Симфонические танцы рахманинова для двух фортепиано

Содержание
  1. Симфонические танцы рахманинова для двух фортепиано
  2. Симфонические танцы рахманинова для двух фортепиано
  3. Войти
  4. Записки на полях
  5. LiveInternetLiveInternet
  6. —Метки
  7. —Рубрики
  8. —Музыка
  9. —Видео
  10. —Подписка по e-mail
  11. —Поиск по дневнику
  12. —Статистика
  13. C.В.Рахманинов «Симфонические танцы»
  14. Тангейзер: Мы продолжаем слушать избранное из Сергея Васильевича Рахманинова.Сегодня — это его «Симфонические танцы» оп.45. Одно из его любимых им самим произведений.Он считал его и лучшим своим сочинением.Была надежда,что на музыку М.Фокин мог бы поставить балет,но этого не случилось. В 1942-ом году знаменитый хореограф умер. Возможно,С.В.Рахманинов видел в «Симфонических танцах» некое музыкальное завещание. Если судить по нарастающему драматизму произведения.Я добавил к странице «просветительский» текст. ) и дополнил его «ассоциативными» картинками. ) Правда,текст относится к оркестровому исполнению,а в нашем случае — это 2 ф-но. Ну и,конечно фотографиями нашего великого соотечественника.Рахманиана продолжается. ) До встречи.
  15. Сергей Рахманинов. Симфонические танцы, Op. 45
  16. Symphonic Dances, Op. 45
  17. История создания
  18. Музыка

Симфонические танцы рахманинова для двух фортепиано

Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»

В сюите Сергея Васильевича Рахманинова «Симфонические танцы» прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Словно все вопросы, волновавшие композитора в течение жизни, смогли сформироваться в отчетливую, музыкальную картину мира, состоящую из трех незыблемых частей.

Историю создания «Симфонических танцев» Рахманинова, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

Сюита «Симфонические танцы» создавалась на чужбине, в переломный период в жизни и творчестве. Уже несколько лет композитор провел в эмиграции. Рахманинов привык к бесконечному гастрольному ритму с ежегодным летним отпуском. Так, с 1931 по 1939 год знаменитый пианист проводил лето с семьей в вилле на берегу живописного Фирвальдштедского озера. Именно здесь он сочинил многие шедевры. Но в 1939 году в жизнь семьи ворвалась Вторая мировая война. Наталья и Сергей Рахманиновы чудом успели выехать из Европы, на которую двигалась буря, состоящая из войск фашистов. Дочь композитора Татьяна осталась в оккупированной Франции, и связь с ней была потеряна. Новым пристанищем для композитора стали Соединенные Штаты Америки.

Читайте также:  Аккорд клапан холостого хода

Лето 1940 года было проведено в городе Хантингтоне, располагающемся в близости к Нью-Йорку. Напряжение и бесконечные мысли о будущем не покидали. Тяжелая обстановка в мире и неизвестность, связанная с судьбой дочери, лишь усилили рвение музыканта создать симфоническое сочинение. Изначально произведение было названо «Фантастические танцы». Автор планировал дать программные названия для частей: «Полдень», «Сумерки» и «Полночь».

Времена суток обозначали этапы человеческой жизни. В конце августа произведение будет переименовано в «Симфонические танцы», композитор решил отказаться от идеи программности. Части также были лишены наименований, что позволило сделать музыку свободной в трактовке.

По воспоминаниям Натальи Александровны Сатиной, преданной жены, композитор усердно каждый день посвящал сочинению большую часть времени. Она писала, что Сергей вставал рано, наливал себе чашку кофе. В половину девятого он садился за композицию и сочинял до 10 утра. Два следующих часа были посвящены занятиям на фортепиано и подготовке к гастрольному туру. С 12 до 13 часов дня Сергей Васильевич занимался исключительно «Симфоническими танцами», после чего завтракал и отдыхал до трех. Затем музыкант вновь садился за сочинение и писал музыку до 10 вечера. Так прошло его лето. Но и вовремя тура, в свободное время композитор неустанно вносил корректировки и правки, исправляя партитуру.

Впервые сюита прозвучала в Филадельфии 3 января 1941 года. Произведением дирижировал знаменитый Юджин Орманди. Публика тепло приняла новое сочинение. На родине премьера состоялась 25 ноября. Дирижировал сюиту «Симфонические танцы» Николай Голованов.

