Сицилиана для скрипки с фортепиано

Габриэль Форе — Сицилиана

Знаменитая нежная Сицилиана французского композитора романтика Габриэля Форе — в очень красивом, несложном и доступном переложении для сольного фортепиано, для домашнего и салонного музицирования!

Сицилиана впервые прозвучала в 1898 году в качестве музыки к спектаклю «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка. Сочинена она была гораздо раньше, для другого спектакля, но тот театр обанкротился. А для свежего «Пеллеаса» понадобилась светлая радостная музыка для одной из редких игривых сцен в пьесе — для нее Форе и обработал Сицилиану для виолончели с фортепиано. Удивительно, что даже радость в Сицилиане немного надломленная, с элементами тихой грусти. Кстати, вторая знаменитая пьеса Форе к тому же спектаклю — трогательная Павана, которую я уже здесь показывала .

Самые известные обработки Сицилианы — для виолончели или скрипки с фортепиано, а также для флейты, мелодика музыки Форе идеально ложится на ее зыбкий тембр. В переложении для фортепиано соло сохраняются некоторые оркестровые краски; особенно оркестр слышен в средней части пьесы, с аккордовой фактурой.

Основная трудность: широкие арпеджио в левой руке с далеким перекладыванием пальцев. Трудности могут встретиться и в особенном соединении арпеджио с пунктирным ритмом в мелодии правой руки.

Темп пьесы скорее умеренно-подвижный. Однако, если он нам не по силам, темпом придется пожертвовать ради главного в этой музыке — выразительной, красивой, плавной игры. Игриво-лирический, с налетом меланхолии, образ будет достигнут благодаря певучести, следовании оттенкам и заботе о фразировке.

Форе — Сицилиана / Ноты для сольного фортепиано

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пером и кистью. (2736)
  • TV. Кино и Подмостки (1693)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1007)
  • Кумиры (847)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (795)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (730)
  • Истории (710)
  • Аудиоальбомы (691)
  • Джаз,Рок,Блюз. (689)
  • СуперStars (610)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (483)
  • Суперхит XX века (470)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (410)
  • «СССР» — ретро (382)
  • Бельканто (Любимые голоса) (288)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Культура, искусство, история (233)
  • Музыка на века (225)
  • Легенды русского шансона. (218)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (206)
  • Лирика романса (175)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (141)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (84)
  • Мемориал (77)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (11)

Метки

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨ Самые красивые сицилианы в классической музыке

Вторник, 22 Сентября 2020 г. 17:10 + в цитатник

Сицилиана – это неторопливый танец с характерным покачивающимся ритмом (вы поймете, какой это ритм, когда послушаете музыку). Возможно, когда-то сицилиана была народным танцем, но несколько последних столетий она используется в композиторской музыке, а в фольклоре Сицилии от неё не осталось никаких следов.

В старые времена сицилианы всегда ассоциировались с пасторальными картинками: ручеек, овечки, кудрявые пастушки и пастУшки со своими наивными любовными печалями. Позже их содержание изменилось, но печать грусти осталась.

Эти четыре известные меланхолические сицилианы написаны в четыре разные музыкальные эпохи.

1. Иоганн Себастьян Бах. Сицилиана из Сонаты для флейты и клавесина ми-бемоль мажор (вторая часть).

Во времена Баха звук флейты был ближе к тембру пастушьей свирели. Под эту мелодию, полную нежной печали, можно понастальгировать о тех временах, когда чувства были проще, а реки чище.

Михала Петри (блок флейта), Кит Джарретт (клавесин)

2. Вольфганг Амадей Моцарт. Вторая часть из Концерта для фортепиано и оркестра №23 ля мажор.

Печаль этой сицилианы (вы узнаете тот же ритм, даже начало похоже) уже другого свойства. Это горькая и светлая правда о человеческой жизни, высказанная в форме совершенной красоты. В этом весь Моцарт.

Владимир Горовиц

3. Габриэль Форе. Сицилиана из музыки к драме Мориса Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда”.

Форе – композитор не первого ряда, но он обладал великолепным лирическим даром и умением создавать мелодии редкой красоты и изысканности. Сицилиана – одна из них.

К символистской драме Метерлинка она не имеет непосредственного отношения, потому что была взята по причине спешки из более раннего сочинения. Но она идеально подошла к атмосфере этой пьесы о мучительной и прекрасной любви златовласой Мелизанды.

Камерный оркестр “Академия Св. Мартина в полях”и Альбрехт Майер (гобой)

4. Игорь Стравинский. Серенада из балета “Пульчинелла”.

В этой Серенаде (она тоже написана в жанре сицилианы) Стравинский выступил только аранжировщиком. Сама музыка принадлежит итальянскому композитору 18 века Джованни Перголези (канцона из его оперы “Фламинио”). Стравинский заново оркестровал её и получилась изящная стилизация под любовную пастораль с красивой мелодией тенора.

