Сколько лет было скрябину когда он сочинил свое первое произведение для фортепиано канон

Русский композитор Александр Николаевич Скрябин: биография, семья, творчество, память

  • 26 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Дарья Забарная

Выдающийся композитор Александр Николаевич Скрябин жил и творил на рубеже 19-20 веков. Современники называли его философом. Маэстро визуализировал музыку при помощи света и первым в мире изобрел концепцию свето-цвето-звука. В последние годы жизни Скрябин хотел воплотить так называемую «Мистерию», затрагивающую все виды искусств: пения, музыки, танца, живописи, архитектуры. Это необыкновенное действо должно было символизировать новый идеальный мир. Но композитор не успел реализовать свою идею.

Происхождение

Биография Скрябина неразрывно связана с Москвой: здесь он появился на свет, учился, мужал, творил и стал известным композитором. Александр Николаевич — выходец из дворянской интеллигентной семьи, в которой было много военных. Его прадед Иван Алексеевич получил на флоте младший офицерский чин и был пожалован к дворянскому титулу. Дед Александр Иванович построил карьеру военного в артиллерийском подразделении, дослужился до подполковника. Отец будущего композитора, Николай Александрович, не стал продолжать династическую традицию и посвятил себя гражданской службе. Он выучился на юриста и стал известным дипломатом.

Мать Скрябина, Любовь Петровна Щетинина, была очень красивой женщиной с тонкими душевными качествами. Кроме того, она обладала исключительными музыкальными способностями и виртуозно играла на пианино. В консерватории сокурсником Щетининой был Чайковский, и он называл ее наиболее одаренной девушкой в классе. Любовь Петровна много гастролировала, часто давала концерты и даже за несколько дней до рождения сына выступала на сцене.

Детство

С раннего детства биография Скрябина была не простой. Он появился на свет 25 декабря 1871 года и почти сразу остался без попечения родителей. Мать заболела чахоткой и в 1872-м уехала лечиться в Австрию, в Альпы. Там она и скончалась в возрасте 22 лет. Отец, занимающийся дипломатической карьерой, часто ездил в долгосрочные заграничные командировки и редко видел сына. Воспитание ребенка легло на плечи тети Любови Александровны и бабушки по материнской линии Елизаветы Ивановны.

После преждевременной кончины супруги Николай Александрович женился второй раз. Его избранницей стала итальянская подданная Ольга Ильинична Фернандес. Она родила мужу пятерых детей. Таким образом, у Александра появились четыре брата — Николай, Владимир, Андрей, Кирилл – и сестра Ксения. Есть точка зрения, согласно которой, Скрябин-старший, постоянно находясь за границей, не участвовал в воспитании сына и не воспринимал его творческие искания. Но имеется опубликованная переписка, опровергающая это: письма отца и сына наполнены любовью и теплотой, а главное, в них чувствуется взаимное уважение.

Учеба и образование

Тетя привила будущему композитору Скрябину любовь к музыке и уже в пять лет научила его игре на фортепиано. У Александра был редкий слух, он с легкостью подбирал мелодии, услышанные мимоходом, и не мог оторваться от рояля. Также мальчику хорошо давались науки. В 1882 году он стал учеником кадетского корпуса, заняв среди всех соискателей первое место.

Даже в военном заведении Скрябин продолжал музицировать и уже в одиннадцать лет, вдохновленный Шопеном, написал свои первые произведения: ноктюрн и канон для рояля. В это же время Александр стал брать профессиональные уроки игры на фортепиано. Еще не завершив учебу в кадетском корпусе, шестнадцатилетний Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Юноша с блеском окончил исполнительский факультет и в 1892 году был удостоен малой золотой медали. Интересно, что большую медаль получил его однокурсник Сергей Рахманинов, впоследствии ставший великим композитором, дирижером и пианистом.

В числе педагогов Александра были Антон Аренский, Сергей Танеев, Василий Сафонов. В малом зале Московской консерватории на мраморной доске в ряду знаменитых воспитанников начертано и имя выпускника Скрябина.

Творчество

Начав писать музыку в детстве, Александр работал в таких жанрах, как этюд, миниатюра, прелюдия и экспромт. В его произведениях, наполненных душевными переживаниями и лиризмом, уже тогда читался почерк будущего мастера.

