Синий платочек ноты для трубы

Синий платочек ноты для трубы

СИНИЙ ПЛАТОЧЕК

Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова
Музыка Ежи Петерсбурского

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет прежних ночек.
Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной, —
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую: рядом
С любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

слова — 1940-1942, музыка — 1940


Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1940 ГОДА

Музыка Ежи Петерсбурского
Слова Якова Галицкого

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых радостных встреч.

Порой ночной
Ты распрощалась со мной,
Нет прежних ночек, где ж ты, платочек,
Милый, желанный, родной?

Кончилась зимняя стужа,
Даль голубая ясна.
Сердце согрето, верится в лето,
Солнцем ласкает весна.

И вновь весной
Под знакомой тенистой сосной
Мелькнет, как цветочек,
Синий платочек,
Милый, желанный, родной.

Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена. Сост. Л. Сафошкина, В. Сафошкин. М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 75-76

Первый вариант песни написан в 1940 году в Москве во время гастролей польского «Голубого джаза» под управлением Генрика Гольда и Ежи Петерсбурского. Поэт Яков Галицкий, пробившись в номер Петерсбурского, показал ему текст песни, и тот экспромтом подобрал музыку в ритме вальса, аранжировав для этого одну из своих ранее написанных мелодий. На следующий день «Голубой джаз» исполнил песеню во время своего выступления в театре «Эрмитаж». В дальнейшем к песне был написан и польский текст — «Niebieska chusteczka».

Воспоминание Якова Галицкого (Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена. Сост. Л. Сафошкина, В. Сафошкин. М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 76):

«Петербургский прочитал его, сел, не говоря ни слова, за пианино и, словно у него уже заранее была готова музыка, сыграл раз и другой коротенький сентиментальный вальс. Чтобы какая-нибудь фраза не вылетела из памяти, он тут же закрепил мелодию на нотной бумаге. Вальс понравился нам обоим, а также всем окружающим нас музыкантам, и уже на следующий вечер эту песенку-вальс спел в концерте польский певец Станислав Ляудану. И вскоре она разнеслась по всему миру».

21 сентября 1940 г. песню записала на пластинку Изабелла Юрьева, этой же осенью — Екатерина Юровская, 27 апреля 1942 г. — Лидия Русланова (пластинка Руслановой в тираж не вышла, но запись сохранилась), все записи — с указанием автором текста Якова Галицкого, причем варианты немного отличались. Имя автора музыки Ежи Петерсбурского иногда указывается в русифицированном варианте — Георгий (или Юрий, как было на афишах тех лет).

«Военный» вариант появился в 1942 году на Волховском фронте. Клавдия Шульженко гастролировала с джазом Алексея Семенова, по случаю войны переименованного в Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль, и юный лейтенант протянул ей листок со словами: «Я дописал песню». На листке была подпись: «Михаил Максимов». Новый текст она спела в тот же день на концерте для летчиков, после единственной репетиции. Затем с этой песней вместе с джазом Семенова она снялась в фильме «Концерт фронту» (1942). Владимир Заикин, директор Экспериментальной фабрики грампластинок в блокадном Ленинграде, перевел песню с кинопленки на пластинку, которая пошла на фронт и на Ленинградское радио. Блокадный Ленинград был единственным городом, который в годы войны не прекратил выпуск пластинок — Ногинский завод уже в июне 1941 перешел на военную продукцию, а Апрелевский вышел из строя в октябре 1941 при бомбежках; Апрелевку вновь смогли запустить лишь к октябрю 1942, а Ногинский завод больше никогда не пластинок не выпускал. 13 января 1943 г. Шульженко с джазом Семенова записала песню в московском Доме звукозаписи (к этому времени она с мужем Владимиром Коралли номинально стали художественными руководителями ансамбля, хотя фактически им оставался Семенов), и в этой записи песня вышла уже на «нормальных» пластинках Апрелевского завода.