Интересные факты

  • Изначально Сергей Васильевич Рахманинов хотел назвать сюиту «Фантастические танцы».
  • Во многих партитурах можно увидеть ошибочное название первой части Non allegro. В рукописи, которую композитор отдавал для записи от руки было зачёркнуто слово Non, но наборщик нотного текста не заметил этого нюанса и напечатал темп полностью. В наше время издания продолжают «традицию» и выпускают партитуры с неправильным темповым обозначением.
  • Произведение было посвящено Филадельфийскому оркестру и дирижеру Орманди.
  • Сергей Васильевич вел переписку с знаменитым хореографом Михаилом Фокиным . Композитор желал создать балет на основе симфонического произведения. К сожалению, мечтам Рахманинова не суждено было сбыться. В конце лета 1942 года Фокина не стало в живых. Доверить свое сочинение в руки другого хореографа великий музыкант не решился.
  • До наших дней сохранилась аудиозапись, на которой Рахманинов играет сюиту на фортепиано в доме у непревзойденного дирижера того времени Юджина Орманди. Маэстро дает развернутые комментарии, касающиеся произведения и его исполнения. Запись была сделана в 1940 году, еще до премьеры грандиозной симфонической сюиты.
  • В качестве символа в сюите была использована тема средневекового хорала «Dies irae», которая знаменует скорбь.

Содержание «Симфонических танцев» Рахманинова

I часть. Non Allegro. «Полдень»

Трехзвучный мотив в исполнении скрипок открывает вступление. Незатейливая мелодия лишь слегка мелькает в различных тембрах духовых инструментов. Спускаясь от пасторального звучания английского рожка к бас-кларнету , мотив погружает слушателя в новую красочность. Резкое появление угловатой и жесткой темы подчеркнуто фортиссимо. Так врывается в идеальный мир разрушение и хаос. Он шагает мерной поступью в жанре марша, слегка пританцовывая и поглощая собой первоначально звучавший мотив из трех нот.

Мелодическое сплетение достигает яркой кульминации, лишь после которой наступает просветление и ощущение благодатного покоя. На тихом колокольном фоне расцветает во всей красе русская песня, с ее широтой и раздольем. Она постепенно отдаляется и исчезает в тумане разряженной оркестровки, как давнее воспоминание.

II часть. Andante con moto (Tempo di valse) «Сумерки»

Меланхоличная тема вальса не сразу предстает перед слушателем. Эта волшебная мелодия как романтичная особа на празднике сначала скрывалась за громыхающими аккордами медно-духовой группы, но грациозно проскользнув сквозь них, она оказалась в центре всеобщего внимания. Эмоциональность, трепетность и взволнованность столь характерные для нее подчеркнуты изящным тембром струнной группы. В ее интонациях слышны проблески первой части, которые уносят нас вдаль от вальса и заставляют задуматься о вечности. Затихающими аккордами мелодия покинет праздник жизни.

III часть. Lento assai. «Полночь»

Третья часть сюиты потрясает своим размахом и широтой. Она становится трагической кульминацией цикла. Первый аккорд наполнен пугающей силой и мощью. Интонации скорби следуют за вступительным призывом. Атмосфера накаляется, инфернальная образность лишь усиливается, затмевая все вокруг. В этом вихре слышны скерцозные интонации, которые будут прерваны 12 ударами колокола. Настала полночь, но мир не затих. На этом сумасшедшем шабаше все сплетается и обезличивается. Грозно и сурово прозвучит на этом фоне знаменный распев. Все интонации скатываются в нижние регистры, где их ожидает мелодия схожая со средневековой эмблемой страшного суда – темой «Dies irae».

Хорал меняет маски, то приобретая наигранную танцевальность, то демонстрируя суровость и безразличие. Высочайший регистр у флейт и ксилофона воспринимается, как скрип и стук костей. Как в колесе фортуны сменяются мотивы. Лишь к окончанию музыкальной сюиты появляется проблеск надежды. В ярком противостоянии появляется мелодия решительная, мужественная и непоколебимая. Она как луч утреннего солнца растворяет мрак и дарит чувство света и умиротворения.

«Симфонические танцы» Рахманинова часто относят к музыке с автобиографичным сюжетом, что только лишь часть правды. Еще при написании произведения автор постарался избежать программного толкования. Возможно, он хотел, чтобы слушатель сам искал для себя смысл, ведь его музыка – это безграничный источник для поиска.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»

Источник

Симфонические танцы рахманинова для двух фортепиано

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Записки на полях

Май 2021

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Любители музыки наверняка знают, что последнее произведение Рахманинова — это «Симфонические танцы», законченные в 1940 за три года до смерти. Музыка потрясающей красоты и глубины, и очень сложная для оркестра и дирижера. Но думаю, не все знают, что есть авторская версия для двух фортепиано. Музыковеды считают, что это эскиз симфонической версии, но в то же время полноценное произведение. Исполнять его пианистам даже сложнее, чем оркестру, так как дирижера, подсказывавшего бы динамику у них нет. Возможно поэтому, лучшее исполнение принадлежит пальцам Владимира Ашкенази и Андре Превина, которые сами по себе талантливые дирижеры, и хорошо чувствуют музыку и друг друга. Исполнение записано в начале 70х, поэтому доступно на виниле и CD (Decca). Есть еще хорошее исполнение Владимира Ашкенази и его племянника тоже Владимира Ашкенази-Свердлова, которого рядом с именитым дядей называют просто Вовкой (эту байку я слышал по радио «Орфей»).

