- Пианино
- Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
- Дмитрий Иванов
- 8-965-434-01-01
- Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.
- «М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»
- Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.
- Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.
- Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;
- Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.
- А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.
Пианино
Помимо чарующей музыки пианино и фортепиано имеют и другую сторону, знакомую узкому кругу специалистов — ремонт. Для многих неожиданностью становится, когда инструмент начинает звучать не так, как раньше. Рассмотрим же основные особенности эксплуатации пианино, их выбора, развенчав попутно некоторые мифы.
Предыдущий настройщик фортепиано был лучше. Пусть это звучит немного парадоксально, однако качество работы настройщика во многом оценивается от того, насколько хорошее впечатление он произведет на заказчика, нежели от профессиональных возможностей мастера. Это правило вообще общее для всей сферы услуг. При этом не так важно желание мастера понравиться клиенту, сколько его собственное субъективное впечатление под влиянием жизненного опыта. Часто инструмент начинает хуже звучать просто из-за возрастных свойств, очевидно, что будет казаться, что предыдущий настройщик сделал работу лучше. Инструмент может звучать по-разному в различное время года, это обусловлено состоянием деки. Некоторые инструменты лучше настраивать летом, а некоторые — зимой. Часто инструмент невозможно в принципе настроить из-за фальшивых струн или искореженных штегов, а уж объяснять клиенту о темперированном строе и смысла нет. Надо также учитывать, что у каждого инструмента есть свой предел точности настройки, нельзя ожидать от малогабаритного пианино звучания концертного рояля. Да и строй инструмента, и комфортность его звучания являются разными вещами. К примеру инструменты фирмы Блютнер даже при поплывшем строе звучат приятно, а вот пианино «Красный октябрь» звучит хорошо только непосредственно после настройки.
Пианино требует только настройки. Если в течение года никто не играл на инструменте, то колебания температуры и влажности приводят к разрегулировке механизма. Обычно же к настройщику обращаются еще реже. Кстати сказать, обычно в гарантийные обязательство на новое фортепиано или пианино настройка не входит, на регулировку же дается гарантия не больше, чем на год. Мы ведь не удивляемся тому факту, что зимой мебель рассыхается, а летом разбухают дверные коробки? Перед тем, как произвести настройку всегда надо сначала привести механику в порядок. Это подразумевает подклейку расклеенных капсюлей, регулировку люфтов, установку молотков точно напротив струнных хоров, закрепление шурупов и так далее. Если же инструмент находится в активном пользовании, то возможны поломанные детали. Из капсюлей может вылезти штифтовка, причиной западаний может стать банальный мусор. Наступление и окончание отопительного сезона приводят к тому, что профессиональный пианист просто таки чувствует потребность регулировки своего инструмента дважды в год. Если же инструмент несколько лет вовсе не обслуживался, то и настроить камертон невозможно за один раз. Придется совершить как минимум три настройки вместо одной. Даже гитару нельзя перенастроить за один раз на полтона, ведь пока гриф не привыкнет к новой нагрузке, строй будет «ползти». В отличие от гитары пианино может выдерживать нагрузку от натяжения струн гораздо больше, до 20 тонн. В последнее время стали встречаться инструменты, в которых перед настройкой обязательно надо закреплять опорные конструкции и корпус.
Пианино «Красный октябрь» является хорошим выбором. Прежде всего стоит упомянуть, откуда появился данный бренд. После революции большевики экспроприировали фабрику «Беккер» и переименовали ее на свой лад. Даже если Вы сегодня и найдете инструмент, в котором присутствуют беккеровские детали, то он будет слишком старым, что быть хорошим в своем первозданном виде. Следующее поколение «Октябрей» было уже послевоенным, тогда покупатели и сравнить не могли свое пианино с чем-либо, просто радуясь приобретению. Да и после войны прошло уже более чем полвека, снова время сделало свою разрушающую работу. Не пытайтесь отыскать рабочий инструмент «Красный Октябрь», соблазнительное предложение о бесплатном получении такого пианино с самовывозом практически обречено на неудачу.
