Система тейлора нот расшифровывается как

Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.

Трактовка проблемы организации труда и производства вырастает в специальную науку. НОТ – это организация которая строится на основе постоянно проводимого исследования трудовых процессов. Постановку проблемы и развитие частных дисциплин в области НОТ надо отнести к эпохе крупной машинной индустрии. Тейлор дал основные принципы НОТ. Характерная черта НОТ: Тейлор внёс в исследование производительности методы экспериментальных наук. Тейлор приложил методы РТ и инструктирования к трудовым процессам современных предприятий, установил отдельные мельчайшие составляющие трудового процесса. Хронометраж работ разработан Тейлором. Учение Тейлора о нормах, «уроках» — обстановка типичной капиталистической фабрики. Он хотел открыть секрет высокой производительности экспериментальным путём. Но рабочий в капиталистическом обществе скрывает свои трудовые возможности. Тейлор не мог превозмочь социальную обеспеченность урока и нормы, которые свойственны капиталистическому строю. В центре организационных построений у Тейлора стоит заводское учреждение (бюро), которое распределяет работу между рабочими. Тейлор отстаивал профессиональный отбор (основан на оценке профессиональных качеств), отбор производительности (равнение на сильного) и подбор функциональный (по физическим, умственным и исполнительным работам). Среди гениальных идей Тейлора необходимо отметить тезис о резком отделении функций расчёта от выполнения. Тейлор развил систему функциональной организации производства, построенной на прямом иерархическом подчинении объекту работы. Тейлор пришёл к установлению функционального руководства цехом (управление цехом по отдельной линии). Управление строится в порядке множественного руководства по отдельным функциям (снабжение, производство, сбыт). Работы Тейлора и Гильбрета, по созданию инструкционных карт, являются новой методикой производственной подготовки рабочей силы, которая позволяла приобщать к производству малоквалифицированные или совсем неквалифицированные слои рабочих. Рационализация обозначилась как результат распространения идей НОТ. Рационализация в капиталистических странах была своего рода методом лечения производства. Рационализация в капиталистических условиях для рабочего класса: гонит на улицу массу безработных, сокращает з∕п и увеличивает интенсивность труда для увеличения прибыли капиталистов. Слово «рационализация» можно перевести словом – «улучшение». Исторически отдельные улучшения производства были давно. Система НОТ позволяет проводить рационализацию не рывками, а планомерно, подкрепляя её эффективностью.

Читайте также:  Все гитары тома делонга

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.

Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.

Система НОТ (научная организация труда) Ф.Тейлора как научный метод рационализации капиталистического труда.

Источник

История менеджмента: научная школа управления: Ф.Тейлор и др. как основатели НОТ. Предмет НОТ

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.

1.Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3.Сотрудничество администрации с рабочими.

4.Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты,согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

Источник

Система Тейлора, ее проблемы и достоинства

На протяжении всей своей истории человек искал, как можно наилучшим образом организовать свой труд. Делалось это из желания получить максимальную отдачу от своей деятельности, затратив минимум усилий. С этой целью было разработано множество методик организации труда, в том числе и производственного, но значительное распространение получили только некоторые из них. Система Тейлора — одна из таких методик. Ее использование, с одной стороны, увеличивает продуктивность на производстве, но, с другой, она имеет и существенные минусы.

Суть системы Тейлора

Основоположником стал Фредерик Тейлор, по фамилии которого и была названа сама методика. Она была в основном сконцентрирована на организации именно производственных процессов и производственного же труда, повышении эффективности работников и рационализации. Тейлор выработал несколько принципов, которые должны были выполняться при работе в его системе:

  • Все производство было поделено на отдельные операции и их составные элементы.
  • Управление — это активно влияющая на процесс составная часть.
  • Его особая функция — планирование.
  • Необходимо разрабатывать карты-инструкции для работы.
  • Подчинение людей друг другу должно проходить в соответствии со строгой иерархией.
  • Научная обоснованность норм и процессов, входящих в производство.
  • Разделение труда вводится также и в управлении.
  • Оплата труда стимулирует рост количества выработки.

Как можно видеть, теоретическая часть системы организации Тейлора выглядит достаточно перспективно. Но в процессе ее внедрения может возникнуть большое количество нюансов. Рассмотрим достоинства и недостатки системы Тейлора применительно к реальному производственному процессу.

