Гитарные синтезаторы
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
В своей заметке я хочу рассказать вам о гитарных синтезаторах, что это такое и с чем их едят.
Вообще, гитарные синтезаторы можно разделить на три типа:
-Мультиэффекты
-Синтезаторы, где звук генерируется с помощью специальных датчиков и конвертеров (c/v gate, f-v)
-Гитарные органы
Я приведу по одному примеру каждого типа и немного расскажу о каждом.
Мультиэффекты
Эти синтезаторы появились на рынке самыми первыми. Вообще-то, синтезаторами их можно было назвать с натяжкой: это были обычные примочки, где объединено несколько эффектов.
Например, знаменитый Ludwig Phase II сочетает в себе октавер, фейзер, фильтр и автоквак
Современный Electro-Harmonix Micro Synth также можно отнести к синтезаторам-мультиэффектам, так как он включает в себе несколько перегрузов, октавер, фильтр и огибающую.Несмотря на это, его звук действительно похож на звук аналогового синта:)
Синтезаторы-конвертеры
С помощью специальных датчиков, сигнал гитары конвертируется в квадратную волну, которая переходит в сигнал, который контроллирует генераторы синтезатора.
Пионером данного типа гитарного синтеза стала компания ARP, которая в 1978 году представила ARP Avatar.Рекламная компания пестрила яркими заявлениями о звуке, который изменит мир, но по сути, за 3000 долларов предлагался всего лишь очень дорогой фуз. За 2 года было продано менее 1000 экземпляров, что в итоге привело компанию к банкротству.
В конце 1970х Roland представила свой гитарный синтезатор Roland GR300, который стал популярен среди музыкантов. Энди Саммерс, Роберт Фрипп и другие музыканты активно использовали GR300 в начале 1980х
Гитарные органы
Гитарный орган — самый редкий тип гитарного синтеза.
В корпус гитары встраивается 6 органных тонгенераторов, по одному на каждую струну.Каждый лад на гитаре имеет 6 электрических контактов.Цепь генератора замыкается, когда струна прижимается к ладу.
Самый знаменитый гитарный орган- это Vox V251 Guitar Organ. Представленный в 1966 году, он оказался слишком ненадежным и сложным в эксплуатации, и никогда не был популярен.
Забавен тот факт, что гриф этой модели расширяется к переднему порожку, что не способствует удобству игры.:)
Несмотря на то, что гитарные синтезаторы громоздки, неудобны и даже в какой-то мере бесполезны, звуки, которые они создают, воистину наркоманские:)
Кстати, в СССР выпускалась серия гитарных синтезаторов Лидер, которая являлась характерным примером гитарных синтезаторов муьтиэффектов.
Спасибо за внимание
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Комментарии ( 7 )
Для меня этот эффект был нужен и интересен (так же из сотого исчез арпеджиатор), но я нашел покупателя для которого интересны новые фишки этого проца, такие как педаль ACCEL.
ЗЫ Вообще БОСС испортились в последнее время, они намеренно ухудшают параметры новых устройств и ни в какую не хотят исправлять конкретные баги девайсов, хотя люди возмущаются и требуют манибэк. Как пример: Лупер RC-3, ну нахрена было уменьшать до неприличия кол-во ритм-паттернов, ведь в более старой модели их было тридцать а осталось девять. Что, кто то возмущался и слал гневные письма производителю, мол уберите лишние паттерны… Сами понимаете что нет. Ладно, купил я его и охренел — он заикается при переходе с лупа на луп. Да какого ху… его прямая обязанность делать это четко. Но недобитые моим дедом ускоглазики с наглой ухмылкой отвечают — вам нужно другую модель — RC-300. Да пошли вы в пиз. сейчас диджитек выпустили стерео вариант своего соло который вроде как не заикается. Теперь ближе к теме — покупать отдельную примочку — синтезатор дорого и для меня не практично, так это больше для баловства а вот функция в процессоре — самое то. Недоглядел я при покупке, не доглядел…
ЗЫ Думаю что вся эта свистопляска затеяна производителем неспроста, зачем делать совершенный девайс если другие фирмы этого не предоставляют, нужно же оставлять задел на будущее. Вот выйдет у босса новый проц и стопудово в нем опять появятся арпеджиатор и гитарный синтезатор. Будет чем подстегнуть владельцев сотого на трату кровно заработанных.
Тогда вам нужен был GT-10, ведь GT-100 позиционируется исключительно как «проц с огромной тучей перегрузов и только». Понятно ведь, что все остальные плюшки в нём идут только вдовесок.
Никак не пытаюсь защитить их продукцию, но глупо винить производителя в том, что вы неправильно потратили деньги
Источник
Синтезатор звуков для гитары
Михаил СЕМЕНОВ
Музыкальное Оборудование
февраль 2005
Сравнение трех программ.
Несмотря на то, что гитара — один из самых сложных для моделирования инструментов, постоянно продолжаются попытки создания программы, которая смогла бы ее заменить. Наиболее известной подобной программой является Virtual Guitarist, статья о котором была в сентябрьском номере МО за 2003 год. На этот раз мы сравним три другие программы: ReFX Slayer 2, CutterMusic Revitar, MusicLab RealGuitar.
ReFX Slayer 2
Плагин Slayer 2 формата VST — специализированный синтезатор, предназначенный для создания звуков электрогитары. Минимальные системные требования невысоки: операционная система Windows 98/98SE/ME/2000/XP, процессор Pentium3 600 МГц, 128 Мб RAM и 6 Мб свободного места на диске; операционная система MacOS 9.x или MacOS X 10.2, процессор G3 600, 128 Мб RAM и 6 Мб свободного места на диске. По утверждению разработчиков, программа построена на математических моделях, близких к физическому моделированию.
