Скерцо шуберта си бемоль мажор ноты

Пособие по общему курсу фортепиано

Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано

Ф. Шуберт
Скерцо № 1

Скерцо Шуберта Си-бемоль мажор — изящная танцевальная миниатюра, в которой юношеская жизнерадостность сочетается с лирической проникновенностью высказывания. Произведение написано в сложной трехчастной форме.
Первая часть скерцо (т. 1—50) пронизана ритмом венского вальса. Характерным оборотам тирольских напевов вторят грациозные флейтовые фразы, неожиданные фанфарные реплики гаснут в причудливом кадансе. В среднем, разработочном разделе первой части (т. 17—36) игривая начальная интонация трансформируется, приобретая тревожный характер. Тем ярче воспринимается возвращение Си-бемоль мажора — одной из самых радостных тональностей в творчестве Шуберта.
В светлом, исполненном благородства трио напевный характер мелодии сочетается то с движением плавного лендлера, то с мерной поступью менуэта. Повторение первой части (точная реприза) замыкает форму (см. указание «Scherzo da саро» в конце трио).
Особенности образного содержания скерцо определяют выбор исполнительских средств его воплощения. Наиболее существенные из них подсказаны в исполнительских обозначениях Шуберта. Это — детально отмеченные штрихи (артикуляция), динамическая нюансировка и темповые указания.
Гибкая артикуляция и динамика помогают передать светлый и в то же время постоянно изменчивый характер первой части. Ведущий мотив игривого характера как бы ниспадает с мелодической вершины:

Чередование разнообразных интонаций в первой части скерцо необходимо объединить гибким ритмом вальсового кружения. Во многом это зависит от сопровождения. При исполнении басового звука аккорда желательно добиться глубокого, мягко-гудящего тембра, как бы с усилием поглаживая клавишу вытянутым 5-м пальцем. Аккорд на второй доле такта должен звучать легко, воздушно (ррр). Педаль после аккорда рекомендуется снять на третьей доле такта.
При последовании триолей и дуолей в мелодии старайтесь неторопливо пропеть затактовую триольную интонацию: чуть заметное торможение третьей доли придает вальсовому ритму особое очарование.
Средний раздел первой части (т. 17—36) ставит перед учащимся новые задачи. Появившиеся в первых двух тактах секундовые созвучия в партии левой руки привносят оттенок напряженности. Шуберт отмечает их характерным знаком fp, что по существу означает акцент на фоне звучности р.
Известные трудности представляет имитационная перекличка голосов в тактах 20—24. Чтобы добиться свободного исполнения этого эпизода, необходимо сначала поучить партии правой и левой руки отдельно, а затем вместе, сохраняя обозначенную композитором звучность pp. В этом фрагменте возможно применение левой педали (см. обозначение una corda в нотном тексте).
Завершающая средний раздел модулирующая триольная фигурация объединена динамической волной (плавное нарастание от р к sff и столь же постепенный спад). Важно услышать мотивное строение этой фигурации и, прежде всего, изгибы скрытого в ней верхнего голоса (ре-бемоль—фа, ре-бекар—фа и, наконец, кульминационный мотив ре— соль, подкрепляемый гармонией V2 и звучностью ff).
Приглушенные заключительные аккорды, отмеченные штрихом staccato, лучше исполнять мягко, ближе к поп legato. Эти аккорды отчленены паузами; вторая пауза, увеличенная ферматой, — важная «звучащая» цезура, оттеняющая грань формы и подготавливающая репризу.

В плавном, напевном трио ведущую роль приобретает связная артикуляция. Шуберт заостряет внимание исполнителя на этой особенности, дополняя лиги ремаркой legato.
Для того, чтобы сохранить протяженное дыхание фразы, объединенной лигой, необходимо начинать ее тр, с известным «запасом звучности», завершая на естественном diminuendo. При этом важно добиться наполненного звучания протяженных тонов, не дробя, однако, фразу по тактам. Наиболее весомо (tenuto) прозвучит ми-бемоль в начале каждой фразы (этот звук отмечен у Шуберта знаком >). Напротив, предваряющее его группетто лучше исполнять нежным, более легким звуком, неторопливо «проговаривая» орнаментальные фигуры (это относится и к группетто, предваряющим кадансы в т. 57, 65 и 80).
Легко, без нажима рекомендуется исполнять и пунктированные обороты мелодии, завершающие первую и третью фразы. Эта ритмическая фигура не должна быть чрезмерно укорочена (шестнадцатую не следует превращать в форшлаг!), но, с другой стороны, она не должна быть и закруглена наподобие триоли.
Мягкое певучее сопровождение создает плавный фон. Синкопированный квинтовый тон си-бемоль противостоит плавному движению басового голоса и создает ощущение мерного покачивания. Шуберт отмечает его акцентом, что здесь также означает tenuto.
При повторении (т. 59—66) начальный восьми-такт окрашивается светлым верхним регистром, что создает эффект удаления, угасания звучности. Мелодию первого восьмитакта (в среднем регистре) лучше исполнять певучим, «струнным» звуком, р, более плоскими пальцами, а второго (в верхнем регистре) — «флейтовым» звуком, рр, слегка закругленными пальцами.

