- Уроки игры на фортепиано — черные клавиши
- Урок 5
- Давайте прислушаемся
- Знаки альтерации
- Считаем, сколько клавиш у пианино было и есть сейчас
- Длина звукоряда и возраст инструмента
- Как сосчитать клавиши рояля?
- Переходим к подсчету черных
- Как влияет количество звуков на игру музыканта
- Краткий экскурс внутрь рояля
- Влияет ли длина звукоряда на полноту звука?
- Пианино
- Устройство и принцип действия
- Сколько клавиш у пианино
- Для чего педали на пианино
- История пианино
- Размеры и типы пианино
- Знаменитые композиторы и пианисты
Уроки игры на фортепиано — черные клавиши
Урок 5
До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино.
Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.
Давайте прислушаемся
Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.
1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили урок «расположение нот». Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.
2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.
3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша. Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.
4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже , чем Ре.
5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.
Знаки альтерации
6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же — клавиша одна, а названий два.
Диез – знак повышения ноты на полтона,
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?
Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?
Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота , например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.
8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.
9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар
Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.
10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.
Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.
Источник
Считаем, сколько клавиш у пианино было и есть сейчас
В теории музыки существует столько интересных вопросов, ответы на которые порой не знают даже сами музыканты. К примеру, мало кто задумывается о том, сколько клавиш у пианино, и почему бывает так, что один инструмент имеет более обширный звукоряд, чем другой. Именно поэтому сейчас мы попробуем разобраться в этом и раз и навсегда запомнить, на каком же все-таки количестве нот нам приходится играть и почему.
Длина звукоряда и возраст инструмента
Фортепиано – это клавишно-струнный инструмент, который имеет множество предшественников. Среди них можно назвать самые знаменитые – клавикорд и клавесин. Они появились на планете примерно в 13-м столетии, и длина их звукоряда была значительно меньшей, нежели у современного аналога. Когда ближе к 18-му столетию человечество создало первый рояль, его параметры и звуковые характеристики были значительно шире. Сами клавиши пианино стали больше, а также изменилось строение каждой октавы. Появились новые звуки, новые полутона, благодаря которым музыка стала звучать более полно и красиво. И отвечая на вопрос о том, сколько клавиш у пианино было в те годы, можно сказать, что их количество приравнивалось к 85.
Как сосчитать клавиши рояля?
Как известно всем музыкантам, любой клавишно-струнный инструмент строится на октавах, то есть его звукоряд условно поделен на секции, в каждой из которых имеется семь звуков. Однако следует помнить, что в данном случае в счет входят только те ноты, которые созвучны с белыми клавишами, в то время как черные остаются для создания гармонических и мелодических ладов. Таким образом, считая количество октав и умножая это число на семь, мы узнаем, сколько белых клавиш у пианино. Что же, давайте посчитаем: в полном объеме на любом инструменте имеются контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья и четвертая. Однако часто мы находим дополнительные нотки внизу (3-4) и вверху звукоряда. В общей сложности получается число 49 +/– 6, то есть примерно 55 белых клавиш.
Переходим к подсчету черных
Чтобы корректно ответить на вопрос: сколько клавиш у пианино, надо также сосчитать количество черных, и сложить два показателя. Делаем это аналогично, ориентируясь на количество октав. В данном случае в каждой из них будет пять черных звуков, то есть в сумме получается 35, также +/– 2 или три ноты итого 37. 55 + 37 будет 92. Однако помним, что данное число является крайне приблизительным. В некоторых случаях клавиши пианино образуют полную пятую октаву (самую высокую), а иногда практически до нижней ноты «до» доходит субконтроктава. Аналогично существуют инструменты, в которых не полностью сделана даже четвертая октава и контроктава. Тогда количество клавиш у пианино может составлять от 85 до 88 звуков.
