Музыка в радость. Сказка о семи нотах
Таня Яценко
Музыка в радость. Сказка о семи нотах
Очень хочется, чтобы музыкальные занятия для детей были не мучением, а удовольствием. Что детям нравится больше всего (сидеть с маминым мобильным телефоном в руках — об этом мы умолчим? Им больше всего нравятся сказки. Еще дети любят рисовать и раскрашивать. Если мы объединим музыку, сказку, рисование, да еще и сами объединимся с детьми, получим удовольствие от музыкального процесса.
Итак, начнем со сказки.
Сказка о семи нотах
Однажды к Фее Гармонии на чай заглянула Фея Радуги. Феи долго болтали и ели шоколадные конфеты.Разговорились они и о своих подданных: нотах и цветах радуги. Фея Гармония сказала:
-Послушай, уважаемая Радуга, тебе не кажется, что 7 нот и 7 цветов радуги – это удивительное совпадение!
-Да, дорогая! Может быть, мы сможем с тобой сделать музыку не черно-белой, как клавиши фортепиано, а разноцветной? – ответила Фея Радуга.
-Клавиши фортепиано, роялей и пианино мы перекрашивать не будем, чтобы у ребят не рябило в глазах от пестроты, а ноты мы с тобой покрасить сможем. Отныне пусть нота «до» будет красной, «ре» — оранжевой, «ми» — желтой, «фа» — зеленой, «соль» — голубой, «ля» — синей, «си» — сиреневой. – решила Фея Гармония.
-Знаешь, мы с тобой можем придумать разноцветный стишок, чтобы ребятам проще было запомнить и цвета и ноты, — предложила Фея Радуга.
-Давай попробуем! – согласилась Гармония.
И Феи придумали такой стих:
ДО – кирпичный строим Дом.
РЕ – пРЕкрасным будет он.
МИ – МИмозу ставьте сразу в
ФА – ФАянсовую вазу.
СОЛЬ – в СОЛонке на столе.
ЛЯ – Лягушкой прыг ко мне.
Куст СИрени под окном –
Вот такой чудесный ДОм!
Задание: нарисуйте вместе с ребенком дом из кирпича, в открытом окне на столе ваза с мимозой, солонка, у дома лягушка и куст сирени.
-Скажи, пожалуйста, дорогая, — спросила Фея Гармония, а ты уверена, что бывают синие лягушки?
-Во, первых, в сказках бывает все! А во вторых, да, в природе встречаются и такие красавицы, а точнее, красавцы. У самцов остромордой лягушки, когда идут на свидание к своим подругам, синеет спинка. Так что мы с тобой никого не вводим в заблуждение!
Подсказки:
Звук – это то, что мы слышим.
Нота – это значок, с помощью которого мы можем передать звук на письме.
Нотный стан или нотоносец – это пять линеек, на которых мы можем записать ноты.
P.S. Секретная информация (Только для взрослых)
Музыка и изобразительное искусство всегда шили «рука об руку». В 1874 году в Петербурге была проведена посмертная выставка художника, архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На Модеста Мусоргского эта выставка произвела такое впечатление, что за три недели композитор написал сюиту для фортепиано «Картинки с выставки». Так рисунки Гартмана нашли свое воплощение в музыке.
Дидактическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Сказка «На чём держится музыка» Введение Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и огромным многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается.
Кризис шести-семи лет Консультация для родителей подготовительной группы «Кризис шести-семи лет» Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи.
Многофункциональное дидактическое пособие «Школа семи гномов» Многофункциональное дидактическое пособие «Школа семи гномов» Цель: развитие интеллектуальной, эмоциональной, познавательной сферы ребенка,.
Песня «Кап-кап-кап» с нотами. Загадки о нотах. Стихи «Туман» «Кап — кап — кап! Дождь с утра стучал в окошки, Делал лужи на дорожке, Шёл совсем не отдыхая, Ведь земля была сухая. «Кап — кап — кап!».
Проект «Лук — от семи недуг» Участники проекта: дети, воспитатели, родители Продолжительность проекта: 2 недели Цель: расширение представлений о луке, об условиях необходимых.
Проект «Лук от семи недуг — огород на подоконнике» ВИД ПРОЕКТА: информационно — исследовательский ТИП ПРОЕКТА: игровой. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: кратковременный 10 февраля – 25 марта 2016 г. УЧАСТНИКИ.
Проект «Музыка и Сказка» Название проекта: «Музыка в сказке» Тип проекта: творческий. Девиз проекта: «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней.
Психотерапевтическая сказка «Мишенькина радость» Когда в семье появляется второй ребенок, первый воспринимает, казалось бы, счастливое событие, очень тяжело. Все внимание, которое ему уделяли.