Лондонский филармонический оркестр и тенор Риланд Дэвис

Рубрики: Опера, оперетта, классическая музыка, балет.

Метки: Сицилиана танец

Процитировано 6 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

И.С.Бах — «Сицилиана» / две версии для фортепиано

Красивая медленная пьеса Баха, аранжировка знаменитой мелодии из Сонаты ми бемоль мажор для флейты и фортепиано. Несложные ноты для продвинутого уровня, досупные частично другим уровням благодаря медленному темпу и известной мелодии.

Я предлагаю учащимся две фортепианные версии Сицилианы: «прозрачная» аранжировка в легком ля-миноре (первое видео) и продвинутая соль-минорная, та, которую принято играть у пианистов прoфессионалов (второе видео).

Потенциальные клиенты Сицилианы Баха — люди, имеющие возможность играть «большой» репертуар :
  • Хорошо играющие взрослые после полного цикла музыкальной школы в детстве;
  • Выпускники и старшеклассники ДМШ на концерт, конкурс, в качестве медленной пьесы в программе;
  • Подающие надежды маленькие дети после 3 класса музыкальной школы;
  • Взрослые среднего уровня, после 2-4х лет фортепиано, имеющие основания продвинуться в репертуаре, войти в «серьезный» композиторский репертуар.
  • Тяжелые случаи продвинутого уровня, после долгого перерыва в фортепиано, при условии очень медленного темпа, который в Сицилиане мы можем себе позволить.
Технические и художественные задачи :
  • Фразировка и кантилена в обеих руках, навык осмысленной связи внутри фраз и между ними, полифоническое взаимодействие (« диалог «) двух независимых голосов — главные цели работы с текстом любой музыки Баха.

Сицилиана в этом смысле довольно простая и ясная баховская полифония, с одним главным голосом (в правой) и сопровождающим (в левой руке); воспользуйтесь ей, дорогие любители, не только для красивой игры, но и чтобы приблизиться к сложным фортепианным сочинениям Баха. Как всегда призываю работать с подобными произведениями с преподавателем, любым взглядом со стороны.

  • Преподаватель особенно будет нужен пациентам среднего уровня, не имеющим большого опыта в игре Баха. Так как на повестке работы, кроме фразировки, сложная партия левой руки . Сложна левая рука не столько мелодическим богатством (ноты всегда можно выучить), сколько работой со звуком, и соответственно весом руки. Звук левой должен быть ровнейший, как водная гладь озера летним утром.

Главный эффективный метод работы над партиями обеих рук — пение.

Партии проучиваются по отдельности, разбиваются на фразы (например, первые 4 такта темы) и поются , и это не рекомендуется делать одному в уголке, а под чутким контролем преподавателя. Как только мы более или менее складно можем спеть и сыграть каждую руку, усложняем работу и приступаем к самому сложному: одну руку играем, другую поем. 4 такта так сделали — меняем роли рук.

Неважно, что поем фальшиво, важен сам принцип; главное — пытаться, «мяукать», это тоже работает!

Игра с пением как ни один другой способ работы приближает нас к осмысленной фразировке, и соответственно музыкальной, художественной игре. Это долгая работа, наличие базы обязательно, начинающим не подойдет — а вот если вы после долгого перерыва с полным циклом ДМШ, восстановить навыки в Сицилиане будет почти реально.

Для особо продвинутых пианинщиков любителей — усложненная «настоящая» версия в соль-миноре:

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

Сицилиана

Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения. Была особенно распространена в инструментальной и вокальной музыке XVII—XVIII веков.

Сицилиана обычно исполняется в умеренном темпе. Наиболее распространённые размеры: <\displaystyle <\begin6\\8\end>> и <\displaystyle <\begin12\\8\end>> . Для неё также характерны ритмоформула и минорный лад.

Сицилиану использовали в своём творчестве практически все композиторы эпохи барокко — А. Скарлатти, Я. Зеленка, Ж.-Ф. Ребель, Г. Ф. Гендель (часть в сюите «Музыка фейерверка»), И. С. Бах и другие. Реже этот танец встречается в музыке XIX века ( Г. Доницетти, Д. Верди, П. Масканьи). В XX веке о сицилиане вспомнили композиторы, которые работали в стилистике неоклассицизма (О. Респиги, Ф. Пуленк [1] , И. Стравинский, А. Руссель, Л. Даллапиккола, Х. Родриго и другие).

Источник

Сицилиана, переложение Э.д’Альбера,

Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).

Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.

Бах скончался, не получив как композитор признания современников.

Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.

Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.

Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.

Источник

Оцените статью