- Покупка антикварного, старинного пианино
- Срок службы пианино
- Какой срок службы у классического пианино?
- Срок службы классического фортепиано
- Старинное пианино после ремонта соответствует всем современным требованиям.
- Мифы — Хорошее пианино держит строй несколько лет и его не нужно настраивать.
- Причин его возникновения несколько.
- Устройство и строй фортепиано.
- Смена климата или микроклимата
- Исключительные случаи
Покупка антикварного, старинного пианино
У пианино в отличии от многих других музыкальных инструментов есть срок службы. Это связано с тем, что в фортепиано много деревянных деталей и они со временем рассыхаются. Более того, если западают клавишы, порваны струны, нет молоточков – это возможно устранить, а вот если пианино рассохлось и у него нет звука – то для восстановления потребуется замена деки – это очень сложная и дорогостоящая операция, да и дека стоит дорого , поэтому в большинстве случаев это экономически нецелесообразно.
Поэтому покупка антиквартного, старинного пианино если Вы хотите играть – бессмысленная затея.
Аналогичная ситуация с покупкой старых советских фортепиано, сейчас что продают как правило уже все рассохлись, т.е. у них нет и той малой части звучания, которая была на новом фортепиано (хотя на многих советских инструментах, особенно выпущенных после 80х годов его изначально и не было).
Таким образом, правило №1 при покупке б/у пианино – если нет звука, пианино можно даже не смотреть – это , как не прискорбно , уже дрова .
При благоприятных условиях эксплуатации , если пианино не стояло у батареи, было в отапливаемом помещении с допустимым уровнем влажности, обслуживалось хотя бы раз в несколько лет советское пианино в таких условиях до 20 лет, если сильно повезет 30 лет.
Немецкое/чешское пианино в схожих условиях простоит до 40-50 лет. Пианино высшей лиги до 60-70 лет.
Интересный факт – новое пианино из салона, даже если на нем не играли превращается в старое через 3 отопительных сезона, это обусловлено тем, что летом влажность в помещении доходит до 100%, а зимой, когда начинается отопительный сезон влажность резко снижается. Этим в частности обусловлена настройка инструмента 2 раза в год. Весной и осенью.
Качественные инструменты стойко выносят смену отопительного сезона и не теряют своего звучания.
Источник
Срок службы пианино
Какой срок службы у классического пианино?
Очень многие сегодня уверены в том, что большинство вещей в наше время изготавливается с запланированным сроком устаревания.
Я тоже разделяю эту точку зрения.
Чем больше производство, завод, корпорация, тем больше открывается возможностей для разработки материалов и деталей, поддающихся прогнозу износа в строго определенное время. Впрочем, иной раз и этого не нужно. Использование дешевых материалов, срок службы, которых укладывается в гарантийные обязательства, тоже весьма выгодно.
Однако конструкция и технология изготовления фортепиано таковы, что изменить в них, что-либо очень сложно.
Поэтому и до сегодняшнего дня даже новые пианино или рояли способны десятки лет сохранять свои характеристики. А высокая степень ремонтопригодности позволяет поддерживать их работоспособность еще дольше.
Срок службы классического фортепиано
Сколько лет может работать пианино? Однозначного ответа нет. Многое зависит, прежде всего, от игровой нагрузки.
В качестве примера можно использовать таблицу с рекомендациями по обслуживанию фортепиано.
Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.
Вид технического обслуживания и ремонта | |||||
Настройка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Регулировка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Чистка | 1 раз в 2 года | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Текущий ремонт | 1 раз в 2-3 года | 1-2 раза в год | 2-3 раза в год | 4-6 раз в год | 7-10 раз в год |
Средний ремонт | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 6-10 лет | 1 раз в 4-6 лет | 1 раз в 2-3 года | 1 раз в 1-2 года |
Капитальный ремонт | 1 раз в 20-25 лет | 1 раз в 15-20 лет | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 8-10 лет | 1 раз в 6-8 лет |
Если брать в расчет последнюю строку таблицы, можно представить что при максимальной нагрузке капитальный ремонт потребуется через 6 – 8 лет, а при минимальной через 20 – 25 лет. Однако и это не окончательные цифры.
Количество капитальных ремонтов может быть 2, 3 и более. Соответственно и срок службы инструмента не 25 лет, а в 2, 3 и более раз дольше.
Впрочем, то, как долго прослужит фортепиано, зависит и от класса инструмента, и от качества его сборки и от регулярности в обслуживании.
Причем регулярность обслуживания и квалификация мастера одно из основных условий длительного срока службы пианино.
А что же происходит с пианино через 25 лет, если его не ремонтировать, не регулировать и вообще забыть о нем на долгие годы?
Старинное пианино после ремонта соответствует всем современным требованиям.
У пианино, как и у многих других не электронных музыкальных инструментов, есть одна особенность. Особенность эта резко отличает фортепиано от подавляющего большинства современных устройств и механизмов.
Механизм фортепиано почти не менялся более 100 лет.
