Синглы для бас гитары

Звукосниматели / датчики бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Приветствую Вас, мои дорогие читатели блога bass-player.ru! Сегодня я написал очередную статью из раздела «Основные части бас-гитары». Как Вы уже догадались, речь в этой статье пойдет о звукоснимателях бас-гитары. Ну что ж, поехали!

Звукосниматели бывают двух видов: пассивные или активные. Нельзя однозначно сказать которые из них лучше. Есть дорогие и качественные как пассивные, так и активные датчики. И каждый музыкант сам вправе решать какие звукосниматели выбирать.

Усиление пассивных звукоснимателей происходит крайне просто. Намагниченая проволочная катушка за счет колебания струн производит ток. После этого сигнал поступает на выход, а потом на усилитель, в результате чего и становится слышимым. Да, забыл сказать, звукосниматели бывают однокатушечные (синглы) и двухкатушечные (хамбакеры или хамбэкеры, как кому больше нравится).

Активные звукосниматели также состоят из проволоки и магнита, однако при этом, им требуется дополнительное питание, которое они чаще всего получают от батарейки (9 или 18 вольт). Активные звукосниматели имеют низкое сопротивление в связи с тем, что сигнал на усилитель поступает уже усиленный. За счет этого активные датчики предоставляют больше возможностей для обработки звука. Для них не проблема длинные провода. Потери сигнала не будет.

В заключение этого вступительного раздела хочется сказать, что существует 3 основных дизайна магнитных звукоснимателей — это Precision (P-style), Jazz (J-style) и Humbacker. И сейчас мы более подробно рассмотрим каждый из них.

Precision или P-style

Прообразом такого датчика явился звукосниматель бас-гитары Fender Precision Bass 1957 года. Датчик был разделен на две части. Одна часть отвечает за струны Ми (Е) и Ля (А), а другая часть, расположившаяся чуть ниже первой — за струны Ре (D) и Соль (G). Благодаря двум последовательно соединенным независимым катушкам, данная модель звукоснимателей превосходно подавляла шумы. Достоинствами такого типа датчиков можно считать высокий уровень сигнала и очень богатый тембр, получаемый благодаря оснащению этих датчиков небольшими магнитными проводами небольшого раздела (по два на каждую струну). Единственный недостаток этих датчиков — это способ крепления, т.к. в дереве корпуса нужно делать четкие и аккуратные пазы.

Богатый тембр и глубокий звук — вот что принесло звукоснимателям P-style всемирную популярность и по сей день. Звук бас-гитар с такими датчиками можно услышать на миллионных тиражах рок исполнителей, соул- и блюзовой музыки.

Jazz или J-style

Прототипом датчиков J-style был датчик с Fender Jazz Bass. Он воплотил в себе двойные полюса магнитных проводов для каждой струны, а также четыре выступа для крепления. Звукосниматели J-style чаще всего ставят впаре, т.е. один датчик ближе грифу бас-гитары, а другой ближе к подставке струнодержателя. Связано это с тем, что если стоять будет только один, то он будет несколько шумным, т.е. шумоподавление будет небольшим. Звук таких датчиков мягче, чище и ярче, чем, например, у датчиков P-style. Бас-гитары с такими звукоснимателями горячо любимы исполнителями таких направлений музыки, как блюз, фьюжн, фанк и другие.

Хамбэкер или же «мыльница»

Изобретателем хамбэкеров можно считать Сета Лавера (Seth Lover) — электронщика из фирмы Gibson. Целью его изобретения было подавление фона, издваемого звукоснимателями с одной катушкой. Надо сказать, что Лавера ждал успех. Принцип такого датчика предельно прост: две катушки противоположных подюсов, соединенные вместе. В результате получился звукосниматель, который гораздо меньше зависит от шумов и других внешних воздействий. Очень часто такие датчики устанавливают «в одиночку» в отличие от синглов. Надо сказать, что в хамбэкерах есть возможность отключить одну катушку, однако, с двумя включенными катушками выходит более мощный, объемный и плотный звук.

А вообще, теоретически каждый звукосниматель может быть шумоподавителем. В таком случае некоторые поизводители втискивают две катушки в корпус J-style датчиков, располагая одну под другой. Хотя большинство все же устанавливают катушки рядом, получается своеобразная форма, «смахивающая» на кусок мыла, из-за чего и получила свое название.

