Сидящий человек с гитарой с боку

Содержание
  1. Человек с Живой гитарой
  2. Правильная посадка
  3. Виды посадок
  4. Классический тип
  5. Эстрадная постановка
  6. Игра стоя
  7. Полезные советы
  8. Посадка гитариста, история и физиология
  9. Посадка гитариста.
  10. История и физиология.
  11. Методическое сообщение
  12. МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»
  13. Г. Пермь
  14. 2016 год
  15. Посадка гитариста. История и физиология.
  16. Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.
  17. В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:
  18. Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?
  19. И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?
  20. Франсиско Таррега Андрес Сеговия
  21. Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.
  22. Джон Ли Хукер Би Би Кинг
  23. Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.
  24. Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.
  25. 1. Формирование исполнительских умений
  26. и навыков учащихся детской
  27. музыкальной школы в классе гитары
  28. 2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.
Читайте также:  Нота протеста оон от правительства ссср

Человек с Живой гитарой

Знакомьтесь, это Гарри Пат:

Уроженец города Баку, изучал классическую музыку в музыкальной школе. По его словам, начал играть на гитаре, потому что его двоюродному брату-аккордеонисту нужен был аккомпанемент. Сейчас — гитарист-виртуоз, живёт в Краснодаре.

Чем же этот человек заслужил (по моему сугубо личному мнению 😉) отдельного упоминания на Пикабу, ведь очень много людей, прекрасно владеющих инструментом?

Ну, например из-за его репертуара. Я наткнулся на его страничку в ВК случайно, и просто поразился разнообразию жанров и композиций, на которые он выкладывает свои cover’ ы.

А ещё. Да вы просто сами послушайте. Ссылку на его страничку для тех, кто впечатлится, оставлю под видео. Да, кстати: пластиковая фиговина под струнами — его собственное изобретение, «крышка Пата» — упаковка из под CD, которая имитирует звук перкуссии.

Источник

Правильная посадка

Правильная посадка позволяет музыканту удобно играть на инструменте, исполнять технические сложные приёмы, а также сделает обучение более комфортным, без особых болей в руках и без зажимов в суставах.

Виды посадок

Существуют несколько основных типов посадки:
• Классическая постановка;
• Эстрадная современная;
• Игра стоя.

У каждого типа — свои преимущества и недостатки, а также предназначения.

Классический тип

Классический тип предполагает игру именно на классической гитаре. Такое положение удобно для игры как на первых ладах гитары, так и на последних ладах (которые рядом с резонаторным отверстием).

Гитара кладётся выемкой обечайки на левое колено, грудь музыканта слегка касается нижней деки (задняя часть гитары), плечи должны стоять в естественном положении, прямо. Чтобы спина не болела от длительной игры, музыкант должен немного наклонить тело вперёд.

Левая нога должна опираться на небольшую подставку, чтобы гриф гитары был приподнят вверх (примерно на 45°). Правую ногу нужно отодвинуть на такое расстояние, чтобы устойчиво поддерживать гитару.

Женщины ставят правую ногу рядом с левой, но отодвигают назад, ближе к себе, и сгибая её в колене, опираются на кончик ступни.

Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто, кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец касался середины задней части грифа, тогда как остальные согнутые пальцы готовы прижать струны кончиками последних фаланг. На струны следует нажимать именно кончиками пальцев — так пальцы не будут слишком болеть. Меньше сил затрачивается именно нажатием кончиком пальца.
Не прижимайте локоть к туловищу и не отводите в сторону — это помешает зажимать струны. Кисть и пальцы должны иметь округлую форму, без острых углов. Учителя часто сравнивают такую форму, будто музыкант держит в руке небольшой шарик или яблоко. Представьте, что держите яблоко, и поставьте руку к грифу, не изменяя форму.