Зачастую достаточно лишь покрасить свой старый, но отличный инструмент. Ошибкой будет считать, что покраска не потребует особых усилий. Дело в том, что именно восстановление внешнего вида является одним из самых дорогих видов работ. Такая «покраска» может занять до 90% времени от всего ремонта и до 90% вложенных в восстановление средств.
Если есть желание приобрести подержанный инструмент, то следует обратить внимание только на «Петрофф». На самом деле правильное название чешской фирмы не «Petroff», а «Petrof» («Петроф»). Да и качество этого бренда несколько преувеличено. Интересно, что опорные конструкции у аппаратов данной фирмы имеют принципиально другое устройство, нежели у собратьев. Обычно стараются в фортепиано сделать футор и чугунную раму равноправными по своей важности, а у «Петрофа» футор практически всегда отсутствует, а все детали прикрепляются к чугунной раме. Такая компоновка позволяет задействовать меньше деревянных деталей, который так подвержены перепадам температуры и влажности, то есть образуется стабильность строя, однако ремонт может повлечь за собой осложнения. На сегодняшний день практически все фортепиано от Петрофа изготовлены неразборно. Снять, к примеру, штульраму, чтобы добраться до внутренней стороны инструмента представляется затруднительным. Не стоит ориентироваться исключительно на бренд, инструменты также попадаются разные, даже среди Петрофа есть экземпляры с плохим звучанием и неприятной механикой для игры. Мало кто знает, что Петроф имеет несколько младших братьев — это «Scholze» («Шольц»), «Weinbach» («Вайнбах») и «Rosler» («Рёслер»). Специалисты считают, что эти производители по качеству изготовления более стабильны, а их опорные конструкции выполнены по классической схеме, с наличием футора.
Вполне можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии. Многие готовы даже потратить силы и время, чтобы подтвердить это мнение. Однако надо учитывать, что все антикварные инструменты нуждаются в серьезном ремонте. Найти у какой-нибудь бабушки старинный «Блютнер» («Bluthner») или «Бехштейн» («Bechstein») в нормальном состоянии можно лишь в том случае, если в 60-х годах 20-го столетия или позже ему был произведен хороший ремонт. Надо отметить, что настройщики еще времен Советского Союза отличались качественной работой, которая видна профессионалу и через много лет. А вот если инструмент серьезно вообще не ремонтировался, то ждите проблем.
Не стоит приобретать инструмент, которому делался ремонт. Обычно в основе такого мифа лежит боязнь человека, что ему могут продать плохое пианино, а основной целью ремонта было скрыть недостатки аппарата. В таком подходе есть здравый смысл, однако следует учитывать, что изначально старые инструменты были более высокого качества, чем нынешние. Их и конструировали так, чтобы возможно было производить ремонтные работы, в отличие от многих современных моделей. Современное производство ориентируется на удешевление сборки, поэтому если есть желание получить фортепиано с действительно хорошим звуком и механизмом, следует плотно пообщаться с мастерами по реставрации. Рынок следует подробно изучить и не совершать покупку, не вникнув предварительно в курс дела. Обычно реставраторы только приветствуют интерес к своей работе.
Нет никакого смысла заниматься ремонтом черного советского пианино 60-х годов прошлого века. Специалисты утверждают — смысл в таком ремонте есть, только вот клиенты обычно с трудом соглашаются на подобный шаг. Мало кто готов сделать солидные вложения в восстановления инструмента, особенно с учетом того, что полно вокруг объявлений о бесплатных роялях и пианино. А ведь среди старых советских пианино 60-х попадаются экземпляры с великолепным звуком, с крепким и неигранным механизмом. Основной проблемой в таких аппаратах является недержание строя, 20-30 лет назад это решалось заменой колков на больший диаметр. Однако по прошествии времени вирбельбанки таких старых инструментов сами стали требовать замены. Таким образом к стоимости ремонта следует добавить помимо полировки, еще и стоимость колок, нового вирбельбанка…
Можно купить пианино на всю жизнь, чтобы на нем и внуки могли поиграть. Если заводская сборка была изначально качественной, микроклимат благоприятным, а мастер-настройщик регулярно обслуживал пианино, которое к тому же умеренно эксплуатировалось, то такой инструмент может прослужить без серьезных проблем около полувека. Да и реставрация может продлить срок службы еще на столько же. А вот студент-пианист всего за 4 года обучения в музыкальном училище может полностью разбить механизм. Если требуется инструмент для регулярных «силовых» упражнений. То может стоить подумать о приобретении двух фортепиано сразу? Многие музыканты так и поступают, приобретая один инструмент для тренировки, а другой — для музыки.