А вот насчет того, исполняла ли Шульженко «Платочек» до войны — мнения расходятся, что странно. Биограф Шульженко Глеб Скороходов пишет, что нет, другие — что пела, и даже цитируют фрагменты ее довоенного варианта (см. Борис Савченко. Кумиры забытой эстрады. М.: Знание, 1992, стр. 103: «Помню, в сиреневый вечер я приносила к реке вам на свиданье горсть незабудок в шелковом синем платке»).


Клавдия Шульженко

Из кн. Глеба Скороходова «Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи» (М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004), стр. 17-19:

«…Шульженко в 1940 году перешла в джаз под управлением Алексея Семенова. …С семеновским джазом еще до войны записала на пластинки десяток произведений. С его коллективом в блокадном Ленинграде она выступила 500 раз, снялась в фильме «Концерт фронту», и Заикин, воспользовавшись кинопленкой, выпустил в осажденном городе пластинку, предназначенную для фронтовиков и Ленинградского радио: с одной стороны – ее «Синий платочек», с другой – репортаж о вручении воинским частям гвардейских знамен.

С этой песней было еще одно необычное приключение. Клавдия Ивановна услыхала ее еще до войны, в московском «Эрмитаже», где гастролировал оркестр под управлением композиторов Генриха Гольда и Ежи Петербургского (на афишах у нас его называли Юрием). Одну из песен Петербургского Шульженко записала на пластинку еще в 1936 году – его знаменитое танго «Остатня неделя», которое у нас каждый исполнитель называл по-своему: джаз Александра Цфасмана – «Утомленное солнце», квартет Александра Рязанова – «Листья падают с клена», у Шульженко оно стало «Песней о юге».

В том эрмитажном концерте лета 1940 года особый успех выпал на долю вальса «Синий платочек», но Шульженко песня не приглянулась: уж очень примитивным показался текст – ей там нечего было делать. Ее неприятие «Платочка» разделяли немногие. Изабелла Юрьева записала эту песню на пластинки 21 сентября сорокового года, а Лидия Русланова – более года спустя, 27 апреля сорок второго, но с тем же мирным текстом Якова Галицкого.

Шульженко запела «Синий платочек» только после того, как на Волховском фронте Лейтенант Михаил Максимов передал ей свой, военный текст песни. И вот редкий случай: в тот же день она прозвучала в концерте, что давала Шульженко для летчиков, прозвучала после одной репетиции!

А в Москве во время подготовки программы «Города-герои» Шульженко пришла в ДЗЗ, чтобы положить военный платочек на граммофонный диск. Зима стояла лютая, Дом звукозаписи почти не отапливался. Станки в аппаратной были укрыты брезентовыми шатрами, а в каждом обогревательные приборы поддерживали температуру, ниже которой восковые блины для записи пришли бы в негодность, да и сами станки не смогли бы вращаться. Не снимая пальто, Шульженко вошла в студию «А», и запись началась. От дыхания певицы микрофон покрывался инеем, но она пела так, как никогда раньше. Знала, что пластинку ждут на фронтах.

Закончила петь и была уверена, что лучше не сможет, что этот первый вариант должен быть и последним. Но когда прошла в аппаратную, к ней навстречу кинулась молоденькая женщина, вся в слезах – оператор Галя Журавлева:

— Клавдия Ивановна, я испортила вам запись! Вспомнила, как провожала на фронт мужа, как он в последний раз поцеловал нашу дочурку, и не могла сдержать слез. И не заметила, как они падали на воск и растопили его…

— Таким браком можно гордиться, — заметила Клавдия Ивановна».

ВАРИАНТЫ (3)

1. Синий платочек

Слова Я. Галицкого и М. Максимова
Музыка Е. Петерсбурского

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой.
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Две последние строки куплетов повторяются

Нам нельзя без песен. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004

2. Синий платочек

Слова Я. Галицкого и М. Максимова
Музыка Е. Петерсбурского

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной!

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Любимых, желанных таких
Строчит пулеметчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Три последние строки каждого куплета повторяются

Нам нельзя без песен. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004. — дано как вариант текста. Этот же вариант: Песенник. Выпуск 4. Песни революции и гражданской войны. М., Издательство В. Катанского, 2002.