Интерфейс
Интерфейс выполнен в виде единственного окна, в верхней части которого изображены электрогитара и усилитель, а в нижней — эффекты (на рис. 1 для наглядности загружены все имеющиеся в наличии).
Органы управления, расположенные на корпусе гитары, отвечают за формирование звука инструмента. Группа кнопок Coils (none, single, double) — выбор типа звукоснимателя. Первый вариант — моделирование звукоснимателя отключено, в звуковую цепь отправляется сигнал, образованный моделью колеблющейся струны, два других — соответственно, сингл и хамбакер.
Ниже находится группа кнопок Strings. Они позволяют выбрать один из девяти типов моделирования струн: Pink — акустика, 6String1-6String3 — электрогитарные, Slap — слэповая бас-гитара, EBass и Fretless — бас-гитары обычная и безладовая, Band и Formant — абстрактные модели, отличающиеся спектром.
Чуть правее, над гнездом для джека, находятся две вращаемые ручки: Size и Material. Не трудно догадаться, что с их помощью осуществляется формирование виртуального корпуса гитары. Диапазон регулировок размера — от спичечного коробка до контрабаса, при повороте влево до упора регулировка отключается и не оказывает влияния на формирование звука. Материал можно изменять от дерева в крайне левом положении ручки до металла в крайне правом. Промежуточные положения заполнены некими абстрактными материалами.
На белой панели расположены регуляторы, формирующие «звукоизвлечение». Ручки, расположенные на стандартных позициях стратокастеровых регуляторов: Dyn, Slap и Tone. Dyn (подразумевается Dynamics) управляет зависимостью силы удара медиатора по струне от параметра динамики (velocity) поступающих MIDI-сообщений. В крайнем левом положении динамика не оказывает никакого влияния на силу удара, а по мере поворота ручки вправо «чувствительность» увеличивается. Ручкой Slap задается величина добавленного призвука, с помощью которого имитируется удар струны о лады при сильном щипке или игре слэпом. Этот параметр зависит от ручки Dyn — в крайнем левом ее положении сообщения MIDI-динамики не влияют на громкость призвука, при повороте ручки вправо их влияние увеличивается. Tone — стандартная регулировка тембра.
Рядышком находится еще одна группа из трех ручек: Decay позволяет управлять глушением струны, Release — временем звучания струны после MIDI-сообщения снятия ноты, а Vel (Velocity) определяет степень воздействия на эти параметры динамики поступающих нот. Позиции медиатора и звукоснимателей могут изменяться простым перетаскиванием.
Справа от гитары расположена секция усилителей. Подключение инструмента к усилителю осуществляется простым щелчком мышью. В этом случае на рисунке появляются два кабеля, соединенные с усилителем. При отключении гитары они исчезают. В усилительной секции имеются по шесть типов усилителей и акустических систем, трехполосный эквалайзер, регулятор чувствительности (Drive), регулятор Presence и регулятор величины сигнала в цепи обратной связи. Ни усилители, ни кабинеты не имеют точных аналогов, лишь намеки на их звуковые параметры. Усилители: Dry — блок Presence отключен, сигнал проходит через эквалайзер и регулятор чувствительности, искажения нет, используется для чистых звуков; Tube — имитируется ламповый усилитель с мягким звуком; IQ — усилитель с несимметричным ограничением сигнала в блоке дисторшн; B-Pass (BandPass) — еще один ламповый усилитель с тремя ступенями искажения, обрабатывающий сигнал, пропущенный через полосно-пропускной фильтр, частота которого регулируется ручкой Presence; Surf — комбик, выполненный в стиле ретро; Warp — современный аппарат с жестким, агрессивным звучанием. Акустические кабинеты: Dry — имитируется ситуация, когда инструмент включается в бытовую аудиосистему, используется для чистых звуков; Brit (British) — английский кабинет с агрессивным звучанием, намек на Marshall; Combo — старинный комбик, используемый для мягких и чистых звуков, намек на Fender; Stax — стэк, звучащий агрессивно, в стиле хэви-метал, намек на Mesa/Boogie; Pocket — маленький карманный кабинет, намек на Pignose; Dust — еще один старинный комбик со слабыми «верхами», намек на Matchbox.
Верхнюю и нижнюю части программы разделяет панель, на которой также находятся несколько органов управления, в том числе слайдер Gain, изменяющий выходной уровень. Но основной орган управления здесь — окно выбора режима игры: None, Arpeggio, Strumming, Auto Chords, Power Chords, Solo Dynamic, Solo Fixed. Название режима как раз и отображается в окне, его выбор производится либо в выпадающем меню (рис. 2), которое появляется после щелчка правой кнопкой мыши, либо путем перелистывания кнопками. По сути дела, эти режимы представляют собой специализированные MIDI-плагины, предназначенные для обработки поступающих на вход нот. Режим None — никакой дополнительной обработки не производится, программа просто воспроизводит то, что поступает на вход. В режиме Arpeggio используется арпеджиатор, имеющий несколько алгоритмов работы: Up, Down и Random, думаю, пояснения не требуют; Alternate — комбинация Up и Down (вверх-вниз); Order — ноты воспроизводятся в той последовательности, в которой играются, только ритмически равномерно. Режим Strumming — имитация гитарного боя, для чего каждая нота аккорда воспроизводится отдельно, скорость удара медиатора по струнам регулируется ручкой Speed, расположенной над окном. Также имеет пять подвидов, аналогичных предыдущему режиму. В режиме Auto Chords по одной нажатой ноте автоматически генерируются аккорды, в зависимости от того, в какой октаве находится сыгранная нота. Скорость «чеса» также регулируется ручкой Speed. Режим Power Chords генерирует «пауэркорды» (квинтовые аккорды: тоника-квинта-тоника или квинта-тоника-квинта) в зависимости от высоты взятой ноты. Режим Solo Dynamic используется для имитации скольжения по струне, для его реализации нужно, удерживая клавишу исходной ноты, от которой производится слайд, нажать клавишу конечной ноты. Если, продолжая удерживать первую клавишу, отпустить вторую, произойдет обратный слайд. В этом режиме время скольжения зависит от расстояния между нотами. Режим Solo Fixed отличается от Solo Dynamic только тем, что время слайда в нем всегда остается постоянным.