Честно говоря, звук хамбэкеров мне нравится больше всего. Мощный, объемный, насыщенный средними частотами для меня гораздо круче одокатушечных. Но это лично мое мнение

Вот такой вот небольшой обзор у меня получился, дорогие друзья! Пишите свои отзывы, комментарии! До новых встреч!

Источник

Виды звукоснимателей для бас гитар. Советы новичкам

На первый взгляд, ассортимент представленных на рынке звукоснимателей огромен, и разобраться в их свойствах, назначении и особенностях моделей непросто. Поговорим о типах звукоснимателей и темброблоков, и их возможных вариантах.

Производством звукоснимателей занимается всего несколько фирм, и именно их продукция установлена на большинстве электромузыкальных инструментов в мире, от любого гитарного бренда.

В условиях конкуренции, каждый производитель разрабатывает свои рецепты для получения собственного звучания. Отличаются материал и диаметр обмотки, количество витков и другие параметры. В результате два одинаковых датчика разных фирм имеют каждый свой характер.

Самые известные и проверенные временем производители звукоснимателей для бас гитар:

DiMarzio
Seymour Duncan
EMG
Bartolini
Менее раскрученные, но совсем не хуже:

SHADOW
DELANO
TESLA
Надо пробовать, надо сравнивать.

Правило выбора звукоснимателей для бас гитары — класс звукоснимателя должен соответствовать классу инструмента. На «дровах» супер-дорогие звукосниматели малоэффективны. Уже установленное производителем гитары, совсем не всегда звучит плохо. Не торопитесь ничего менять. Результат может быть не таким, как вы хотели. Если звукосниматель не мотал «на коленке» Дядя Вася, то не важна страна, где расположен завод, Китай, Корея или США.

Типы звукоснимателей для бас гитар

Сингл (single-coil). Состоит из одной катушки и снимает сигнал с одной точки струны.

Передает натуральный, чистый , естественный звук по всему спектру. Хорошая читаемость, поэтому такой вид идеален для соло. Хорошо ложится в микс, всегда слышен даже на фоне двух перегруженных гитар.

Фонит и дает наводки. В тяжелых случаях, без экранировки, ловит радио. Чтобы уменьшить эти эффекты, устанавливается в паре с звукоснимателями любого типа. В силу конструкции не очень дружит с перегрузами типа дисторшн: звук замыливается.

Область применения самая широкая, кроме экстремальных подвидов металла и альтернативы. Хотя я знаю исключения!

Split-coil. Спроектирован, чтобы устранить недостатки сингла. Катушка поделена на две, и два отдельных корпуса разнесены в плоскости. По типу сингл, но с характером хамбакера. В простонародии называется «шашки», его начали устанавливаться на Fender Precision Bass.

Хамбакер (Humbucker). Состоит из двух катушек, соединенных параллельно в противофазе. Снимает сигнал двумя магнитами с каждой струны. Катушки гасят помехи друг друга, поэтому полностью лишен недостатков сингла. Звук более глубокий и объемный, более упругий и компрессированный (обрезаны лишние верхние частоты). Меньше обертонов. Не каждая модель достойно слышна в миксе.

Замечательно приспособлен к использованию любых гитарных эффектов. Адаптирован к применению в музыкальных стилях, где тяжело, очень тяжело, и вообще не подымешь.

Хамкенселлер (Hum-canceller). Маленький хамбакер в виде сингла. Катушки расположены вертикально, одна над другой. Звук немного не такой плотный как у хамбакера. Как вариант, если одна катушка не активна (фантом) то это просто совсем нефонящий сингл.

Звукосниматель-мыльница. Назван так за характерную форму, представляет из себя закрытый корпус с округлыми краями, больше сингла, но меньше хамбакера. Схема внутри может быть любая.

Звукосниматели могут отличаться материалом магнита (сердечника). Сплав АЛНИКО или керамика дают разный тембр звука. А также различаются по размерам магнита: чем сердечник больше, тем выше уровень выходного сигнала и тем сильнее атака.

Для расширения возможностей и универсальности звучания, часто устанавливают два звукоснимателя разного типа, или одного типа, но с разными характеристиками в позиции нек (у грифа) и бридж.

Пассивная и активная схемы.

Пассивный звукосниматель просто передает сигнал, какой он есть, на педали обработки и (или) на комбик или в линию.

Пассивный темброблок — это обычные регуляторы громкости и тембра и переключатель работы датчиков (бриджевый, нековый, или оба), очень просто и надежно. Дополнительного источника питания не требует.

