Си бемоль мажор устойчивые ноты

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней, а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.


То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая! – любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений

Источник

Оцените статью