Симфония пианино что это

Симфония для сольного фортепиано (Алкан) — Symphony for Solo Piano (Alkan)

Симфония для фортепиано соло является крупномасштабным романтическим произведением для фортепиано , составленного Алькан и опубликованной в 1857 году.

Хотя обычно оно выполняется как самостоятельное произведение, оно включает этюды № 4-7 из Douze études dans tous lestons mineurs (Двенадцать этюдов во всех минорных тональностях) , соч. 39, каждое название предваряется словом « Симфония» ( фр . « Симфония» ). Четыре части называются Allegro , Marche Funèbre , Menuet и Finale . Как и Концерт для сольного фортепиано , Симфония написана таким образом, чтобы вызвать широкую палитру тембров и гармонических текстур, доступных оркестру. Это ранний образец фортепианной симфонии . По мнению Франсуа Лугено, в нем «нет излишеств Концерта [Алкана] или Большой сонаты (соч. 33). Но, как и в сонатине [Алкана] соч. 61, оно доказывает, что Алкан также был способен писать идеально сбалансированные и почти «классические» работы ». В отличие от стандартной классической симфонии, каждая часть написана в разной тональности, постепенно повышаясь по тональности на идеальную четверть .

Содержание

Описание

Аллегро

Вступительная часть до минор написана в форме сонаты . Тематический материал Аллегро почти полностью заимствован из вступительной темы, которая появляется в октавах в левой руке.

Марке Фунебре

Вторая часть имеет троичную форму с мелодией легато поверх стаккато в первой части и лирическим хоралом в средней части.

Франсуа Лугено писал:

Вторая часть — это похоронный марш фа минор, скорее малеровский по стилю. В оригинальном издании титульный лист гласил: «Симфония: № 2. Marcia funebre sulla morte d’un Uomo da Bene [« Похоронный марш по случаю смерти хорошего человека »], слова, которые, к сожалению, были потеряны во всех последующих изданиях. Конечно, вспоминается подзаголовок «Marcia funebre» в третьей симфонии Бетховена. Но не можем ли мы считать этого uomo da bene отцом Алкана, Алканом Морханжем, который умер в 1855 году, за два года до публикации этих исследований?

Джек Гиббонс писал: «Ощущение сдержанности похоронного марша подтверждается маркировкой Алкана над нежной центральной частью,« сдерживаемой печалью »[. ] Отдаленная барабанная дробь, которая прерывает марш возле его конца, добавляет алканское чувство беспокойства к этой и без того мрачной музыке «.

Менуэт имеет троичную форму, как и Marche Funèbre. Франсуа Luguenot пишет , что «Менуэт B ♭ несовершеннолетний фактически скерцо , что ожидает оттенки Брукнер -full энергии и прояснился лирическим трио.» Адриан Корлеонис предполагает, что « Берлиоз и Гайдн находятся в непосредственной близости в беспокойном Менуэе, сочетающем дух Ronde du Sabbat и Marche au Supplice из Symphonie Fantastique первого с ощутимым долгом перед Менуэтом из квартета Les Quintes последнего. , Соч. 76/2 , которую переписал Алкан «.

Финал

Финальная часть чрезвычайно сложна с технической точки зрения. Комментарии Luguenot , что «окончательное Presto в E ♭ минор, незабываемо описанной Рэймонд Левенталь как„ездить в ад“, приносит работу к задыхающимся близко» .

История выступлений

По мнению Джека Гиббонса : «Музыка такого качества оставалась без внимания в течение примерно 150 лет, прошедших с момента ее создания, — это шокирующий скандал . Алкан сам исполнил отрывки из этого произведения в своей серии« Petits Concerts »в Париже в 1870-х годов, но следующее заметное выступление было только в 1938 году, когда Эгон Петри исполнил Симфонию для радио BBC в Лондоне. Граммофонные записи этого произведения не появлялись еще 25 лет, и хотя сегодня произведение исполняется чаще, чем когда-либо в прошлом его появление в концертной программе все еще необычно ».

