- Синий платочек
- Военные песни
- Текст песни:
- Е. Петерсбурский, Я. Галицкий, М. Максимов. СИНИЙ ПЛАТОЧЕК
- ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
- ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
- ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
- Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
- ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ТЕКСТ
- ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». АВТОРЫ
- ЕЖИ ПЕТЕРСБУРСКИЙ
- ЯКОВ ГАЛИЦКИЙ
- МИХАИЛ МАКСИМОВ
- ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Синий платочек
Военные песни
музыка: Г. Петерсбургский, слова: Я. Галицкий, М. Максимов
Текст песни:
Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Любимых, желанных таких
Строчит пулемётчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Источник
Е. Петерсбурский, Я. Галицкий, М. Максимов. СИНИЙ ПЛАТОЧЕК
Музыка Е. Петерсбурского, слова Я. Галицкого и М. Максимова
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
Размер 3 / 4
Помню, как в памятный
Падал платочек твой
Синий платочек сбе-
годня любимой, род-
Прячешь платок доро-
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
Текущая тональность: ля минор
I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ТЕКСТ
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой,
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой.
Чувствую рядом:
Любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой.
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик —
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Последние три строчки повторяются два раза
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». АВТОРЫ
Польский композитор Ежи Петерсбурский (1895—1979)
ЕЖИ ПЕТЕРСБУРСКИЙ
Ежи Петерсбурский родился 20 апреля 1895 года в Варшаве. По матери композитор принадлежал к знаменитой клезмерской семье Мелодиста. Проучившись несколько лет в Варшавской консерватории, Ежи продолжил учёбу в Венской консерватории, занимаясь сочинением академических произведений. В Вене в 1920-м году состоялся первый композиторский дебют Петерсбурского. Там же он начал сочинять и произведения «лёгкого» жанра, за которые платили намного больше, чем за «серьёзную» музыку. Написанные в Вене песни принесли композитору популярность, и в 1921-м году Ежи принял решение вернуться в Варшаву. В 1922-м году Петерсбурский организовал джазовый оркестр, а с 1926-го года работал в оркестре варшавского театра-кабаре «Qui Pro Quo», дирижёром и основателем которого был его двоюродный брат Артур Голд. В 1939-м году в Белостоке композитор возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. После войны Ежи Петерсбурский эмигрировал в Аргентину, где работал на радио, а в 1968-м вернулся в Польшу. Пик популярности композитора пришёлся на 1930-е годы, когда были написаны такие знаменитые произведения, как танго «О, донна Клара», «Уж никогда», «Маленькое счастье», «Ты сам мне говорил», «Ты и эта гитара», «Вино любви», «Признайся мне». В 1936-м году Ежи Петерсбурский написал танго «Последнее воскресенье», которое в Советском Союзе получило название «Утомлённое солнце» (русский текст И. Альвека) и было исполнено оркестром А. Цфасмана. Другая не менее известная в СССР песня — «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа» (русский текст Б. Ковынёва), которая в годы войны стала песней «Синий платочек». Ежи Петерсбурский умер 7 октября 1979 года. Похоронен в Варшаве на кладбище «Старые Повонзки».
Советский поэт Яков Маркович Галицкий (1891—1963)
ЯКОВ ГАЛИЦКИЙ
Яков Маркович Галицкий (настоящая фамилия — Гольденберг) родился 22 декабря 1891 года в Кировограде. В 1909-м году окончил гимназию. С 1910 по 1913-й учился в Петербургском университете на юридическом факультете и одновременно в консерватории на отделении вокала. С 1919 по 1920-й заведовал театральным отделением политотдела Двенадцатой армии. С 1920 по 1921 работал художественным руководителем красноармейского театра в Харькове, с 1921 по 1923-й — режиссёром-лаборантом в мастерской коммунистической драматургии в Москве, с 1923 по 1924-й — литературным сотрудником «Рабочей газеты», а с 1925 по 1926-й — заведующим литературной частью «Радиогазеты». В 1920-е годы поэт был также сотрудником журнала «Крокодил». Своим современникам Яков Галицкий был известен прежде всего как драматург, либреттист и переводчик. В 1922-м была написана первая пьеса «Железная пята» по роману Джека Лондона. Затем последовали пьеса-памфлет «Карьера министра», пьеса-буффонада «Святой из-под палки», «Повесть о трагике» и «Юность Мольера». В годы войны Галицкий писал одноактные пьесы для фронтовых театров: «Честь», «Пещера», «Её сердце» и другие. Для музыкального театра поэт написал либретто оперетты «Полярные страсти», оперы «Дарвазское ущелье», новый вариант либретто оперы Дж. Верди «Бал-маскарад». В переводе Галицкого выходили стихи польских, венгерских и чешских поэтов. Яков Маркович Галицкий умер 24 сентября 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Михаил Александрович Максимов (1907—1992)
МИХАИЛ МАКСИМОВ
Михаил Александрович Максимов родился 4 декабря 1907 года в Петербурге. В довоенное время возглавлял районный трест столовых. Войну начал 26 июня 1941 года помощником командира артиллерийско-пулеметного батальона. В январе 1942-го года был выдвинут на работу в газету «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта в качестве литсотрудника, позже став начальником издательства. В качестве корреспондента Михаил Александрович принимал участие во многих боях, написав около ста очерков и стихов о героях боёв и на темы войны. По просьбе Клавдии Шульженко Максимов заново отредактировал текст песни «Синий платочек», написанный в довоенное время Я. Галицким. Его вариант заканчивался словами «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», № 101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью „Лейтенант М. Максимов“. Михаил Александрович Максимов умер в 1992-м году.