Достоинства

Прежде всего система унифицировала не только сами производственные операции, но и выделяла определенное количество времени на каждую из них. Это значительно увеличивало продуктивность отдельного работника, выполняющего какую-либо операцию.

Повышение организованности, в том числе и на управленческих уровнях, также способствовало упорядочиванию производственного процесса. Система управления Тейлора позволяла сделать из управления такую же четко отлаженную систему, как и из любого другого вида деятельности.

Также значительно сокращался период обучения работника, так как разделение трудовых процессов было настолько сильным, что от каждого требовалось знать лишь ту часть работы, которой был занят он сам.

Недостатки

Но разумеется, такой подход не мог не иметь недостатков. Первейший из них вытекал непосредственно из механизма дробления трудового процесса на операции: со временем человек, работающий по системе Тейлора, начинал значительно уступать в универсальности тому, кто занимался разными видами деятельности, и таким образом ценность его как работника снижалась.

Также сильная привязка к сокращению времени, необходимого на выполнение операции, ведет к повышению стрессовой нагрузки на отдельного человека, что не способствует улучшению качества его работы.

Следует вспомнить, что непосредственно во время начала внедрения система Тейлора подвергалась критике как со стороны профсоюзов, так и со стороны самих предпринимателей. Была развернута кампания по противодействию ее внедрения, так как рабочие не без веских оснований полагали, что система может поспособствовать их эксплуатации и потребовать работы на износ.

Основные мифы о системе Тейлора

Несмотря на то что сама система в чистом виде не используется на производствах в настоящее время и может скорее относиться к классическим схемам организации труда, многие все еще не до конца понимают ее. В связи с этим вокруг самого Тейлора и его детища образовалось значительное количество мифов и домыслов.

Однако в первоисточниках опровергается большинство из них. В частности, существует мнение о том, что система рассматривает работника как бездушного биоробота. Однако сам автор метода предостерегал от такого подхода, призывая не забывать о необходимости изменения психологического подхода к труду у самого рабочего. Также он заявлял о необходимости предоставлять рабочему право вносить коррективы в процесс производства, если по мнению выполняющего операцию в какой-либо элемент нужно было внести исправления.

Наличие такого количества мифов и неверных трактовок еще раз напоминает о том, что при изучении даже считающихся классикой теорий прочтение первоисточников является необходимостью, уберегающей от большого количества ошибок.

Источник

Тейлора система

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «Тейлора система» в других словарях:

система тейлора — система организации труда и управления производством, основные принципы коей были сформулированы Ф. У. Тейлором. В ее основе лежит разделение труда и максимальная рационализация движений. При ее введении на предприятиях впервые была создана и… … Большая психологическая энциклопедия

Система Тейлора — система организации труда и управления производством, основные принципы которой были сформулированы Ф.У. Тейлором . В основе данной системы лежат разделение труда и максимальная рационализация движений . При ее реализации на промышленных… … Психологический словарь

СИСТЕМА ТЕЙЛОРА — система организации труда и управления производством, возникшая на рубеже XIX XX вв. и названная по имени американского инженера Ф. Тейлора. С. Т. представляет собой совокупность разработанных автором и его последователями методов организации и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Система уравнений и экстремальные задачи. Градиентные методы. — Система уравнений и экстремальные задачи. Градиентные методы. Содержание 1 Постановка задачи решения системы уравнений в терминах методов оптимизации … Википедия

Система компьютерной алгебры — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Викифицировать список литературы, используя … Википедия

ЖЕСТКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система обыкновенных дифференциальных уравнений, при численном решении к рой явными методами типа Рунге Кутта или Адамса, несмотря на медленное изменение искомых переменных, шаг интегрирования обязан оставаться малым. Попытки уменьшить время… … Математическая энциклопедия

Неустойчивость Рэлея — Тейлора — Развитие нестабильности Рэлея Тейлора. Неустойчивость Рэлея Тейлора возникает между двумя контактирующими сплошными средами различной плотности, когда более тяжёлая жидкость толкает более лёгкую. Примером такой неустойчивости… … Википедия

Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия

психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Система тейлора нот расшифровывается как

Научная организация труда (НОТ), процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества

  1. Совершенствование форм разделения труда;
  2. Улучшение организации рабочих мест;
  3. Рационализация методов труда;
  4. Оптимизация нормирования труда;
  5. Подготовка рабочих кадров.

