Сколько лет учиться по классу фортепиано

Типовой учебный план музыкальной школы

Часто меня спрашивают – что учат в музыкальной школе, сколько лет учатся, когда и какие сдают экзамены. Самый лучший вариант ответа – продемонстрировать типовой учебный план и в нем найти ответы.

Для начала разберемся, что такое ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Это документ, определяющий задачи и содержание образования. В типовом учебном плане музыкальной школы перечисляются учебные предметы, указывается объем изучения этих предметов и распределение на учебные недели, полугодия. Приводится перечень экзаменов, сроки каникул, планируется учебный процесс.

Общие положения

1. На основе типовых планов руководитель учебного заведения разрабатывает рабочие учебные планы с расчетом количества учебных часов и ставок. Расчет производится исходя из бюджета, который выделен на учебный год.

2. Руководителем учреждения определяется количество групп по изучению групповых предметов. Расчет производится от количества учащихся учебного заведения или отдела, которые должны изучать данный предмет. При этом учитывается количество часов по данному предмету в учебном плане – их не должно быть больше, чем предусмотрено учебным планом.
3. Учащийся может быть освобожден руководителем учебного заведения от изучения предмета по выбору без уменьшения платы за обучение.

4. Не выходя за рамки учебного рабочего плана, руководитель может:
— перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессионального направления учащихся
— уменьшать или увеличивать количество часов для изучения конкретного предмета, учитывая специфику учебного заведения

— увеличивать количество часов (как преподавательских, так и концертмейстерских) сводных репетиций массовых коллективов учащихся при подготовке к конкурсам и концертам

5. В основе учебно-воспитательного процесса государственных музыкальных школ –
программы Государственного методического центра, разработанные и утвержденные для учебных заведений культуры и искусств
6. Учебное заведение имеет право, взяв за основу утвержденные программы, разработать свои учебные программы, учитывая региональные особенности и специфику работы. При этом программы должны утвердить местные органы управления культуры

7. Считается, что учащиеся, которые закончили 8 класс по восьмилетнему сроку обучения, и учащиеся, которые закончили 6 класс по шестилетнему сроку обучения и выполнили учебный план и программу обучения, освоили полный курс и программу начального художественного образования.

8. В учебном заведении возможен набор учащихся в подготовительный — 0 класс (в рамках запланированного контингента)

9. Недельная нагрузка преподавателя и концертмейстера составляет 18 часов, что соответствует одной тарифной ставке.

Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов

Обучение в инструментальных классах музыкальной школы – это обучение игре на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Рассмотрим типовые учебные планы для данных инструментальных классов.

Возможно обучение сроком 8 и 6 лет. Привожу таблицу изучаемых предметов и количества учебных часов.

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения — 6 лет

Предметы, изучаемые учащимися по выбору:

Индивидуальные уроки:
Обучение дополнительному музыкальному инструменту,
чтению нот с листа, постановке голоса,
изучение импровизации, композиторского творчества, элементарной теории музыки, сольфеджио, основ дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и так далее.

Групповые уроки:
Изучение музыкального фольклора, ритмики, начального курса по истории искусств, занятия по постановке музыкальных спектаклей,
ансамбли (от шести и более участников) и другие предметы.

Разъяснение по планам

1. Учебная программа допускает для подготовительного класса изучение музыкальной грамоты или слушание музыки вместо сольфеджио.
2. При определении количества массовых коллективов учащихся руководителем учреждения учитываются материальная база и ее возможности – оборудование, репетиционные классы.
При формировании ученических коллективов следует учитывать возраст учащихся или уровень их музыкальной подготовки. Это могут быть коллективы учащихся младшего или старшего возраста, коллективы, в которые входят учащиеся разного возраста и разного класса обучения, коллективы учеников определенных классов.

3. На основании типового учебного плана количество учебных часов планируется для каждого предмета коллективного музицирования: хора, оркестра, ансамбля (большого состава). Учащиеся могут заниматься в одном или нескольких массовых коллективах.

