Си бемоль мажор аппликатура аккордов

Содержание
  1. Аккорд B на гитаре. Учимся зажимать аккорд Си в 30 вариациях
  2. Пояснения к аппликатурам
  3. Состав созвучий B (си-мажор) и Bm (си-минор)
  4. Аккорды B (си-мажор) и Bm (си-минор) на гитаре
  5. B с баррэ на 2 ладу
  6. Bm с баррэ на 2 ладу
  7. B и Bm с малым баррэ на 4 ладу
  8. B с баррэ на 7 ладу
  9. Bm с баррэ на 7 ладу
  10. B и Bm на 9 ладу
  11. B на 11 ладу
  12. Bm на 11 ладу
  13. Популярные вариации
  14. B7 (доминантсептаккорд си)
  15. B6 (мажорное трезвучие си с большой секстой)
  16. Bsus2 (минорное трезвучие си с большой секундой вместо терции)
  17. Bb (си-бемоль мажор)
  18. Bmaj7 (большой мажорный септаккорд си)
  19. Упражнение: учимся играть популярные последовательности
  20. 1. Аккорды без баррэ
  21. 2. Последовательности с приемом баррэ
  22. 25 популярных песен с аккордами B
  23. Тональности B dur (си-мажор), B moll (си-минор) и Bb dur (си-бемоль мажор)
  24. Интересные факты про аккорды B
  25. Все вариации аккордов B
  26. Аккорд B на гитаре (Си мажор): все позиции – 36 аппликатур
  27. Какие звуки в аккорде Си мажор
  28. Аппликатуры B (си мажора) в позициях
  29. I позиция
  30. II позиция
  31. IV позиция
  32. VII позиция
  33. IX позиция
  34. XI позиция
  35. Трёхструнные аппликатуры
  36. Аккорды в тональности Си мажор
  37. Песни с аккордом B

Аккорд B на гитаре. Учимся зажимать аккорд Си в 30 вариациях

Аккорды B нужно играть с баррэ, а это является сложным для новичка. Но, если регулярно заниматься, то уже через несколько занятий трудности исчезнут.

Созвучия, построенные от ноты Си, встречаются не так часто, как Am, C или Em. Но, не зная их, вы никогда не сыграете «Проклятый старый дом», «Владимирский централ» или «Вальс Бостон». А о русских романсах и блюзовых стандартах вообще можно забыть.

Если вы потратите немного времени на изучение аккордов Си, то сможете расширить свой репертуар и отточить прием баррэ.

Пояснения к аппликатурам

Для игры на гитаре аккордами вам нужно знать, какие струны зажимать. Классическая нотная запись не указывает, в каком месте грифа сыграть созвучие. На ней обозначены только высота и длительность ноты.

Для гитаристов была придумана аппликатура.

Аппликатура – это схематичное изображение гитарного грифа с указанием точек, в которых должны быть зажаты струны.

Обратите внимание! Если на струне нет желтого кружка, она не играется. Если желтый кружок расположен на белом поле слева, то струна играется открытой.

Образец аппликатуры

На нашей аппликатуре самая толстая, шестая струна изображается внизу, а самая тонкая первая – вверху.

Состав созвучий B (си-мажор) и Bm (си-минор)

Аккорд (созвучие) – это три и более звука разной высоты, сыгранные вместе.

Простейшие аккорды – это трезвучия. Трезвучия бывают мажорные и минорные. Также существуют септаккорды, нонаккорды, уменьшенные, увеличенные трезвучия и т.д.

Для того чтобы играть на гитаре любимые песни вам достаточно знать основные созвучия и ноты, которые в них входят.

B (си-мажор) является трезвучием и состоит из нот си (B), фа-диез (F#) и ре-диез (D#).

Bm (си-минор) также состоит из трех нот (B), фа-диез (F#) и ре (D).

Если вы к этим созвучиям добавите еще ноты, то получатся новые аккорды, которые называются вариациями. Самые популярные из них вы найдете чуть ниже.

Аккорды B (си-мажор) и Bm (си-минор) на гитаре

На фортепиано одну ноту можно сыграть только одним способом. На гитаре одна и та же нота может быть исполнена в нескольких позициях. Это же относится и к созвучиям.