Содержание

История развития научной организации труда

Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства. В своих работах Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Тейлор определил задачи, которые решаются в рамках НОТ:

  1. Совершенствование форм разделения труда;
  2. Улучшение организации рабочих мест;
  3. Рационализация методов труда;
  4. Оптимизация нормирования труда;
  5. Подготовка рабочих кадров.

Научная организация труда за рубежом

Выдающийся вклад в становление и развитие организации труда и производства на основе конвейерных линий в автомобиле- и тракторостроительном комплексах принадлежит американцу Генри Форду-старшему. Еще один американец — Гаррингтон Эмерсон, автор «двенадцати принципов производительности», создал теорию организационной системы, которая охватывала труд работников не только отдельного предприятия, но и совокупности предприятий.

Научная организация труда в СССР

Наряду с достижениями отмеченных выше и других зарубежных ученых и практиков в развитии научной организации труда, в этой области знаний и в практической их реализации достойно представлены наши отечественные исследователи и разработчики.

Первые десятилетия XX в. (точнее 20-е—начало 30-х годов) в СССР отмечены большими достижениями в развитии теории и практики научной организации труда. Одним из первых российских теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов (1873—1928). В 1912 г. вышло первое, а в 1922 г. — третье, переработанное и дополненное, издание его фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». Как пояснял автор, «тектология в переводе с греческого означает учение о строительстве. „Строительство“ — наиболее широкий, наиболее подходящий синоним для современного понятия „организации“».

Если первое издание книги, по признанию А. А. Богданова, было «идеологически невостребованным», то последующие годы «великой дезорганизации как и великих организационных попыток» породили «острую потребность в научной постановке вопросов организации. Развиваются частичные прикладные науки этого типа — об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии…».

А. А. Богданов — человек огромной эрудиции (врач, философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель) — в своей теории организации предстал одним из пионеров системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки — тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации — предвосхитили идеи кибернетики.

Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866—1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем — книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи».

Осуществив подробный анализ системы организации труда, созданной Тейлором. О. А. Ерманский выделил основные ее требования и среди них — самое существенное: «Ничто не должно делаться по рутине. Все, да¬же самая мелочь, должна быть предварительно исследована научно. Все Должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено. Работа рабочих и служащих должна быть точным выполнением этого заранее выработанного, подробно и научно обдуманного плана».

Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 г. и переизданная до 1933 г. пять раз.

Одним из важнейших законов человеческой работы О. А. Ерманский называл закон накопления упражнений (навыков), который создает возможность при неизменном расходе сил получать больший результат. Условием накопления упражнений является повторение одних и тех же движений.

Обоснованный О. А. Ерманским принцип оптимума исходит из того, что в вопросах рациональной организации центральную роль играют две величины: количество достигнутого полезного результата и количество расходуемой на его достижение энергии. Степень рационализации должна иметь критерий для суждения о ней, но им будет не количество достигнутого результата и не количество расходуемой энергии, а максимальное значение отношения количества достигнутого полезного результата к количеству расходуемой энергии, и наоборот — минимальное значение отношения.

О. А. Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др.

Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882—1938). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины в результате политических репрессий сталинского режима.

Научные идеи и воззрения А. К. Гастева реализовывались в работах ЦИТа. Первым программным документом института стали правила, сформулированные А. К. Гастевым в книге «Как надо работать».

«Как надо работать»

К правилам были обширные комментарии, пояснения, дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Их можно было встретить на многих рабочих местах в цехах, в учреждениях. Актуальность приведенных правил не утрачена и в наши дни. Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

  1. Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства.
  2. Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях.
  3. Организация производственной подготовки промышленных кадров по издаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, авто, транспорта и сельского хозяйства.
  4. Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
  5. Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
  6. Работа в Армии по улучшению ее боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ (а это определялось, конечно, установками А. К. Гастева), было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях — так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ во главе с А. К. Гастевым впервые в мировой практике начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись „какому-то такому проектированию рабочего состава“, но и подкрепляли свое изумление компетентной ссылкой на то, что ни чего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»». Там же он писал «Постановка самой проблемы — проектирования — инициатива самого ЦИТа.» ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом. Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение. Проектировочные работы ЦИТ осуществлялись в следующих направлениях:

  • проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе — типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников, на вспомогательные и обслуживающие работы;
  • проектирование производственных характеристик рабочего состава, то есть работников;
  • проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролете, цехе;
  • проектирование необходимого количества работников на основе расчетов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
  • проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.