Трещины в чугунной или бронзовой деке — смертный приговор для инструмента. Во-первых, стоит убедиться, что речь идет именно о деке, а не о раме — это совершенно разные детали. Если трещина идет в чугунной раме, то это действительно приговор для инструмента, настроить его уже не удастся. А вот трещина в деке на звук повлияет не так существенно, более того, следует знать, что целая дека треснет рано или поздно обязательно, так как она испытывает постоянно статическое давление от струн. Причиной плохого звука может быть и не трещина в деке вовсе, а отклеенные, к примеру, рипки, или же разорванные на штифтах штеги, может быть и развалившийся мостик под штегом.
Для хорошего внешнего вида пианино надо натирать полиролью . А вот мастера постоянно очищают лак, чтобы вернуть инструмент привлекательный внешний вид. Мебельная косметика дает быстрый эффект своими жирными лужами, блеск которых хорошо маскирует грязные пятна, потертости и царапины. Но вскоре к влажным разводам, как к клею, начинают липнуть новые слои пыли. Да и не всегда полироль удачно сочетается с лаковым покрытием. Для того чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, надо использовать пылесос и сухие мягкие тряпки. Прежде чем использовать абразивы, растворители или полироли, следует хорошо понимать, какое именно покрытие использовалось для отделки пианино и как именно следует за ним ухаживать.
Инструмент не держит строй. Фортепиано может расстроиться по двум причинам. Первая — это ослабление в вирбельбанке колков, если колки не держат, то настройка невозможна в принципе. Вторая — между деталями фортепиано, ответственными за чистоту строя, меняется напряжение. Дело в том, что если струны начали ржаветь, то на их изгибах возникает трение, которое мешает скольжению при настройке, этот процесс обусловлен конструкцией фортепиано. В процесс настройки это трение мешает сразу выровнять натяжение разных участков струны. Как в пружине, происходит баланс разницы по всей длине, что вскоре приведет к расстройке. Единственным лекарством при обслуживании таких неудобных инструментов является «выколачивание» звука. Наступление и окончание отопительного сезона приводит к деформациям деталей фортепиано, что также влияет на чистоту строя. Дека зимой «усыхает», а летом «разбухает», пропитываясь влагой. Хоть редко, но встречаются инструменты, которые несколько сезонов подряд не расстраиваются, вернее расстраиваясь летом, зимой они самонастраиваются или же, наоборот, в зависимости от того, когда проводилась последняя настройка.
Так легко запутаться в моделях, при покупке инструмента для ребенка! Кроме как получить личный опыт, другого пути нет, поэтому надо ездить и смотреть все подряд, не обращая внимания на фирму-производителя. Вскоре придет понимание. Если Вы не ставите целью приобретение антикварного инструмента, то исключайте смело прямострунные и обердемпферные пианино. Такие конструкции устаревшие и потребуют дорогостоящего и длительного восстановления. При выборе следует уделить внимание и внешнему виду, если механика пыльная и почерневшая, если есть следы попавшей на пианино воды, ржавые сколки или отломанные накладки, следы от кастрюль, горшков и т.д. — это признак того, что за пианино не ухаживали. Привлекательный внешний вид, конечно же, делает хорошие предпосылки к выбору, однако не гарантирует качества. Надо также поиграть все клавиш подряд, включая и черные, даже при расстроенном инструменте (чего не стоит бояться) каждая клавиша должна звучать слитным единым тоном. А вот если при нажатии клавиши звучит одновременно 2-3 разных звука, то это плохой сигнал, который говорит, что колки не держат строй. Не стоит пугаться западающих клавиш, это легко регулируется. Пианино — скорее сложное устройство, сродни автомобилю, а не шкаф, не стоит выбирать первый попавшийся экземпляр, думая, что это ребенку вполне сгодится. Такой подход чреват потерей времени и денег, да и не хотим же мы обучать детей езде на автомобиле без тормозов или руля? Да и избавление от негодного инструмента также потребует затрат хотя бы на грузчиков.