В 1894 году молодой композитор Скрябин дал в Петербурге первый авторский концерт, в котором исполнил сочинения, написанные к 22 годам. Выступление имело успех, и Александр Николаевич стал гастролировать по Европе. Там его признали исключительным и самобытным музыкантом, создающим философские и интеллектуальные произведения.

Музыкант хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, однако повредил правую руку и некоторое время не мог выступать. Восстановив работоспособность, он уехал за границу. Зарабатывал на жизнь преимущественно исполнением собственных сочинений.

В 1898 году маэстро вернулся в Россию и занялся преподавательской деятельностью в Московской консерватории и Екатерининском институте, в основном для того, чтобы обеспечивать семью. Через год он оставил работу преподавателя, поскольку она отвлекала его от своего творчества. Скрябин к этому времени уже созрел как художник, музыка стала для него инструментом передачи гармоничной и последовательной системы мировоззрения.

Музыкальные произведения

В начале 1900-х композитор взялся писать две симфонии, которыми разрушил каноны жанра и спровоцировал неоднозначные отзывы критиков, отказывающихся видеть музыку в написанном. В 1905 году Александр Николаевич представил премьеру третьей симфонии под названием «Божественная поэма». В ней автор проявил себя в качестве драматурга и попытался запечатлеть эволюцию человеческого духа. Музыкальное произведение Скрябина произвело оглушительное действие и поразило публику стихийностью и свободой. «Божественная поэма» стала не иначе как «дверью» в новую эру музыки.

«Прометей» и «Мистерия»

К композитору пришли всемирное признание и слава, и он задумал творение всей свой жизни: «Мистерию», соединяющую воедино все виды искусства. Александр Николаевич разработал свето-цвето-звуковую концепцию, которая позволяла ему видеть, как звук воплощается в цвете.

Этому глобальному замыслу предшествовало создание крупных музыкальных произведений для оркестра, фортепиано и органа. В 1907 году творческая биография Скрябина пополнилась написанием «Поэмы экстаза», признанной ярчайшей работой. Вслед за ней, в 1911 году, композитор создал «Прометея», или «Поэму огня», где отдельная партия была дана свету. Из-за отсутствия специальной техники премьера произведения прошла без световой партии, но предполагалось, что мелодии должны сопутствовать сменяющие друг друга цветовые волны, заложенные в партитуре. Александр Николаевич отошел от интерпретации античного мифа и трактовал содержание поэмы как конфликт отдельной личности со всей вселенной. Творческой задачей мастера было не воплощение своих амбиций, а сотворение другого мира, где дух сливается с материей и рождается вселенная нового уровня.

Личная жизнь

В биографии Скрябина упоминаются три женщины. Его первым серьезным увлечением и студенческой любовью была Наталья Секерина. Молодые люди в течение нескольких лет вели пылкую переписку и обменивались сердечными тайнами. Однако родители Натальи сочли страстного юношу странным и неподходящим для их дочери, поэтому союз не состоялся.

Со своей первой женой Верой Ивановной Исакович композитор познакомился благодаря общей профессии: избранница была пианисткой. В 1898 году Александр Николаевич и Вера Ивановна даже давали совместный концерт в Париже. А незадолго до этого у них состоялась свадьба. Семья Скрябина до 1904 года жила в Москве, затем – в Европе. В этом браке родились четверо детей: три дочери – Римма, Елена, Мария – и сын Лев. Старший и младший ребенок умерли, не дожив до семи лет, и это оставило незаживающую рану в сердцах родителей. На похоронах старшей дочки Риммы в 1905 году они увиделись в последний раз.

Роман с поклонницей

В это время Александр Николаевич уже жил с другой женщиной. Его новым увлечением была Татьяна Шлецер, которая являлась поклонницей Скрябина и на протяжении нескольких лет пыталась завязать знакомство с кумиром. В 1902 году ее желание осуществилось. Композитора покорили восторженность девушки и глубокие знания его музыкальных произведений. Татьяна видела в нем человека с высоким предназначением, чего Вера Ивановна никогда не демонстрировала.

Скрябин давал Шлецер уроки игры на фортепиано, и она всем своим видом показывала, что боготворит его. На протяжении трех лет пара скрывала роман, но в конечном итоге он обнаружился и вызвал волну осуждения среди знакомых и друзей. Исакович не дала супругу развод, поэтому Татьяне пришлось довольствоваться ролью сожительницы.