При большой длине проводов (более шести метров), сила и качество сигнала теряется из-за сопротивления, это бывает заметно на концертах, при занятиях дома или на репетициях совсем некритично.

Активный звукосниматель имеет меньшее число витков обмотки и очень слабый выходной сигнал. В него впаян предусилитель в виде микросхемы.Предварительно усиленный сигнал без помех и потерь доходит до нужной точки. Вы не так зависимы от качества усилителей и коммутации.

Звук самого инструмента во многом теряет индивидуальность, становится более синтетическим, хотя иногда не очень хорошие инструменты значительно «вытаскивает». Активные звукосниматели очень чувствительны к технике игры. Все огрехи и неточности, любая лажа становятся заметны. Требуется батарейка. Но она работает годами, если не забывать вытаскивать шнур.

Активный темброблок — это полноценный эквалайзер на борту, что дает большие возможности настроек: звук можно нарулить почти любой. Без батарейки не работает.

Возможны варианты. Например, активные звукосниматели, для уверенного сигнала, но без эквалайзера. Или пассивные звучки, но активный эквалайзер. В обоих схемах батарейка необходима.

Понятий «полупассивный» и «полуактивный» не существует!

В любом случае, пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный. У каждой схемы немало поклонников.

Источник

Звукосниматели: виды, устройство и применение

Электрогитара, бас-гитара, электроакустика и электроукулеле – все эти и многие другие музыкальные инструменты оснащаются таким устройством, как звукосниматель. Первый звукосниматель появился почти 100 лет назад и с тех пор технология изготовления и применения существенно не изменилась.

Звукосниматель предназначен для преобразования колебания инструмента (струны, корпус) в электрический сигнал.

Виды звукоснимателей – активные и пассивные

Пассивные звукосниматели преобразуют колебания в электрический сигнал, который подаётся в усилитель/звуковую карту и т.д. Обладают слабым по мощности выходным сигналом.

Активные звукосниматели имеют встроенный в корпус гитары предусилитель (преамп), который питается от батарейки типа «крона». Следовательно, если начальный сигнал будет усилен, то на выходной сигнал будет максимально мощным и с минимальным количеством фоновых помех.

Виды звукоснимателей по конструкции

Несмотря на огромное количество самых разных музыкальных инструментов, звукосниматели можно условно разделить на несколько типов:

Сингл (single) – устанавливают в основном на гитары типа Stratocaster и Telecaster. Конструкция представляет собой одну катушку с медной обмоткой. Отличается яркостью и чёткостью звучания, обладает перкуссионным призвуком. С другой стороны, таким звукоснимателем свойственна высокая чувствительность к помехам.

Использование в музыке: поп-музыка, фанк-рок, современный прогрессив-метал и прогрессив-рок.

Хамбакер (humbucker) – звукосниматель, состоящий из двух рядом расположенных катушек, что значительно снижает чувствительность к помехам. Обладает насыщенным и объёмным звучанием, что очень важно для рок-музыки. Электрогитары с хамбакерами могут использоваться как в блюзе, так и в экстремально тяжёлых жанрах.

Использование в музыке: вся современная музыка

Также существует такой подтип звукоснимателя, как Хамканселлер – катушки в нём располагаются друг над другом, что обеспечивает возможность установки такого звукоснимателя на место сингла, но получение на выходе сигнала как у хамбакера.

Кроме того, на все звукосниматели типа Хамбакер можно установить так называемую «отсечку» — кнопку, переключатель или потенциометр, который превращает хамбакер в сингл путём отключения одной из катушек звукоснимателя.

Электроакустический звукосниматель (пьезо-элемент) – используется в акустических инструментах, звук от которых снимается целиком с инструмента (колебания дерева, фурнитуры и т.д.), а не только со струн.

В последнее время получили распространение электро- и бас-гитарные бриджи с пьезо-элементом, что делает их звучание более объёмным.

Применение звукоснимателей

Определённо лучшего решения в плане выбора типа звукоснимателей не существует. Объясняется это тем, что каждый звукосниматель сделан для одной цели.

Синглы звучат ярко, звонко и четко. Синглы типа P90 выдают хорошие низкие частоты, от чего звучание становится более «жирным» или «мясным» (P90 чаще всего можно увидеть на гитарах типа Les Paul). В основном преобладают высокие частоты.

Как уже было сказано выше – синглы фонили, фонят и будут фонить, что является их фишкой и бедой одновременно. Инженеры стремились избавиться от фона, но с потерей фона терялось качество звука и его узнаваемость.