Фортепианная версия, конечно, не может похвастаться такой богатой звуковой палитрой, как оркестровая, но при этом она мелодичнее и интимнее. Я не единственный, кто предпочитает ее оркестровой. Впрочем, мне камерная музыка всегда была больше по душе.

Ниже — урезанная версия. «Танцы» состоят из трех частей, каждая на ютьюбе кем-то любезно разбита на две для удобства. Слушать лучше целиком, но в рабочее время это затруднительно.

Некоторые исследователи считают, что это образ всадников Апокалипсиса. Вообще, все Танцы пронизаны не проходящей тревогой: уже идет Вторая Мировая, еще не началась Великая Отечественная.

Прекрасно тревожный сумеречный вальс. (Часть 2.1):

Поднимающийся из тьмы к свету финал (Часть 3.2):

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

C.В.Рахманинов «Симфонические танцы»

C.В.Рахманинов «Симфонические танцы» (В.Ашкенази)

Тангейзер: Мы продолжаем слушать избранное из Сергея Васильевича Рахманинова.Сегодня — это его «Симфонические танцы» оп.45. Одно из его любимых им самим произведений.Он считал его и лучшим своим сочинением.Была надежда,что на музыку М.Фокин мог бы поставить балет,но этого не случилось. В 1942-ом году знаменитый хореограф умер. Возможно,С.В.Рахманинов видел в «Симфонических танцах» некое музыкальное завещание. Если судить по нарастающему драматизму произведения.Я добавил к странице «просветительский» текст. ) и дополнил его «ассоциативными» картинками. ) Правда,текст относится к оркестровому исполнению,а в нашем случае — это 2 ф-но. Ну и,конечно фотографиями нашего великого соотечественника.Рахманиана продолжается. ) До встречи.

Сергей Рахманинов. Симфонические танцы, Op. 45

Symphonic Dances, Op. 45

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, саксофон, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, колокольчики, колокола, арфа, фортепиано, струнные.

История создания

Симфонические танцы создавались Рахманиновым в очень трудное время, на новом жизненном переломе. За несколько лет, прошедших в эмиграции, у него сложился определенный годовой ритм с гастролями по миру, с непременным летним отдыхом. Начиная с 1931 года, семья проводила лето на вилле «Сенар» в Швейцарии, на берегу Фирвальдштедтского озера. Здесь Рахманинов не только отдыхал от напряженного гастрольного сезона, но и работал над новыми сочинениями. Однако в 1939 году вторжением фашистских войск в Польшу началась Вторая мировая война. Франция, связанная с Польшей договором, объявила о вступлении в нее. За десять дней до начала войны супруги Рахманиновы успели уехать из Европы. Во Франции осталась дочь Татьяна, всякая связь с которой довольно быстро прервалась. Впервые за много лет следующий концертный сезон Рахманинова стал чисто американским: выехать в Европу было невозможно, и его концерты проходили в городах США и Канады.

Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне — местечке, расположенном на острове Лонг-Айленд, на берегу морского залива. Здесь, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцамиПариже, о судьбе Европы, о будущем, он с огромным напряжением, в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение, которое первоначально назвал Фантастическими танцами, а позднее, в письме от 28 августа 1940 года, — Симфоническими танцами. «Не могу забыть, что это была за работа, — вспоминала жена композитора. — Мы жили тогда на берегу моря, на даче недалеко от Нью-Йорка. В 8 часов утра Сергей Васильевич пил кофе, в 8 с половиной садился за сочинение. С 10 часов он играл два часа на фортепиано, готовясь к предстоящему концертному сезону. С 12 часов до часа опять работал над Танцами. В час дня завтракал и ложился отдыхать, а затем с 3 часов дня с перерывом на обед работал над сочинением до 10 часов вечера. Он непременно хотел кончить Танцы к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил; все это время я мучилась, наблюдая за ним. Вечерами глаза его отказывались служить из-за этой работы, когда он своим мелким почерком писал партитуру. Да и после было много работы во время его поездок по концертам. На каждой большой станции, где мы останавливались, его ждали корректурные оттиски Симфонических танцев, и Сергей Васильевич немедленно садился за корректуру этих зеленых листов с белыми нотами. Как это утомляло его глаза! Корректировал он до и после очередного концерта».