На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой — гиганты машиностроения. Особая страница в работе ЦИТ — подготовка квалифицированных рабочих, обучение персонала предприятий правилам работы. В учебных пунктах (число их составило более чем 1500), расположенных в разных городах страны, ЦИТ проводил обучение рабочих рациональным приемам и методам труда. С ЦИТ были связаны более чем 400 промышленных предприятий, им оказывалась помощь в подготовке квалифицированных работников. Всего по методам ЦИТ прошли обучение 500 тыс. рабочих промышленности и строительства, подготовлены 20 тыс. инструкторов и консультантов по НОТ.

Дело организации труда на предприятиях и в учреждениях опиралось только на умение их руководителей. Были, безусловно, талантливые командиры производства, но было и много абсурдных организационных решений. Поощрялись передовики, «ударники», стахановцы. Вокруг их достижений, зачастую заказных или искусственно создаваемых, раздувался ажиотаж. Опыт таких передовиков принудительно, сверху насаждался в производство, что, в свою очередь, порождало формализм, когда по форме передовой опыт вроде бы воспроизводился, но по существу мало что менялось. Окончился первый период становления и развития науки об организации труда в нашей стране — период, ознаменовавший выдающиеся достижения в этой области. В течение почти сорока лет после этого периода на тему НОТ в нашей стране не было практически никаких публикаций и научных исследований. В 1955 г. был создан Научно-исследовательский институт труда Госкомт-СССР — НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда. Важную роль для развития НОТ в стране сыграло Всесоюзное совещание по организации труда (26—29 июня 1967 г.). Напомним, что предыдущее событие подобного масштаба прошло в стране в 1924 г. Было о чем поговорить после более чем сорокалетнего перерыва. Итогом совещания стали «Рекомендации по организации труда», которые на два десятилетия определили направления работы по НОТ в стране. На Всесоюзном совещании получила развитие теория организации труда: было сформулировано актуальное и по сей день определение, какую организацию труда следует считать научной, какие элементы составляют содержание организации труда. Были определены задачи научно-исследовательских организаций в области исследований по НОТ, намечены действия по осуществлению типового проектирования организации рабочих мест и их обслуживания, поставлены задачи по развертыванию проектирования организации труда в составе проектов новых предприятий. Кроме того, были рекомендованы органы и звенья в системе управления народным хозяйством, которые должны осуществлять планирование и руководство исследованиями, разработкой и внедрением НОТ. Была определена необходимость создания на предприятиях служб НОТ, а также даны рекомендации по другим вопросам, связанным с НОТ. В рекомендациях особо подчеркнуто, что только при проведении работы одновременно но всем направлениям НОТ можно наиболее полно использовать достижения науки и передовой опыт, привести в действие резервы роста производительности труда, получить наибольшую экономию. В разделе рекомендаций, предусматривающих меры по внедрению НОТ в промышленности и строительстве, указано на необходимость установления четкой системы планирования работ по НОТ, создания и укрепления служб НОТ на предприятиях и стройках, усиления ответственности научно-исследовательских и проектных организаций, предприятий и строек за внедрение результатов научных исследований и передового опыта организации труда, подготовки специалистов и повышения уровня знаний руководителей и других работников в области НОТ, материального стимулирования за внедрение научной организации труда в производство. Начиная с 1968 г., во всех проектах строительства новых предприятий предусматривались специальные разделы по организации труда и управлению производством. Признавалось целесообразным создать в отраслях головные организации по методическому руководству работой в области НОТ. В работу по исследованиям проблем НОТ вовлекались высшие учебные заведения. С 1967/68 уч. года предложено начать подготовку инженеров и техников-организаторов труда; рекомендовано в вузах, техникумах и ПТУ ввести изучение курса научной организации труда. На предприятиях создавались службы научной организации труда — лаборатории, бюро, отделы НОТ. Основная трудность при этом состояла в кадровом обеспечении таких подразделений. В лучшем случае в них работали энтузиасты НОТ. К сожалению, было много и случайных людей, низкая компетентность которых сослужила плохую службу делу НОТ. На многих предприятиях стали возникать общественные творческие объединения — советы НОТ, творческие бригады НОТ, общественные бюро организации труда, общественные бюро нормирования труда и др. Мероприятия по внедрению НОТ стали планировать централизованно. В народнохозяйственном плане появились обязательные задания по НОТ, которые доводились до каждого предприятия и включались в их техпромфин-планы. Была введена обязательная годовая статистическая отчетность о внедрении мероприятий НОТ. В работе по развитию НОТ принимали участие профсоюзы. Одним из направлений производственно-массовой работы профсоюзных организаций было вовлечение трудящихся в дело развития НОТ на производстве. Положения об обеспечении высокой организации труда стали неотъемлемой частью коллективных договоров. ВЦСПС и отраслевые профсоюзы проводили смотры-конкурсы по НОТ. Были учреждены нагрудные знаки ВЦСПС «За активную работу по внедрению НОТ» и «За активную работу по механизации ручных работ», которыми награждались победители смотров-конкурсов. При Всесоюзном совете научно-технических обществ (ВСНТО), осуществлявшем свою деятельность под руководством профсоюзов, была образована секция НОТ, которая организовывала работу секций и комитетов НОТ в отраслевых и региональных научно-технических обществах, проводила конкурсы, совещания и конференции по НОТ.