В задумчивом среднем разделе трио (до минор, т. 67—81) мелодия, изложенная параллельными терциями, неторопливо развертывается на фоне текучего сопровождения. Здесь важно добиться нежного, певучего звучания мелодии. Legato в верхнем голосе поможет достичь обозначенная в нотном тексте аппликатура. В партии левой руки также важно создать плавный текучий фон, добиться ровного движения восьмых рр (см. аппликатуру в нотном тексте). Характер этого эпизода неплохо оттенить засурдиненной звучностью, достигаемой с помощью левой педали.
В репризе трио регистровые и исполнительские краски подчеркивают вопросо-ответный характер обеих фраз темы. Ответную фразу в верхнем регистре лучше исполнить подобно эхо, pp.
Выразительного, образно-осмысленного исполнения этого Скерцо можно достичь, последовательно работая в разных темпах, и прежде всего — в замедленном, как бы «разглядывая произведение сквозь лупу» или «методом замедленной киносъемки» (выражения С. В. Рахманинова и Г. Г. Нейгауза). В процессе работы от медленного темпа следует перейти к среднему, рабочему. Окончательный темп —.умеренно-подвижный (Allegretto, рекомендуется J. =46), среднюю же часть можно играть и в более спокойном движении J.=42).

Источник

Скерцо

О произведении

Другие ноты автора

Экспромт № 1 до минор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 4 фа минор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт Соч.90, №4 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Музыкальные моменты Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 2 ля-бемоль мажор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 1 фа минор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Вальс Соч.50, №13 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Экспромт № 1 c-moll Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Фантазия D. Deest Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Четыре лендлера Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Скерцо», автора Шуберт Франц. .

Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Шуберт

Франц Шуберт был австрийским композитором и одним из предшественников романтического стиля в музыке .
Творцы эпохи классицизма и романтизма, часто создавали произведения, в которых передавали очень личные высказывания. Однако не многие из них создавали такую гениальную музыку, как Франц Петер Шуберт .Работы Моцарта могут быть связаны с магией, величественной красотой. Гайдн сочинял композиции, совершенные с точки зрения музыкального ремесла. Шуберт, с помощью музыки, говорит о сокровенности своих эмоций. Они разные: полны страдания, радости, наслаждения и счастья.

Скачать ноты произведений Ф. Шуберта

Музыкальный инструмент Партитура
Die schone Mullerin, Winterreise, Schwanengesang ung 22 heruhmte Lieder fur eine Singstimme mit Pianofortebeitung comp. v. Fr. Schubert — ноты
Divertissements (Op. 54 & 63) pour piano a 4 ms. de S. Schubert — ноты
Winterreise — ноты
Grosse Fantasie, op. 15, fur Piano und Orchester v. F. Liszt simphonisch bearb. Pianostimme allein — ноты
Symphonien von Franz Schubert — ноты
Квинтет (А) — ноты
Die schone Mullerin — ноты
Trios pour piano, violon et violoncelle par Fr. Schubert — ноты
Schubert 91 beliebteste Lieder fur mittlere Stimme mit erleichterter u. den Vortrag untestutzender Klavierbegleitung — ноты
26 романсов Ф. Шуберта, изд. под ред. Н. Г. Рубинштейна с русским и нем. текстами в пер. Берга, Буренина, Вейнберга, Майкова, Плещеева и др. — ноты
Серенада (Франц Шуберт) — ноты Фортепиано, Гитара, Скрипка, Флейта 2
Анданте до мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
30 менуэтов с трио. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
12 вальсов, 17 лендлеров, 9 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
12 венских немецких танцов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
20 вальсов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Аллегро ми мажор (D.157). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
10 вариаций. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Соната ми-бемоль мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Экосеза ре минор-фа мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Адажио соль мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Соната до мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
8 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Минуэт ля мажор. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Аллегретто до мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Аллегретто модерато до мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Андантино до-мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Адажио до-мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
36 оригинальных танцов. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
17 лендлеров. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
8 лендлеров. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
3 минуэта (третий минуэт потерял). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
12 немецких танцев и 5 экосез (4-8). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
6 экосез. Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Соната ми-бемоль мажор (фрагмент). Шуберт — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Краткая биография Ф. Шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года. Его отец не был богатым человеком, он руководил школой в пригороде Вены. Мать была поваром. Он был двенадцатым ребенком, но как и остальные дети, обучался в школе своего отца. Старший брат заметил у маленького Франца талант к музыке. Вначале он пел в местном хоре, затем, в 1808 году он был принят в хор Придворной часовни в Имперском королевском Конвикта. Франц все время учился, а по вечерам брал уроки музыки.
Чтобы избежать военной службы, он поступил в учительскую семинарию, которую он оставил в 1816 году и стал композитором. В то время у юного Шуберта было написано 5 опер, 5 симфоний, 4 мессы, несколько камерных музыкальных произведений и песен.

Его коллеги, композиторы и музыканты, жившие в тоже время что и Шуберт, казалось, были ошеломлены его даром. Он был потерянным человеком, не очень открытым для мира и робким. Тем не менее Шуберт искренне дружил и был открытым с ближайшими к нему людьми. При этом, случалось, что он конфликтовал с теми, кто хотел помочь ему в продвижении. Именно поэтому Франц Шуберт не сделал потрясающей музыкальной карьеры. Несмотря на это, он создавал фантастическую музыку, потому что именно музыку он любил больше всего на свете.
Он написал много композиций, многие из них незавершенные, а только лишь наброски. Мы не знаем его режима работы, и мы не знаем, что он делал в свободное время. Но у нас есть информация о том, что в страхе перед одиночеством он любил прикладываться к рюмке.

Случалось, что поздно вечером Шуберт посещал венские кафе и постоялые дворы, ища утешения в вине. Изначально такие посещения были своего рода проведением свободного времени, с течением времени, однако, это стало привычкой, а композитор все больше и больше удаляется от друзей. Необычная атмосфера богемной художественной Вены, безусловно, воодушевила композитора. Но Швинд, друг Шуберта, утверждал, что это разрушило его здоровье и карьеру.

Источник

Оцените статью