Детская соната, часть 1
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау. Считается одним из лучших немецких композиторов, педагогов, дирижеров, критиков XIX века. Он работал в стиле немецкого романтизма, в направлении Лейпцигской школы. Детство мальчика прошло в семье писателя и книгоиздателя Августа Шумана.
Первые уроки музыки проходили под руководством местного органиста. Свои первые оркестровые и хоровые произведения начал сочинять в десятилетнем возрасте. Позже стал посещать гимназию, в которой ему навсегда привили любовь к таким прекрасным музыкантам, как Жан Поль и Дж. Байрон. В итоге их музыкальные эмоции, ходы и мотивы вылились в произведениях самого Шумана.
Желание стать музыкантом пришло не сразу. Долгое время Роберт занимался филологией. Он писал статьи, занимался корректурой текстов, неоднократно печатался в отцовском издательстве. Его школьные сочинения были настолько восхитительными, что издавались посмертно в дополнение к его прочим журналистским трудам.
Но все же, не смотря на определенные сомнения, Шуман поступил в Лейпцигский университет, а через год перешел в университет Гейдельберга. Мать настаивала на том, что бы мальчик получил образования юриста, однако музыка с каждым днем все больше и больше завлекала к себе Роберта. Он видел себя в роли успешного пианиста.
Вскоре мать согласилась с предпочтениями сына и, тот отправился на поиски наставника в Лейпциг. Там он занимался с такими преподавателями, как Г. Дорн и Ф. Вик. Он хотел как можно быстрее освоить все тонкости музыкального искусства, поэтому работал с невероятным упорством и в какой – то степени даже фанатизмом.
Именно такое отношение к делу привело к трагедии. Он повредил руку, упражняясь на механическом устройстве для укрепления мышц. Роберт прошел долгий путь лечения, но не смотря на это руку ему не удалось вернуть, мечты о виртуозном пианисте оборвались.
После такой неудачи Шуман не растерялся, а принялся за занятия композицией и музыкальной критикой. Так в 1834 году ему удалось основать музыкальное издание, которое носило название «Новая музыкальная газета». Вскоре ему было присвоено звание — доктора философии.
В 1840 году состоялась церемония бракосочетания музыканта с дочерью его учителя. Появление семьи очень повлияло на музыканта, за это время он написал около 140 песен. В счастливом браке родилось 8 детей. Достаточно часто он отправлялся в поездки вместе со своей женой. Они посетили Москву, Санкт – Петербург.
Но не все так было гладко, как кажется на первый взгляд. В последние годы он сильно болел нервными расстройствами и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Умер Шуман 29 июля 1856 года.
Смотрите также ноты произведений композитора Роберт Шуман:
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.
✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.
. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .
✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.
: Родос. Средневековая крепость Средиземноморья. Уди.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (799)
- 19 век (98)
- Бунин (54)
- Чехов (29)
- Достоевский (27)
- Лев Толстой (22)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (13)
- Лесков (11)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (607)
- Поэты XIX века (139)
- Лермонтов (31)
- Рубцов (24)
- Заболоцкий (23)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (591)
- Цветаева (131)
- Блок (75)
- Ахматова (54)
- Гумилёв (47)
- Мандельштам (36)
- Бальмонт (21)
- Есенин (19)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (442)
- Бетховен (47)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (22)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (10)
- Дебюсси (9)
- Сибелиус (6)
- Лист (2)
- живопись (435)
- Голландия (37)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (382)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (14)
- Левитан (12)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Иван Шишкин (7)
- Васнецовы (6)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (367)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (338)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (299)
- Волошин (15)
- Мыслители (276)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (17)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (255)
- Тарковские (58)
- Артисты (238)
- Русские композиторы (224)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (221)
- Есть женщины . (211)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (208)
- Иван Толстой (29)
- опера (192)
- История России (191)
- Цветы и поздравления (188)
- Май (22)
- Учёные и открытия (184)
- На здоровье (180)
- Наши . (174)
- Шукшин (22)
- Платонов (16)
- Шаламов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- Научно-популярное (172)
- Наша Земля (171)
- танцовщики (150)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (141)
- Замечательные люди (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Города и памятники (127)
- Cкульптура (126)
- Микеланджело (21)
- Пушкин (125)
- Великие балерины (124)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Замечательные места и промыслы (120)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Природа. Животные (98)
- Авангард (97)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (12)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Русские не в России (96)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (90)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (79)
- Наука (76)
- Славянская культура (75)
- О Японии (68)
- Пастернак (68)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (59)
- Материаловедение (52)
- Балетмейстеры (51)
- Баланчин (7)
- Минкус (6)
- Эйфман (4)
- Архитектура (41)
- Гауди (11)
- Бродский (41)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (34)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (30)
- Шестидесятники (14)
- Аксёнов (7)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (6)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Роберт Шуман. Соната No. 1
Четверг, 14 Августа 2014 г. 19:25 + в цитатник
«
Музыка – единый крик о тебе» — Роберт Шуман. Соната фа-диез минор
Не скажу, что Шуман один из самых любимых моих композиторов, но эта соната — просто откровение в музыке, не может оставить равнодушной.