«Постсоветский» период

Приведенный далеко не полный обзор событий и мероприятий, связанных со второй волной развития НОТ в нашей стране, свидетельствует о том, что в конце 60-х годов и в 70-х годах НОТ стала явлением общепризнанным, а что касается практической деятельности, работа по научной организации труда стала масштабной и разносторонней. Однако не следует строить иллюзий относительно того, что все проводимые действия и мероприятия по НОТ давали должный эффект. В силу пороков, присущих административно-командной экономике, многое из того, что осуществлялось, носило кампанейский характер. Мероприятия по НОТ, принудительно планируемые предприятиям, порождали формальный к ним подход, что вело к компрометации разумных и действительно полезных дел. Явный дефицит профессионально подготовленных специалистов по организации труда привели к тому, что вопросами НОТ зачастую занимались малокомпетентные люди, а это не способствовало ее популярности. Так исподволь готовилась почва для охлаждения интереса к вопросам научной организации труда. Отступление от достигнутых позиций относится к годам так называемой перестройки. Начиная с 1985 г., в силу причин, отмеченных ранее как по мановению волшебной палочки начали сдаваться позиции в области достижений по НОТ. Характерным для этого времени явилось содержание двух учебных пособий, подготовленных для работников министерств и ведомств, руководителей предприятий и объединений, а также для системы политучебы, в которых среди факторов «ускорения и перестройки» не нашлось места для организации труда. Подобному отношению к вопросам НОТ найти оправдания нельзя. Вскоре от работы по НОТ отказались и профсоюзы, упразднив соответствующие подразделения в своей структуре вместе с их функциями, отменив награды за активную работу по внедрению НОТ и др. Попали под нож «перестройки и ускорения» научные исследования, проводимые НИИ труда (сейчас — Институт труда), ВНМЦентром, центрами НОТ. Стали упраздняться подразделения по НОТ на предприятиях. В 1996 г. на базе ВНМЦентра был учрежден Всероссийский центр охраны и производительности труда (ВЦОПТ). Направленность его работ определялась названием центра, координацией работ по проблемам НОТ он заниматься перестал. Таким образом, активная работа по научной организации труда вместо того, чтобы выйти на новый уровень, начала свертываться. Демократические преобразования, начатые в России в начале 90-х годов, породили новые проблемы. Страна и сегодня еще не может полностью выйти из этого состояния.

Современность

В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда, проведенных в 2000 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.

В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.

Литература: А. И. Рофе «Организация и нормирование труда», издательство «МИК», 2003 г. А. К. Гастев «Как надо работать», издетельство «экономика», 1972 г.

Источник

Оцените статью