Источник

Фортепианная симфония — Piano symphony

Фортепиано симфония является пьеса для сольного фортепиано в одной или нескольких движений . Это симфонический жанр в силу имитации цвета, текстуры и симфонического развития оркестрового тона.

История

Ранняя фортепианная симфония была написана Теодором Куллаком и опубликована в 1847 году. Французский композитор Шарль-Валентин Алкан написал одну, которая была опубликована в 1857 году. Хосе Вианна да Мотта писал о ней: «Алкан демонстрирует свое блестящее понимание [симфонической] формы в первая часть Симфонии (четвертый этюд [его соч. 39]) . Тональности настолько тщательно рассчитаны и развиты, что любой, кто их слушает, может связать каждую ноту с оркестровым звуком; и все же это не просто звучность, в которой оркестр окрашен и становится ощутимым, но в равной степени через стиль и способ обработки полифонии ».

Несколько десятилетий спустя Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал свою Третью сонату для фортепиано (1922), которую он назвал фортепианной симфонией. В период с 1938 по 1976 год Сорабджи написал 6 фортепианных симфоний. Среди них также иногда включается его фортепианная симфония № 0 (1930–1931), которая является полной фортепианной партией его иначе незаконченной 2-й симфонии для оркестра.

Нильс Вигго Бенцон описал свою Партиту для фортепиано, соч. 38 (1945), как «Симфония для фортепиано соло».

Сонатина для фортепиано № 8 (1961) композитора Джона Уайта состоит из шести частей, из которых пятая называется «Симфония в пяти частях».

Хаскель Смолл также написал фортепианную симфонию.

Источник

Выдающиеся симфонии великих композиторов

В этой статье рассмотрим малую часть выдающихся симфоний мировой музыки.

Симфония № 7. Антон Букнер

Седьмая симфония – главное и самое успешное произведение Антона Брукнера. История создания симфонии не прошла без романтического мистицизма, который присущ многим композиторам того времени. По признанию Брукнера, первую часть симфонии ему продиктовал его друг во сне, уверив, что эта тема принесет композитору счастье и успех. И правда, начало симфонии – это самая сильная и насыщенная событиями мелодия. Вторая часть – траурный марш, музыкальная эпитафия Рихарду Вагнеру – величайшее симфоническое адажио. В траурных мотивах композитор всегда находит путь к свету и жизни, поэтому в финале адажио просветленно звучит первая тема, словно раскрывающая перспективы в бессмертие. Третья часть – борьба светлых сил с вакханалией сатаны. Зловещее веселье сменяют наигрыши деревянных духовых. Все проникается чистотой, свежестью, целомудрием. Четвертая часть симфонии объединяет все темы воедино, смешивая тени трагизма и свет катарсиса.

Симфония № 2. Сергей Рахманинов

Вторая симфония Рахманинова – величайшее достижение в мировой классической музыке. После провала Первой симфонии, который во многом был из-за вины выпившего Глазунова, дирижировавшим произведением тогда еще молодого музыканта (об этом мы писали ранее), Рахманинов потерял в себе композиторскую уверенность, в первую очередь как симфониста, но после долгих пересмотров своей работы закончил написание симфонии. Композиторский триумф на премьере Второй симфонии вернул Рахманинову веру в собственные способности. Особо стоит отметить 3-ю часть произведения – это, воистину, одно из самых красивых Адажио русской романтической музыки. «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки…» (Б. Асафьев). Это мечтательная мелодия скрипок, которая побеждает неспокойный характер первый части, побочная партия которой вступает в конфликт с основной темой Адажио. Во второй симфонии музыка выражает не только переменную русскую погоду, но и политическую неразбериху, которая в то время поставила Россию на путь революции.