Источник
Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
Дмитрий Иванов
8-965-434-01-01
- Главная
- Контакты
- Услуги
- Настройка пианино
- Как правильно выбрать настройщика пианино
- Как правильно проверить качество настройки
- Как правильно перевезти фортепиано
- Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков
- Главная
- Контакты
- Услуги
- Настройка пианино
- Как правильно выбрать настройщика пианино
- Как правильно проверить качество настройки
- Как правильно перевезти фортепиано
- Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков
Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.
«М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»
К великому сожалению, профессия настройщика фортепиано постепенно деградирует с каждым десятилетием. Все больше в профессию попадают случайные люди, которые решили, что «путь настройщика» усыпан розами и рог изобилия позволит беззаботно и праздно жить поживать и добро наживать.
Но, не так все просто в мире чистого и гармоничного звука.
«Путь Настройщика»- это пыль грязь, эмоционально-физическое напряжение, и высокая ответственностью за выполненную работу.
Специалисты таких профессий как; печатник, печник, слесарь, сантехник электрик имеют доходы по более, чем настройщики фортепиано.
С развалом фабрик по производству пианино и роялей, с исчезновением реставрационных мастерских советского периода, кузница кадров настройщиков переживает тяжелые времена. Старые мастера уходят из жизни.(Орешников В.И. Талызин А.А., Берников А.А., Алексеев В.П, Иванов В.Д. и другие достойные мастера посвятившие ремеслу фортепианных дел всю свою жизнь)
На их место приходят люди, которые имеют о профессии отдаленное и скудное представление. Люди, которые не хотят, не умеют или не знают элементарного. Которые, не желают развиваться в профессии. Их отношение к выполняемой работе происходит по принципу; «народ и так хавает», зачем тратить свои эмоциональные и физические силы.
На сегодня остались единичные курсы «взлет-посадки». Самой известной школой является «Квинта-2», которая дает в основном теоретический багаж знаний. Но для овладения навыков в профессии этого багажа Архи мало! Курсы такого толка, лишь входной билет в профессию и не более. Так сказать бумажка, а без бумажки ты.
На сегодня появилась нездоровая тенденция, что не настройщик то «пидагог» и пытается создать центр обучения по настройке фортепиано и набрать побольше учеников и дать им путевку в жизнь. Ребята, чему Вы можете научить, когда сами «неалё» в ремесле?!
И начинают чудить «птенцы интервалов» не по детски на просторах музыкальной России. А может и мне открыть мастер класс?! Надо подумать(копнул лопатой и ты богатый).
В далекие девяностые, меня самого делегировало руководство музыкального училища на подтверждение квалификации в «Квинту»
Стал ли я лучше настраивать после курсов?! НЕТ! Пригодился ли теоретический багаж знаний?! ДА!
Но не всё так плохо. И не надо опасаться настройщика с ключом!
Естественный капиталистический отбор оставляет в тренде, только лучших специалистов, фанатов своей профессии. Может я и не прав; время покажет. Хотя, что-то мне подсказывает, что я глубоко ошибаюсь.
Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.
Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.
Необходимо с осторожностью относится к настройщикам, которые в основу своего профессионального преимущества указывают, только то, что они выпускники высших музыкальных учреждений (джазисты пианисты аккордеонисты) Как правило, эти люди приходят в профессию по остаточному принципу. Той Музе, которой посвящены лучшие годы своей жизни, личный опыт и знания; обществом не востребованы! Что делать, как жить!?
Ах да, я в настройщики пойду, пусть меня научат. А учить то и не кому. И основным педагогом становится «старик Яндекс».
Так же, надо держать ухо в остро с дипломированными специалистами различных ассоциаций. Члены ассоциации настройщиков напоминают церковных сектантов . Обвешаются дипломами , как на иконостасе и ходят по миру , а граждане, только успевают лапшу с ушей снимать. ))
Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;
Данному персонажу, так хотелось застолбить клиента для повторного вызова, что он приклеил свою «визитку» размером А4. Да так приклеил, что теперь убрать её возможно, только со шпоном. Интересно, а к «C Bechstein» стоимостью в 1.500.000руб. такой же подход?
