Шумел горел пожар московский ноты

Шумел горел пожар московский ноты

ШУМЕЛ, ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ…

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.

И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди;
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.

И, притаив свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремил
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:

«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.

Войска все, созванные мною,
Погибнут здесь среди снегов.
В полях истлеют наши кости
Без погребенья и гробов».

Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда,
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без стыда.

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952, под заглавием «Наполеон в Москве»

Народная песенная переработка баллады поэта и драматурга Николая Соколова «Он» («Кипел, горел пожар московский. «, см. в конце страницы). Авторский текст, состоящий из девяти куплетов, сокращен до шести. В дискографии Надежды Плевицкой (1884-1941) автором мелодии указан А. Зарема (пластинка фирмы «Пате», Москва, 1908 г., 26715. См.: Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 112). То же самое в дискографии Юрия Морфесси (1882-1857) (там же, стр. 143).

Песня появилась сначала в лубочных изданиях с изображением Наполеона на фоне пожара Москвы, затем в песенниках. При этом неоднократно переделывалась вплоть до эпохи Гражданской войны. См., например, «Шумел, горел пожар на Пресне» о баррикадных боях декабря 1905 г., «Колчак, подлюга, царь Сибири» (начало 1920) или «Шумел, горел пожар-восстанье» (об атамане Семенове, 1920) времен Гражданской войны.


Напев — песня «Шумел, горел пожар московский» в исполнении Н. В. Плевицкой (грампластинка-приложение к кн.: Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974). Нотация В. А. Лапина.

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984

ВАРИАНТЫ (3)

1. Шумел, горел пожар московский.

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по Москве.
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди.
Он видел огненное пламя,
Он видел гибель впереди.
И притаил свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремив.
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:
«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держав в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.
Войска все, созданные мною,
Погибли здесь среди снегов.
И здесь истлеют наши кости
Без погребенья и гробов.
Судьба играет в человеке,
Она изменчива всегда.
Она заставит человека
Бросить бездну без стыда».

Неизвестный источник


2. Шумел, горел пожар московский

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке,
Он призадумался, великий,
Свой взор на пламя устремил,
И с тихим озареньем сознанья
Он сам с собою говорил:
— Зачем я шел к тебе, Россия,
В руках держал Европу всю?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах,
Те войска, созванные мною,
Погибли здесь среди снегов,
И свергнут наши здесь оковы
На погребение врагов.

Записана от Переплетовой Е. П., 1900 г. р., с. Чемолган, в 1977 г. См. вариант: «Фольклор семиреченских казаков», ч. 1, № 18; «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., 1965, №№ 505, 686.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 262.

3.

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди.
Он видит огненное море,
Он видит гибель впереди.
«Ой! Гости, созванные мною,
Погибли вы среди снегов,
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!
Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держал в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах. »

Друскин М. Русская революционная песня. М., 1954, с. 121. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980.

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море.
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!

Ему мечтался остров дикий,
Он видел гибель впереди,
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди, —

И погрузился он в мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом страданья
Он сам себе проговорил:

«Судьба играет человеком;
Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.

И я, водивший за собою
Европу целую в цепях,
Теперь поникнул головою
На этих горестных стенах!

И вы, мной созванные гости,
И вы погибли средь снегов —
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!

Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!

Твоя обширная столица –
Последний шаг мечты моей,
Она – надежд моих гробница,
Погибшей славы – мавзолей».

Альманах «Поэтические эскизы», М. 1850 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Николай Соколов — поэт 1830-40-х гг.

Источник

Шумел горел пожар московский ноты

ШУМЕЛ, ГОРЕЛ ПОЖАР НА ПРЕСНЕ

Шумел, горел пожар на Пресне,
Его никто не заливал.
На паперти Пятницкой церкви
Стоял Дубасов-генерал.

Он приказал стрелять из пушек,
Свой взор на Пресню устремил.
— Стреляй в народ, стреляй в рабочих,
За что же миловать нам их?

За то, что все они бунтуют
И строят много баррикад?
А нас начальство так балует,
Давая множество наград.

Лидвалю дали вволю хлеба,
А Дурново овес увез,
А я, Дубасов, послан с неба,
Москву в клочки чуть не разнес.

Россию бог теперь спасает,
Ей двух спасителей послал:
Один – в Москве народ дубасит,
Другой – весь Питер оттрепал.