Симфония № 5. Людвиг ван Бетховен

Наверное, никто в музыке не осмыслил тему судьбы так, как это сделал Бетховен в знаменитой Пятой симфонии. В начале произведения судьба вовсе не «стучится к нам в дверь», а врывается, бесцеремонно объявляя свое главенство. Но Бетховен ведь не «серьезный композитор», как говорят многие, а очень даже комичный, и с судьбой он обходится также – шутит с ней и играет. Поэтому в финале первой части, которая вроде бы так грозно начинается, уже играют нотки юмора, будто бы человек Бетховен с самой судьбой попивает чай за веселым разговором. Симфония о том, насколько человеческий гений сильнее и важнее судьбы, смерти и прочих так пугающих нас вещей. В юморе и авантюрности у Бетховена всегда спасение, он готов и не боится играть и шутить с этими вещами.

Симфония № 5. Густав Малер

Пятая симфония Малера – самое известное произведение композитора. Особенно красива четвертая часть симфонии – Адажиетто. По существу – это песня, хотя и не для голоса, а для скрипок с оркестром. В этом шедевре Малер обнажает душу, противостоит злым силам и борется за свою светлую мечту.

Симфония № 40. В. А. Моцарт

Сороковая симфония Моцарта – уникальное произведение. Ни в одном другом сочинении композитора трагедия души не раскрывалась так искренне. Это симфония о многогранности жизни, в ней преобладает трагедийный характер. Тема смерти для Моцарта в период работы над симфонией была особо волнующей. К моменту ее написания композитор похоронил трех своих детей и отца. В музыке отражена человеческая жизнь со своими взлетами и падениями, радостные мотивы в ней прерываются роковыми темами, которые вносят смятение и трепет. Финал симфонии доводит драматизм до кульминации. 40-я симфония – это осознание того, что жизнь несовершенна, а ее конфликты неразрешимы.

Послушать и скачать все произведения в хорошем качестве можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus

Если понравился материал и вы хотите видеть его продолжение, то поддержите его лайком и подпиской на канал .

Также не пропустите другие, похожие материалы, опубликованные в канале:

1. «Альпийская симфония» Р. Штрауса, как музыкальное пророчество о пришествии Антихриста.

2. Симфонии Франсуа Госсека предвосхитившую Великую Французскую революцию.

Источник

Симфонии во всех тональностях: интродукция

Эта рубрика посвящена симфониям в мажорных и минорных тональностях, написанных самыми разными композиторами в самые разные эпохи. Их мы рассматриваем в том же порядке, что и пьесы в «Хорошо темперированном клавире» Баха: начиная от тональности «до» (сначала – мажор, затем – минор) и так далее вверх по полутонам – вплоть до тональности «си» (си мажор – и, в самом конце, си минор).

Тональностей всего 24, из них 12 – в мажоре и столько же – в миноре. В каждой из них найдется симфония, о которой стоит поговорить и которую стоит послушать. Симфонии, написанные другим музыкальным языком – не языком традиционной тональности (проявившем себя главным образом в ХХ и XXI веке), – останутся пока что за пределами нашего обзора. Надеемся, очередь до них дойдет в будущих рубриках.

Сама идея этой рубрики возникла под впечатлением экзаменов в Московской консерватории, где суровые экзаменаторы вопрошают: «Молодой человек, назовите известные вам симфонии в тональности ля-бемоль мажор!» После чего незадачливый студент оказывается «как никогда близок к провалу». Поэтому мы публикуем эту рубрику как минимум «в помощь учащимся музыкальных вузов и училищ». А также просто для ценителей музыки, которым хочется узнать для себя о новых, ранее еще не слышанных симфониях.

Это – большой и многочастный проект, который в полной версии будет публиковаться в интернет-версии «Музыкальной жизни». «С чудными картинками и большими буквами» – то есть с более развернутыми текстами, иллюстрациями и гиперссылками.

Наша рубрика не претендует на всеохватность. Очень трудно поставить четкие критерии, какие композиторы заслуживают рассмотрения, а какие – нет. Ограничиваться одними лишь «общепризнанными классиками»? Но в последнее время слишком быстро меняются критерии, кого считать «классиком», а кого – нет. И, наоборот: из сегодняшнего репертуара исчезли многие произведения, еще полвека назад часто звучавшие в концертах. Поэтому наш отбор носит во многом личный характер. Более того: в конце каждого выпуска мы помещаем небольшой раздел «Любимая симфония», которой автор делится со своими читателями.

