервые высказал идею написания фортепианного концерта ля минор. В письме к своему будущему тестю Фридриху Вику он писал: «Я думаю, что концерт для фортепиано должен быть до мажор или ля минор». 17–20 мая 1841 года Шуман написал фантазию для фортепиано с оркестром, свою « Фантазию ля минор». Шуман безуспешно пытался продать этот моноблок издателям. В августе 1841 г. и январе 1843 г. Шуман переделывал пьесу, но безуспешно. Его жена Клара , опытная пианистка, затем убедила его превратить его в полноценный фортепианный концерт. В 1845 году он добавил Intermezzo и Allegro vivace, чтобы завершить работу. Это остался единственный концерт для фортепиано с оркестром, который закончил Шуман.
Премьера первой части ( Phantasie ) состоялась 13 августа 1841 года в Гевандхаусе в Лейпциге с Кларой Шуман в роли солистки. Полная версия с тремя частями была впервые представлена в Дрездене 4 декабря 1845 года, снова с Кларой Шуман и посвященным Фердинандом Хиллером в качестве дирижера. Менее чем через месяц, 1 января 1846 года, в Лейпциге состоялся концерт под управлением Феликса Мендельсона .
После этого концерта, Шуман написал две другие пьесы для фортепиано с оркестром: Интродукция и Аллегро Appassionato в соль мажор , соч. 92, а также Интродукция и Аллегро Концертная в ре минор , соч. 134.
Приборы
Концерт рассчитан для 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , струнных и соло-фортепиано. С помощью этого инструментария Шуман выбрал для этого концерта обычную оркестровку ранней романтической музыки .
Состав
Произведение, отмеченное в партитуре, состоит из трех частей:
- Allegro affettuoso (ля минор)
- Интермеццо: Андантино грациозо (фа мажор)
- Allegro vivace (ля мажор)
Между этими двумя последними движениями нет перерыва ( attacca subito ). Продолжительность концерта составляет от 30 до 35 минут, в зависимости от интерпретации.
Часть первая: Allegro affettuoso
Основная часть концерта отмечена Allegro affettuoso ; его происхождение лежит в одночастной фантазии, написанной Шуманом в 1841 году, в основе которой лежит музыкальное развитие конфликта между неистовым Флорестаном и мечтательным Евсевием, двумя персонажами, которые Шуман часто использовал для выражения двойственности бытия. Движение установлено в ритме 4/4.
Пьеса начинается с энергичного удара струнных и литавр, за которым следует яростная нисходящая атака фортепиано. За этим экспозиционным аккордом следует нисходящая ритмически резкая аккордовая последовательность сольного фортепиано, соответствующая идеалу шумного Флорестана.
Только тогда главную сказочную тему Евсевия вводит гобой вместе с другими духовыми инструментами . Мелодия начинается с нот C – H – A – A, которые обозначают итальянское написание имени CHiArA жены Шумана Клары, которая была солисткой на мировой премьере фортепианного концерта. После вступления деревянных духовых инструментов тема передается солисту. Шуман предлагает большое разнообразие этой темы.
В ходе первой части Шуман во многом меняет эту тему. Сначала он предлагает это в ля минорной тональности части, затем мы снова слышим ее в мажоре, и мы также можем слышать небольшие отрывки мелодии в очень медленной части ля-бемоль. Оркестр и особенно кларнет часто используются против фортепиано в этой части: в то время как сольный инструмент посвящен основной теме концерта, струны начинают напевать подобную Флорестану синкопированную побочную мысль (такт 41), которая становится становится все более и более доминирующим, пока одна из вариаций главной темы Евсевия не повторяется тихо, но настоятельно.
Далее следует подраздел Animato . В конце Шуман вводит вторую тему, которая не достигает значения главной темы.
Впоследствии развитие основной части начинается в форме драматического причитания (такт 156). Эта часть почти достигает положения самостоятельной средней секции. В ля-бемоль мажор на метрически измененную главную тему ссылаются фортепианные арпеджио. Но внезапно аккорды темы Флорестана прерывают покой основной темы. Речь идет о борьбе двух идеалов, которая формирует дальнейшее развитие с быстрыми изменениями soli и tutti.
С дальнейшей драматической прогрессией и модуляцией ля минор, наконец, достигается реприза, которая цитирует экспозицию почти тон в тон. Последняя напряженная прогрессия рождает сольную каденцию монументального размера и виртуозности (такт 402). Несомненно, это кульминация движения.
В коде доминирует пульсирующий таинственный ритм 2/4. Чуть позже это превратилось в яростный марш Давидсбюндлера . Основная часть концерта заканчивается четырьмя аккордами тутти.
Вторая часть: Интермеццо — Андантино грациозо
Это движение в форме ABA с клавиатурой фа мажор. Фортепиано и струнные открывают пьесу небольшой нежной мелодией, которая слышна на протяжении всей части ля. В секции B в доминанте виолончели, а затем и другие струнные и духовые инструменты демонстрируют певческую тему, заимствованную из фортепианной расцветки в 7-м такте. Фортепиано сопровождает певческую тему и вмешивается, но не играет ведущей. После укороченного повторения части A часть завершается небольшими проблесками темы первой части, прежде чем сразу перейти к третьей части.