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Выступление фронтовой концертной бригады
Это было несколько лет назад в Варшаве. За окном, внизу, сверкала огнями Лазенковская трасса — ультрасовременное чудо и гордость польской столицы, за окном бурлил вечерний город, а здесь, в небольшой квартирке, что уютно разместилась в доме на аллее Армии Людовой, звучала песня. Исполнял песню тоненьким голоском, сам себе аккомпанируя на фортепиано, шестилетний малыш с хитрющими глазами, а рядом сидел, в открытую любуясь сыном, восьмидесятилетний человек, очень живой, энергичный, в ярком клетчатом пиджаке и модном галстуке. Песня была мне очень-очень знакома, потому что называется она «Синий платочек» и написал ее вот этот самый широко улыбающийся человек — старейший польский композитор Ежи Петербургский.
Собираясь в Варшаву, не знал ни его телефона, ни адреса, но, к счастью, оказалось, что разыскать человека, сочинившего популярнейшие в мире танго и вальсы, дело несложное. Выяснилось: он и сейчас, в столь солидном возрасте, много и успешно пишет. Что же касается его популярности, приведу только один факт.
Все без исключения варшавяне убеждены: самое сладкое мороженое, самые пышные пирожные (пончики с апельсиновой корочкой, корпатка, шарлотка) найдешь на Новом Святе, в цукерне Бликле, основанной еще в 1869 году. Недаром же на витрине знаменитой кондитерской среди прочих почетных посетителей восторженно расписались, отведав все эти сласти, Эрнст Хэмингуэй, Шарль де Голль, Элизабет Тейлор. И сфотографировались с хозяином цукерни. Так вот там нашел я фото, а также подпись и Ежи Петербургского.
А теперь слушал темпераментный рассказ хозяина гостеприимной квартиры.
Он родился в Варшаве. Уже в четыре года играл на рояле. Закончил Варшавскую и Венскую консерватории, исполнительский дебют — в пятнадцать лет! Вскоре сам стал сочинять музыку, возглавил оркестр. Выступали на Маршалковской, в театре «Черный кот». Вот тогда-то и прозвучали впервые мелодии, которые до сих пор отлично помнят наши бабушки. Достаточно назвать хотя бы самое, пожалуй, популярное танго тридцатых годов «Утомленное солнце» — по-польски оно называется «Та остатня неделя» («Это последнее воскресенье»). Ежи Петербургский стал родоначальником совсем нового жанра — лирического танго. И вскоре, без всякого преувеличения, весь мир запел и «Танго Милонга», и «Уж никогда», и «Ты, моя гитара», и другие мелодии, очень добрые и очень теплые.
Когда гитлеровцы двинули войска на Польшу, композитор приехал в Советский Союз. Вместе со своим джаз-оркестром много выступал, сочинял новую музыку. И вот в один весенний день сорокового года в номере столичной гостиницы «Москва» всего за полчаса родился милый, скромный вальс. Назавтра поэт Яков Галицкий написал на музыку стихи, а вечером певец Станислав Ляндау впервые исполнил:
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распростились с тобой.
Нет прежних ночек,
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной.
Слова, как и музыка, были весьма незатейливы, но столько в этой песенке таилось и грусти, и лиризма, и искренности, что люди приняли ее сразу, безоговорочно. Сынишка композитора пел именно этот, первый вариант «Синего платочка», других слов он просто не знает.
