Синенко стабат матер ноты

Синенко стабат матер ноты

Ну вот и родилась сестра этой темы:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=18581

Продолжим обзор духовных сочинений написанных в ХХ веке.

Stabat mater(первые слова текста Stabat mater dolorosa,лат. «стояла Матерь скорбящая») — анонимное латинское стихотворение ХIIIв.,посвященное Богородице. Со 2й половины XV в. использовалось в католическом богослужении как одна из секвенций.Решением Тридентского собора(1563) было исключено из богослужения,однако с 1727 вошло в состав службы дня Пресвятой Девы Марии скорбящей(15 сентября). Поется также в качестве гимна оффиция в Страстную Пятницу.
К этому жанру обращались композиторы разных эпох: Палестрина и Лассо,А.и Д.Скарлатти,Перголези и Гайдн,Шуберт и Россини,Верди и Дворжак. Не исключение и ХХ век.
Вот образцы:

К.Шимановский(1982-1937) — Stabat mater для солистов,хора и оркестра(1926);
Ф.Пуленк(1899-1963) — Stabat mater для сопрано,хора и оркестра(1951);
К.Пендерецкий(1933) — Stabat mater для хора(1962);
А.С.Караманов(1934-2007) — Stabat mater для солистов для хора и оркестра(1967).

Если я забыл упомянуть ещё авторов,то добавляйте.

Вот запись Stabat mater А.С.Караманова: http://ifolder.ru/2505258

Кто может выложить перечисленные сочинения? Стабат матер Шимановского не слышал. Пуленк есть,но не знаю когда выложу. Пендерецкий вообще на кассете. 😕

Пуленка могу выложить в исп. Хикокса и Westminster Singers.

Источник

«Мать скорбящая стояла»: пять фрагментов из самых известных Stabat Mater

Stabat Mater — это первые слова средневекового латинского стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Кто его написал — неизвестно, в качестве предполагаемых авторов называют монаха Якопоне да Тоди (XIII век), Святого Бонавентуру и римских пап Иннокентия III и Иоанна XII.

В этом стихотворении 20 строф. Первая в переводе на русский звучит так:

Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.

Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего в день Семи скорбей Богородицы и в Великую пятницу на Страстной неделе. Примерно с 17 века Stabat Mater стал использоваться и вне церкви в виде кантаты — сольной или хоровой.

Это, наверное, самый лирический жанр духовной музыки. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии.

Вот пять фрагментов из известных Stabat Mater разных композиторов.

Антонио Вивальди. Stabat Mater, 1712 год (часть VII)

Вивальди написал эту кантату для контральто, струнных и баса континуо (любой инструмент, играющий линию баса) по заказу в 1712 году. Тогда же она была исполнена, а потом забыта на двести лет. Только в 20 веке — в 1939 году состоялось её второе исполнение.

В ней 9 частей и все прекрасны. Вот например, седьмая часть — Eja Mater, fons amoris.

О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
Чтобы я мог плакать с тобой.

Испанский контртенор Карлос Мена.

Джованни Перголези. Stabat Mater, 1736 год (I часть).

Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его часто исполняют хором, но вообще Перголези написал его для сопрано, альта, струнного оркестра и баса континуо.

Его Stabat mater — самый популярное сочинение этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии.

Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен.

Франсис Пуленк. Stabat Mater, 1950 год (I часть)

Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния. Недаром его называют французским Шубертом.

Его Stabat mater написано для хора, солирующего сопрано и оркестра.

Здесь первая часть.

Арво Пярт. Stabat Mater, 1985 год

Тихая медитативная музыка эстонского композитора Арво Пярта сделана из очень простых мотивов и всегда наполнена чистым религиозным чувством.

Его Stabat Mater написана в двух вариантах: камерном (для трёх солистов и трёх инструментов) и для хора в сопровождении струнного оркестра. Здесь — второй (фрагмент).

Карл Дженкинс. Stabat mater, 2008 год

Карл Дженкинс – британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур.

Его Stabat mater – один из последних по времени образцов этого жанра на сегодняшний момент. Это кантата для хора, оркестра, меццо-сопрано и дудука.

Маленькая восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов.

На верхней картинке «Мадонна скорбящая» Дирка Баутса (1470).

Источник

Читайте также:  Звонче пой звени моя гитара
Оцените статью