B и Bm на гитаре можно сыграть 5 способами. На практике вы будете использовать всего 2 из них: с баррэ на 2 и 7 ладах. Остальные аппликатуры вам тоже нужно проработать, если вы хотите добиться подвижности пальцев.

B с баррэ на 2 ладу

Зажмите баррэ на 2 ладу. Мизинец, безымянный и средний пальцы расположите на 4 ладу на 2, 3, 4 струнах.

B с баррэ на 2 ладу

Совет: чтобы было удобнее играть, согните немного указательный палец. Усилие сосредоточьте на том, чтобы прижать 1 и 5 струны.

ПОДСКАЗКА. Си-мажор в открытой позиции

Если совет не помогает, и вам все еще тяжело играть баррэ, воспользуйтесь упрощенным способом сыграть си-мажор.

Зажмите указательным пальцем 1 струну на 2 ладу, остальные пальцы разместите на 4 ладу на 2, 3 и 4 струнах.

В этой аппликатуре нужно играть только первые 4 струны, а обе басовые глушить.

Bm с баррэ на 2 ладу

Чтобы сыграть Bm, зажмите баррэ на 2 ладу, средний палец поставьте на 2 струну, 3 лад. Остальные пальцы расположите на 4 ладу на 3 и 4 струнах.

Bm с баррэ на 2 ладу

ПОДСКАЗКА. Си-минор в открытой позиции

Если вам еще тяжело играть баррэ, то есть способ сыграть си-минор в открытой позиции. Ниже представлена аппликатура. Первое время можете пользоваться ей.

B и Bm с малым баррэ на 4 ладу

Следующие аппликатуры будут сложными для новичка. Они требуют хорошей растяжки и силы пальцев. Нужно зажать малое баррэ на 4 ладу, а басовые струны зажать мизинцем и безымянным пальцем.

B с малым баррэ на 4 ладу Bm с малым баррэ на 4 ладу

B с баррэ на 7 ладу

Зажмите баррэ на 7 ладу. Средним пальцем зажмите 3 струну на 8 ладу, безымянным и мизинцем 4 и 5 – на 9 ладу.

B с баррэ на 7 ладу

В этой аппликатуре очень удобно отрабатывать прием баррэ. Натяжение струн здесь меньше, и их проще прижимать к грифу.

Bm с баррэ на 7 ладу

Чтобы сыграть си-минор в этой позиции, зажмите предыдущую аппликатуру и уберите с 3 струны указательный палец.

Bm с баррэ на 7 ладу

B и Bm на 9 ладу

От 9 лада мажорное и минорное трезвучия B можно сыграть аппликатурами D и Dm. Только зажимать струны нужно без участия указательного пальца. Им вы зажимаете басовую ноту B на 4 струне, 9 лад.

B на 9 ладу Bm на 9 ладу

B на 11 ладу

Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 2 струну на 12, безымянным – 4 струну на 13, мизинцем – 5 струну на 14. Глушите 1 и 6 струны. Они звучать не должны.

B на 11 ладу

Bm на 11 ладу

Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 4 на 12, безымянным – 2 на 12, мизинцем – 5 на 14. Первую и шестую глушите подушечками пальцев или ладонью.

Bm на 11 ладу

Применяйте дополнительные аппликатуры созвучий для аккомпанемента второй гитаре. Например, если другой музыкант берет аккорды в открытых позициях, используйте баррэ или играйте ноты в верхнем регистре. Так вы добавите исполняемому произведению выразительности.

ВАЖНО! О разнице между B и H

В русской музыкальной литературе ноту B (си) и созвучия, построенные от нее, иногда обозначают латинской буквой H. А буквой B обозначают си-бемоль.

Не пугайтесь, если песня, которую вы нашли в интернете, звучит как-то не так.

Попробуйте передвинуть руку на 1 лад влево. Вполне возможно, что в найденной вами песне B – это си-бемоль мажор.

Популярные вариации

B7 (доминантсептаккорд си)

Эта вариация аккорда B имеет две аппликатуры. Аппликатура открытой позиции чаще используется при игре русских романсов и дворовых песен. Аппликатура с баррэ больше применяется в энергичных музыкальных жанрах.

B7 без баррэ B7 с баррэ на 2 ладу

B6 (мажорное трезвучие си с большой секстой)

Аппликатура созвучия B6 является очень сложной для исполнения. Здесь нужно зажать баррэ мизинцем или безымянным пальцем.