Хамбакер, наоборот, фонит значительно меньше, но при этом чёткого и перкуссионного звучания от него тяжело добиться. При этом хамбакер прекрасно справляется с различными гитарными эффектами по типу дисторшн, овердрайв, фуз и т.д.

Разновидности звукоснимателей

Разновидностей сингловых звукоснимателей превеликое множество. В основном они сделаны под тот или иной тип электрогитар, например: Jazzmaster, Jaguar, Telecaster, Р90 и т.д.

Тем не менее, у всех их есть общее – одна катушка.

Разновидностей хамбакеров еще больше – закрытый и открытый тип, рельсовый хамбакер, рельсовый минихамбакер и т.д.

В мире звукоснимателей существует один интересный тип – рельсовый минихамбакер. С одной стороны, это сингл, но у него две катушки, что характеризует его как хамбакер (и по факту он является хамбакером, размером с сингл). Существуют также классические хамбакеры, помещённые в корпус сингла.

Звучание звукоснимателей

На характер звучания звукоснимателей влияет всего два показателя:

Тип магнита Альнико имеет небольшое сопротивление (5-8 кОм), что даёт более винтажное и чистое звучание. Для современной тяжёлой музыки вполне нормальным считается установка звукоснимателей с сопротивлением от 10 до 20 кОм. Следовательно, чем выше сопротивление, тем более податливым будет датчик для тяжёлой музыки. С другой стороны, желаете мягкий и лёгкий звук – выбирайте звукосниматель с низким сопротивлением.

Если с сопротивлением всё более-менее понятно, то теперь предлагаем разобраться с типом магнитов:

  • Альнико 2 и 3 – нежное, сладкое звучание. Отличается читаемостью на сильном перегрузе, из-за чего данный тип магнитов так любим многими гитаристами лёгкой музыки. Альнико 2 чаще всего устанавливают в бриджевую позицию, а Альнико 3 в нэковую.
  • Альнико 5 – выдаёт агрессивный звук, но при сильном перегрузе возможна потеря читаемости аккордов. Идеально подходит для лид-партий ввиду того, что обладают уверенной серединой.
  • Керамика – огромное сопротивление и насыщенный низ обеспечивают тяжёлое и крайне агрессивное звучание. Используется производстве гитар последних лет.
  • Samarium Cobalt – еще более мощные звукосниматели, но в то же время самые требовательные к другим условиями и обладают рядом преимуществ. Во-первых, запредельная мощность вынуждает делать магниты небольшими по размеру. Во-вторых, звучание крайне сильно зависит от высоты струн. В-третьих, практически не подвержены коррозии, размагничиванию и имеют низкий уровень помех.

Лучшие фирмы-производители звукоснимателей

Самое высокое качество производства звукоснимателей можно встретить у таких производителей как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio, EMG.

Цена на именитые звукосниматели довольно высокая, однако существуют довольно неплохие аналоги китайского, корейского и российского производства – Belcat, Tesla и Fokin Pickups, соответственно. Последние пользуются большой популярностью в России из-за низкой цены при высоком качестве.

Как настроить звукосниматель?

Запомните одно простое правило – не трогайте обмотку, если звукосниматель исправно работает!

Звукосниматель следует надёжно закрепить на корпусе электрогитары, чтобы он не болтался, а высота звукоснимателя регулируется в зависимости от ваших предпочтений.

Если желаете получить более громкий и яркий звук – поднимайте звукосниматели, хотите тёплый и мягкий звук – опускайте звукосниматели, но не переборщите и следите, чтобы струны не бились об сердечники звукоснимателей.

Бытует мнение, что опущенный звукосниматель лучше снимает звук с дерева, однако это миф. На звук влияет, как уже было сказано выше, расстояние от звукоснимателя до струн, качество проводов и прочей электроники.

Стоит ли устанавливать на гитару новые звукосниматели?

Если гитара куплена в Ашане, то даже премиальные звукосниматели не сделают её звучание значительно лучше. Если гитара любительского или среднего уровня, то в таком случае замена звукоснимателей может быть очень даже эффективной.

Во-первых, гитара может быть старой, и звукосниматели вполне могли размагнититься. Во-вторых, замена звукоснимателей может помочь вам подогнать гитару под определённый жанр (вы же не будете играть метал на звукоснимателях с Альнико 2?)

Поэтому заменять звукосниматели целесообразно только в двух вышеперечисленных случаях. Забудьте про модернизации гитар, которые выходят плохими с завода.

Источник

Оцените статью