Слева от ручки Speed находится ручка PB MG, позволяющая регулировать диапазон изменения высоты тона в режимах питч-бенд (подтяжка — высота тона изменяется плавно) и глиссандо (скольжение — высота тона изменяется по полутонам) при использовании колеса высоты тона MIDI-клавиатуры, а переключатель P-Band/Gliss, расположенный слева от информационного окна, позволяет выбирать один из этих режимов.
Эффекты, находящиеся в нижней части окна программы, разделены на две части: расположенные слева включаются в звуковой цепи до усилителя, расположенные справа — после. Всего в комплекте есть 16 эффектов, изображенных в виде напольных педалей. Эффекты можно помещать в любую половину нижней части окна, но не более восьми в каждую. Как уже говорилось, на рис. 1 загружены все — для наглядности. Набор эффектов, в общем-то, обычный: два типа хоруса, компрессор, дисторшн, два типа дилея, фленджер, гармонайзер, фейзер, кольцевой модулятор, имитатор Лесли, суперфуз, вау, тремоло, ток-бокс, ревербератор. Все манипуляции с эффектами осуществляются мышью. Настройка — вращением соответствующих ручек, добавление и удаление — выбором соответствующего пункта из выпадающего меню, которое появляется после щелчка правой кнопкой мыши (рис. 3). Если щелкать мимо педали, то в меню предлагается только вариант установки эффекта, если навести курсор на конкретную педаль, то в меню появится пункт, в котором предлагается удалить этот эффект. Больше никаких хитростей в программе нет, все вполне доступно для понимания.
Впечатления
Главное впечатление от Slayer 2 — плохой звук. Удобный, продуманный интерфейс, красивая графика — все это теряет смысл без звука. То есть звук-то как раз там есть, но какой!
Если неприятные, неправдоподобные звуки чистой гитары обработать мерзким цифровым дисторшном, то как раз и получится Slayer 2. Начнем с начала: исходные звуки чистых электрогитар довольно противны и, несмотря на многочисленные настройки, имеют одну и ту же структуру. Что они собой представляют, слышно в звуковом примере Always (324 Кб). Это попытка изобразить простой перебор. Ни о каких джазово-хендриксовских проигрышах, которые я планировал записать вначале, речь и не идет. Но это полбеды. В общем-то, на чистые звуки было бы наплевать, если бы с искажением все звучало хорошо. Скажем, программные процессоры с отключенным спикосимулятором тоже звучат не ахти, а включишь его — и дело идет на лад. Но не тут-то было. Со Slayer такие вещи не проходят. И мути, и песка в его дисторшнах предостаточно. И, соответственно, чем меньше в конечном звуке искажений, тем благопристойнее он получается. Но программа с таким названием просто обязана подходить для исполнения тяжелых стилей музыки. А с этим проблемы, и немаленькие.
На мой взгляд, ни для исполнения хардовых рифов, ни для традиционного хэви-металлического чеса на приглушенных басовых струнах, ни для простых пауэркордов программу нельзя применять вообще. Во-первых, звучит мерзко, во-вторых, больше двух нот одновременно брать не рекомендуется по причине дополнительного ухудшения звучания, в-третьих, очень неудачно реализован режим глушения струн. По звучанию он больше напоминает просто «укорачивание» звучания нот, чем глушение струн кистью руки, в результате которого ноты даже при сильно искаженном звуке приобретают читаемость и появляется возможность исполнять ритмические партии через педальную ноту. Но из-за того, что глушения как такового не происходит, ритм на басовой струне не читается, партия размазывается и превращается в кашу. Звуковые примеры Lotta (311 Кб), MetalRiff (310 Кб), HeavyMetalRhythm (310 Кб) иллюстрируют сказанное. В программе, использующей синтез звучания каждой струны в отдельности, вообще можно было бы предусмотреть режим, в котором глушились бы только шестая и пятая струны. Тогда очень удобно было бы создавать стандартные для металлических стилей ритмические партии: чес на басовой струне, добавленные интервалы (чаще всего кварты) на двух соседних струнах.
Неплохо реализован в программе Slayer эффект Feedback, но он имеет неприятную особенность: быть «каждой бочке затычкой». Во включенном состоянии он появляется к месту и не к месту, и управлять им гораздо тяжелее и намного менее удобно, чем реальной обратной связью с инструментом. В конце звуковых примеров BluesrockSolo (598 Кб) и OneStringSolo (307 Кб) слышна реализация этого эффекта. Они же демонстрируют единственную узкую область, в которой с программой Slayer 2 можно добиться приличных результатов. Это — имитация сольной одноголосной игры на трех тонких струнах. В примере Slayer-OneStringSolo так все и обстоит, а в примере Slayer-BluesrockSolo, где демонстрируется, на мой взгляд, лучшее звучание программы, слышно, что гитара правдоподобная, довольно мягкая и приятная, пока партия играется в верхнем регистре, но как только она переходит на толстые струны, звучание разваливается, становится рычащим и неестественным. Так что, резюмируя, могу сказать, что я вообще не стал бы использовать Slayer 2. При крайней необходимости, для исполнения одноголосных соло его еще можно как-то употребить, в остальных случаях, мне кажется, не стоит этого делать совсем. Лучше поискать какую-нибудь библиотеку семплов, а если нужны партии ритм-гитары, то — Virtual Guitarist «Electric Edition».