Как влияет количество звуков на игру музыканта
Как было указано выше, количество нот на рояле может быть совершенно различным. Звукоряды достигают как самых высоких позиций, так и самых низких. Однако это никоем образом не влияет на качество и красоту исполняемой музыки. Дело в том, что в былые времена все представители клавира (так назывались клавишно-струнные инструменты) имели куда меньший звукоряд, и композиторы, которые писали на них свои шедевры, не могли просто выйти за имеющийся ряд. Поэтому сегодня, играя сонаты и фантазии Моцарта, Шопена, Генделя и прочих классиков, вы не будете испытывать «недостатка» в верхней или нижней части рояля. Исключением могут стать произведения, написанные современными композиторами. Однако чаще всего их можно исполнить на синтезаторе, где высота звучания меняется совсем другим образом.
Краткий экскурс внутрь рояля
Тем, кто интересуется музыкой, будет интересно это знать. Многие полагают, что непосредственно сама клавиша является источником звука в инструменте. На самом же деле, устройство любого фортепиано куда сложнее, и клавиша в этом случае выполняет лишь роль рычага. За фронтальной доской к каждой из них проделан молоточек, который, в свою очередь, ударяет о три струны. Каждые три струны настроены на один звук, что позволяет сделать его более полным и насыщенным. Разница в звуке между каждыми следующими тремя струнами равна полутону. То есть они выстроены в едином порядке, вне зависимости от того, ударяет на них черная клавиша или же белая, что, собственно говоря, и делает рояль таким, каким мы его себе представляем.
Влияет ли длина звукоряда на полноту звука?
Даже если мы знаем, сколько клавиш у пианино и как именно они устроены, открытым остается вопрос о том, имеет ли это какое-то значение, если речь идет о громкости и звонкости воспроизведения. Ответ на этот вопрос может быть лишь один – нет. На качество и силу звука влияет длина и толщина струн, которые натянуты внутри инструмента, вес молоточков и степень тяжести, с которой они ударяются об эти струны, а также структура инструмента. Наверняка вы замечали, что на концертах используются рояли (там струны натянуты параллельно поверхности земли, и они очень длинные), а дома и в музыкальных школах мы играем на фортепиано, где каждая струна смонтирована вертикально. Именно это придает или убавляет силу звука, но никак не количество клавиш.
Источник
Пианино
Пианино (на итальянском – pianino) — является разновидностью фортепиано, его уменьшенной версией. Это струнно-клавишный, чувственный музыкальный инструмент, диапазон которого составляет 88 тонов. Используется для музицирования в небольших помещениях.
Устройство и принцип действия
Четыре главных механизма, из которых состоит конструкция — это ударно-клавишный, педальный механизмы, корпус, звуковой аппарат.
Задняя деревянная часть «туловища», защищающая все внутренние механизмы, придающая прочность — футор. На нём находится колковая доска из клёна или бука — вирбельбанк. В неё вбиты колки и натянуты струны.
Дека пианино — щит, толщиной примерно 1 см из нескольких досок ели. Относится к звуковой системе, крепится спереди футора, резонирует колебания. Размеры пианино зависят от количества нитей и длины деки.
Сверху прикручивается рама из чугуна, делающая фортепиано тяжёлым по массе. Средний вес пианино достигает 200 кг.
Клавиатура располагается на доске, чуть выдвинута вперёд, накрывается карнизом с пюпитром (подставка для нот). Нажатие пальцами пластинок передаёт усилие на молоточки, которые бьют по струнам и извлекают ноты. Когда палец убирается, мотив глушится с помощью демпфера.
Демпферная система объединена с молоточками, находится на одной неподвижной части.
Металлические нити, обмотанные медью, во время игры постепенно растягиваются. Чтобы восстановить их упругость требуется вызвать квалифицированного мастера.
Сколько клавиш у пианино
Обычно клавиш всего 88 штук, из которых 52 белые, 36 чёрные, хотя количество клавиш в некоторых пианино отличается. Название белых соответствует 7 нотам по порядку. Этот набор повторяется на протяжении всей клавиатуры. Расстояние от одной ноты «до» до другой — октава. Чёрные клавиши называются зависимо от их расположения относительно белых: справа — диез, слева — бемоль.
Размер белых клавиш – 23 мм * 145 мм, чёрных – 9 мм * 85 мм.
Лишние нужны для извлечения звука «хором» струн (до 3 за одно нажатие).
Для чего педали на пианино
Стандартный инструмент имеет три педали, все они обогащают песню эмоциями:
- Левая делает волны слабее. Молоточки придвигаются к нитям, между ними появляется зазор, размах становится меньше, удар слабее.