Родительское собрание «Кризис семи лет» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Танграм — головоломка, состоящая из семи фигур Танграм (кит., пиньинь q qio bn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка,.
Источник
Сказки про длительности нот
1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение понятия «длительности нот».
При изучении этой темы ребенок испытывает определенные трудности. Усвоению соотношений длительности и счета поможет сказка «Дружная семья». Все мы знаем, что дети намного подвижней взрослых. Это и легло в основу сказки. В ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные — мамами и папами, половинные — бабушками, а целая — прабабушкой. Все это наглядно объясняет соотношение длительности и счета.
Не следует бояться, что в начале ребенок вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) будет называть ее бабушкой. В этом случае важно попросить ребенка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительности (бабушка — половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.
3. Выполнение заданий 11, 12, 13.
4. Разучивание русской народной песни «Петушок».
Пьеса разучивается пока без счета, так же как предыдущие. В основу берется ритм стиха. Задача ученика — справиться с исполнением пьесы двумя руками и уметь называть, какими длительностями она написана.
5. Слушание пьесы Н. Гофе «Канарейка».
Перемена. Чтение стихотворения И. Сурикова «Утро».
Жила-была большая дружная семья: прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки. Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им продлить счёт, и придумали: после каждого числа решили добавлять букву «и». Сказано — сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги-шалунишки,
А выходит у них вот так:
Что ни счёт — то шаг.
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Видишь как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Вот что у них получилось.
Ну и бабушки, чтоб не отстатть,
Тоже стали шаги считать:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Вот так.
Тут пробабушка тихо сказала:
— А я тоже шаги сосчитала:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
ЗАДАНИЕ 11
Запомни длительности нот. См. Приложение.
ЗАДАНИЕ 12
Попробуй пошагать пальцами по двум соседним клавишам походкой ребят, их мам и пап, шагами бабушек и прабабушек. При этом считай вслух их шаги. Это же задание повтори, хлопая в ладоши или играя в бубен
ЗАДАНИЕ 13
Запомни, как пишутся ноты:
Четвертная и половинная ноты записываются
так или так. Восьмые ноты записываются так или так.
Палочка, которая пишется сбоку от ноты, называется штиль.
См. Приложение.
ПЕТУШОК
Русская народная песня
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
КАНАРЕЙКА
В клеточке весело я летаю,
Вкусные зернышки я клюю,
Грусти и устали я не знаю,
Звонкую песенку я пою.
Но если в дом грусть заглянет —
Хозяйку развеселю.
Ей радостно сразу станет,
Я очень ее люблю!
В клеточке весело я летаю,
Вкусные зернышки я клюю,
Грусти и устали я не знаю,
Звонкую песенку я пою.
УТРО
Ярко светит зорька
В небе голубом,
Тихо всходит солнце
Над большим селом.
И сверкает поле
Утренней росой,
Точно изумрудом
Или бирюзой.
Сквозь тростник высокий
Озеро глядит,
Яркими огнями
Блещет и горит.
И кругом все тихо,
Спит все крепким сном;
Мельница на горке
Не дрогнет крылом.
Над крутым оврагом
Лес не прошумит,
Рожь не колыхнется,
Вольный ветер спит.
Но вот, чу! в селеньи
Прокричал петух,
На свирели звонкой
Заиграл пастух.
И село большое
Пробудилось вдруг.
Хлопают ворота,
Шум, движенье, стук.
Вот гремит телега,
Мельница стучит,
Над селом птиц стая
С криками летит.
Мужичок с дровами
Едет на базар.
С вечною тревогой
Шумный день настал.
И. Суриков
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни задания 11, 12, 13.
2. Выучи наизусть пьесу «Марш» (см. урок11)
3. Выучи русскую народную песню «Петушок» с указанными в нотах пальцами.
Источник
Изучение нотной грамоты через сказку
Сказка-путешествие «По волнам нотной страны»
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», г. Киржач, Владимирская область.
Описание материала: Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.
Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.
Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»
Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.
Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.
Закреплять полученные ранее знания.
Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.
В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.
Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.
— А что тебе там видно, СИ?
— Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!
В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.
— Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.
— Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.
— Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.
Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.
ДО – на дополнительной линеечке.
РЕ – под первой линеечкой.
МИ – на первой линеечке.
ФА – между первой и второй линеечками.
СОЛЬ – на второй линеечке.
ЛЯ – между второй и третьей линеечками.
СИ – на третьей линеечке.
До скорой встречи в сказочной стране!
Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.
Дидактическая игра «Высоко — низко»
Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.
Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты ,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.
А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички .Каждый зверь под «свою» песенку.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.
Источник