Текст. Запись Е. А. Яцимирской от рабочего-переплетчика С. М. Шенникова. Напев — песня «Шумел, горел пожар московский» в исполнении Н. В. Плевицкой (грампластинка-приложение к кн.: Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974). Нотация В. А. Лапина. О бытовании песни Яцимирская сообщила следующее: «Во время вынужденной безработицы печатники В. Жигарько, М. Кан, М. Николаев, В. Исаков ходили группой по дворам с гитарой в руках и пели песни. Пели они и эту песню, но во время ее исполнения кто-нибудь стоял на страже и следил за тем, чтобы во дворе не появился полицейский».

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984

Дубасов Ф. В. (1845-1912) – в ноябре 1905 г. московский генерал-губернатор, организатор разгрома Декабрьского вооруженного восстания.
Лидваль Э. – крупный спекулянт, нажившийся в годы первой русской революции на поставках хлеба в голодающие губернии. Дурново П. Н. (1844-1915) – с октября 1905 г. министр внутренних дел; применял решительные меры к подавлению революции; изобличен в казнокрадстве. В 1917 на даче Дурново в районе Финляндского вокзала разместился штаб питерских анархистов; здание существует до сих пор.

В последних двух строках сдержится намек на московского (Дубасов) и петербургского (Трепов) генерал-губернаторов. Трепов Д. Ф. (1855-1906) – после 9 января 1905 г. петербургский генерал-губернатор, автор печально знаменитого приказа: «Патронов не жалеть!»

Источник

Детские песни

ШУМЕЛ, ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ…

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.

И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди;
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.

И, притаив свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремил
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:

«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.

Войска все, созванные мною,
Погибнут здесь среди снегов.
В полях истлеют наши кости
Без погребенья и гробов».

Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда,
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без стыда.

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952, под заглавием «Наполеон в Москве»

Народная песенная переработка баллады поэта и драматурга Николая Соколова «Он» («Кипел, горел пожар московский. «, см. в конце страницы). Авторский текст, состоящий из девяти куплетов, сокращен до шести. В дискографии Надежды Плевицкой (1884-1941) автором мелодии указан А. Зарема (пластинка фирмы «Пате», Москва, 1908 г., 26715. См.: Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 112). То же самое в дискографии Юрия Морфесси (1882-1857) (там же, стр. 143).

Песня появилась сначала в лубочных изданиях с изображением Наполеона на фоне пожара Москвы, затем в песенниках. При этом неоднократно переделывалась вплоть до эпохи Гражданской войны. См., например, «Шумел, горел пожар на Пресне» о баррикадных боях декабря 1905 г., «Колчак, подлюга, царь Сибири» (начало 1920) или «Шумел, горел пожар-восстанье» (об атамане Семенове, 1920) времен Гражданской войны.

Напев — песня «Шумел, горел пожар московский» в исполнении Н. В. Плевицкой (грампластинка-приложение к кн.: Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974). Нотация В. А. Лапина.

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984

ВАРИАНТЫ (3)

1. Шумел, горел пожар московский.

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по Москве.
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди.
Он видел огненное пламя,
Он видел гибель впереди.
И притаил свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремив.
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:
«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держав в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.
Войска все, созданные мною,
Погибли здесь среди снегов.
И здесь истлеют наши кости
Без погребенья и гробов.
Судьба играет в человеке,
Она изменчива всегда.
Она заставит человека
Бросить бездну без стыда».

2. Шумел, горел пожар московский

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке,
Он призадумался, великий,
Свой взор на пламя устремил,
И с тихим озареньем сознанья
Он сам с собою говорил:
— Зачем я шел к тебе, Россия,
В руках держал Европу всю?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах,
Те войска, созванные мною,
Погибли здесь среди снегов,
И свергнут наши здесь оковы
На погребение врагов.

Записана от Переплетовой Е. П., 1900 г. р., с. Чемолган, в 1977 г. См. вариант: «Фольклор семиреченских казаков», ч. 1, № 18; «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., 1965, №№ 505, 686.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 262.

3.

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди.
Он видит огненное море,
Он видит гибель впереди.
«Ой! Гости, созванные мною,
Погибли вы среди снегов,
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!
Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держал в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах. »

Друскин М. Русская революционная песня. М., 1954, с. 121. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980.

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море.
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!