CutterMusic Revitar
Программный синтезатор на основе физического моделирования Revitar, предназначенный для создания звуков акустических и электрических гитар, недавно обновился до версии 2.0, в которой получил совершенно новый интерфейс и значительно улучшенное звучание. По сравнению с первой версией (рис. 4), программа стала более наглядной и нарядной (рис. 5), добавился ряд новых параметров, доступных для регулирования, но базовые принципы управления остались прежними. Этот плагин формата VST работает под операционной системой Windows 95/98/Me/NT/2000/XP. В минимальных системных требованиях указана только частота процессора — 1,5 ГГц.
Интерфейс
Работа производится в одном окне, поделенном на две рабочие области: верхнюю и нижнюю. В верхней части изображена гитара, на которой расположены три элемента управления: подвижные звукосниматель и медиатор (их можно перемещать мышью), а также колесо Tune, позволяющее изменять настройку инструмента в пределах 100 центов вверх и вниз. Да, над грифом гитары имеется прямоугольное окно, в котором отображаются величины текущих регулировок. Также в верхней части экрана расположена мастер-секция, содержащая индикатор уровня выходного сигнала, ручку регулировки уровня выходного сигнала (Gain) и два переключателя: Mono и Sustain. Первый необходим для имитации игры на одной струне и используется в случаях, когда надо имитировать приемы слайд, хаммер-он и пулл-офф. Второй служит для имитации звучания незаглушенных струн (во включенном положении), либо, если он выключен (индикатор не горит), имитируется глушение струн ладонью, и в этом случае положение ладони, глушащей струны, регулируется ползунком, который находится в секции Strings в нижней половине основного окна.
Последняя секция, оставшаяся в верхней части экрана, служит для управления режимом аккордовой игры. Это означает, что при включении режима Chord можно брать полный аккорд, нажимая одну клавишу на MIDI-клавиатуре. Темный прямоугольный дисплей под кнопкой включения режима служит для выбора аккордов, которые исполняются в случае выбора режима Chord Relative Mode. В этом режиме исполняется один выбранный аккорд, но он может быть сыгран в разных позициях на грифе гитары. Режим Absolute Mode используется для исполнения различных аккордов в фиксированных позициях. Кнопка переключения режимов расположена справа от дисплея и имеет два положения, промаркированных, соответственно, буквами R и A. Еще правее на рисунке 5 видны три стрелки, одна из которых светится. Центральная стрелка двунаправленная, а две другие направлены в противоположные стороны: вверх и вниз. Щелчком по стрелке выбирают направление ударов медиатора при игре: вверх, вниз, вниз-вверх. Последняя регулировка в этой секции, колесико Rate, управляет частотой исполнения аккордов.
В нижней части экрана располагаются конструкционные элементы физической модели гитары, для каждого из которых предусмотрена отдельная секция. Пройдем слева направо. В секции Body можно выбрать один из шести типов корпуса гитары (рис. 6 и 7) и отрегулировать два параметра: Gain (усиление звука корпусом) и Sympathetic (величина взаимного резонанса корпуса и струн гитары). Далее идет секция Pick. В ней, двигая мышью светящуюся точку, можно создать форму медиатора, а регуляторами Speed и Volume отрегулировать скорость движения медиатора относительно струн при ударе (скорость удара) и громкость слышимого щелчка медиатора о струны (слышен в звуковом примере ChordsComp, 480 Кб).
В секции Strings находятся регуляторы, управляющие звучанием струн. Type изменяет «тип» струн — в зависимости от обмотки. В действительности он управляет «густотой» звучания: чем больше значение параметра, тем звонче струны. Slap имитирует эффект «звона ладов», добавляя характерные призвуки: чем больше ручка повернута вправо, тем они громче. Дальше (слева направо) идут три ручки, Palm, Bridge и String, объединенные в группу Damping. Они имитируют глушение струн рукой в различных точках струны (соответствующих названиям). Этой же цели — имитации глушения струн — служит и кнопка Stop в правом верхнем угле секции. Для более точной регулировки эффекта глушения струн имеется регулировка Palm, которая представляет собой движок, ездящий по прямоугольной полоске, изображающей струну. Эта регулировка распространяется на кнопку Stop, регулировку Palm Damping и, кроме того, работает, когда выключена функция Sustain. Две нижние полоски (Bridge и String) и корпус гитары — декоративные.
Оставшаяся ручка из этой секции, Slide, позволяет имитировать приемы игры слайд, хаммер-он и пулл-офф, для чего еще должен быть включен режим моно. Чтобы получить слайд, надо держать исходную ноту и нажимать следующую, при этом ручка должна быть повернута вправо больше, чем на «девять часов». При аналогичных действиях и повороте ручки Slide левее «девяти часов» имитируются хаммер-он и пулл-офф.
Оставшаяся секция Vibrato отвечает за одноименный эффект и имеет всего две регулировки: Rate (частота) и Amp (амплитуда эффекта). Вот, в общем-то, и все нехитрое устройство программы.