Правая рука отодвигается от корпуса тела таким образом, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Подобное положение предплечья способствует устойчивости инструмента. При игре кисть и пальцы правой руки должны располагаться перпендикулярно струнам — это позволит извлечь более чистый и громкий звук. Старайтесь и тут «держать в руке яблоко», чтобы пальцы были округлой формы.

Потребность начинающего видеть струны и лады толкает его на некоторые ошибки , которых следует избегать.
— Голова не должна сильно наклоняться вперед. Если нужно посмотреть на гриф, то лучше гитару немного наклонить вверх, чем двигать голову и напрягать шею.
— Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить к коленям.
— Плоскости верхней и нижней деки должны быть почти перпендикулярны полу
— Головка грифа не должна находиться выше уровня глаз.
— Необходимо также следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары (справа), запястье не прижималось к верхней деке, а кисть и пальцы должны быть направлены перпендикулярно струнам.

Классический тип — самый устойчивый, т.к. имеет много точек соприкосновения с гитарой: правая нога, левая нога, правая рука и грудь музыканта. Ни в коем случае нельзя придерживать (поддерживать) гитару левой рукой. Инструмент должен быть устойчив и без поддержки левой руки. Все рекорды скорости игры установлены именно на этом положении, благодаря устойчивости и доступности любой части грифа.

Рекомендуется начинать обучение на гитаре именно с этой постановки.

Эстрадная постановка

Из названия можно понять, что такую постановку используют музыканты, играющие на сцене (слово «эстрада» — сцена, помост для выступлений) развлекательную музыку, такую как джаз, рок и др. Она позволяет музыканту показывать эмоции движениями тела, но является менее устойчивой, чем классическая постановка.

Гитара лежит на правом бедре , при этом гриф уравновешивается левой рукой . В таком положении инструмента правая рука не напряжена, что позволяет без лишних усилий играть «боем». Больше всего она подходит поющим гитаристам. Другое названия эстрадной постановки — » дворовая » постановка.

Тут нет строгих правил , как держать руки и пальцы при игре. Даже на фотке с Clapton видно, как он держит кисти: левая рука прижата к грифу так, что большой палец вылезает сверху — это недопустимо в классическом типе, однако эстрадные музыканты даже используют большой палец левой руки для зажимания 6-ой струны; кисть правой руки находится под острым углом к струнам — на акустической эстрадной гитаре итак хороший, звонкий звук, поэтому не нужно стараться держать руку перпендикулярно, зато удобно играть «боем» и техникой fingerstyle отстукивать ритм правой рукой.

Игра стоя

Стоит упомянуть и игру на гитаре в стоячем положении. Эта постановка часто используется рок, поп, джаз — музыкантами. Такое положение позволяет максимально экспрессивно играть и чувствовать сцену. Гитара поддерживается благодаря ремешку, который крепится на «пуговки», находящиеся в концах корпуса гитары. Стоя играют на электрогитаре или акустической эстрадной, т.к. на классических нет креплений (пуговиц) для ремня.

Здесь тоже есть несколько подтипов, как держать гитару. Например, рок-гитаристы обычно держат гитару внизу, расслабляя ремешок, а джаз гитаристы, наоборот, держат гитару у груди, чтобы было удобно играть на высоких ладах.

Категорически не рекомендуется начинать обучение игрой стоя. Это положение крайне не устойчиво и в будущем может испортить пальцы и руки.

Полезные советы

Для начинающего музыканта, главное в посадке — это удобство. От этого зависит и удовольствие от игры, и скорость обучения. Приучитесь садиться и держать гитару правильно: это может занять некоторое время и в начале будет казаться не удобным, однако, когда приучитесь, будете играть с хорошим звуком и не будут болеть мышцы и суставы.

Смотрите как играют профессионалы, проследите за постановкой рук и движениями во время игры и попробуйте повторять их действия.

Нельзя начинать обучение на гитаре стоя. Для начала нужно понять технику рук при игре, а не отвлекаться на то, как устойчиво держать гитару. Поэтому начинайте обучение именно в сидячем положении, а когда наберётесь опыта — можете учиться играть стоя.