Можно по разному выполнять работы. У кого то получается лучше, у кого то хуже.
Можно закрыть глаза на не отрегулированную механику, не шлифованные молотки, заниженный уровень строя.
Но не заменить оборванные струны в «зоне темперации». Как то уж совсем, «тухло».
Верхом цинизма является не то, что данный член ассоциации оборванные струны не заменил! А то, что в своей визитке указал отсутствующие струны и поставил знак «Вопроса».
Простите за мой французский. Какой НАФИК вопрос, необходимо ставить новые струны. Или на ваших сектационных семинарах этому не обучали?
Не уважаете клиента, не уважаете себя! Уважайте ремесло, которое вас кормит!
Почему у некоторых настройщиков такое отношению к профессии!?
Потому, что отсутствует элементарная культура ремесла. А бескультурье, ни каким дипломом не прикроешь.
Если у вышеуказанных специалистов отсутствует длительный практический опыт настройки пианино и роялей(в несколько лет).
Если они не работали в реставрационных мастерских, на конвейере фабрик по производству фортепиано, не перенимали опыт у именитых фортепианных дел мастеров. а оно вам надо?
Владельцу фортепиано надо ответить всего на один простой вопрос. Кого он вызывает и кто лучше справится с поставленной задачей, выпускник музыкального учреждения или профессиональный настройщик?
А вот хохмачка от коллеги на все времена; «Текущая настройка на основе 440Гц не гармонирует ни на одном уровне и не соответствует космическому движению, ритму или естественной вибрации.
Музыка на основе 432Гц обладает благотворной целительной энергией, потому что это чистый тон математической основы природы.
Частота 432Гц является альтернативной настройкой, которая находится в соответствии с гармониками Мироздания.
Частота 440Гц является неестественным стандартом настройки, и музыка в частоте 440Гц конфликтует с энергетическими чакрами человека. Так и хочется спросить; «Квалифицированная психиатрическая помощь не требуется?»
А вот еще одна завлекаловка на просторах Яндекса; Аффтор Жжот. «Восстановление заводской настройки фортепиано прямо у Вас дома. Настроенные таким образом инструменты резонируют с телом человека на клеточном уровне» (-у меня что-то резонирует во время игры.-всё в порядке. это ваши клетки)
К великому счастью остались и реставрационные мастерские и настройщики, которые сохранили в это не легкое время лучшие традиции советских мастеров фортепианных дел.
Советы владельцам фортепиано, которые помогут избежать «непрофессиональных хохмачек» от нерадивых настройщиков пианино и роялей;
-Подробно обсуждайте ценовую составляющую услуги. Если настройщик говорит, что основную стоимость его услуг он может озвучить только после осмотра фортепиано, готовьтесь к тому, что счет к оплате вас «огорчит до невозможности»
-Не гонитесь за дешевизной. Если заявленная стоимость услуги настройщика самая низкая относительно остальных предложений, готовьтесь к тому, что счет к оплате будет выше средней «цены по больнице»! К тому же, вам выполнят объём работ на «один рубль»
— Не позволяйте настройщику значительно повышать ранее озвученную стоимость услуги. (В начале говорили о 1600руб. а к оплате надо достать из кошелька 5000руб.) Небольшие корректировки по цене в «несколько копеек» допускаются.
—Требуйте, чтобы настройка производилась, только в камертон 440Гц! Особенно, если Ваш ребенок делает первые шаги в мир музыки.
-И не попадайтесь на «развод» настройщика из серии; ваше фортепиано не настраивалось десятилетиями и оно просело на тон ниже камертона и поднимать в 440Гц чревато поломкой чугунной рамы, обрывом струн. Это основная байка лентяев и недобросовестных настройщиков!
Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.
— Почему настройщики не любят «тянуть в камертон»!? Да потому, что на процесс настройки с поднятием в 440Гц. требуется потратить больше времени и сил, чем «пробежаться по верхам» без изменения общего строя пианино!
Возможен обрыв и басовых и гладких струн! А при обрыве надо, или менять струны, или «вязать» басовые, или заказывать изготовление новых басовых струн. А многие настройщики этого; или не умеют, или не знают, или не хотят устранять возникшие неполадки.