Ему мечтался остров дикий,
Он видел гибель впереди,
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди, —

И погрузился он в мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом страданья
Он сам себе проговорил:

«Судьба играет человеком;
Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.

И я, водивший за собою
Европу целую в цепях,
Теперь поникнул головою
На этих горестных стенах!

И вы, мной созванные гости,
И вы погибли средь снегов —
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!

Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!

Твоя обширная столица –
Последний шаг мечты моей,
Она – надежд моих гробница,
Погибшей славы – мавзолей».

Альманах «Поэтические эскизы», М. 1850 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Николай Соколов — поэт 1830-40-х гг.

Источник

Шумел, горел пожар московский (песня)

«Шумел, горел пожар московский» (варианты: «Гудел, горел пожар московский»; «Горел, пылал пожар московский») — русская народная песня, посвященная нашествию войск Наполеона в Россию в 1812 году и пожару в Москве, созданная на основе стихов Николая Соколова.

Содержание

[править] Московский пожар 1812 года

Песня рассказывает о событиях Отечественной войны 1812 года, когда французские войска под руководством Наполеона вторглись в Россию. После тяжелого Бородинского сражения фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов распорядился оставить Москву. Российская императорская армия 2 (14) сентября 1812 года прошла через Москву на восток через Дорогомилово, Арбат, Яузскую улицу и вышла на дорогу на Рязань… Жители поспешили оставить город вслед за армией [1] Тем не менее кое-то оставался в городе. В тот же день французские войска вошли в Москву и заняли московский Кремль. Утром 3 (15) сентября прибыл Наполеон. И тогда же, в этот же день, заполыхал подожженный еще накануне город. Поклониться победителю побежденные не пришли [2] .

Московский пожар длился 2—6 сентября (14—18 сентября) 1812 года. Наполеон был в ярости: Москва предпочла сгореть, но не сдаться. 12 (24) сентября начались расстрелы поджигателей по решению французского трибунала. Но потушить огонь было уже невозможно. В ночь на 16 сентября внезапно поднялся ураганный ветер, раздувший огонь так, что к утру пламя достигло Московского Кремля, и Наполеону пришлось спасаться от него в путевом Петровском дворце — традиционном месте последней остановки русских государей перед въездом в Первопрестольную на коронационные торжества [1] .

Наполеоновская армия покинула выгоревшую Москву 6—7 (18—19) октября 1812 года.

И сразу же москвичи стали возвращаться. Уже в конце 1812 года началось возрождение Москвы.

[править] Стихотворение «Он»

В 1850 году московский альманах «Поэтические эскизы» опубликовал стихотворение «Он», посвященное Наполеону и его вторжению в Москву. Автором значился Николай Соколов [3] :

Он Николай Соколов Кипел, горел пожар московский, Дым расстилался по реке. На высоте стены кремлевской Стоял Он в сером сюртуке. Он видел огненное море. Впервые полный мрачных дум, Он в первый раз постигнул горе, И содрогнулся гордый ум! Ему мечтался остров дикий, Он видел гибель впереди, И призадумался великий, Скрестивши руки на груди, — И погрузился он в мечтанья, Свой взор на пламя устремил, И тихим голосом страданья Он сам себе проговорил: «Судьба играет человеком; Она, лукавая, всегда То вознесет тебя над веком, То бросит в пропасти стыда. И я, водивший за собою Европу целую в цепях, Теперь поникнул головою На этих горестных стенах! И вы, мной созванные гости, И вы погибли средь снегов — В полях истлеют ваши кости Без погребенья и гробов! Зачем я шел к тебе, Россия, В твои глубокие снега? Здесь о ступени роковые Споткнулась дерзкая нога! Твоя обширная столица — Последний шаг мечты моей, Она — надежд моих гробница, Погибшей славы — мавзолей». Альманах «Поэтические эскизы», М. 1850 г. [3]

[править] Версия появления стихотворения

Есть версия, что это стихотворение о Наполеоне было опубликовано в связи с другими политическими событиями, имевшими место значительно позже: поводом послужила развязывающаяся Крымская война (она произошла в 1853—1856 гг.). А тогда, в 1850 г., в ходе дипломатического конфликта с Францией прозвучали слова русского царя Николая I, что в случае нападения Франции на Россию французов ждет та же судьба — Москву подожгут вместе с непрошеными гостями [4] .