3. Синий платочек

Слова Я. Галицкого и М. Максимова
Музыка Е. Петерсбурского

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет больше ночек! Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Источник

Ноты к песне — Синий платочек — для гитары, фортепиано, баяна

Ноты к песне Синий платочек


Синий платочек
музыка Е. Петербургского
сопровождение для фортепиано, баяна, гитары, синтезатора

Аккомпанемент — Гитара:

1. pdf — переложение Кроха Любимые мелодии с аккордами, подтекстовка

2. pdf — переложение Р.Мелешко для семиструнной гитары из На досуге

3. pdf — переложение В.Красного для семиструнной гитары из Нотная тетрадь гитариста

Аккомпанемент — Фортепиано (баян):

1. pdf — обработка Б. Мандруса из сборника Поет Клавдия Шульженко с нотами для голоса

2. pdf — За советскую родину ноты для голоса, гитарные аккорды

4. pdf — Советская песня с подтекстовкой, аккорды

8. — переложении В.Моделя Популярные мелодии с аккордами

Аккомпанемент — Баян и Аккордеон:

1. pdf — обработка Е.Воробьева из сборника Играй мой баян

4. pdf — В кругу друзей с подтекстовкой

7. pdf — переложение П.Говорушко из Фронтовые песни

8. pdf — Обработка М. Двилянского Музыка советской эстрады

9. pdf — обработка М.Корецкого Спутник ученика баяниста выпуск 4

10. pdf — Концертные пьесы в обработке И.Паницкого

11. pdf — переложение И.Лунина За околицей села

12. pdf — переложение Л. Гаврилова из Аккордеонисту – любителю

13. — переложение А. Талакина Музыкальная акварель

14. — концертная обработка Н.Ризоля Песни военных лет

16. — переложение А.Денисова Популярнi мелодiї

Переложение Г. Тышкевича для гармони

Для синтезатора:

Скачать ноты к песне

Текст песни:

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.

И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулеметчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Песня популярна в исполнении Клавдии Шульженко.

Приведены слова М. Максимова, частично переделавшего текст Я. Галицкого. А исполнителей, как и разных текстов очень много.

Песня «Синий платочек» появилась и впервые была исполнена в популярном польском эстрадном коллективе «Голубой джаз», участники которого, спасаясь от фашистской неволи, осенью 1939 года приехали в нашу страну и стали выступать с концертами в разных городах Советского Союза. Весной 1940 года этот коллектив выступал в Москве, где и состоялась встреча пианиста и композитора Ежи Петерсбургского с московским поэтом и драматургом Я. М. Галицким, подтекстовавшим понравившуюся ему мелодию польского музыканта. Незатейливый напев z слова довоенной песни про то, как «синенький скромный платочек падал с опущенных плеч», понравилась и запомнились многим, их подхватили и запели популярные в ту пору исполнители. В военный период в исполнении Клавдии Шульженко песня стала особенно популярной, но старый текст не устраивал певицу. Она спешно искала ему замену, новые слова, которые могли воодушевить фронтовиков, усилить в них веру в то, что дома их ждут любимые люди, ждут и верят, что настанут победные дни. Клавдия Ивановна уговорила поэта, военного корреспондента лейтенанта Михаила Максимова написать новые слова на музыку Петерсбургского и, объяснив ему смысл своей задумки, по сути, участвовала в создании «Синего платочка». И текст был написан буквально за одну ночь. Слушатели полюбили песню сразу и навсегда. Это была самая фронтовая песня, которую просили спеть еще и еще. Именно в исполнении Клавдии Шульженко «Синий платочек» обрел вторую жизнь и стал одной из самых знаменитых и популярнейших песен военных лет.
Песня представлена в варианте исполнения для третьего класса с проигрышами и перекличками, предполагающими аккомпанемент сольному пению. Прекрасно она звучит и как сольный номер.

Источник

Оцените статью