Третья часть: Allegro vivace
Движение начинается с огромного взлета по струнам, в то время как фортепиано берет основную тему ля-мажор. Шуман демонстрирует в этом движении большой колорит и разнообразие. Хотя номинальный размер составляет 3/4, в действительности механизм чередуется между 6/4 и 3/2. Произведение отлито в форме гибридной сонаты-рондо с расширенной и волнующей кодой, заканчивающейся длинным роликом литавры и мощным аккордом оркестра.
Намерение
Несмотря на три части, произведение сохранило характер фантастики. Основная идея, выраженная в произведении, — это тоска и счастье между двумя любящими людьми. В этом произведении Шуман музыкально трансформирует свою борьбу за Клару. Основная тема первой части похожа на мелодию арии Флорестана из оперы Людвига ван Бетховена « Фиделио» . Соответствуя Бетховену, Шуман видел в этой теме выражение тесной связи между лояльностью и борьбой за свободу. Таким образом, концерт, как и многие другие его сочинения, основан на жизненном стремлении Шумана бороться с мещанством музыкальными средствами.
Прием
Современное восприятие работы было неизменно положительным. Клара Шуман после премьеры писала: «. как изобретательно, как интересно от начала до конца, как свежо и как красиво связное целое!»
Особый упор был сделан на искусную, красочную и независимую оркестровую обработку, которая оставляет место как для фортепиано, так и для оркестра. Leipzig Allgemeine Musikzeitung оценил состав на 31 декабря: «потому что, к счастью, это позволяет избежать обычного однообразия жанра, давая, с большой любовью и заботой, обязательной комнатой оркестра без уменьшения роли фортепиано, и управляет красиво соединить обе независимые части вместе ».
Dresdner Abendzeitung высоко оценил «довольно независимую, красивую и интересную оркестровую обработку» и признает, что «отход фортепианной партии на задний план», безусловно, можно рассматривать как прогресс.
Возможно, это произведение было использовано Эдвардом Григом в качестве модели при написании его собственного фортепианного концерта , также ля минор . В концерте Грига, как и в концерте Шумана, используется единственный мощный оркестровый аккорд в его вступлении перед входом на фортепиано с аналогичным нисходящим росчерком. Сергей Рахманинов, в свою очередь, использовал концерт Грига как образец для своего первого фортепианного концерта .
Он стал одним из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма. На записях он часто использовался в паре с концертом Грига.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Рубрики
- МУЗЫКА (139)
- Народная музыка, романсы (20)
- Скрябин, Рахманинов; ХХ век (17)
- Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон (16)
- Разное (15)
- Авторская песня (15)
- Французские песни (12)
- Музыка барокко; Бах (11)
- Моцарт, Бетховен, Гайдн (8)
- Старинная музыка (7)
- Брамс, Элгар, Чайковский (5)
- ПРАВОСЛАВИЕ (123)
- Православная психология (21)
- Православные святые и старцы (21)
- О. Андрей Кураев (17)
- Церковное пение, православные фильмы (17)
- О лжедуховности (10)
- Святоотеческие поучения (10)
- Митрополит Антоний Сурожский (9)
- А. И. Осипов (9)
- Разное (8)
- Церковная жизнь (6)
- Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник (6)
- ЗДОРОВЬЕ (86)
- Здоровое питание, кулинария (54)
- Медицина, полезные советы (31)
- УМЕЛЫЕ РУЧКИ. КВАРТИРА. ДАЧА (53)
- Своими руками (18)
- Сад и огород (11)
- Рукоделие (3)
- ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА. ЛИРУ (44)
- ЛИРУ (30)
- Оформление дневника (14)
- ПСИХОЛОГИЯ (40)
- ФОТОГРАФИЯ (39)
- Мои фото (17)
- Фотоподборки (16)
- Уроки фотографирования и фоторедактирования (6)
- ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ (37)
- Литература (29)
- Языкознание (6)
- КНИГИ (35)
- Книги по шитью одежды (17)
- Книги по обработке кожи, меха и шерстяной пряжи (8)
- Книги по рисованию, hand-made и др. (4)
- ПРИРОДА. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (33)
- КОМПЬЮТЕРЫ, ИНТЕРНЕТ (29)
- ЖИВОПИСЬ , ГРАФИКА, ФОТО (28)
- Живопись, графика (18)
- Кинофильмы, аудиокниги (16)
- Другое (11)
—Метки
—Музыка
Роберт Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54
Пятница, 08 Февраля 2013 г. 15:21 + в цитатник
Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия и один из самых моих любимых. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках какого-либо одного «классического» жанра).
История создания концерта весьма необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.
Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вернее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно (казалось, все-таки, что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.
Главным содержанием творчества Шумана стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват действительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.
Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор op.54,
Государственный камерный оркестр Республики Беларусь. (Минский камерный оркестр)
Элисо Вирсаладзе — фортепиано, дирижёр — Евгений Бушков.
2 и 3 части
Источник