Впечатления
Главное, что отличает вторую версию от первой, — заметно улучшенное качество звучания. Правда, на классическую акустическую гитару пока не похоже, но на концертную электроакустику с пьезодатчиком — вполне. Поэтому наиболее естественными оказываются партии, имитирующие соответствующее применение инструмента. Это демонстрируется файлами Shape (376 Кб) и Sundance (267 Кб), в которых исполняются партия из песни Стинга Shape Of My Heart и начало композиции Эл ди Меолы Mediterranean Sundance. Эти исполнители часто используют именно подзвученные гитары. С имитацией «акустической» акустики дело обстоит несколько хуже — непохожи эти звуки на «живую» акустику, но понять, что за инструмент играет, все-таки можно (в первой версии все было гораздо хуже, звуки вообще были больше похожи не на гитару, а на нечто колоколообразное). Файлы AccompArp (412 Кб) и MelodicComp (342 Кб) демонстрируют попытку записать с помощью программы партию аккомпанемента, а Spain (436 Кб) — соло на акустической гитаре. Зато остальные украшательства не показались мне особо ценными. Да, теперь мы видим изображение гитары, на которой в процессе игры красиво колеблются струны, в режиме Relative Chord на грифе красными точками изображается взятый аккорд, но все это никак не помогает формированию звука. Единственное, что хорошо — видна форма выбранного корпуса, а в остальном чувствуется явная избыточность. Внимание к деталям, конечно, похвально, но при нынешнем звучании это представляется не слишком важным. Скажем, в программе предусмотрены четыре способа глушения струн, но различия между ними настолько несущественны, что спокойно можно было обойтись одним, от силы — двумя. Или в секции Strings изображен корпус гитары, над которым расположены три полоски: Palm, Bridge и String. Было бы логично, если бы все изображенное использовалось для настройки соответствующих параметров, но нет, только Palm применяется для определения точки глушения струны, все остальное нарисовано просто для вида. Возможно, эти элементы неактивны в демо-версии, которой я пользовался, но ведь и в документации о них ни слова.
Во второй версии программы ее создатель Ларри Житник пошел по абсолютно правильному пути и отказался от попыток создания собственных эффектов искажения. Вместо этого вместе с программой поставляется набор пресетов, специально созданных под Revitar 2 для совместной работы с программами Guitar Rig, Amplitube, QuadraFuzz, SimulAnalog GuitarSuite, TubeBaby и Warp. Также вместе с программой поставляется значительное число пресетов, имитирующих различные типы гитар, в том числе электрических. Опять-таки: гитар много, но их звучание в основном вращается вокруг некоего подобия Ovation — электрофицированной акустики с пьезодатчиком. Недаром пресет Ovation — один из лучших в предлагаемом наборе. Нельзя сказать, что электрогитары, входящие в состав Revitar 2, так уж отличаются от акустик, характер звука тот же, но вот от чистого звука Slayer, совершенно криминального, они отличаются разительно, и в лучшую сторону. Эти звуки вполне можно использовать и с дисторшном, и сами по себе. Звуковой пример HardBlues (432 Кб) демонстрирует звучание «неискаженной электрогитары» с подглушенными струнами.
Осталось сказать о призвуках медиатора и слэпе. Эти звуки, разумеется, нужны для придания естественности создаваемой партии, но их реализация пока оставляет желать лучшего. На сегодняшний день это просто призвук, подмешиваемый к основной партии. В примере Revitar2-ChordsComp ясно слышен щелчок, имитирующий удар медиатора о струны, но сказать, что он сильно украшает звучание, нельзя. Сразу хочу предупредить, что пропадание звука в примерах — это следствие использования демо-версии программы (кроме того, она не позволяет сохранять свои пресеты).
Итак, мы имеем вполне приемлемую программу, которую можно использовать в случаях, когда не требуются сверхреалистичные гитарные звуки или когда ее специфика подходит. Вышеупомянутые недостатки в этом варианте можно обойти, просто устанавливая минимальные значения параметров. Я бы не сказал, что это лучшая программа в данной области, но найти ей применение можно.
MusicLab RealGuitar
На первый взгляд — наш ответ на Virtual Guitarist (программу производит отечественная компания MusicLab). По сути, программа представляет собой специализированный семпл-плеер с эффектом «очеловечивания». В комплект поставки входят 555 Мб семплов акустических гитар, из которых составлены семь пэтчей инструментов: по два варианта акустических гитар со стальными и нейлоновыми струнами (варианты отличаются способом звукоизвлечения: медиатором и пальцами), два альтернативных варианта акустики со стальными струнами (первый — с медиаторным звукоизвлечением, второй — в дабл-треке) и 12-струнка.
По заявлению производителя, при создании RealGuitar применены три новаторские разработки: Multi-channel sound layering (уникальная библиотека семплов каждой гитарной струны на каждом ладу), Floating Fret Position (имитация гитарной аппликатуры при игре на клавишном инструменте) и Guitar Touch (имитация гитарных приемов игры при помощи MIDI-контроллеров).
RealGuitar может использоваться как автономная программа либо как плагин формата VST2 или RTAS. Минимальные системные требования: Windows 2000/XP, процессор Pentium 3 с частотой 1 ГГц (рекомендуется Pentium 4 с частотой 2 ГГц), 512 Мб RAM (рекомендуется 1 Гб), 600 Мб свободного места на диске.
Интерфейс
При запуске программы на экране появляется основное окно (рис. 8). Графически оно выполнено в виде гитары с отломанным грифом, который после этого акта насилия положили поперек деки и повернули ладами к пользователю, да так, что головка грифа оказалась обращенной влево, из-за чего первая (самая тонкая) струна находится сверху! В остальном интерфейс программы особых нареканий не вызывает. Несчастный гриф делит рабочее окно на две части: верхнюю и нижнюю. Сверху находятся органы управления, отвечающие за разного рода эффекты (как исполнительские, так и звуковые), а снизу — отвечающие за воспроизведение пэтчей. Так и будем двигаться по интерфейсу — сверху вниз.