Если есть не понятные места в статье или просто хотите узнать больше — поищите больше информации о посадке в интернете. Мы подготовили несколько ссылок для помощи:
Ссылка 1 ;
Ссылка 2 ;
Ссылка 3 ;
Видео .

Благодарим за внимание!
Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog (@first_chord) и поделитесь с друзьями!

Источник

Посадка гитариста, история и физиология

Посадка гитариста.

История и физиология.

Методическое сообщение

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»

Г. Пермь

2016 год

Посадка гитариста. История и физиология.

Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.

В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:

Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?

И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?

Ответ на первый вопрос заложен в истории развития гитары. Известно, что наибольший вклад в совершенствование конструкции и выразительных возможностей гитары внесли Испания и Италия, причем музыкальная стилистика в культурах этих стран значительно отличалась. Испания – это,

разумеется, фламенко. Экспрессивность игры, особый эмоциональный настрой исполнения и импровизационная манера игры – это неотъемлемые качества игры на гитаре фламенко. Это достигается в том числе техническими особенностями: гитарист фламенко обычно играет ближе к подставке, чем на классической гитаре, используется прием апояндо, в результате чего достигается более яркое и резкое звучание, постоянно чередуется расгеадо (полноценные аккорды) с пассажами и мелодиями. Все это требует характерного положения правой руки и в целом — очень высокого расположения гитары, для достижения этой цели некоторые исполнители используют не только позу нога на ногу, но и подставку под правую ногу.

Любые вопросы музыкального исполнительства неразрывно связаны с мышечными ощущениями, поиском максимальной свободы в игре на инструменте, тем, что обычно скрывается за понятием удобства – одним словом, с вопросами физиологии. Если рассмотреть с этой точки зрения, предположим, посадку гитариста фламенко, наглядно видна асимметрия в области плечевого пояса и неестественно вывернутые суставы в первом варианте; второй вариант посадки также требует значительных мышечных усилий, учитывая, что нельзя прижимать корпус гитары к туловищу.

Также при этой посадке практически неисполнимым становится прием тирандо, а именно он широко используется при игре аккомпанемента, что было очень характерно для итальянской музыкальной культуры, неразрывно связанной с вокальным искусством. По большому счету, то, что мы

привыкли считать классической посадкой гитариста – результат долгой эволюции, целью которой был поиск компромисса, при котором становится возможным исполнение музыки самых различных музыкальных стилей при максимальном удобстве и свободе игрового аппарата.

Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века: «На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поза — в сидячем положении». Однако на старинных картинах изображения гитариста, играющего стоя, причем без каких-либо приспособлений – совсем не редкость, как и изящные барышни, играющие полулежа, с подогнутой кистью левой руки и оттопыренным мизинчиком правой. И без подробного анализа видно, что подобные варианты также нельзя считать удобными и физиологичными, да и добиться исполнения каких-либо достаточно сложных технических задач нереально.

Интересны идеи известного испанского гитариста, педагога и композитора Дионисио Агуадо.

Дионисио Агуадо

Изображенный на этом портрете способ игры вряд ли можно назвать удобным, положение гитары крайне неустойчиво, однако постановка левой руки и расположение грифа вполне соответствует современным представлениям. Агуадо, очевидно, осознавал недостатки такой постановки — еще в позапрошлом столетии он работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге, как к роялю, и играть. Он считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения (эта идея дожила до наших дней, шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользуется подобным приспособлением на своем концерте).

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову идея использовать подставку для левой ноги – тот недостающий элемент, который позволяет добиться устойчивости и удобства в игре на гитаре. Однако, например, Маттео Каркасси, также широко известный исполнитель и композитор, чьи произведения до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре, уже демонстрирует гитарную посадку, которая привычна для нас и носит название классической. Правда, в своих методических комментариях он все-таки говорит о трех точках опоры гитары, опуская опору на правую ногу.