[править] Николай Соколов

О поэте Николае Соколове ничего не было известно. Частая русская фамилия не могла легко подсказать автора.

Уже через много лет, в 1928 году ученый-библиограф И. Н. Розанов в книге «Литературные репутации» (издательство «Никитинские субботники») предположил, что автор ставших популярными к этому времени стихов песни — это московский драматург Николай Семенович Соколов [5] , автор водевилей для театров Московской императорской труппы, потом перекочевавших и в другие театры. Среди его пьес: «Купеческая дочка и чиновник четырнадцатого класса» (10 декабря 1837 г. в бенефис В. И. Живокини, московский Большой театр); «Невеста под замком» (14 января 1838 г. в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой, московский Большой театр); «Уездный заседатель и жена его» (27 сентября 1838 г. в бенефис танцовщика Н. А. Пешкова, Большой театр); «Приезд жениха, или Святочный вечер в купеческом доме» (28 октября 1838 г. в Большом театре); «Проказник, или Деревенские женихи» (4 ноября 1838 в бенефис А. Т. Сабуровой, Большой театр); «Именины секретаря» (27 октября 1839 в бенефис Н. В. Репиной, Большой театр) и мн.др. [6]

Ни опровергнуть, ни подтвердить гипотезу И. Н. Розанова никто не сумел. Водевилист Николай Семенович Соколов так и считается автором стихов, ставшими основой для известной русской народной песни [4] .

[править] Песня

Кто был тот композитор, положивший стихи на музыку, неизвестно.

Строчки стихотворения не могли не тронуть москвичей — старики этих лет еще помнили все ужасы войны, отступление, свои сгоревшие дома со всем сгоревшим имуществом…

Но слова, положенные на музыку, брали за душу не только этим. В России было почитание Наполеона. Вспомнить хотя бы строку А. С. Пушкина: «Мы все глядим в Наполеоны». Наполеон был не только врагом, но и кумиром — кумиром нового поколения, рвущегося к свободе из тисков крепостнической России. А еще он был символом военных побед — этому в ту эпоху уделялось немалое внимание. И вот этот символ-победитель, въехавший в древнюю русскую столицу на белом коне, оказался беспомощным перед московским пожаром. По истине — судьба играет человеком [4] . И эта мысль ясно прозвучала в произведении.

Получившаяся песня стала народной. Народ запел ее по-своему — отбросив то, что показалось кому-то лишним и плохо запоминающимся, сократив девять куплетов до шести и заменяя на свой лад какие-то слова [3] .

Песня появилась сначала в лубочных изданиях с изображением Наполеона на фоне пожара Москвы, затем в песенниках; но все тексты неидентичные, какие-то слова в них различаются [3] , хотя основаны на том же стихотворении Николая Соколова.

В дискографии исполнителей этой песни Надежды Плевицкой (1884—1940) и Юрия Морфесси (1882—1849) , записывавших ее на пластинки (фирма «Пате», Москва, 1908 г., 26715. См.: Очи черные: Старинный русский романс. — М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 112), автором мелодии указан Александр Зарема [3] . Но считается, что песня появилась раньше. Возможно, он аранжировал мелодию для записей на пластинки много позже возникновения самой песни. А скорее, был аккомпаниатором при записях (он много выступал с Надеждой Плевицкой), но редакторы по недоразумению занесли его в авторы музыки.

[править] Вариации

Как обычно бывает с особо популярными песнями — появились не просто разные редакции песни «Шумел пожар московский», но и совершенно различные вариации: песня перерабатывалась, сохраняя ту же мелодию, на другие варианты о совсем других событиях — «Шумел, горел пожар на Пресне» о баррикадных боях декабря 1905 г. [7] , «Колчак, подлюга, царь Сибири» (начало 1920 г.) [8] , «Шумел, горел пожар-восстанье» (об атамане Семенове, 1920 г.) времен Гражданской войны [9] .

[править] Судьба играет человеком

Стихотворение — и песня — «Шумел, горел пожар московский» внесла свой вклад в русские фразеологизмы. «Судьба играет человеком» — это о Луи Бонапарте Наполеоне, великом полководце, кумире молодого русского дворянства начала XIX века, поверженном ими же, русскими дворянами [4] .

Фраза «Судьба играет человеком», войдя в ряд русских фразеологизмов, часто употребляется, когда речь идет о неожиданных поворотах в жизни людей.

Источник

Оцените статью