LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Лирический букет фортепианной музыки Яна Сибелиуса
Понедельник, 09 Февраля 2015 г. 14:46 + в цитатник
Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полотен-симфоний и симфонических поэм, а так же прочно вошедшего в исполнительский репертуар скрипачей всего мира скрипичного концерта ре минор.
На фоне столь широкого признания необычайно ярких по своему образно-эмоциональному строю симфонических произведений, фортепианное творчество композитора, преимущественно в жанре фортепианной миниатюры, занимало относительно скромное место, оставалось в тени, и до последнего времени не привлекало к себе сколько-нибудь серьезного внимания пианистов-исполнителей и музыковедов. Более того, в музыковедческой литературе укрепилось мнение о якобы сугубо «периферийном» характере фортепианных опусов на том лишь основании, что Ян Сибелиус «не был пианистом и, судя по некоторым его высказываниям, очевидно, не очень любил рояль».
Уже в своих самых ранних, еще далеко несовершенных, фортепианных опусах Сибелиус проявил понимание выразительных средств рояля как инструмента, способного раскрыть глубокий психологизм душевных переживаний, отобразить неповторимое очарование суровой северной природы. Начав писать фортепианную музыку еще в конце 80-х годов, композитор сохранил к ней глубокий непреходящий интерес на протяжении всего творческого пути. Лишь в 1957 году вышла первая специальная работа о фортепианных произведениях композитора финского музыковеда Эрика Тавасштерна «Фортепианные произведения Сибелиуса».
Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Значительная часть из них до сих пор служит уязвимой мишенью для критиков. Сам Сибелиус опрометчиво говорил, что он пишет мелочи для фортепиано в свободные моменты, в качестве отдыха от больших оркестровых вещей, и на самом деле фортепиано его особенно не интересует. Тем не менее, уже на склоне лет, он шутя предрекал: «Я знаю, что мои фортепианные пьесы ждёт безопасное будущее, несмотря на то, что они полностью попали в забвение — в один прекрасный день они станут такими же популярным, как пьесы Шумана». И действительно, многие пианисты, среди которых и Гленн Гульд взяли на себя труд изучить фортепианную музыку Сибелиуса, признав её оригинальность и пригодность для инструмента. Гульд, подчёркивая мастерство композитора, говорил, что «в фортепианных произведениях Сибелиуса — всё музыка, всё поет. а главное — это существенное дополнение к слишком ограниченному фортепианному репертуару позднего романтизма». Множество записей собраний фортепианной музыки Сибелиуса появилось в цифровую эпоху. Финский пианист Эрик Тавастшерна (р.1951), отец которого тоже был пианистом (учеником Нейгауза, Корто и исследователем творчества Сибелиуса), записал в начале 80-х годов наиболее основательное из них. По его словам «Многие из фортепианных вещей Сибелиуса весьма замечательны как по своей форме, так в смысле музыкального материала и стиля, который хорошо подходит к характеру инструмента. В его сочинениях есть значительные технические трудности, интересные для исполнителя, текстура в целом мелодичная и красочная, что интересно слушателю. «
В стилистике композитора можно выделить несколько периодов. Первый из них относится к молодым годам Сибелиуса (1881-1891), когда он усваивал приёмы классического и романтического стиля. Во второй, «национальный романтический» период (1891-1902) музыка Сибелиуса стала более хроматической и композитор создал интересный синтез мелодики стран Центральной Европы и финских элементов. Во время своего третьего, «неоклассического» периода (1908) Сибелиус, находясь под сильным влиянием калевальского романтизма и символизма активно использовал классические идиомы. В четвертый период так называемого «современного классицизма» (1908-1919) он писал неоклассические сонатины, и в то же время его в значительной степени коснулись влияния импрессионизма. Пятый и последний активный творческий период (1919-1929) был временем «универсального синтетического стиля», который объединил устои классической традиции, радикальные элементы модернизма, мистику, пантеизм, тональные медитации.
Lake Katumajärvi in Hämeenlinna, Finland. На родине Яна Сибелиуса
Фортепианное творчество Я. Сибелиуса в жанровом отношении достаточно разнообразно. Однако истинный аромат сибелиусовской фортепианной музыки более всего ощутим в фортепианных миниатюрах, объединенных композитором в небольшие циклы разнохарактерных пьес.
Начать знакомство с фортепианным творчеством Сибелиуса хочу с этого популярнейшего и очень эффектного Этюда.