В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I — «День», II — «Сумерки», III —«Полночь», очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции он решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений.

Рахманинов играет Рахманинова в Филадельфии

С дирижёром симфонического оркестра Филадельфии Юджином Орманди

Симфонические танцы Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. Первое их исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В России Симфонические танцы прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Н. Голованова.

Музыка

Первая часть с оригинальным определением темпа — Non allegro — начинается четким ритмом в пианиссимо скрипок, на фоне которого мелькает краткий, всего из трех звуков, мотив у английского рожка, повторяемый кларнетом, а затем спускающийся все ниже — к фаготу и бас-кларнету. Это своего рода предчувствие основных образов, которые развернутся далее. А пока вступает на фортиссимо еще одна тема — жесткая, угловатая, в отрывистых звучаниях оркестра без труб, тромбонов, тубы и ударных. Только в конце ее раздается мощный, подобный удару, аккорд с участием всех медных, поддержанный тяжким рокотом литавр. Закончилось краткое вступление. Основной образ первой части — своего рода марш-скерцо, с чертами танцевальности, с драматически экспрессивной мелодией, выросшей из начального трезвучного мотива.

Его сменяет другой — лирически-пасторальный, в скромном звучании солирующих деревянных инструментов, в сплетении подголосков, живо напоминающих русские народные протяжные песни. Среди солирующих инструментов появляется саксофон с его живым, теплым и трепетным тембром. Несмотря на резкий контраст первому образу основного раздела части, лирический напев середины связан с ним интонационно. После длительного развития, в котором сталкиваются темы вступления и основного раздела, достигая огромного напряжения, оно разрешается в момент нового вступления (фортиссимо, маркато) марша-скерцо.

Лишь в конце части наступает просветление. На фоне колокольного звона, имитируемого колокольчиками, фортепиано и арфой, разливается истинно русская мелодия. Тихими звучаниями, разреженной оркестровкой, постепенным угасанием завершается первая часть.

Вторая часть — Andante con moto (Tempo di valse). Это контраст первой, полной драматизма части. Постепенно, словно исподволь, преодолевая начальные грозные аккорды медных, после легких пассажей флейт, кларнетов и скрипичного соло, обрисовывающих ритмический танцевальный фон, в меланхоличном тембре английского рожка появляется тема вальса. Она переходит от одного инструмента к другому, длительно распевается скрипками, становится все более эмоциональной, трепетной и взволнованной. Музыка полна томления, словно в неясных грезах проносятся в ней отзвуки интонаций первой части, появляются трепетные, полетные мотивы. К концу части нарастает драматизм, появляются беспокойство, тревога. Почти исчезает вальсовое движение: размер сменяется на 6/8, временами перебиваемый 9-дольными тактами. Часть заканчивается рядом затихающих аккордов.

Третья часть — самая масштабная — это драматургический центр всего произведения. Ее открывает мощный аккорд, после которого слышатся скорбные нисходящие мотивы. Несколько тактов вступления (Lento assai) приводят к стремительному движению основного раздела — мрачного, зловещего и в то же время причудливо-скерцозного характера, проникнутого ужасом перед страшным видением смерти. Не случайно этот раздел начинается неустойчивыми, разорванными звучаниями и мерными ударами колоколов.

Двенадцать ударов словно отсчитывают последние мгновения перед полночью, после чего начинается жуткий шабаш. Звучат странные шорохи, колокольные удары, страшные стенания. Скорбные интонации обезличиваются, превращаются в суетливый бег. И в этом беге выделяется тема суровая, собранная, решительная — подлинный знаменный роспев, использованный Рахманиновым в свободной ритмической трактовке.

В мельканиях отдельных безликих мотивов нисходящие мотивы вступления, вновь появляющиеся в общем музыкальном потоке, постепенно приобретают сходство с напевом Dies irae — мрачным погребальным хоралом. И вот уже это сходство настойчиво подчеркивается, причем заупокойный напев приобретает черты нарочито залихватской пляски в вызывающей оркестровке: у флейты и флейты-пикколо в предельно высоком регистре с сопровождением деревянного, словно стук костей, тембра ксилофона. Сменяют друг друга разные эпизоды — волевые, лирические, мужественные и зловещие.

Происходит борьба разных сил, все более усиливается противостояние, которое приводит к победе волевого, мужественного начала.

Источник

Оцените статью