Маттео Каркасси

В методике классической посадки наиболее удачно реализовано стремление исключить любое напряжение, которое может быть вызвано неудобством положения гитариста во время игры, и сохранить естественную осанку. Основная цель классической посадки — уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке, даже если опустить левую руку, гитара должна устойчиво оставаться на месте. В классическом стиле сидеть принято на краю стула или табуретки. Для того чтобы поднять гитару на нужный уровень и держать под удобным для игры углом, левая нога ставится на подставку или скамеечку. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отодвигается немного в сторону, чтобы лучше подпереть корпус гитары. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, с небольшим уклоном. Есть точка зрения, что верхняя дека гитары должна находиться в вертикальном положении. Это нужно признать неправильным, так как гитара в таком положении прижата к корпусу и звук становится более глухим. Когда гитара наклонена, то исполнитель касается груди только верхней частью нижней деки, к тому же звук дальше распространяется, поскольку резонаторное отверстие направлено выше горизонтальной линии. Многие гитаристы используют суппорты различных конструкций, это позволяет сделать посадку еще более симметричной и свободной, исполнители, имеющие проблемы с позвоночником, отмечают, что игра с суппортом заметно комфортнее и позволяет дольше заниматься без усталости и неудобств. Конечно, к суппорту тоже нужно привыкать, к тому же это приспособление достаточно

дорогое, некоторые модели нельзя прикрепить к матовым гитарам, только к полированным, да и доступные по цене модели не отличаются хорошим качеством.

А. Дервоед

Гриф гитары должен быть примерно под углом 45 градусов к полу, чтобы голова грифа была примерно на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела следует держать прямо, для достижения большей устойчивости его можно немного наклонить.

При такой посадке гитара имеет четыре точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь. Гриф гитары должен быть устойчив. Таким образом, мы можем освободить левую руку от поддержки гитары за гриф и получить большую свободу в движениях левой руки. Классическая посадка исполнителя позволяет достичь устойчивого положения инструмента, чтобы в процессе игры не отвлекаться на его поддерживание. Ч. Дункан обращает особое внимание, что у «хорошего исполнителя центральное положение инструмента по отношению к туловищу влечет за собой почти идентичное расположение правой и левой кистей, локтей, колен, одинаковые углы, образованные локтями и коленями». Э. Пухоль дает

разъяснения относительно женской посадки. Женщины «отводят правую ногу назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни».

А. Сеговия тоже призывал несколько изменить посадку для женщин. Е. Ларичев поместил в своей Школе иллюстрацию, где показана посадка женщины-гитаристки. Женская посадка долгое время обсуждается гитаристами и отличается меньшей устойчивостью. Поэтому в детских музыкальных школах практикуется мужская посадка даже для девочек.

Франсиско Таррега Андрес Сеговия

Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.

Джон Ли Хукер Би Би Кинг

Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.

Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.

Тут уже только три точки опоры, одна из которых – предплечье правой руки, которое постоянно находится в движении. Грудь тоже нельзя назвать достаточно устойчивой точкой опоры, если только не прижать гитару очень сильно. Гриф находится параллельно полу, и его приходится поддерживать левой рукой. Запястье получается согнутым под 90 градусов, что крайне затрудняет исполнение технически сложных произведений, ограничивает беглость, приводит к зажатию и усталости рук. (Игра стоя здесь не рассматривается как способ, не относящийся к теме данного сообщения, но можно заметить в скобках, что большинство виртуозных соло-гитаристов держат гриф очень высоко, порой почти вертикально).