Неузаконенный союз

В 1910 году умер общий сын Александра Николаевича и Веры Ивановны — Лев, но музыкант не приехал в Москву на похороны из-за непримиримой вражды с женой. К тому времени Шлецер уже родила Скрябину двоих детей: дочку Ариадну и сына Юлиана. В начале 1911 года на свет появилась еще одна дочь — Марина. Сын композитора Юлиан тоже умер в детском возрасте, прожив лишь одиннадцать лет. Дочь Ариадна во время Второй мировой войны была активным участником французского Сопротивления и в 1944 году погибла в фашистской Италии.

Скрябин и Шлецер, вернувшись из Швейцарии в Москву, жили в стесненных обстоятельствах и испытывали постоянное порицание своего неузаконенного союза. От Татьяны отвернулись даже ее родственники, встав на сторону официальной жены композитора. После смерти Скрябина детям разрешили носить его фамилию, а самой Шлецер отказали в такой привилегии.

Внезапный уход

Александр Николаевич был здоровым и энергичным 43-летним мужчиной, когда весной 1915 года на его лице образовался болезненный нарыв. Из-за неосторожности музыканта воспалительный процесс обострился и перетек в сепсис. Очаг инфекции пытались устранить хирургическим путем, но это не дало результата. Причиной смерти Скрябина, которая наступила 14 апреля 1915-го, стало стрептококковое общее заражение крови.

Уходу предшествовали недельные мучения. Перед кончиной композитор подписал завещание и сделал прошение на имя императора об усыновлении своих внебрачных детей. Официальная вдова Скрябина смягчилась после смерти мужа и тоже походатайствовала о признании детей Татьяны Шлецер законными.

29 апреля прошли похороны выдающегося мастера. Толпы людей пожелали проститься с Александром Николаевичем. Композитора предали земле в московских Хамовниках на Новодевичьем кладбище.

Музей

В доме в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин жил в свои последние годы, учредили мемориальный музей. Инициатором его создания была Татьяна Федоровна Шлецер. В 1918 году с помощью Александра Гольденвейзера и Анатолия Луначарского ей удалось получить охранную грамоту, которая запрещала делать из квартиры коммуналку.

В 1922 году музей Скрябина был официально открыт для посетителей. В настоящее время он носит статус государственного. В состав мемориального учреждения вошел расположенный во дворе особняка бывший доходный дом.

Музыка Александра Николаевича Скрябина воплощает неудержимое стремление к радости, свободе и наслаждению жизнью. Композитор смог создать такие сочетания тональностей, которые до сих пор вызывают у слушателей трепет, восторг и полет души.

Источник

Сколько лет было скрябину когда он сочинил свое первое произведение для фортепиано канон

Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. . Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные. эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее — с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял). Все выступления Скрябина-пианисту — на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее — на крупнейших эстрадах мира — проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля. По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.

Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии — вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович — прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки — и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др. Многие из этих сочинений близки «Божественной поэме» по образному строю. 3 части симфонии («Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра») спаяны воедино благодаря ведущей теме самоутверждения из вступления. В соответствии с программой симфония повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности — божественной игре». Непрерывное следование частей, применение принципов лейтмотивности и монотематизма, импровизационно-текучее изложение как бы стирают грани симфонического цикла, приближая его к грандиозной одночастной поэме. Заметно усложняется ладогармонический язык введением терпких и острозвучащих гармоний. Значительно увеличивается состав оркестра за счет усиления групп духовых и ударных инструментов. Наряду с этим выделяются отдельные солирующие инструменты, связанные с тем или иным музыкальным образом. Опираясь в основном на традиции позднеромантического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П. Чайковского, Скрябин создал вместе с тем произведение, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора.

«Поэма экстаза» — сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!

Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов — лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение — поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени» и др. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье.

Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», — писал Плеханов, — «был сыном своего времени. . Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим».

Основные произведения Скрябина

Симфонические

Концерт для фортепиано с оркестром, фа-диез минор, соч. 20 (1896—1897).
«Мечты», ми минор, соч. 24 (1898).
Первая симфония, Ми мажор, соч. 26 (1899—1900).
Вторая симфония, до минор, соч. 29 (1901).
Третья симфония (Божественная поэма), до минор, соч. 43 (1902—1904).
Поэма экстаза, До мажор, соч. 54 (1904—1907).
«Прометей» (Поэма огня), соч. 60 (1909—1910).