Почему симфония, и откуда она взялась?

В классической музыке симфония, несомненно, самый солидный жанр. В просторечии даже само слово «симфония» нередко употребляется как синоним классической музыки. («Чего будить? Сама часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь», – выговаривает служанке Фамусов из «Горя от ума». «А мне до всех этих симфониев – как до лампочки», – заявляет милиции сосед-слесарь, подозреваемый в краже скрипки, из известного детектива братьев Вайнеров.)

Сегодня слово «симфония» означает произведение для оркестра, предназначенное для исполнения в концертах и состоящее обычно из нескольких частей. В таком виде симфония возникла без малого триста лет назад, примерно в 1730-е – 1740-е годы. И родилась она из неаполитанской оперной увертюры – вступительной пьесы, игравшейся оркестром перед поднятием занавеса и состоявшей из трех контрастных разделов: «быстро – медленно – быстро». Впоследствии такие «симфонии» стали писать уже не к операм, а просто так, сами по себе, для исполнения в концертах. Прежние разделы «быстро – медленно – быстро» развились до трех полноценных отдельных частей.

Трудно сказать, кто написал самую первую симфонию «просто так». Еще до Гайдна сложилась симфония как в трех, так и в четырех частях – «итальянского» и «немецкого» типа. Иногда – с медленным вступлением. У Гайдна и Моцарта можно найти симфонии и в трех, и в четырех частях. У Гайдна – порой даже в пяти и в шести!

Бетховен – композитор, который, по общему мнению, окончательно закрепил эти классические основы. Но с другой стороны – он первым же и начал их разрушать. Так, например, уже во Второй симфонии Бетховен заменяет привычный Менуэт в третьей части на Скерцо. А в его Пятой симфонии третья и четвертая части переходят одна в другую без перерыва. В Шестой симфонии Бетховена вообще пять частей. (Последние три звучат тоже без перерыва!) А в свою последнюю, Девятую симфонию он ввел хор и солистов-певцов, исполняющих «Оду к радости» на слова Шиллера, – и превратил, таким образом, симфонию в некий гибрид с кантатой.

Романтик Берлиоз первым стал сочинять симфонии с литературно-сюжетной программой. В дальнейшем границы между симфонией и «не-симфонией» стали размываться еще сильней. Кончилось тем, что помимо «симфонии-кантаты» постепенно появились «симфония-концерт», «симфония-поэма», «симфония-фантазия», «симфония-сюита», «симфониетта», «камерная симфония» и много чего другого. Количество частей в симфонии стало любым. Например, у финна Яна Сибелиуса – от одной до четырех. У австрийца Густава Малера – от двух до шести. Или – у нашего соотечественника Дмитрия Шостаковича, у которого в симфониях может быть вообще от одной части до одиннадцати. Зато у многих послевоенных композиторов симфонии нередко бывают одночастными.

Если ранние симфонии классиков длятся обычно не более 10-15 минут, а состав оркестра в них не превышает небольшую группу струнных и одну-две пары духовых инструментов, то некоторые из симфоний-гигантов Малера, Айвза или Шостаковича звучат дольше часа, а общее количество исполнителей в них может доходить до сотни. Но наряду с гигантскими полотнами в ХХ веке снова появляются симфонии для малого состава оркестра, в том числе – особый жанр «камерной симфонии» для ансамбля солистов, где каждый инструмент представлен лишь по одному исполнителю. (Родоначальником камерной симфонии выступил австриец Арнольд Шёнберг.) Возникают симфонии, написанные для одних струнных или для одних духовых (как у Стравинского, Онеггера или Хиндемита), а также – симфонии… всего для пяти человек. (Это – симфонии Уствольской.)