B6

Bsus2 (минорное трезвучие си с большой секундой вместо терции)

Этой аппликатурой гитаристы часто заменяют B и Bm, когда играют их с баррэ. Для этого они глушат 2 струну подушечкой мизинца.

Bsus2

Bb (си-бемоль мажор)

Bb (наряду с F#m) является самым распространенным созвучием, построенным от полутона основной ноты. Это созвучие можно сыграть с баррэ на 1 или 6 ладу.

Bb на 1 ладу Bb на 6 ладу

Bmaj7 (большой мажорный септаккорд си)

Зажмите баррэ на 2 ладу от 5 струны. Средним пальцем зажмите 3 струну на 3 ладу, безымянным – 4 струну на 4 ладу, мизинцем – 2 струну на 4 ладу.

Bmaj7

Упражнение: учимся играть популярные последовательности

Теперь вы должны отработать полученные знания на практике. Перед вами последовательности аккордов, среди которых созвучия B. Вам нужно сыграть каждую прогрессию.

Это упражнение тренирует вашу мышечную память. Несколько советов перед тем, как вы начнете:

  1. Начинайте играть медленно. Не гонитесь за скоростью смены позиций. На данном этапе вы должны запомнить, как правильно ставить пальцы.
  2. Держите руку расслабленной. Если вы будете с силой зажимать аккорды, то очень быстро мышцы забьются, а пальцы станут «деревянными». Сделайте перерыв, если почувствовали усталость.
  3. Подсматривайте в аппликатуры, если забыли какой-то аккорд. Будет хуже, если вы заучите неправильную позицию.
  4. Если упражнение дается вам легко, сыграйте последовательности наоборот.

1. Аккорды без баррэ

  1. E – A – E – B7
  2. C- B7 – Em – G
  3. Em – C – D – C – B7 – Em

2. Последовательности с приемом баррэ

  1. Bm – D – A – E
  2. Gm – Bb – D – D#
  3. Bm – A – F#m – G

Не задерживайтесь долго на упражнениях. Как только научитесь более-менее сносно ставить пальцы на струны, переходите к изучению песен.

25 популярных песен с аккордами B

Ниже представлен список 25 популярных песен, в которых применяются созвучия, построенные от ноты Си. Начните с них. Если среди представленных песен нет ваших любимых, воспользуйтесь интернетом.

  1. Eagles – «Hotel California»
  2. «Клен ты мой опавший» (русский романс)
  3. Король и шут – «Проклятый старый дом»
  4. Кино – «Закрой за мной дверь, я ухожу»
  5. Зоопарк – «Blues de Moscou»
  6. Shocking Blue – «Venus»
  7. Chris Isaak – «Wicked Game»
  8. Elvis Presley – «A Little Less Conversation»
  9. Михаил Круг – «Владимирский централ»
  10. Владимир Высоцкий – «Охота на волков»
  11. Александр Серов – «Я люблю тебя до слез»
  12. Монгол Шуудан – «Да, теперь решено без возврата»
  13. 25/17 – «Звезда»
  14. Кино – «Печаль»
  15. Александр Розенбаум – «Вальс Бостон»
  16. Гражданская оборона – «Отряд не заметил потери бойца»
  17. Алла Пугачева – «Свеча горела»
  18. Ночные снайперы – «31 весна»
  19. Ленинград – «Экспонат»
  20. Ленинград – «Терминатор»
  21. Леприконсы – «Хали-гали, паратрупер»
  22. Кипелов – «Я свободен»
  23. Нервы – «Курим»
  24. The Beatles -– «Yesterday»
  25. Алиса – «Трасса Е-95»

Тональности B dur (си-мажор), B moll (си-минор) и Bb dur (си-бемоль мажор)

В таблице представлены аккорды тональностей си-мажор, си-минор и си-бемоль мажор. Тональности си не так распространены, как ля-минор или соль-мажор, но и в них написано много известных песен.

Если вам интересно, попробуйте себя в композиторском деле и сочините несколько несложных прогрессий с помощью аккордов из этой таблицы.

