Симфония 103 гайдна 1 часть ноты для

Гайдн симфония 103

Гайдн. Симфония 103 «С тремоло литавр», ми-бемоль мажор (1794)

I. Allegro con spirito. II. Andante. III. Minuetto. IV. Allegro con spirito

По яркости музыкальных образов, их многообразию и внутренней спаянности симфония «С тремоло литавр» занимает едва ли не первое место в Лондонском цикле. Развитие музыки изобилует живыми, сочными находками, смелыми сопоставлениями.

Гайдн Симфония 103. I часть

Вступительный раздел произведения обширен и значителен. Он начинается тремоло литавр (отсюда и название симфонии). Сначала оно бесшумно, чуть слышно. Затем звучность несколько усиливается, но все же остается очень скромной по сравнению с динамическими возможностями инструмента.

Интересно, что сумрачная, суровая мелодия, звучащая далее во вступлении, появляется затем и в центральном разделе I части, и в заключительном ее эпизоде. Однако это еще более оттеняет характер музыки – скерцозный, танцевальный, кипучий.

Гайдн Симфония 103. II часть

Вторая часть произведения строится на противопоставлении двух тем. Одна – хорватского происхождения – изумительна по своей гибкости и простоте (в ней ощутимы интонации цыганско-венгерских напевов). Другая звучит более светло, торжественно. Она отличается маршевостью, и где-то даже помпезностью.

Вслед за изложением обоих тем композитор (впервые в симфоническом жанре!) применяет принцип их поочередного варьирования.

Они то излагаются громогласно всей массой оркестра, то прячутся в густых зарослях подголосков, то вдруг приобретают грозный оттенок…

Энергична III часть симфонии – менуэт. Радостно «улыбаются» форшлаги. Пикантно звучат синкопированные перебои мелодии. В трио слышится мягкость, спокойствие, чувствуется много воздуха, света…

Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр». Финал

Начало финальной части сразу же настораживает. Издалека доносится призывный клич валторны, ему отвечает кокетливая фраза скрипок. После столь деликатной завязки – снова контраст. Панораму финала композитор разворачивает с присущими ему размахом и фантазией.

Темы, сливаются, передразнивают друг друга, меняют свой облик. Буйная радость и неукротимая жизненная энергия Гайдна кажутся беспредельными. Между тем композитору в годы создания Лондонских симфоний шел уже седьмой десяток…

Гайдн Симфония 103. Слушать онлайн

Haydn Symphony 103 Pierre Boulez Chicago SO

Источник

Симфония 103 гайдна 1 часть ноты для

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Симфония № 103, Ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр» (из числа двенадцати «Лондонских симфоний»)

Й.Гайдн. Великий австрийский композитор. Портрет кисти Джона Коппнера, сделанный во время пребывания композитора в Лондоне. За свою жизнь австрийский композитор Йозеф Гайдн написал более ста симфоний. Согласно каталогу, который он составил для своих сочинений в конце жизни, последняя из них идет под номером 104, но кроме того, найдено несколько рукописей, не вошедших в каталог, так что число еще больше. Сам Гайдн называл их просто симфониями, однако слушатели дали некоторым из них особые имена. С помощью этих названий проще было отличать многочисленные симфонии Гайдна друг от друга, ведь во времена, когда они появились, он еще не создал своего каталога и номеров у них не было.

Литавры – ударный инструмент, большие медные котлы с натянутой на них сверху кожей (сейчас вместо кожи используют сверхпрочные синтетические материалы). Тремоло – частые удары в этот инструмент. Прием тремоло используется также при игре на многих других инструментах.

Вот некоторые названия симфоний Гайдна:

— № 45 — «Прощальная». В конце произведения Гайдн дал князю Эстергази намек на то, что музыканты недовольны тем, как он с ними обходится, и готовы с ним попрощаться, если тот не выплатит им жалование и не отпустит к семьям.

— № 82 – «Медведь». В ней есть наигрыш, похожий на мелодии, которые играли поводыри ручных медведей.

— № 94 – «Сюрприз». В медленной части симфонии неожиданно раздаются громкие аккорды и удары литавр. Они должны были разбудить одну пожилую леди, которая любила дремать на концертах.

— № 101 — Симфония «Часы» с мерным тиканьем аккомпанемента во второй части.

— № 103 — Симфония «С тремоло литавр».

В 1790-х годах Гайдна дважды приглашали в Лондон, где его музыка имела огромный успех. Специально для концертов в этом городе он написал двенадцать своих последних симфоний (№№ 93-104) и сам руководил их исполнением. Эти симфонии называют Лондонскими , в их число входит и симфония №103 Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр».

​ ​ Интерьер Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне, где состоялась премьера Симфонии Й.Гайдна №103 «С тремоло литавр».

Первая часть Симфонии № 103 написана в сонатной форме. Сонатная форма (как в данной симфонии, так и в других произведениях) основана на противоборстве двух начал: главной партии и побочной партии, звучащих в разных тональностях. Однако здесь в борьбу включается также и тема вступления, которая звучит в начале и затем не раз напоминает о себе на протяжении всей части. Но прежде всего мы слышим тремоло литавр, благодаря которому симфония и получила свое название. За устрашающими ударами, похожими на дальние раскаты грома, следует мрачная и таинственная тема вступления:

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема вступления.