В верхней левой четверти располагаются общий регулятор громкости и два регулятора тембра, а слева от них, на обечайке «гитары», находится кнопка Setup, открывающая панель управления общими параметрами программы (рис. 9). Регуляторы группы Pitch (Coarse и Fine) устанавливают настройку в полутонах и центах ответственно, а регуляторы группы Modulation (Depth и Freq) управляют параметрами модуляции. В окошке Chord Detect Time выставляется время распознавания аккордов при игре в аккордовых режимах, а кнопки
- и b под надписью Display Chords служат для выбора знака, с которым показываются на дисплее названия альтерированных аккордов. В нижней части окна, справа от надписи Keyboard range, находятся две кнопки (на рис. 9 показаны со значениями C1 и C6), с помощью которых пользователь настраивает программу под свою MIDI-клавиатуру, указывая ее диапазон.
Под мастер-секцией находится ползунок Accent, которым устанавливают пороговый уровень между «низким» и «высоким» значением динамики поступающих MIDI-сообщений. Рядом расположена кнопка Auto, но она относится к управлению режимами игры, поэтому расскажу о ней чуть позже, вместе с описанием этих самых режимов. Правее мастер-секции, в большом и черном прямоугольном окне, осуществляется выбор пэтча, при этом отображаются его название и размер в мегабайтах. А еще правее находится секция «эффектов», состоящая из сменных настроечных панелей, которые переключаются кнопками Noises, Sounds, Tremolo, Chorus (рис. 10, 11 и 12). Две первые панели позволяют управлять уровнями дополнительных звуков, а две последние — параметрами соответствующих эффектов.
Два ползунка, расположенные чуть ниже, управляют «срабатыванием» программы: Strum time (диапазон 20-60 мс) определяет задержку начала звучания нот (например, в аккордах), а Release time — время, через которое нота перестает звучать после отпускания клавиши.
Дальше переходим в нижнюю часть окна программы, под гриф. Там мы видим пять кнопок, переключающих режимы работы программы (Solo, Harmony, Chords, Bass & Chord, Bass & Pick) и три рабочих окна. Крайние имеют неизменный вид, а среднее изменяется в зависимости от режима работы программы, и для простоты я буду называть его дальше контрольной панелью. Крайнее левое окно, Velocity Switch FX, это окно управления исполнительскими приемами, которые используются в разных режимах работы программы. В режиме Solo это Slide Up, Slide Down, Bend и Reverse Bend (рис. 13), в режиме Harmony — Slide Up и Slide Down, в режимах Chords и Bass & Chord — Slow Strum on High Velo, Slow Strum on Low Velo, Slide Up и Slide Down, в режиме Bass & Pick — Slow Strum on High Velo, Slow Strum on Low Velo и Slide Down. Выбор приемов/эффектов, либо их отключение (Off), осуществляются в выпадающем меню, а для управления ими предназначены три регулировки: Velo (порог срабатывания) — устанавливается величина, с которой начинается срабатывание эффекта; Steps — интервал в полутонах, на величину которого подтягивается нота или осуществляется скольжение; а Time — время, которое занимает это действие. В крайнем правом окне можно настроить программу таким образом, чтобы управлять этими приемами с MIDI-клавиатуры. Для этого предназначены три окна, соответствующие стандартным контроллерам: P.B. (Pitch Bender), M.W. (Modulation Wheel) и A.T. (After Touch), в которых из выпадающих списков выбираются нужные приемы. В маленьких окошках, справа от основных, выбираются требуемые значения в полутонах. Slide — от 1 до 12, Pitch — от 1/8 до 2. С помощью кнопок Velo Curve выбирается вид огибающей динамической характеристики.
В программе реализованы пять режимов работы, но прежде чем рассказывать о них подробнее, надо отметить, что разработчики, в целях создания возможностей для более достоверной имитации гитарных партий при игре двумя руками на MIDI-клавиатуре в реальном времени, разделили клавиатуру на три части (рис. 14). В разных режимах их функции несколько различаются.
Режим Solo (рис. 15 и 16) предназначен для исполнения сольных партий, то есть воспроизводится то, что играется на клавиатуре. В этом режиме клавиши, находящиеся в зонах повтора (Repeat Zone), позволяют повторять ноты, исполняемые в основной зоне, но при этом черные клавиши, в отличие от белых, звучат приглушенно. На контрольной панели появляется окошко Mute Key Switch FX. Оно предназначено для изменения характера звучания инструмента так, как это происходит при применении различных исполнительских приемов, и действует следующим образом: в выпадающем меню выбирается один из специфических видов звучания (рис. 15), после чего нажатие любой из черных клавиш зоны повтора изменяет характер звучания на выбранный. Для того, чтобы вернуться к первоначальному звучанию, достаточно отпустить черную клавишу зоны повтора. Еще чуть ниже на контрольной панели, под надписью 1-2 Steps, расположены две кнопки: Mono и Legato. При нажатой кнопке Mono, в случае, если исполнитель играет с педалью сустейна (либо нажата кнопка Hold, расположенная над грифом), звучащая нота заглушается, как только берется следующая (так, как это происходит при игре на одной струне). При нажатой кнопке Legato пропускается атака — так, как это происходит при игре легато. Надпись 1-2 Steps определяет диапазон применения эффекта: все вышесказанное распространяется на две ноты, сыгранные одна за другой, и справедливо только в том случае, если две ноты отстоят друг от друга на интервал в один или два полутона, но не больше. В остальных случаях ничего не происходит.