То есть автомобиль, выпущенный 100 лет назад и отреставрированный сегодня, может быть предметом коллекционирования, но никак не современным средством передвижения. Его характеристики скорости, безопасности, комфорта и др. уже устарели.
А пианино или рояль сделанные 100 лет назад и отреставрированные сегодня – полностью соответствуют требованиям современных пианистов.
Возвращаясь к вопросу о том, что станет с пианино через 25 лет при отсутствии ремонта и обслуживания?
Разумеется, этот инструмент не сможет выполнять свои функции даже через 10 лет без обслуживания. К 25 годам он, вполне вероятно, рассохнется и потрескается. Другими словами придет в негодность. Но до тех пор, пока у пианино не треснула чугунная рама и пока он находится в комплектности (то есть, не утрачены важные детали механизма и корпуса), его можно восстановить до состояния нового.
Ярким примером является работа моего коллеги. Реставрация и модернизация пианино «Karl Ecke». Год его изготовления 1898. В 2018 году были закончены все восстановительные работы, с заменой изношенных деталей на оригинальные немецкие.
При минимальной эксплуатации и соблюдении правил хранения — срок его работоспособности с момента окончания ремонта 25 лет.
Как результат — примерный срок службы данного фортепиано, начиная с года его выпуска – 145 лет. Впрочем, если через 25 лет ему сделать еще один капитальный ремонт….
Одно из преимуществ классического пианино, это весьма значительный срок службы. Ни одно цифровое пианино не может таким похвастаться.
Причиной тому и электронная начинка, которая устаревает буквально через несколько лет, и более сложное, но менее надежное устройство механизма.
Впрочем, устройство механизма цифровых (электронных) пианино и срок их службы, это тема отдельной публикации, для которой необходимо подготовить еще немало информации.
Источник
Мифы — Хорошее пианино держит строй несколько лет и его не нужно настраивать.
Данное заблуждение распространено не сильно. Однако если человек уверен, что это именно так, то в большинстве случаев его пианино редко бывает в настроенном состоянии. Причина проста. Человек с такими убеждениями твердо знает, что раз или даже два раза в год пианино приходится настраивать либо потому что оно плохое, либо потому, что сам настройщик плохой.
Проблема в том, что заблуждение это совершенно не связано с опытом игры на фортепиано. Встречается оно и у тех, кто окончил музыкальную школу много лет назад, но не стал пианистом, и у профессиональных преподавателей фортепианной музыки.
Причин его возникновения несколько.
Во-первых, это незнание устройства инструмента, и процессов происходящих в пианино на протяжении многих лет.
Во-вторых – смена климата или микроклимата (перевозка пианино или переезд человека).
В-третьих — исключительные случаи, когда фортепиано хранилось в очень комфортных условиях.
Устройство и строй фортепиано.
Главная причина того, что пианино со временем теряет чистоту строя, это не колки, с помощью которых натягиваются струны. Главная причина в свойствах дерева принимать и отдавать влагу, а так же менять свою форму в зависимости от влажности.
Если деревянная деталь мала, то и изменения формы будут микроскопическими. Но если деталь велика, как например дека пианино или рояля, то изменения формы этой детали можно заметить даже невооруженным взглядом.
Примером может быть деревянный косяк или дверь, которая сделана из натурального дерева. В зимний и летний период ведет себя она и открывается по-разному.
А поскольку дека фортепиано имеет форму купола, то и изменение формы заключается в увеличении или уменьшении этого купола в зависимости от времени года и влажности.
1 — колок (вирбель). 2 — струна. 3 — штег. 4 — дека.
Следствием этого уже является разная нагрузка на струны.
Если настроить пианино зимой, когда дека максимально высушена, то весной и летом дерево наберет влаги, купол увеличится, а с ним и нагрузка на струны станет выше, соответственно и строй тоже станет выше.
И наоборот. Если пианино настроить летом, когда влажность максимальная, со временем дека высохнет, упадет нагрузка на струны и строй понизится.
Неравномерность расстраивания фортепиано связана с тем, что деревянная дека, имея большую площадь, в разных точках деформируется по разному.
В центре, где купол максимальный, колебания ее формы, в зависимости от времени года, значительно больше, чем по краям. Из-за этого центральный регистр всегда расстроен сильнее, чем басовый или дискантовый.
Добавив к этому другие процессы, микро-деформации корпуса, изменение положения струн при натягивании их увеличивающимся куполом, изменение положения колков становится понятным, почему все фабрики в сопроводительных документах к фортепиано указывают минимальное количество настроек в год не менее двух.
Более подробно об устройстве и влиянии различных факторов на строй фортепиано читайте в статье «Почему расстраивается пианино»
Очень редко встречаются исключения. Когда фортепиано расстраивается значительно медленнее. Связано это с определенными условиями хранения инструмента, но об этом чуть ниже.
Смена климата или микроклимата
Очевидно, что чем меньше амплитуда климатических изменений в определенном регионе, тем в меньшей степени будет меняться и дека фортепиано. Соответственно и степень расстроенности и количество времени для того чтобы пианино расстроилось тоже будет разным.