Здесь и далее – исполняет Оркестр Халле под управлением Лесли Хьюарда (Halle’ Orchestra, Leslie Heward), запись сделана в 1941 г.

После такого вступления полной неожиданностью оказывается главная партия, искрящаяся лучезарным оптимизмом, за который поклонники музыкального искусства во все времена любили Гайдна. Начинается она тихой, но задорной темой, которую ведут струнные инструменты, а затем весь оркестр как будто взрывается безудержным весельем. Это место один из современных учеников музыкальной школы метко сравнил с пенной струёй, вырывающейся из бутылки с шампанским. Неизвестно, с чем сравнивал его сам Гайдн, но игристые вина из французской провинции Шампань были весьма популярны в Англии в XVIII веке.

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема главной партии.

В конце XVIII века, когда была написана симфония № 103, в моду стал входить новый танец вальс. Столицей этого танца по праву считается Вена, где Гайдн прожил большую часть жизни. В характере быстрого вальса звучит тема побочной партии:

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема побочной партии.

Согласно канонам построения симфонического цикла, II часть идет в медленном темпе. В симфонии Гайдна Ми-бемоль мажор это вариации на две темы. Вариации это такая форма, где тема, показанная в начале, затем звучит еще несколько раз, но каждый раз в измененном виде. В данном случае таким видоизменениям подвергаются не одна, а две темы.

Первая тема написана в до миноре. Не смотря на темп, весьма она темпераментная. Благодаря повышению некоторых ступеней (обратите внимание, сколько в мелодии диезов и бекаров) она сходна с венгерской народной музыкой. Особенно ярко, с характерным национальным колоритом, звучит увеличенная секунда (Ми-бемоль – Фа-диез) на третьей ступени в начале темы. Музыка с таким, истинно мужским, характером звучала в Венгрии, когда молодых парней провожали в армию, и называлась вербункош (от слова «вербовать» ).

Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Первая тема вариаций.

Вторая тема вариаций звучит в одноименном мажоре. Это не менее мужественная музыка в характере марша. Здесь тоже есть особенная ступень, нетипичная для классического мажора: четвертая повышенная (Фа-диез). В музыкальном искусстве, порой, такой маленькой детали оказывается достаточно, чтобы музыка стала гениальной. Попробуйте сыграть мелодию с обычной нотой Фа в первом такте, и она сразу же поскучнеет.

Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Вторая тема вариаций.

Третья часть этой симфонии, как и в других симфониях XVIII века, называется менуэт. Менуэт – это галантный танец в размере 3/4, который был чрезвычайно популярен в аристократических кругах. Однако к моменту создания симфонии «С тремоло литавр» он уже вышел из моды, и Гайдн позволил себе по-новому взглянуть на этот жанр. Менуэт из 103-й симфонии Гайдна похож не столько на изящный аристократический танец, сколько на грубоватую крестьянскую музыку.

Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Менуэт.

Во времена Гайдна было принято так, что в начале и конце менуэта играл весь оркестр, а в середине – только трое или чуть больше самых опытных музыкантов. Середина менуэта называется трио.

Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Тема трио.

Валторна конца XVIII века. В отличие от современной, у нее нет клапанов. Из-за этого на ней возможно брать далеко не все звуки, но по мнению многих, звучание таких валторн было чище и звонче.

Финал симфонии открывает так называемый золотой ход валторн , затем на его фоне звучит оживленная тема главной партии. Такое звучание валторн, медных духовых инструментов, в те времена ассоциировалось с охотой потому, что подобные сигналы разносились на большое расстояние и помогали охотникам, находящимся в разных концах леса, действовать сообща.

Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Побочная партия этой части основана на той же теме, что и главная, но показывает её немного иначе. Возникает ощущение, что солнце гайдновского жизнелюбия на мгновение заходит за облачко, чтобы затем засиять еще ярче.

Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Слушать симфонию Йозефа Гайдна № 103 Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» целиком:

Источник

Йозеф Гайдн. Симфония № 103 (С тремоло литавр)

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin · Lorin Maazel

Народный рейтинг популярности: 5534

Йозеф Гайдн. Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» 🥁 Symphony No. 103 in E♭ major (H. 1/103) «The Drumroll»

Название «С тремоло литавр» симфония получила благодаря вступлению к первой части. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема вступления.

С момента премьеры симфония «С тремоло литавр» стала одной из самых популярных среди симфоний Гайдна. В 1831 году Рихард Вагнер аранжировал её для фортепиано.

Премьера симфонии №103 состоялась 2 марта 1795 года. Оркестр был необычайно большим для того времени, он состоял примерно из 60 человек. Исполнение состоялось под руководством концертмейстера, скрипача Джованни Баттиста Виотти (автора мелодии к «Марсельезе») и самого Гайдна, который сидел за фортепиано.

Литавры

Литавры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «ungeheure Rumpelfässer». С XVII века литавры входят в состав оркестров.

Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    🎙 23.05.2020 11:23 jarreaux | Симфония № 103 (С тремоло литавр)

Эту страницу оформил jarreaux

Спасибо! Фрагмент опубликован

* Отрывки «Йозеф Гайдн. Симфония № 103 (С тремоло литавр)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Оцените статью