Режим Harmony (рис. 17 и 18) авторы программы назвали «монофоническим». Это означает, что исполнитель берет на клавиатуре одну ноту (в основной зоне), а программа добавляет к ней выбранный на контрольной панели интервал. Клавиши зон повтора действуют, как в предыдущем режиме.
Режим Chords (рис. 19 и 20) предназначен для построения «гитарных» аккордов. Сие означает, что пользователь берет какой-либо аккорд в основной зоне клавиатуры, а программа, распознав его, автоматически строит звучание в соответствии со всеми характерными особенностями гитарной аппликатуры: открытыми струнами, позицией на грифе, дублированием нот на разных струнах и т. д. В этом режиме на контрольной панели появляются пять кнопок Chord Position, определяющие диапазон, в котором строится аккорд:
I — верхняя нота аккорда попадает в диапазон от E3 до G#3,
II — соответственно от G3 до B3,
III — от A#3 до D4,
IV — от C#4 до F4,
Kbd (подразумевается Keyboard) — ноты построенного аккорда соответствуют нотам, взятым на клавиатуре, если те расположены в диапазоне одной октавы; кроме того, в этом режиме можно изменять звучание аккордов, двигая каподастр на виртуальном грифе.
В окошке Strings выбирается количество звучащих в аккорде струн.
Клавиши зон повтора в этом режиме работают подобно предыдущим режимам, но, помимо этого, двумя соседними клавишами одинакового цвета можно менять способ исполнения аккорда с удара вниз на удар вверх.
В режиме Bass & Chord (рис. 21 и 22) программа распознает аккорд, взятый в основной зоне клавиатуры, строит его гитарную версию, но воспроизводит только басовую ноту, причем клавиши C5 и D5 правой зоны повтора позволяют сделать выбор: тонику исполнять или так называемый альтернативный бас — чаще всего, это квинтовый тон аккорда. Для исполнения полного аккорда надо воспользоваться остальными клавишами зон повтора. Две дополнительные кнопки, появившиеся в контрольной панели, выполняют следующие функции: Alter Bass включает автоматическое чередование баса с альтернативным басом, а Bass Mono заглушает басовую ноту, как только берется следующая.
В режиме Bass & Pick (рис. 23 и 24) программа ведет себя так же, как в режиме Bass & Chord: в основной зоне клавиатуры играет только басовую ноту аккорда. Несколько клавиш правой зоны повтора позволяют воспроизводить звуки аккорда по отдельности: C5 — тонику, D5 — альтернативный бас, E5 — четвертую струну, F5 — третью, G5 — вторую, A5 — первую. С помощью клавиш левой зоны повтора можно добавить «бой» по четырем верхним струнам, при этом черные, как обычно, воспроизводят звучание приглушенных струн. Действие остальных клавиш правой зоны повтора зависит от режима, выбранного в окне Add-on string Keys на панели управления. В режиме Unison эти клавиши дублируют управление некоторыми струнами (авторы программы считают, что это облегчит жизнь пользователю): C#5 — альтернативный бас, D#5 — четвертая струна, F#5 — вторая струна, а G#5, A#5, B5 и C6 — первая струна. В режиме Chromatic с помощью тех же клавиш можно исполнять ноты на полтона ниже звучания соответствующих струн, хотя здесь связь немного изменяется: C#5 — альтернативный бас, D#5 — четвертая струна, F#5 — вторая струна, G#5 — первая струна, а каждая клавиша в диапазоне A#5-C6 добавляет полутон к звучанию первой струны.
Осталось сказать только о двух кнопках основного окна программы: Reset, которая полностью возвращает заводские настройки программы, и Direct — очень нужная кнопочка, при нажатии которой (рис. 25) отключаются все интеллектуальные функции программы и она начинает функционировать примерно как семплер, просто воспроизводя семплы, соответствующие нажимаемым на клавиатуре клавишам.
Впечатления
Первое впечатление оказалось ошибочным. Эта программа — не конкурент «Виртуальному гитаристу», а, скорее, дополнение к нему. Но обо всем по порядку. Звучит RealGuitar однозначно лучше, чем Revitar, но и она не идеальна. Во-первых, достоверно звучат только пэтчи гитар со стальными струнами. Несмотря на то, что создатели программы заявляют, что были засемплированы буквально все ноты на каждом ладу, простая арифметика доказывает, что это не совсем так. В поставку включены 555 Мб семплов, но пэтчи, которых в программе семь штук, весят где-то по 170 Мб, а некоторые, например, акустика со стальными струнами, сыгранная пальцами, и все 279 Мб. Так что семплы в пэтчах, несомненно, должны повторяться. Это и приводит к закономерному результату — звучание даже инструментов с нейлоновыми струнами больше похоже на акустику со стальными струнами.
Достаточно послушать звуковые примеры Ispanica (420 Кб) и Shape (340 Кб), чтобы понять, о чем я говорю. В первом, который является маленькой композицией, целиком записанной на RealGuitar, на нейлоне сыграна только сольная партия. Второй пример играется на пэтче акустики с нейлоном, пальцевое звукоизвлечение, но, на мой взгляд, к нейлону это имеет отдаленное отношение. Кстати, этот звуковой пример сознательно записан с использованием того же MIDI-файла, что и Revitar2-Shape, и демонстрирует еще одну слабую сторону RealGuitar — чрезмерное «умничанье». Интеллектуальные функции этой программы очень хороши в случае однозначных партий (либо одноголосое соло, либо аккомпанемент), но, в случае более сложной структуры партии (скажем, аккомпанемент с мелодическими вставками), они «не понимают», что происходит и, скорее, мешают. Хотя формально звучание RealGuitar более естественное, из двух рассматриваемых файлов я бы предпочел вариант с Revitar 2. С другой стороны, вряд ли потенциальный пользователь этой программы будет стремиться к таким сложностям. Скорее, такую партию задумает и исполнит гитарист, который просто сыграет ее на гитаре. Зато в аккомпанементе удается достигнуть приличных результатов. Звуковые примеры аккомпанемента (и с перебором, и с «боем») звучат вполне прилично и, несмотря на то, что полноценной имитации боя не вышло, этот вариант на порядок лучше, чем вариант Revitar. Примеры в файлах с двумя гитарами: RealGuitar-Ispanica и 2GuitarBlues (811 Кб).