Тональность Основные аккорды Дополнительные аккорды
B moll D G A Bm Em F# F#m B
B dur B E F# G#m C#m D# D#m G#
Bb dur Bb D# F Gm Cm D Dm G

Интересные факты про аккорды B

  • Аккорд B7 – самый «рок-н-ролльный» и «блюзовый» из всех. Он создает тот самый «драйвовый» звук в куплете. Если вы хотите сочинить рок-н-ролл или блюз, начните с прогрессии E – A – B7.
  • У ноты си (B) нет диеза. Си-диез (B#) – это до (C).
  • Созвучие си-бемоль мажор (Bb) в популярных песнях используется так же часто, как и минорное и мажорное трезвучия B.

Все вариации аккордов B

От ноты Си можно построить 30 вариаций аккордов. Попробуйте сыграть их все. Звучание некоторых из них может вам понравиться. Используйте такие аккорды в своих песнях и музыкальных зарисовках.

Источник

Аккорд B на гитаре (Си мажор): все позиции – 36 аппликатур

Перед тем как приступить к изучению аппликатур Си мажора, сразу разберёмся с его обозначением. Во избежание путаницы. Дело в том, что есть два варианта для ноты си в записи латинскими буквами: 1 – нота си обозначается буквой B, 2 – нота си обозначается буквой H, а вот буквой B в этом варианте обозначается нота си бемоль. Соответственно, и аккорд может именоваться по-разному: 1 – аккорд B; 2 – аккорд H на гитаре (или си мажор аш). И так, и так правильно. Просто разные системы обозначения.

Почему по-разному называют ноту си и аккорд си мажор, как так вышло, сложилось, в рамках этой статьи мы разбираться не будем. Отметим только, что на этот счёт есть определённая предыстория, связанная с джазовой музыкой, с системами обозначения в разных странах. И условимся, что далее, по ходу разбора аппликатур, аккорд си мажор будем обозначать всё-таки буквой B; или если с другим басом, дробный – B/F#, В/D#.

Совет, как не запутаться, правильно прочитать обозначение! Видите, например, в песеннике аккорд B, и сразу вопрос – си это или си бемоль? В первую очередь можно определить на слух: проиграйте последовательность с аккордом си мажор и си бемоль мажор; по мотиву, мелодии сразу станет понятно – какой «не вписывается» в гармонию. Подсказать может и тональность. Например, в Ми миноре: если после Em аккорд B, наверняка это си мажор (на V ступени, доминанта). А увидите си мажор аш (H), тогда однозначно, если дальше будет и B – то это си бемоль.

Итак, далее в статье, как брать аккорд B на гитаре во всех позициях: разные варианты аппликатур – с баре и без баре, упрощённые, с открытыми струнами. Для каждого аккорда – схема (аппликатура) в виде аккордовой сетки, фото (как ставить пальцы на ладах) и аудио (можно послушать онлайн – как звучит на акустической гитаре).

Какие звуки в аккорде Си мажор

Аккорд Си мажор строится по интервалам следующим образом:

  • B (си) – основной звук аккорда.
  • D# (ре-диез) – большая терция от основного звука (в схеме б.3);
  • F# (фа-диез) – малая терция (м.3) от D# (ре-диез – большой терции), или чистая квинта (ч.5) от основного звука B (си).

Строение аккорда в нотной записи с табами:

Аккорд Си мажор на гитаре в аккомпанементе чаще всего используется не в основном виде, а с удвоенными или утроенными звуками.

К примеру, аппликатура B с баррэ во второй позиции (на 2-ом ладу): удваивается основной звук в разных октавах – си на 5-ой струне и на 3-ей; и квинта (F#) – на 4-ой струне и 1-ой.

Смотрите ноты в аккорде:

Аппликатуры B (си мажора) в позициях

I позиция

Сразу нужно сказать, что аппликатуры си мажора в I-ой позиции, именно си мажора в основном виде без надстроек (B7, B9 и др.) используются не столь часто в последовательностях с открытыми аккордами «нулевой позиции». Больше в аккомпанементе с тем же открытым Em, Am, D, С применяется B во II-позиции. Но поскольку, мы последовательно рассматриваем все позиции на грифе, соответственно, и начинаем с I-ой. Вы же можете оставить эти аппликатуры на потом, и сразу же перейти к изучению II-ой позиции.