13 Pieces for Piano, Op 76 Etude in A minor (ля минор)
Этюд входит в 13 пьес, соч. 76 (1911-19) — сборник достаточно простых миниатюр, некоторые из которых весьма популярны среди пианистов (№2 — Этюд, №9 — Арабеска, № 11 — Линнея (цветок), № 12 — Капричиетто, № 13 — Арлекинада).
Здесь этюд звучит несколько иначе в переложении для виолончели и гитары:
Interpretación de Solveig Meens (violoncelo) y Francisco González (guitarra)
Ну а здесь можно уже от души погрустить под неторопливые и трогательные переливы мелодии, рождённой гитарными струнами.
Etyde-Jean Sibelius, Guitarduo arrangement
Вернёмся к фортепиано. В Шести экспромтах, соч. 5 (1890-93) — раннем, но достаточно значительном по содержанию фортепианном опусе молодого композитора, мы находим наряду с влияниями русской музыки отголоски впечатлений о путешествии Сибелиуса в Карелию, где он собирал традиционные финские руны. Экспромт № 5 — игристое арпеджио, написанное как-будто для лютни или арфы:
Kristiina Junttu; Jean Sibelius Impromptu Op.5, No.5
Десять пьес для фортепиано соч. 24 (1895-1903) — довольно популярный и часто исполняемый опус Сибелиуса. Здесь композитор развивает в основном традиционные романтические традиции, а не своеобразный национальный карельский стиль, хотя несомненно фольклорные находки наложили отпечаток и на это сочинение. № 9 — очень любимый финскими пианистами Романс в духе Листа:
Sibelius: Romance in D Flat Major
Десять маленьких пьес, соч. 58 (1909) — несколько экспериментальное сочинение, написанное в период активных творческих поисков композитора. Традиционная лексика романтизма здесь дополняется современными полифоническими приёмами и гармониями, даже диссонансами. № 1 «Мечта» — французское название работы и темп недвусмысленно указывают на импрессионистско-экспрессионистский колорит (Дебюсси, Скрябин). № 2 — бодрое Скерцино. Композитор видел в нем образ Бенвенуто Челлини, имея в виду, возможно, живой характер и капризность остроумного художника эпохи Возрождения. № 3 Ария — забавные тональные приключения по мотивам сюит Баха. № 4 «Пастырь» — быстрая пьеса в духе французского барокко 18-го века, напоминающая пасспье из ‘Бергамасской сюиты’ Дебюсси. № 5 «Вечером» написана в духе Шумана. Кажущаяся простота пьесы скрывает непредсказуемые изменения в ключевых моментах, № 6″ — Диалог», № 7 «В темпе Менуэта» — полон по словам композитора ностальгических грёз и «меланхолии в стиле давно минувших дней». № 8 «Песня рыбака», в которой итальянский мелодический материал сочетается с фигурами арфы-арпеджио. № 9 — Серенада со скрипичными трелями. № 10 «Летняя песня» с мелодией хорального типа — наполнена торжественной или даже религиозной атмосферой.
Sibelius — 10 Pieces for Piano, Op. 58
Erik T. Tawaststjerna, piano
00:00 1. Rêverie
04:04 2. Scherzino
05:54 3. Air varie
10:25 4. Le berger
13:28 5. Le soir
18:00 6. Dialogue
20:36 7. Tempo di menuetto
23:28 8. Chant du pecheur
27:00 9. Serenade
29:07 10. Chant d’ete
Художник: Akseli Gallen-Kallela
Лирические пьесы, соч. 40 (1912-16) составляют нечто вроде альбома для юношества. Это салонные пьесы, довольно простые, очень мелодичные и приятные на слух, отдают дань пианизму Шопена, Шумана, Листа и Чайковского. В Лирических пьесах интересен № 4 — танец в духе рококо, № 5 Колыбельная — мелодический жемчуг цикла, № 7 Рондетто — венская полька в умеренном темпе, № 10 — торжественно-праздничный полонез.
Sibelius — 10 Pensées lyriques, Op. 40
Erik T. Tawaststjerna, piano
00:00 1. Valsette
01:01 2. Chanson sans paroles
02:45 3. Humoresque
04:03 4. Menuetto
06:47 5. Berceuse
09:01 6. Pensée mélodique
10:11 7. Rondoletto
11:44 8. Scherzando
12:59 9. Petite sérénade
15:05 10. Polonaise
Художник: Akseli Gallen-Kallela
Рубрики: | Музыка/Фортепианная |
Метки: Сибелиус финские композиторы фортепианный цикл
Процитировано 26 раз
Понравилось: 36 пользователям
Источник