О своей Первой сонате фа-диез минор, соч. 11 (1834-1835) Шуман писал Густаву Адольфу Кеферштейну: «Присмотритесь к ней с любовью, и она вам ответит. На ней много следов пролитой когда-то крови». Соната написана в период острых душевных переживаний, связанных с любовью композитора к Кларе Вик и посвящена ей «Флорестаном и Эвсебием» (вымышленные персонажи, alter ego Шумана, члены основанного им «Давидсбунда» — братства людей искусства, в которое входили также великие деятели искусства прошлого и настоящего).
«Музыка – единый крик о тебе», – пишет Шуман Кларе Вик о сонате фа диез минор. Соната зародилась в трагические месяцы, когда Шуман, просивший разрешения жениться на Кларе, получил от Вика резкий отказ. О связанных с этим отказом переживаниях говорит и звучащая признанием вариационная часть сонаты, написанная на тему клариного Андантино. Так что не приходится долго искать причины чувства отреченности, излучаемого первой и заключительной частями этой сонаты.
Пафос сонаты определен её интродукцией, в которой музыка как бы разрывается между болью, криком (декламационная мелодия) и волей (воплощенной в мерных фигурациях аккомпанемента). Форма первой части складывается из взаимодействия сонатных и рондообразных принципов (причём повторяются несколько тем): подобная полирефренность характерна для фортепианных циклов Шумана. Главная тема, определяющая звуковой, ритмический и фактурный облик первой части, заимствована из пьесы Клары Вик в ритме испанского танца фанданго («Балет привидений. Фантастическая сцена», соч. 5). От первоначальной танцевальности не остаётся и следа: стремительно вырастающая из фортепианных фигураций и в них же возвращающаяся, тема воплощает растущую душевную тревогу. Лишь ласковая, нарочито-колыбельная побочная тема является кратким островком спокойствия смятенной души.
Соната No. 1 фа диез минор, соч. 11
1. Un poco adagio. Allegro vivace
2. Aria
3. Scherzo ed intermezzo
4. Finale. Allegro un poco maestoso
Исполняет Евгений Кисин
Вторая часть, Ария, — инструментальный вариант юношеской песни Шумана «К Анне» (1828). Вокальное происхождение мелодии очевидно: теме «сопрано» отвечает «теноровая», а затем они сливаются в дуэте. Небольшая медленная часть — царство гармонии и любви.
Третья часть — большое скерцо, напоминающее о сонатах Бетховена, однако типично шумановское по колориту: основная тема — мелодическая линия, прочерченная из кратких мотивов с характерным для композитора «скачущим» пунктирным ритмом. Кантиленная тема трио, с одной стороны, контрастирует основному разделу скерцо; с другой — напоминает о ритме главной темы сонаты.
«В широко и свободно построенном финале воображение композитора как будто захлёбывается от переполняющих его всё новых и новых образов, — пишет Даниэль Житомирский. Сопоставление локальных «фортепианных циклов» и их вариационное разрастание образует форму финала, своеобразно сочетающую принципы рондо, сонатности и вариационности.
Источник
Роберт Шуман. Соната № 1 фа-диез минор
Над фортепианной Сонатой № 1 фа-диез минор Роберт Шуман работал в 1833-1835 г. Это произведение было очень дорого композитору: «На ней много следов пролитой когда-то крови». О том, какая это могла быть «кровь», с какими дорогими сердцу страницами личной жизни автора связывалось произведение, весьма красноречиво свидетельствует посвящение. Шуман посвятил сонату Кларе Вик, но не от собственного имени, а от имени двух вымышленных персонажей, являвших собою его alter ego – Флорестана и Эвзебия. Такое посвящение не только говорит о чувствах, владевших автором при создании произведения, но и намекает на воплощение в нем двух образных стихий. Сила чувств в сонате поистине поражает воображение – творческой фантазии автора словно становится тесно в рамках сложившихся классических традиций сонатного цикла, и он смело раздвигает эти рамки.
