как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Буква — где располагается аккорд. Т — тоника, С — субдоминанта, 4-я ступень, Д — доминанта, 5-я ступень.
Первая цифра — интервал между нижней и верхней нотой (напр 5 — квинта)
Вторая цифра — интервал между нижней и средней нотой.
Если Буква+7 — септаккорд. 4 ноты по терциям.
Все аккорды по гармоническому ладу в миноре (с повышенной 7-й ступенью). Остальные ноты — по ступеням.
Источник
как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Источник
Обращения аккордов и гармонизация
Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.
Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?
Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.
Не совсем понятно.
Аккорд — это три конкретных ноты.
Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.
Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.
И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.
У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.
Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.
В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.
Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.
Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.
Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.
Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.
Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:
Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.
Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).
Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:
Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.
Что теперь нам с этим делать?
Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.
Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!
Порядковый номер обращения:
“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).
Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.
G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):
Первое обращение — C+октава — E G C:
Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.
Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).
И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.
При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.
Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.
Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.
В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:
E — G — 3 полутона — малая терция.
E — C — 8 полутонов — секста.
Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.
Во втором обращении у нас аккорд G C E:
G — C — 5 полутонов — кварта.
G — E — 8 полутонов — секста.
Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.
Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.
Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.
Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:
«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7
Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65
Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43
Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2
Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.
Как тебе такое, парень?
А если закрытый аккорд:
Подведём полу-итоги перед следующим актом:
Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:
C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.
**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂
Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.
И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.
И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!
Зачем же нам в нашей музыке обращения?
**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.
А вот в обращениях много полезного!
Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.
Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:
Так у нас сменились вообще все клавиши.
А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:
Звучит это божественно и намного более “целостно”.
Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.
**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«
Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.
Все клавиши сменились.
Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.
**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.
В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.
И, наконец, субъективные оценки:
Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.
Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.
Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.
В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!
Все ошибки можно списать на внезапный джаз.
А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!
В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.
Источник