- Правую используют перед или после нажатия на пластинку, она поднимает демпферы, все струны полностью открыты, могут звучать одновременно. Это придаёт необычную окраску мелодии.
- Средняя заглушает звук, помещая мягкую войлочную прослойку между струнами и молоточками, позволяет играть даже поздно ночью, помешать посторонним людям не получится. Некоторые инструменты предусматривают крепление, чтобы убрать ногу.
Чаще всего встречаются инструменты с двумя педалями. Во время игры их нажимают стопами. Это удобней, чем у предка клавикорда: специальные рычаги двигали коленями.
История пианино
1397 год – первое упоминание в Италии о клавесине с щипковым способом извлечения одинаково громких звуков. Недостатком устройства было отсутствие динамики в музыке.
С 15 по 18 века появились ударно-зажимные клавикорды. Громкость регулировалась в зависимости от силы нажатия клавиши. Но звук быстро затихал.
Начало 18 столетия — Бартоломео Кристофори изобрёл механизм современного фортепиано.
1800 год — Дж. Хокинс создал первое пианино.
1801 год — М. Мюллер создал такой же музыкальный инструмент и придумал педали.
Наконец, середина 19 века — инструмент приобретает классический вид. Каждый производитель немного меняет внутреннее строение, но основная задумка остаётся неизменной.
Размеры и типы пианино
Можно выделить 4 группы:
- Домашнее (акустическое/цифровое). Весит примерно 300 кг, высота 130 см.
- Кабинетное. Самое маленькое по габаритам. Весит 200 кг, высотой 1 м.
- Салонное. Вес 350 кг, высота 140 см. Становится украшением интерьера школьных классов, небольших залов, ресторанов, разного рода центров развлечения.
- Концертное. Весит 500 кг. Высота 130 см, длина 150 см. Ими гордятся студии, оркестры за красочный объём тембра.
Интересный факт: самый большой экземпляр весит более 1 тонны, его длина составляет 3,3 метра.
Самый популярный тип — кабинетный. Ширина измеряется по клавиатуре, которая может достигать 150 см. Выглядит довольно компактно.
Характерная разница между пианино и роялем заключается в том, что последний используют в больших залах из-за громкости его звучания и внушительных габаритных размеров, в отличие от пианино, использующегося в жилых домах. Внутренние механизмы пианино установлены вертикально, оно выше, устанавливается возле стены.
Знаменитые композиторы и пианисты
Очень важно начинать нарабатывать навыки с малышами 3-4 лет, развивать широкую ладонь. Это помогает играть искусно. Большинство пианистов являлись композиторами своих произведений. Редко удавалось стать успешным музыкантом, исполняя чужие пьесы.
1732 год — Лодовико Джустини написал первую в мире сонату именно для фортепиано.
Одна из самых важных личностей мировой истории музыки — Людвиг ван Бетховен. Писал работы для фортепиано, фортепианных концертов, скрипки, виолончели. Сочиняя, использовал все известные существовавшие жанры.
Фредерик Шопен — композитор-виртуоз из Польши. Его работы созданы для сольного исполнения, особенные творения нельзя ни с чем сравнить. Слушатели концертов Шопена отмечали необыкновенную легкость прикосновений рук композитора к клавишам.
Ференц Лист — соперник Шопена, музыкант, учитель из Венгрии. Провёл более 1000 выступлений в 1850-х годах, после чего он ушёл и посвятил жизнь другому делу.
Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 произведений всех жанров, кроме оперы. Интересный факт: Лондонского Баха (так называли композитора) сильно обесценили, напечатали меньше 10 из всех творений.
Пётр Ильич Чайковский, будучи ребёнком, быстро овладевал умением, а юношей уже играл как взрослый. Детища Петра Ильича находятся в музыкальной библиотеке мира.
Сергей Рахманинов умел растягивать руку почти на 2 октавы. Сохранились этюды, подтверждающие мастерство композитора. В своем творчестве он поддерживал романтизм 19 века.
Увлечение музыкой положительно влияет на мозг и сердце. Она возбуждает воображение, заставляет трепетать.
Источник