Мелодия вальса пришлась всем по душе, и я, например, хорошо помню, как в самом начале войны мы, мальчишки, на мотив «Синего платочка» выводили такие, неизвестно кем сложенные строчки: «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война. »
А на фронте про синий платочек удивительно душевно пела Клавдия Шульженко. Но все чаще и чаще мучило ее чувство: не те слова. В начале апреля сорок второго года, в последние дни существования Дороги жизни (машины уже шли по талой воде), певица со своими музыкантами приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. После концерта познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что ее собеседник пишет стихи, попросила: «Может, сложите новые слова «Синего платочка»? Песня очень популярна в народе, но сегодня требуются другие стихи — о нашей битве с фашизмом».
Еще до поездки в Польшу встретился я с Михаилом Александровичем. Сидел у него дома, перебирал старые газеты, фотографии, документы. Вот, например, строки из боевой характеристики о прохождении им службы в 1-й отдельной горнострелковой бригаде: «С 10 августа по 15 сентября 1941 года лейтенант Максимов принимал участие в боях за Шимск, Новгород, Чудово, Любань, Тосно, Мгу, Синявино. Проявил себя смелым офицером, действуя как командир, а в отдельных случаях и как рядовой боец. 14 августа ранен под Новгородом. В боях под Синявином неоднократно ходил в разведку в расположение противника, проявил себя при отражении ночного налета автоматчиков на КП бригады и прикрывал с комендантским взводом отход КП. В боях под Черной речкой в трудных условиях доставлял боеприпасы на передовую. »
Михаил Александрович вовсе не был профессиональным военным: перед самой войной возглавил районный трест столовых, но пробил грозный час — и он стал бойцом. А когда выдавалась свободная минутка, писал стихи. Их печатала армейская газета. Поскольку профессиональных поэтов в редакции не было, командование направило туда лейтенанта Максимова, и в выборе своем не ошиблось. Статьи и стихи фронтового журналиста разили фашистов не хуже, чем пули и снаряды: «В боях не побеждает равнодушный. Такой не сможет отомстить врагу. И, если ненависть тебя не душит, ты пред собой и Родиной в долгу. »
И вот боевое задание: написать новые слова на старую мелодию. Стихи родились в ночь с 8 на 9 апреля, а 12-го Клавдия Шульженко в железнодорожном депо станции Волхов впервые пела:
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Успех превзошел все ожидания: и певицу и поэта наградили неслыханным по тем временам подарком — куском торта и стаканом клюквы.
Вскоре текст песни напечатали многие фронтовые газеты. «Синий платочек» появился на почтовой открытке, зазвучал с граммофонной пластинки. Ни одно выступление Шульженко без него уже не обходилось.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой,
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой.
Чувствую рядом:
Любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Как-то после концерта в 4-м гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик, гвардии капитан Василий Голубев, сказал певице: «Земной поклон за ваше искусство, за душевные песни. Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях, и первый же сбитый нами «юнкерс» или «мессер» мы посвятим вам». Ждать артистке пришлось недолго: на следующий день Голубев поджег фашистского стервятника. И снова немало повидавший автофургон с фронтовой концертной бригадой прибыл в расположение авиационной части, и снова звучал «Синий платочек», целых пять раз!
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой.
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик —
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Летчики-истребители на фюзеляжах своих самолетов писали: «За синий платочек!» И танкисты тоже помещали этот призыв на броне своих машин, и артиллеристы — на орудийных стволах. В общем, как сказал Михаил Светлов в стихотворении, обращенном к русской женщине, «не напрасно сложили песню мы про синий платочек твой». Поразительный факт: сорок лет прошло, а «Синий платочек» до последнего дня оставался в репертуаре Шульженко. И всякий раз, выходя на сцену с синеньким платочком в руке, Клавдия Ивановна несла его как знамя, как ни на миг не гаснущее воспоминание о последней войне.
Обо всем этом, об удивительной судьбе скромного вальса, сочиненного весной сорокового года, я рассказал и самому пану Ежи Петербургскому, и его супруге, певице пани Сильвии, и их сынишке, которого, кстати, зовут тоже Ежи. Оказалось, что тот, первоначальный вариант «Синего платочка» в Польше очень популярен: песенка «Небеска хустечка» — в репертуаре и Сильвии Петербургской, и Ежи Поломского, и других известных исполнителей, в чем я немедленно убедился, прослушав по крайней мере пять разных ее записей. Шестой вариант прозвучал уже в интерпретации маленького Ежи.
А потом Петербургский-старший с гордостью показал письмо, полученное от Утесова, где, в частности, были такие слова: «Надеюсь, дорогой Юра, что сын пойдет в своего папу и тоже будет даровитым музыкантом. » Кажется, пожелания Леонида Осиповича сбываются.
Л. Сидоровский. «Строчит пулеметчик — за синий платочек…» // И только потому мы победили. Л., 1985
Источник