Тем не менее есть множество исполнителей, которые и при такой посадке достигают великолепных результатов, как быть с этим фактом? Если посмотреть на исполнение, предположим, Томми Эммануэля (и других приверженцев стиля фингерстайл), на нашего Александра Виницкого, можно заметить, что от блюзовой посадки они значительно отошли, расположение грифа ближе скорее к позиции фламенко, а многие используют положение нога на ногу или ставят подставку под правую ногу – такой вариант позволяет добиться большей устойчивости. Во многих гитарных кружках при обучении начинающих стали использовать именно такую посадку.

Томми Эммануэль Александр Виницкий

И все-таки при подобных вариантах гитарной посадки никак не избежать очевидных недостатков – положение плеч исполнителя несимметрично, правое плечо поднято, положение левой руки также нельзя назвать естественным. Но если для взрослых гитаристов с большими руками и соответствующим ростом эти минусы сколько-то сглаживаются, то при обучении детей они становятся просто вопиющими, негативное влияние такой посадки на осанку ребенка совершенно очевидно.

Итак, можно утверждать достаточно категорично: при обучении детей любые варианты посадки, кроме классической, являются абсолютно неприемлемыми. Формирование правильной посадки должно начинаться с первого урока и находиться под постоянным контролем преподавателя. Здесь каждый находит какие-то свои методические приемы. Известно, к примеру, упражнение «воображаемая гитара», когда ребенку предлагается сесть так, как будто он держит в руках гитару, и даже «как будто» поиграть на ней (при этом инстинктивно принимается ровное положение плеч и прямая осанка), а только потом ученик получает в руки инструмент. Не всегда заметные

дефекты посадки и постановки, все искривления и неправильные развороты корпуса становятся очевидными, если посмотреть на ребенка со спины. Контроль за правильностью и свободой посадки, как и вообще вся работа над игровым аппаратом, не ограничивается начальным этапом обучения, новые проблемы и трудности могут возникать как по мере усложнения изучаемого репертуара, так и просто по мере роста ребенка – детский организм может расти, как известно, скачками и не всегда пропорционально, что обязательно влечет за собой изменения как в постановке рук, так и в посадке в целом.

Особое внимание необходимо обращать на организацию домашних занятий – очень часто выясняются совершенно неожиданные причины того, что посадка никак не «устанавливается», ребенку явно неудобно, он долго приспосабливается к инструменту, то правая нога уходит под стул, то постоянно сползает гитара. А оказывается, подставку так и не купили, или ребенок сидит дома на мягком и низком кресле, а то и на кровати или на детском стульчике, или нет пюпитра для нот, а ноты лежат где-то слева на столе, и уже обнаружился разворот корпуса влево. То есть, конечно, правильной работы на уроке совершенно недостаточно, нужен контакт с родителями, их заинтересованность и понимание стоящих перед ребенком задач, понимание важности всех требований педагога. Только осознание того, что обучение искусству музыкального исполнительства – это долгий, трудоемкий, сложнейший процесс, где важна каждая мелочь, где требуется большое терпение, регулярность, организованность, может помочь ребенку добиться результата. И только осознанное и доброжелательное партнерство в этом процессе может принести свои плоды – будут расти знания и умения маленького музыканта, учеба будет приносить радость творчества, а результаты обучения – радовать и учителей, и родителей.

1. Формирование исполнительских умений

и навыков учащихся детской

музыкальной школы в классе гитары

2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Е. Ларичева. — М.: Музыка, 1990

3.ндрес Сеговия. — М.: Музыка, 1981

4.скусство игры на классической гитаре

5.Иванов-кола игры на шестиструнной гитаре. — Пере изд. — М.: Музыка, 1989.

6.кола игры на шестиструнной гитаре

под ред. А. Иванова-Крамского. — М.: Музыка, 1965.

7.амоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М.:

Музыка, 1991.- 94с.

8. Твой друг гитара. — Киев: Муз. Украина, 1993.

9. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. — Киев: Книга, 2003.

10.кола игры на шестиструнной гитаре, ред.

И. Поликарпова. — М.: Сов. композитор, 1981.

Источник

Оцените статью