B с открытой 2-ой. На основе аппликатуры очень распространённого B7 (именно он чаще всего используется на первых ладах, но, заметьте, это септаккорд). А в этом аккорде звуки только мажора, без надстроек. Но подойдёт только для перебора или если играть щипком.

Как играть B в I-ой позиции:

  • 6-ая и 3-ая не звучат;
  • указательный – на 4-ую, 1-ый лад;
  • средний – на 5-ую, 2-ой лад;
  • вторая струна открытая;
  • безымянный – на 1-ую, 2-ой лад.

Извлекать звуки аккордов можно по-разному, не только как в аудиопримере. Это может быть и другой перебор, или способ звукоизвлечения щипком, боем. Или же можно просто сделать удар по струнам вниз или вверх, если позволяет аппликатура.

На 4-ёх струнах, с 2-ой открытой, без квинты (фа-диез). В этой аппликатуре B на гитаре на 3-ей и 2-ой повторяется основной звук си – звучит в унисон. И от того в мажоре получается своеобразный оттенок.

Закрытый B на 4-ёх струнах. В расширенной постановке. И мизинцем нужно прижать две струны – третью и вторую. 1-ая и 6-ая не звучит.

II позиция

Баре на 2-ом ладу в форме A. Очень распространённый в аккомпанементе вариант си мажора.

  • Указательным – прижимаем пять струн (без 6-ой) на втором ладу;
  • На 4-ладу: форма A – соответственно средним, безымянным и мизинцем.

Ещё есть B во II-ой упрощенный без баре в нескольких вариантах постановки пальцев. Подойдёт для начинающих, кому ещё тяжело совладать с приёмом прижимания всех струн в позициях, да и вообще для гитаристов, предпочитающих обходиться без баре.

На четыре струны, безымянным прижать 4-ую, 3-ую и 2-ую. Не такое полное звучание как у B с баррэ, зато упрощённый. Тем не менее, многим гитаристам нравится именно такой оттенок мажора во II-позиции – без 1-ой струны.

Ещё можно в этой аппликатуре три струны прижимать мизинцем. Вот так:

B/F# – без 5-ой и 6-ой. В басу фа-диез (квинта). Ещё способ, как заменить стандартное баррэ во второй позиции. Для указательного в аппликатуре только лишь первая струна. Удобная постановка.

Эту аппликатурную форму в своих песнях часто использовал Егор Летов.

Неполный аккорд, без квинты (в обозначении no5). Но с характерным мажорным оттенком. Кроме того, что не используются 6-ая и 1-ая, при игре боем подушечкой указательного пальца нужно приглушать и 4-ую. В звучании, конечно, скудноват, но как замена аккорда B с баррэ вполне может сойти.

Звуки си мажора в широком расположении, на трёх струнах. Красивый мажор – если перебором, щипком.

Вариант с баррэ, но попроще, для перебора, звукоизвлечения щипком. На 4-ом ладу прижимаются только две струны. А 4-ая не звучит – вообще «не участвует» в аккорде.

IV позиция

По системе CAGED в четвёртой позиции си мажор – это баре в форме G (соль мажора из открытой позиции). С практической точки зрения – употребления такой аппликатуры в аккомпанементе – сложный, неудобный. Чаще используются упрощённые аппликатуры этого аккорда, которые мы далее рассмотрим.

Но в целях ознакомления, можете попробовать взять это баррэ в виде G. А если не будет получаться, ничего страшного. Тогда просто визуально представляйте его на грифе – где какие звуки формы в позиции. Это нужно для построения упрощённых форм.

Как вариант применения, если только, когда каподастр на 4-ом ладу. Это вместо указательного для баррэ. Тогда удобно, постановка пальцев на аккордах, как и в открытой позиции. Но это, так сказать, частный случай.

Теперь давайте изучим упрощённые варианты – как заменить сложный си мажор на баррэ в форме G в IV-ой позиции:

Форма G без 1-ой струны. Для баррэ на 4-ом ладу можно использовать два пальца. Постановка пальцев более простая, но аккорд с более низким звучанием из-за того, что нет верхнего звука си.

B/D# – в басу терция. Ну, почти форма G, только без 6-ой струны.

B/F# – малое баррэ. Красиво звучит перебором. Хорош для разных обыгровок: постановка даёт возможность добавлять всякие-разные настройки, мелодические линии мизинцем, безымянным и средним пальцем.