4. Количество учащихся в группах сольфеджио, музыкальной литературы в среднем 8 человек, в группах оркестра, большого по составу ансамбля – в среднем 6 человек, в группах хора – 10 человек.
В школах с небольшим контингентом (до 100 человек), на малочисленных музыкальных отделениях школы и в далеко расположенных филиалах группа сольфеджио, музыкальной литературы, большого по составу ансамбля и оркестра состоит в среднем из пяти человек, группа хора – из восьми человек, ансамблевые формы – от двух человек.
Учащиеся могут посещать музыкально-теоретические дисциплины с другими отделами с одинаковым сроком обучения.
5. Учащимся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендованы уроки по дополнительному музыкальному инструменту. А учащимся, занимающимся в классе бандуры – рекомендуется предусмотреть Постановку голоса как предмет по выбору
6. Для каждого массового ученического коллектива предусматриваются часы сводных репетиций (преподавательские и концертмейстерские – если необходимо музыкальное сопровождение) – по 4 часа в месяц
— Предусматриваются также концертмейстерские часы для предметов по выбору (если требуется музыкальное сопровождение) в объеме 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, постановки музыкальных спектаклей.

КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Срок обучения — 6 лет
В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.

Индивидуально проходит изучение
дополнительного музыкального инструмента, обучение сольному пению, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, аккомпанементу, ансамблю и так далее.

В групповых уроках проходит обучение
народному танцу, постановке музыкальных обрядов, музыкальному фольклору.
Руководителем учреждения возможно планирование изучения сольного народного пения как альтернатива обучению игре на музыкальном инструменте.

КЛАСС сольного пения

(академическое пение, эстрадное пение)

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения – 6 лет

Кроме основных уроков учащимся предлагается на выбор индивидуальное обучение композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, аккомпанементу, основам аранжировки и так далее.

Предметы по выбору предполагают и групповое изучение элементарной теории музыки, основ гармонии, истории вокального искусства, постановки музыкальных спектаклей, ритмики.

Рабочий учебный план предусматривает:
— концертмейстерские часы (для класса эстрадное пение при отсутствии фонограмм)
— занятия ритмикой, уроки ансамблевого музицирования
— сводные репетиции ученических коллективов (больших по составу) – 4 часа в месяц отдельно для каждого коллектива
— концертмейстерские часы для предмета сольное пение (эстрадное пение при отсутствии фонограмм) – один час в неделю каждому ученику

Хоровое отделение (хоровая школа)

Срок обучения – 8 лет

Кроме основных предметов учащиеся изучают предметы по выбору:
Индивидуально обучаются игре на дополнительном музыкальном инструменте, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, чтению партитур, аккомпанементу
В групповых занятиях проходит обучение (дополнительные предметы) музыкальному фольклору, ритмике, постановке музыкальных спектаклей, ансамблевому музицированию (состав ансамбля — шесть и более учеников)

1. В каждой группе хорового класса в среднем должно быть 10 учеников, в группах сольфеджио, музыкальной литературы – в среднем 8 человек.
2. В школах с контингентом до 100 человек, на хоровом отделе отдаленных филиалов или в малокомплектном отделе хорового пения средняя наполняемость групп по хоровому классу — 8 человек, групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю (большого по составу) – 5 человек, ансамблевому музицированию – от 2 человек
3. Часы для изучения музыкального предмета и предмета по выбору руководитель учебного заведения может перераспределять в рамках рабочего учебного плана
4. Планом предусматриваются сводные репетиции коллективов и часы для них – преподавательские и концертмейстерские — 4 часа в месяц для каждого коллектива
5. Для занятий с группами хоров и больших по составу ансамблей выделяются концертмейстерские часы в объеме 100% для каждой группы.

Вот по такому принципу строится образовательный процесс в музыкальной школе.

Прочитав данное сообщение, у Вас, уважаемый читатель, появится понимание того, что музыкальная школа – государственное учебное учреждение со своим учебным планом, который является основополагающим документом, определяющим содержание образования и задачи обучения.

Это своеобразный закон, которому подчиняются и который выполняют как администрация музыкальной школы, так и преподаватели и учащиеся.

Ознакомьтесь более подробно с типовым учебным планом (украинский язык)

Источник

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
  • пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание голосов);
  • творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Радость совместного музицирования

В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное). Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями. Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

Источник

Оцените статью