Так что, говоря о сравнении со Steinberg Virtual Guitarist, я бы отметил, что на RealGuitar можно создавать такие партии, которые принципиально невозможны для «Виртуального гитариста», но в тех случаях, когда он подходит, я бы предпочел программу Steinberg. Все-таки воспроизвести то, что сыгранно руками, искусственным «оживляйзерам» пока что не под силу, хотя результаты уже приличные. Тем, кто хочет создавать гитарные партии, не играя на гитаре, я бы посоветовал иметь обе эти программы и дополнять аккомпанирующие партии «Виртуального гитариста» мелодическими линиями RealGuitar. Опять-таки, и звучать будет интереснее, все-таки для использования в одной аранжировке звучание даже разных инструментов RealGuitar уж больно однообразно.
Не очень мне понравилось и звучание басовых нот при игре перебором: какие-то они получаются зажатые, чего не бывает при реальной игре, если их не глушить специально ладонью (что в практике акустических гитаристов используется очень редко). Зато это компенсируется живым и радостным звоном трех тонких струн, которые, в общем-то, все-таки более важны для восприятия инструмента в целом и создают иллюзию реальной гитары. Скажем, сравнивая перебор, сделанный на RealGuitar одним нажатием кнопки, с перебором, созданным с помощью дополнительного модуля Six-String компьютерной системы CreamWare Scope путем долгих ухищрений (см. статью «CreamWare Scope project 4.0» в июльском номере МО за 2004 год), должен отметить, что инструмент CreamWare вообще не показался мне похожим на акустическую гитару, в то время как в случае с RealGuitar сразу слышно, что за инструмент играет — акустическая гитара идентифицируется однозначно.
Надо сказать и о расходовании компьютерных ресурсов. В этом плане программа весьма прожорлива и ощутимо нагружает процессор. Заявленные в системных требованиях 512 Мб оперативной памяти — это минимум; попытки запустить программу на машине с 256 Мб оперативки успехом не увенчались.
В общем, несмотря на некоторые недостатки, программа мне понравилась. Не понравилось другое: хотя компания MusicLab имеет российское происхождение, ни в руководстве пользователя программы, ни на официальном сайте компании нет ни слова по-русски. Видимо, серьезных продаж на отечественном рынке компания не ожидает.
Выводы
Из рассмотренных программ во всех отношениях лучшей оказалась RealGuitar. Она позволяет создавать достоверно звучащие гитарные партии, которые вполне могут найти себе применение. Хотя, по большому счету, я бы все равно переигрывал в конечном варианте гитарные партии живьем. Кроме того, тестирование показало, что на сегодняшний день физическое моделирование гитарных звуков еще очень далеко от идеала и наилучших результатов удается достичь в тех случаях, когда для создания гитарной партии используются кусочки записанного живого инструмента — как семплы в RealGuitar или фрагменты записанных живьем партий в Virtual Guitarist. Можно сказать, что эти программы — следующий эволюционный шаг развития семплерных библиотек, расширивших свои возможности и дополненных интеллектуальными функциями. Пока эта концепция беспроигрышная, а вот появятся ли у нее достойные конкуренты среди программ, целиком построенных на принципах физического моделирования, — посмотрим.
Из рассмотренных программ во всех отношениях лучшей оказалась RealGuitar. Она позволяет создавать достоверно звучащие гитарные партии, которые вполне могут найти себе применение. Хотя, по большому счету, я бы все равно переигрывал в конечном варианте гитарные партии живьем. Кроме того, тестирование показало, что на сегодняшний день физическое моделирование гитарных звуков еще очень далеко от идеала и наилучших результатов удается достичь в тех случаях, когда для создания гитарной партии используются кусочки записанного живого инструмента — как семплы в RealGuitar или фрагменты записанных живьем партий в Virtual Guitarist. Можно сказать, что эти программы — следующий эволюционный шаг развития семплерных библиотек, расширивших свои возможности и дополненных интеллектуальными функциями. Пока эта концепция беспроигрышная, а вот появятся ли у нее достойные конкуренты среди программ, целиком построенных на принципах физического моделирования, — посмотрим.
Примеры представлены с помощью flash-проигрывателя. Если он у вас не отображается, советуем использовать другой браузер.
ReFX Slayer 2
Always (324 Кб)
Lotta (311 Кб)
MetalRiff (310 Кб)
HeavyMetalRhythm (310 Кб)
BluesrockSolo (598 Кб)
OneStringSolo (307 Кб)
HardBlues (426 Кб)
CutterMusic Revitar
ChordsComp (480 Кб)
Shape (376 Кб)
Sundance (267 Кб)
AccompArp (412 Кб)
MelodicComp (342 Кб)
Spain (436 Кб)
HardBlues (432 Кб)
MusicLab RealGuitar
Ispanica (420 Кб)
Shape (340 Кб)
Shape-Direct (343 Кб)
2GuitarBlues (811 Кб)
AccompArp (454 Кб)
ChordsComp (480 Кб)
Sundance (443 Кб)
Источник