Первая часть этой четырехчастной сонаты – Introduzione. Allegro vivace – написана, соответственно традициям, в сонатной форме, но открывает ее весьма развернутая Интродукция. Это не вступление к основной части сонатного аллегро, а вполне самостоятельный раздел, обладающий своим собственным образным строем и драматургией. Написанная в трехчастной форме, она настолько масштабна, что могла бы быть самостоятельной фортепианной пьесой. Уже в Интродукции противопоставляются друг другу два контрастных начала, о которых композитор «заявляет» в посвящении. Она основана на двух темах. Первая из них типично «флорестановская» – взволнованная, страстная. Характер ее определяет начальный квинтовый мотив, играющий немалую роль в последующем развитии. Оттенок героического драматизма, присущий этой теме, заставляет вспомнить о творениях Людвига ван Бетховена, но романтические волнообразные фигурации являют собою типичную черту шумановского композиторского «почерка». «Стихия Эвзебия» предстает во второй теме Интродукции – лиричной, певучей, исключительно трогательной и нежной.
Женщина, которой посвящена соната, «присутствует» в ней в виде главной партии – она основана на мелодии пьесы, которую создала Клара Вик. Она входит в число «Четырех характеристических пьес» и именуется «Балет привидений. Фантастическая сцена». Ей присущ характерный ритм испанского танца фанданго, но он придает мелодии не столько танцевальность, сколько тревожность и беспокойство. В ее развитии то и дело мелькает квинтовый мотив из первой темы Интродукции. Во втором проведении тема предстает в ином облике, становясь ласковой и печальной. Между двумя проведениями главной партии возникает новая тема с интонациями страстной, патетической речи. Завершает экспозицию идиллическая ля-мажорная побочная партия, своим спокойствием оттеняющая тревожность предшествующего музыкального материала. Беспокойное движение возобновляется в разработке. В высшей точке первого ее этапа возникает тема из Интродукции, звучащая теперь сумрачно и печально. Второй этап развития приводит к отчаянно-призывным аккордовым «возгласам». В репризе побочная партия лишается своей роли «островка спокойствия» в «бушующем море» страстей – излагаемая теперь в миноре, она становится выражением глубочайшей печали. Завершается первая часть мрачными отзвуками квинтового мотива.
Вторая часть – Aria – прекраснейший образец задушевной шумановской лирики. Вокальная природа ее первой темы не случайна – композитор позаимствовал ее из песни «К Анне» на стихи Юстиниуса Кернера (произведение это было создано восемнадцатилетним композитором в 1828 г. и входило в юношескую тетрадь песен, которые ни разу не издавались при жизни Шумана). Песенную природу имеет и тема среднего раздела. Эти темы излагаются в разных регистрах, которые в данном случае ассоциируются с различными голосами: первая тема словно поручена сопрано, а вторая – баритону. Немалую роль в выразительном мелодическом развитии играет секундовый мотив. Законченность формы второй части, которая – как и Интермеццо из первой – могла бы восприниматься как самостоятельная пьеса, сближает сонату с циклом миниатюр.
Третья часть – Scherzo e Intermezzo – это скерцо, погружающее в карнавальную стихию, столь любимую Шуманом: мелькают образы – гротескные, фантастические, иронические. Основной теме присущ энергичный и ликующий характер. Необычно выстроен средний раздел: наряду с обычным для скерцо трио – исключительно грациозным и мягким – композитор вводит еще один эпизод, интермеццо в духе горделивого полонеза. Реприза повторяется дважды, и между двумя проведениями темы возникает выразительный инструментальный речитатив.
Карнавальная стихия господствует и в финале, превышающем по масштабу любую из предшествующих частей и сочетающем в своей форме черты рондо и сонаты без разработки. Праздничная бравурность сменяется возбужденными «возгласами», широкая кантилена – причудливыми фигурациями. В коде возникают элементы тем из первой и третьей частей.
Источник