Ян Сибелиус — Этюд (op.76 n°2)
Красивая, оригинальная и нечасто играемая пьеса для фортепиано финского гения музыки Яна Сибелиуса в этом 2020/2021 учебном году станет звездой моего репертуара для старших подростков и взрослых среднего и продвинутого уровней. Весной пианист Денис Мацуев блестяще сыграл эту яркую эффектную фортепианную миниатюру на бис в одном из концертов.
Ноты для фортепиано Этюда Сибелиуса — совсем несложные для разбора; это легкая пьеса, звучащая сложно и виртуозно. Вы удивитесь, заметив, что музыка Этюда пронизана такими родными нам чисто русскими интонациями. Исходя из этой напевности я предлагаю любителям две возможности интерпретации Этюда.
Первое исполнение соответствует написанному и задуманному самим композитором.
Для верной трактовки мы будем добиваться легкого стаккато на всех нотах, снятия педали на второй половине каждой доли (чтобы стаккато было слышно на 3-й и 4-й шестнадцатых из каждой группы) и весьма подвижного темпа, как на видео.
Такое исполнение представляет крепкий и полезный технический челлендж для продвинутого уровня и хорошо играющих подростков, учащихся старших классов ДМШ.
Технические трудности в работе
Легкое стаккато без «тряски» рукой, на кончиках пальцев.
Типичная ошибка при исполнении — невнятность артикуляции, стаккато, сливающееся и незаметно переходящее в более легкое легато. Подушечки должны быть предельно нервными, в то время, как запястье свободным, чтобы сохранить отрывистую фразировку.
Внятная артикуляция повторяющихся нот на стыке двух групп из 4-х шестнадцатых в правой руке в главной теме («Ми-Ми»).
Как мы помним, Этюд — жанр рабочей пьесы на одну или несколько видов техники. Этюд Сибелиуса — в первую очередь на технику и навыки слабого пятого пальца в условиях повторяющихся нот, скрытой мелодии и подвижного темпа. Работа над Этюдом воспитывает нервность, чувствительность кончика пятого пальца. Этот навык возможно проработать только при условии свободного запястья, его едва заметных вращательных движений. Поэтому во избежание травм и зажимов работу над Этюдом желательно проводить под контролем преподавателя.
Скрытая мелодия в правой руке. Эту мелодию (в основном) формируют первая и последняя ноты каждой группы из 4-х шестнадцатых.
Эти ноты, играемые слабыми 5-м и 4-м пальцами, не просто необходимо ярче выделить, но и сложить во фразу (каждые два или четыре такта), провести между ними динамическую линию (крещендо или диминуэндо, например от первого до четвертого такта).
2-я и 3-я ноты каждой группы относятся к сопровождению, имеют аккомпанирующую функцию. Эти ноты, как назло, играются сильными первым и вторым пальцами. Нам необходимо будет сделать усилие, чтобы уменьшить на них звук, сыграть их скромно.
В условиях подвижного темпа, таким образом, «двуслойная» правая рука должна учиться реагировать мгновенно при переходе от мелодической ноты к сопровождающей, и наоборот.
В Этюде масса повторов тактов и фраз; более того, вторая половина этюда — полное повторение первой части. Типичная ошибка в художественном исполнении здесь — игра одинаковым звуком, создающая монотонность.
Как только пьеса разобрана, и мы готовы начать работать над музыкальностью, преподаватель поможет нам продумать динамический план пьесы, контрасты.
Широкие скачки — пожалуй единственная трудность в партии левой руки.
Для работы над артикуляцией и одновременно над скачками полезно провести упражнения со сменой ритма. Об этих упражнениях, необходимых продвинутым любителям, я пишу в статье о Прелюдии Баха до минор .
Вторую версию игры Этюда Сибелиуса — лирическую, напевную — я предлагаю тем любителям, у кого беглость пальцев отсутствует или еще не приобретена, и легкая виртуозная игра стаккато технически недоступна.
Если в основном своем виде Этюд перекликается с жанром Скерцо, отсылает к игривому образу стремительного дивертисмента, то в неторопливой второй версии мы будем создавать мягкий, напевный образ для домашнего музицирования.
Для этого мы выберем неторопливый темп, запедалируем все четыре шестнадцатые каждой группы, уберем стаккато и будем играть плавным легато каждую группу.
Исполнять такую версию намного легче, чем основную. И если для конкурса или экзамена она не подходит, то для любительского среднего уровня прозвучит красиво, и даже над фразировкой и скрытой мелодией удастся поработать.
Источник
Ян Сибелиус — ноты для фортепиано
Valse triste скрипка виолончель фортепиано
Ноты для фортепиано к произведениям Яна Сибелиуса (род. в 1865 г.) — выдающийся финский композитор. Автор симфонических произведений, фортепианных пьес и романсов.
Я.Сибелиус
Грустный вальс
для фортепиано
«Музична Украiна», 1967г.
Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!
Ян Сибелиус
Грустный вальс
для фортепиано в 2 руки
из музыки к драме А.Иернефельта (Арвид Ярнефельт) «Куолема» / Kuolema
«МУЗГИЗ», 1959г.
номер 1916
Подборка нот для баяна и аккордеона
Скачать ноты
Источник
Вокальные циклы сибелиуса ноты
Первое бесплатное нотно-музыкальное собрание в Русском Интернете
Юлиус Христиан Сибелиус (швед. Johan Julius Christian Sibelius), более известный как Ян Сибелиус — финский композитор шведского происхождения.
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Великом княжестве Финляндском. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны. Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Ян играл вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу. Впоследствии начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы. Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. В 1903—1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов.
Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам: многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.
Вокальная музыка (репертуар вокалиста)
Для двух исполнителей
Для одного исполнителя
Партия солирующего инструмента
Инструменты: виолончель, альт, скрипка, квинтет, СТРУННЫЕ
Soi kiitokseksi Luojan
Инструменты: хор смешанный, а-капелла
Грустный вальс (op. 44)
Инструменты: скрипка, фортепиано – сопровождение, виолончель, трио (терцет)
Концерт для скрипки с оркестром
Инструменты: скрипка, фортепиано – сопровождение
сборник “Романсы и песни”
Инструменты: ГОЛОС, фортепиано – сопровождение
сборник “Хрестоматия по дирижированию”
Инструменты: хор смешанный, а-капелла
Инструменты: скрипка, фортепиано – сопровождение
Инструменты: скрипка, фортепиано – сопровождение
Инструменты: симфонический оркестр
Привязки к инструменту и жанру заданы пока не для всех композиций.
Рекомендуем пользоваться фильтром по композитору или поисковой строкой.
Источник