B/D# – с терцией в басу. Немного заковыристый, растяжка, зато без баррэ. И звучит интересно. Если играть боем, подушечкой среднего пальца обязательно приглушайте четвёртую струну.

VII позиция

Си мажор с баррэ в форме E – самый обычнейший, распространённый аппликатурный вариант.

Но есть и схема без баре на основе формы E. Точнее, таких аккордов целая группа. Как замена аккорда B с баре:

Без басовых. В отличие от стандарта с баррэ на 7-ом ладу, указательным требуется прижать две верхние струны. Лёгкий для новичков. А ещё отличный вариант звучания мажорного аккорда без нижних звуков (6-ой и 5-ой струны).

B/F# – без 6-ой. Практически стандартная форма в полном звуковом составе. А баррэ брать не нужно. Как и в предыдущей аппликатуре, указательным прижимаются только две струны.

B/F# – без 6-ой и 1-ой. Ещё проще постановка. Однако аккорд немного теряет в яркости (характерной для баррэ в этой позиции) из-за отсутствия верхнего голоса (си на 1-ой струне).

На нижних струнах + 2-ая открытая. Си мажор в низком регистре. И при всём этом аккорд открытый из-за второй струны. Красивый.

Ещё вариант этой аппликатуры – без 2-ой струны. Получается более низкое, «сухое» звучание.

B/F# открытый. Снова «фишка» во второй струне. Она не прижимается в позиции. И добавляет переливчатость к упрощённой аппликатуре на основе формы E с баррэ.

Открытый, без квинты, в верхнем голосе терция (ре-диез). Колоритный, выразительный. Может по-особому украсить гитарную аранжировку: перебором в инструментальном составе, как вторая ритм-партия и т.д.

Тоже с терцией на первой струне, но закрытый. Аппликатура сложная, расширенная. Но ваши усердия над постановкой пальцев окупятся с лихвой, если толково использовать такой аккорд. В смысле того, что он может очень даже красиво прозвучать.

Как играется этот B:

  • выстраиваем «лесенку» мажорного трезвучия: 4-ая струна, 9-ый лад – безымянным; 3-ая, 8-ой лад – средним; 2-ая, 7-ой лад – указательным;
  • мизинец тянем на 1-ую струну, 11 лад (ре-диез).

IX позиция

Си мажор в форме аккорда D из открытой позиции. Баррэ не используется. Всего на четырёх струнах.

B/F# – баррэ в форме D, с квинтой (фа-диез) в басу. Посложней аппликатура, но может и пригодится для басовых линий, для построения каких-то мелодических связок из аккордов в этой позиции.

Чем можно заменить эти довольно сложные аппликатуры B в форме D? Конечно же, упрощёнными аппликатурами, без баррэ. По звучанию они ничуть не хуже. Более того, эти аккорды си мажор в IX-ой позиции по-своему оригинальней, красивей. Изучим их аппликатуры.

На четырёх струнах, основной тон ещё и на 2-ой открытой. Переливчатое созвучие мажора. И заметьте, никаких баррэ и растяжек. Простейшая постановка на три пальца. Но следите за тем, чтобы безымянный на 3-ей и мизинец на 1-ой не приглушали вторую открытую струну.

B/D# – с ре-диез в басу. Аппликатурная разновидность предыдущего аккорда. Форма остаётся, но на 6-ой добавляется терция. И постановка пальцев соответственно другая.

B/D#, без 5-ой и 1-ой. Для ритм-партии не очень. А вот если щипком, перебором, очень даже ничего) Есть в этом си мажоре особое торжественное, благородное звучание.

К форме D на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне добавляется ре-диез (терция) на 6-ой. 5-ая и 4-ая в этой аппликатуре не звучат.

XI позиция

Баррэ на 11-ом ладу в форме С. Указательным нужно прижать три струны, но можно и четыре, пять, если так удобней брать баррэ в этой позиции.

Теперь рассмотрим, чем заменить можно этот довольно непростой B и как расширить палитру звучания мажорного аккорда применительно к этой позиции.

Упрощённые аппликатуры на основе формы С в XI-ой позиции для си мажора:

B/D# без 6-ой и 5-ой струны. Образно говоря, это «лесенка» с баррэ без нижнего звука (си на 5-ой струне). И, безусловно, легче, что касается постановки пальцев.