Фортепианные

10 сонат: № 1 фа минор, соч. 6 (1893); № 2 (соната-фантазия), соль-диез минор, соч. 19 (1892—1897); № 3, фа-диез минор, соч. 23 (1897—1898); № 4, Фа-диез мажор, соч. 30 (1903); № 5, соч. 53 (1907); № 6, соч. 62 (1911—1912); № 7, соч. 64 (1911— 1912); № 8, соч. 66 (1912—1913); № 9, соч. 68 (1911—1913): № 10, соч. 70 (1913).

91 прелюдия: соч. 2 № 2 (1889), соч 9 № 1 (для левой руки, 1894), 24 прелюдии, соч. 11 (1888—1896), 6 прелюдий, соч. 13 (1895), 5 прелюдий, соч. 15 (1895—1896), 5 прелюдий, соч. 16 (1894—1895), 7 прелюдий, соч. 17 (1895—1896), прелюдия Фа-диез Мажор (1896), 4 прелюдии, соч. 22 (1897—1898), 2 прелюдии, соч. 27 (1900), 4 прелюдии, соч. 31 (1903), 4 прелюдии, соч. 33 (1903), 3 прелюдии, соч. 35 (1903), 4 прелюдии, соч. 37 (1903), 4 прелюдии, соч. 39 (1903), прелюдия, соч. 45 № 3 (1905), 4 прелюдии, соч. 48 (1905), прелюдия, соч. 49 № 2 (1905), прелюдия, соч. 51 № 2 (1906), прелюдия, соч. 56 № 1 (1908), прелюдия, соч. 59 ‘№ 2 (1910), 2 прелюдии, соч. 67 (1912—1913), 5 прелюдий, соч. 74 (1914).

26 этюдов: этюд, соч. 2 № 1 (1887), 12 этюдов, соч. 8 (1894—1895), 8 этюдов, соч. 42 (1903), этюд, соч. 49 № 1 (1905), этюд, соч. 56 № 4 (1908), 3 этюда, соч. 65 (1912).

21 мазурка: 10 мазурок, соч. 3 (1888—1890), 9 мазурок, соч. 25 (1899), 2 мазурки, соч. 40 (1903).

20 поэм: 2 поэмы, соч. 32 (1903), Трагическая поэма, соч. 34 (1903), Сатаническая поэма, соч. 36 (1903), Поэма, соч. 41 (1903), 2 поэмы, соч. 44 (1904—1905), Причудливая поэма, соч. 45 № 2 (1905), «Окрыленная поэма», соч. 51 № 3 (1906), Поэма, соч. 52 № 1 (1907), «Поэма томления», соч. 52 № 3 (1905), Поэма, соч. 59 № 1 (1910), Поэма-ноктюрн, соч. 61 (1911—1912), 2 поэмы: «Маска», «Странность», соч. 63 (1912); 2 поэмы, соч. 69 (1913), 2 поэмы, соч. 71 (1914); поэма «К пламени», соч. 72 (1914).

11 экспромтов: экспромт в форме мазурки, соч. 2 № 3 (1889), 2 экспромта в форме мазурки, соч. 7 (1891), 2 экспромта, соч. 10 (1894), 2 экспромта, соч. 12 (1895), 2 экспромта, соч. 14 (1895).

3 ноктюрна: 2 ноктюрна, соч. 5 (1890), ноктюрн, соч. 9 № 2 для левом руки (1894).

3 танца: «Танец томления», соч. 51 № 4 (1906), 2 танца: «Гирлянды», «Мрачное пламя», соч. 73 (1914).

2 вальса: соч. 1 (1885—1886), соч. 38 (1903). «Вроде вальса» («Quasi valse»), соч. 47 (1905).

2 Листка из альбома: соч. 45 № 1 (1905), соч. 58 (1910)

«Аллегро аппассионато», соч. 4 (1887—1894).
Концертное аллегро, соч. 18 (1895—1896).
Фантазия, соч. 28 (1900—1901).
Полонез, соч. 21 (1897—1898).
Скерцо, соч. 46 (1905).
«Мечты», соч. 49 № 3 (1905).
«Хрупкость», соч. 51 № 1 (1906).
«Загадка», соч. 52 № 2 (1907).
«Ирония», «Нюансы», соч. 56 № 2 и 3 (1908).
«Желание», «Ласка в танце» — 2 пьесы, соч. 57 (1908).

Источник

Оцените статью