Фортепиано, на котором производилась настройка с подъемом строя в камертон 440Гц. быстрее расстраивается. А выслушивать жалобы клиентов, о том, что очень рано наступила пора повторной настройки, не особо хочется.
Раньше, в среде настройщиков, таких нерадивых коллег называли «Хомутами»
— Рекомендую скачайть на свой смартфон «электронный камертон» Для того, что бы слушать классический камертон надо иметь определённый опыт. Лучше воспользоваться электронной версией, точность которой является эталонной.
После того, как настройщик сказал, что фортепиано настроено. Проверьте уровень «Ля» первой октавы.
Если ваше пианино поднималось на полтона, то в идеале приборчик должен показывать 443-445Гц. Чуть выше эталона делается для того, что бы, строй не просел слишком в низ. Для того что бы к следующей повторной настройке строй зафиксировался на уровне 440Гц., но не ниже.
-По электронному тюнеру(камертону) нельзя настраивать и нельзя проверять качество настройки фортепиано. По нему можно проверить уровень «Ля» первой октавы 440Гц.
-После требования настройки в 440Гц, желание схалтурить уменьшается в разы.
-Некоторые настройщики по телефону просят проиграть на пианино и по услышанному определяют объем предполагаемых работ и озвучивают ценник. Жаль что по телефону нельзя настраивать, пока нельзя.
-Некоторые настройщики, как только узнают, что у заказчика «Лира», «Заря», или «Аккорд», предлагают его сдать в утиль. А купить у проверенного барыги самое лучшее фортепиано на планете Земля из поднебесной.
-Есть особая каста настройщиков. Это настройщики-перевозчики. Они и перевозят и настраивают. У каждого такого специалиста в машине припасено пианино неописуемого звучания и за дешево.
-Есть коллеги, которые разбивают процесс настройки на несколько дней. И настраивают, этак дня три. И берут денег с клиента за каждый свой визит.
А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.
6 марта 2016 года «Фонограф-Джаз-Квартет» приехал в Самару с программой «Посвящение Оскару Питерсону». Если кто-то ее не слышал: это серьезный фортепианный концерт, состоящий из 6 сольных произведений и 10 ансамблевых. Такая программа требует соответствующей подготовки как пианиста, так и площадки: то есть должен быть как минимум хороший (а лучше отличный) рояль, на котором можно проявить свои пианистические навыки (мне вроде бы есть, что проявлять).
Когда я собирался в Самару, то, по привычке, уточнил, какой будет инструмент: «Steinway»? В Самарской филармонии стоит именно такой рояль, превосходный для работы. Но в этот раз мы ехали в Дом офицеров Самарского гарнизона, и там на сцене ждал меня «August Förster». Я, конечно, слегка расстроился: этот инструмент обладает более резким звуком, чем «Steinway», на нем сложнее добиваться пиано, а, с другой стороны, чуть разойдешься – он уже «кричит» форте. Но, что делать, пока ехал, вспоминал, о чем стоит не забывать при работе с «August Förster».
И вот мы в Самаре, приезжаем на репетицию в зал: действительно, стоит рояль и на нем написано «August Förster». Вот только какой-то он странный с виду… Решил, что это из-за приглушенного концертного освещения. Начинаю его пробовать – действительно что-то не то. Знаете, сейчас делают такие высококачественные пластмассовые клавиши, которые полностью имитируют дорогую слоновую кость. Так вот это был совершенно противоположный случай: ядреная пластмасса без намека на качество. Дальше – больше! Начинаю разыгрываться и понимаю, что он абсолютно неровный: то есть для того, чтобы качественно сыграть какой-нибудь пассаж, нужно постоянно нажимать с разной силой. Правая педаль шумит, левая вообще не работает. Приподнимаюсь: он еще и подозрительно короткий… Решил заглянуть вовнутрь – и да, это никакой не «August Förster», а повидавший жизнь… «Красный Октябрь». Говорю администратору: «Это не тот инструмент!» Мне в ответ: «Ну, как же, видите, написано – «August Förster». Да, надпись есть, даже с бликами при освещении. Я, недолго думая, трогаю ее и…отклеиваю. Под ней, как уже, наверное, стало понятно, родное имя инструмента – «Красный Октябрь».