Если Гайдн, Моцарт и другие композиторы XVIII века писали свои симфонии десятками, то начиная с Бетховена симфония становится «штучным товаром». Бетховен написал всего девять симфоний. Другие – и того меньше. Некоторые стали авторами одной-единственной симфонии и создавали ее как главное сочинение своей жизни. Зато в ХХ веке снова появились «многосимфоничные» авторы. Среди них – наши соотечественники Шостакович (всего он написал 15 симфоний), Николай Мясковский (27 симфоний), Мечислав Вайнберг (22 симфонии) или Алемдар Караманов (24 симфонии). А также – бразилец Эйтор Вилла-Лобос (12 симфоний), швед Аллан Петтерссон (17 симфоний), румын Димитрие Куклин (20 симфоний) и другие композиторы. (На сегодняшний день ленинградско-петербургский композитор Сергей Слонимский написал уже более тридцати симфоний, а москвич Мераб Гагнидзе – более девяноста. Но абсолютный и притом весьма своеобразный мировой рекорд, перекрывающий (в том числе) любого «многосимфоничного» автора XVIII века, принадлежит ныне здравствующему финскому дирижеру и композитору Лейфу Сегерстаму, который на сегодняшний день написал… более 300 симфоний! (Часть из них – для оркестра, играющего без дирижера.) В общем, характерное такое явление для современной Скандинавии с ее хорошо и регулярно дотируемой интеллектуальной графоманией.

О 24 тональностях в симфониях

Еще Бах доказал, что при равномерной настройке (темперации) всех клавиш хорошую музыку можно написать в любой из существующих 24 тональностей, с самым разным количеством знаков при ключе: от «нуля» до семи. Но то, что легко выходило на клавесине и органе, не так-то просто получалось с оркестром. Многие инструменты того времени были не только непригодны для равномерной настройки, но и не могли извлекать ноты звукоряда. Например – у тогдашних «натуральных» валторн и труб, техника игры на которых была основана лишь на передуваниях обертонов, для каждой тональности («строя») необходимо было подбирать соответствующие кроны – с их помощью возможно было эти обертоны извлекать. Поэтому далеко не каждый «строй» был в то время употребительным. У самого Баха сочинения с оркестром не превышают круг тональностей до четырех знаков при ключе. Даже спустя столетие Бетховену ничего не стоило написать сонату для фортепиано в тональности фа-диез мажор (с шестью диезами при ключе!) – но у него мы не найдем ни одного оркестрового сочинения с таким же количеством ключевых знаков. У Гайдна имеется лишь одна-единственная симфония, которая заканчивается в этой тональности, – это его 45-я, так называемая «Прощальная» симфония. В ней используются валторны в редчайшем строе «фа-диез» (in Fis)! Но для того времени это был абсолютно уникальный случай.

И во времена Баха, и после него те или иные тональности олицетворяли определенные звуковые характеры-«аффекты». Из-за ограниченного употребления тональностей в симфониях круг «аффектов» был, соответственно, более узким, чем в камерной музыке. Композиторы, уже тогда писавшие сонаты, фантазии и рапсодии для фортепиано в разно-всяческих «многознаковых» мажорах и минорах, для своих симфоний продолжали выбирать тональности гораздо более скромные.

Круг «симфонических» тональностей стал расширяться вместе с утверждением в оркестре хроматических медных инструментов, к которым уже не нужно было подбирать специальные кроны. (Так как играли на них теперь с помощью вентилей, способных извлечь практически любой звук в пределах диапазона.) Произошло это в середине XIX века. Но в самые далекие тональности композиторы-симфонисты решились забраться лишь ближе к ХХ веку. И вот – на сегодняшний день мы можем с уверенностью утверждать, что обладаем списком симфоний во всех 24 тональностях. Разумеется, в «многозначных» тональностях их считанные единицы. В то время как в «легкоупотребимых» до мажоре или ре мажоре – бесчисленное количество.

В ХХ веке стали появляться симфонии, в которых одни части – тональные, а другие – атональные или, по крайней мере, не в мажоро-минорной тональности. Такие симфонии есть и у Прокофьева, и у Шостаковича, и у Мессиана, и у Айвза, и у других симфонистов ХХ века. Не говоря уже о симфониях полностью атональных…

Источник

Оцените статью