Представим ситуацию. Человек долго жил в месте, где относительная влажность воздуха в течение года более или менее стабильна. Имел фортепиано. Переехал в климатическую зону, где перепады намного заметнее. Перевез с собой и инструмент.
Пианино или рояль приходится настраивать чаще. Не зная устройства и особенностей фортепиано, этот человек может сделать только один вывод. Там откуда он переехал настройщики лучше, чем здесь.
Его пианино не выдержало смены климатических зон. Рассохлось и пришло в негодность. Этот абстрактный человек покупает другое. Однако условия хранения не изменились. Пианино расстраивается намного быстрее чем то, к которому он привык, живя на прежнем месте.
Еще один вывод. Раньше пианино делали лучше, чем сейчас. Особенно вероятен такой вывод если первое пианино было намного старше.
Зная причины, по которым фортепиано расстраивается, не трудно понять, что эти выводы ошибочны.
Однако изменение условий хранения, это не только переезд в иную климатическую зону. На самом деле даже смена этажа, переезд из частного дома в квартиру или наоборот, и даже перестановка пианино внутри одной комнаты может изменить условия хранения фортепиано.
Что, в свою очередь, может привести к более частым настройкам.
Подробнее об этом в материалах по уходу за пианино, где Вы найдете несколько простых правил позволяющих добиться максимального срока службы фортепиано.
Исключительные случаи
Крайне редко встречаются случаи, когда может показаться, что пианино или рояль действительно держат строй на протяжении нескольких лет, практически не расстраиваясь и удивляя даже настройщиков.
Такое возможно из-за особых условий хранения фортепиано.
Настройщик работает с определенными интервалами (кварта, квинта, терция, секста, октава), а так же с камертоном. Камертон (вернее количество колебаний, которое он выдает), это константа. Величина неизменная и количество колебаний струны ноты «ля» должны соответствовать количеству колебаний камертона.
Все остальные звуки настраиваются относительно ноты «Ля». Нота «Ми» настраивается по ноте «Ля». «Си» по «Ми». «Фа» по «Си» и так далее. То есть для настройщика любое несоответствие, будь то высота самой ноты «Ля» или интервала между двумя другими нотами недопустимы.
Чем больше несоответствий, тем сильнее расстроен инструмент в глазах настройщика. Пределы различий в количестве колебаний каждой струны для настройщика очень незначительны.
Пианист оценивает состояние строя другими характеристиками. Для него важна гармоничность аккордов, соответствие их его ожиданиям. Привязки к конкретным звукам для него нет. Есть профессиональная память. Знание как должны звучать сочетания звуков. Пределы различий в количестве колебаний определенной ноты тут значительно больше.
То есть вполне вероятна ситуация, когда для пианиста инструмент звучит удовлетворительно, но настройщику уже будут заметны расхождения в правильности строя.
Дека любого пианино, в зависимости от времени года и влажности воздуха в разные периоды, изменяется, соответственно и изменение высоты строя пианино происходит тоже. Но чем меньше негативных факторов влияющих на инструмент, тем равномернее происходят изменения.
В идеальных условиях даже амплитуда изменений примерно одинакова.
Происходит примерно следующее. Допустим, пианино было настроено зимой.
Весной дека увеличилась, и строй средних октав клавиатуры незначительно изменился. Пианино, по сути, расстроено, средний диапазон инструмента не соответствует нижнему и верхнему регистру.
К зиме дека высохла и встала на прежнее место. Строй выровнялся и стал лучше чем летом. То что он стал хуже, чем непосредственно после настройки незаметно.
За год пианино расстроилось и в силу других причин. Микро-деформация колков, релаксация струн и другие процессы происходят в любом случае. Но их влияние на строй исправного пианино намного меньше, чем влияние деки и менее заметны.
Так, постепенно пианино теряет строй, «уходит от камертона» все ниже, но интервалы остаются в приемлемом виде. Пианино расстраивается «равномерно». А изменения эти незаметны.
Если человек сталкивался с таким фортепиано (а особенно если он долгое время играл на этом инструменте) у него вполне может сложиться негативное отношение ко всем другим фортепиано, с которыми он имеет дело сегодня.
Ведь они расстраиваются намного быстрее.
На самом деле это не инструмент расстраивается быстрее, это количество факторов влияющих на стабильность строя больше.
Однако современные пианино и рояли прекрасно чувствуют себя в разных условиях, если соблюдать определенные правила ухода за ними.
Ситуации, пример которых был выше, есть демонстрация того, что инструмент, не расстраивающийся годами это заблуждение, превратившееся в миф, основанный на очень редких исключениях.
Частота настройки фортепиано это параметр определяемый, прежде всего, игровой нагрузкой на инструмент.
Независимо от того используется инструмент или нет, практически все сопроводительные документы к любому новому пианино или роялю рекомендуют настраивать инструмент не менее 2-х раз в год. Старым, подержанным, но исправным инструментам этого количества тоже вполне достаточно.
Если есть желание видеть и слышать свой инструмент в идеальном состоянии, следовать этим рекомендациям необходимо обязательно!
Источник