Окончательно расстроенные оба – рояль и я – думаем, как изменить ситуацию. Спрашиваю администратора: «А настройщик-то есть?» – «Есть». С ужасом понимаю, что до начала концерта 1,5 часа, и он не успеет его настроить – может, хотя бы педаль сделает. Пробую играть кусочки произведений – местами что-то получается. Начали колдовать над звуком вместе со звукорежиссером, чтобы вышло хоть что-то вразумительное.
Пока все это происходит, настройщик Леонид Сердобов стоит за моей спиной и пристально смотрит – смотрит и молчит. Думаю: не видел что ли, как на рояле играют? Потом с усмешкой говорит: «Ну, как, Сергей? Разобрались с этим аппаратом?» Я ему: «Каким аппаратом?! Его сжигать надо, а не разбираться с ним!». Он похихикал в ответ, мол, передам-передам, и снова: «Ну, что?» Я: «Что? Может, сделаете хоть часть из того, что жизненно необходимо для работы на этом инструменте!» Он умолк. И раз – тайком забирает с рояля злополучную наклейку «August Förster». Вот только не повезло ему, что я это заметил. Говорю: «Подождите, что вы делаете? Положите на место!». Он мне в ответ: «Что положить? Ничего не было!» – «Положите на место то, что Вы забрали». Внезапно диалог перешел на повышенные тона и мне решили показать, «кто в доме хозяин»: «Я ничего класть не буду! Вы вообще не имеете права! Вы не должны были это трогать и отрывать! Приезжают тут, пальцы загибают. Я музыкант в четвертом поколении! Занимайтесь своим делом, учите партитуры!» Тут уже не выдержал я, говорю: «Положите то, что взяли, на место. Что Вы тут вообще устроили?!» Казалось, большего шока уже быть не может, и тут слышу: «Ну, подумаешь, похохмили?!»… Я в бешенстве: «Вы меня обмануть или проверить хотели? Вы что, с ума сошли вообще? Я же не могу начать концерт!» – «А мне плевать на Ваш концерт!» На этой «оптимистической» ноте он удалился.
Спустя час, перед началом концерта, мы встретились с начальником Дома офицеров Назаренко Александром Александровичем. Он извинился за некорректное и, как он выразился, хамское поведение приглашенного для обслуживания концерта настройщика роялей. По его совам настройщик этот, Леонид Михайлович Сердобов, взялся отремонтировать рояль «Красный Октябрь», принадлежащий Дому офицеров, еще в октябре 2015 года: перебирал его, настраивал, пригласил мастера по ремонту и окраске корпуса рояля, при этом нарушил оговоренные сроки, но, в конце концов, перед концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» сказал, что все окончательно сделано. Однако работа и покраска, как оказалось на самом деле, была сделана некачественно – даже красили его кое-как (из баллончика, видимо), потому что инструмент был весь в подтеках и засохших каплях. Но сам Леонид Сердобов был своей работой настолько удовлетворен, что решил самовольно переименовать инструмент. Вот так всего за каких-то 60 тысяч рублей, которые были выделены на ремонт «Красного Октября» и выплачены Сердобову, рояль стал носить гордое имя «August Förster», при этом администрация Дома офицеров была уверена, что на сцене ОДО последние 20 лет стоит все тот же «Красный Октябрь», только отремонтированный и хорошо настроенный! Тут невольно вспоминаются слова М.Ю.Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Надеюсь, что все те, кто захочет воспользоваться услугами Леонида Михайловича Сердобова, «прогуглят» отзывы о настройщике и увидят эту историю, чтобы избежать того недоразумения, которое произошло с роялем Дома офицеров.
Вы теперь, конечно, можете представить, с каким «воодушевленным» настроем «Фонограф-Джаз-Квартет» вышел в тот вечер на сцену. Но концерт все же удался и единственное, что порадовало нас – это очень теплый, благодарный прием зрителей, который, безусловно, окупает любые казусы и неприятности. А мне в заключение остается только пожелать, чтобы никто и никогда не сталкивался с подобными «сюрпризами»!
Источник