B/D# без басовых с фа-диез (квинтой) на первой струне. Тоже без нижнего звука на 5-ой, но мизинец на 1-ой струне, ставится на 14-ый лад.

Этот аккорд можно брать с баррэ – прижимать указательным верхние струны. Или без баррэ: указательным – только 3-ю струну на 11-ом ладу.

Без 6-ой и 1-ой струны. Поскольку форма C выстраивается в позиции без первой струны, баррэ не требуется. Удобный, хорошо звучащий си мажор на четыре струны.

И также в XI позиции есть отрытые B благодаря тому, что вторая открытая струна – си, основной звук аккорда Си мажор:

B/D# – своеобразный, немного похож в звучании на клавесин.

B/D#: несмотря на то, что аккорд и мажорный (по определению весёлый), с задумчивым, лирическим и даже отчасти грустным оттенком. Такие настроения создаёт малая терция внизу аккорда: нижние звуки – на 4-ой ре-диез, а на 3-ей фа-диез.

К мажорному трезвучию на 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах добавляется ещё 2-ая открытая (удваивается основной тон).

Трёхструнные аппликатуры

Есть и аппликатуры Си мажора на гитаре, в которых звуки аккорда не удваиваются. Всего три звука на трёх струнах – мажорное трезвучие в основном виде и его обращения.

Эта разновидность аппликатур не так часто используется в аккомпанементе, как вышерассмотренные варианты B в позициях. Тем не менее, трёхструнная форма в разных регистрах (на басовых, верхних струнах) может внести определённое разнообразие в аккомпанемент: обыгровки, переходы; как дополнительная партия – штрих с акцентами, арпеджио; и даже как основная – на электрогитаре в инструментальной аранжировке.

Так что и трёхструнными аппликатурами имеет смысл пополнить свой аккордный арсенал.

На басовых: 6, 5 и 4

И если обозначить трезвучия на всех струнах, сразу становятся видны аппликатурные контуры уже знакомых нам аккордов в позициях:

Аккорды в тональности Си мажор

«Ближайшие соседи» или даже «родственники» Си мажора в аккордовых последовательностях – аккорды на ступенях всё того же мажорного лада от звука си.

  • I – B (си мажор)
  • ii – C#m (до-диез минор)
  • iii – D#m (ре-диез минор)
  • IV – E (ми мажор)
  • V – F# (фа-диез мажор)
  • vi – G#m (соль-диез минор)
  • vii dim – A# dim (ля-диез уменьшённый)

Вот так выглядит гамма си мажор:

Кроме этих, конечно в тональности си мажор могут использоваться и другие аккорды. На ступенях меняется тип аккорда: с мажора на минор и наоборот (F# → F#m, E → Em). Или повышаются/понижаются определённые ступени. Получается, что в последовательности добавляются аккорды и не из этой мажорной тональности: в связке с B – C, G, D и др.

Распространённые аккордовые прогрессии в Си мажоре:

  • B – E – F# – B
  • E – B – F# – B
  • B – E – B – F#
  • B – E – C#m – F#
  • C#m – F# – B
  • B – F# – G#m – E
  • B – G#m – E – F#
  • блюзовый квадрат: B – B – B – B – E – E – B – B – F# – E – B – F#

Песни с аккордом B

Упрощённый вариант B в песнях Егора Летова:

Ещё темы в тональности Си мажор:

  • Penny Lane – The Beatles
  • Limelight – Rush
  • Take It to the Limit – The Eagles

Ну и наверняка, в других песнях ваших любимых групп, исполнителей будет аккорд B. Просто в последовательности, или как главный, основной – в тональности Си мажор. Так что у вас будет возможность ещё попрактиковаться в аппликатурах.

На этом занятие по аккорду Си мажор завершаем. Какие-то изученные формы B вы будете применять чаще, какие-то реже. Это нормально. Но всё равно пробуйте вносить разнообразие в аккомпанемент при помощи оттенков мажора в разных вариантах. Так можно добиться неповторимого, красивого звучания. Гитарного вдохновения! Да прибудет с вами весёлая муза! И, конечно же, в Си мажоре… 😉

Источник

Оцените статью