Сколько полутонов между нотами

Волшебные клавиши

Тон и Полутон

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

Полутон

В равномерно-темперированном строе каждая октава делится на 12 равных частей — полутонов. Для этого к семи основным ступеням добавили пять производных ступеней, которые образуются путем повышения или понижения основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона обозначается словом диез, а понижение на полтона — словом бемоль. Производные ступени не имеют собственных названий. Их названия образуются из названий основных ступеней и обозначения повышения или понижения, например, до-диез, ре-бемоль. Производным ступеням на клавиатуре фортепиано соответствуют чёрные клавиши (рис. 1).

Рис. 1. Основные и производные ступени на клавиатуре форепиано

Этот рисунок необходимо зрительно очень хорошо запомнить, так как это таблица умножения в музыке, при помощи которой вы всегда сможете вспомнить подзабытую информацию и восстановить её при помощи рассчетов на основе этой таблицы.

Для лучшего запоминания обратите внимание на то, что группа двух белых клавиш с чёрной клавишей между ними похожа на символ ^ или горы. Тогда октаву можно представить как две горы + три горы или так:

Вершины галочек (гор) – чёрные клавиши, а точки их оснований – белые. Для простоты можно сказать, что это 2 + 3. Есть ещё такой замечательный советский фильм «три плюс два». А у нас наоборот «два плюс три»

Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже при изучения понятия лада.

Двенадцать полутонов, которые делят октаву, показаны на рис. 2.

Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами

Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.

Рис. 3. Основные ступени

На рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си и до образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них основные ступени с такой же лёгкостью, как на клавиатуре фортепиано. Нет! Из этого следует то, что большая часть построений в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано. Отсюда следует вывод о том, что, если вы хотите уверенно использовать теорию музыки на практике, то необходимо уверенно знать и помнить построения на клавиатуре фортепиано.

В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах. Полутон имеет значение 1/2 (0.5). Два полутона образуют тон, 1/2 + 1/2 = 1 или 2 * 1/2 = 1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3 * 1/2 = 1,5 тона и т.д. Данная ломаная линия поможет начинающим музыкантам не запутаться в расчётах. Чёрные клавиши короче, и явно не видно то, что у большинства белых клавиш соседними являются чёрные клавиши, а не белые, как может показаться, если смотреть на широкие части белых клавиш.

Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:

  • воспринимать всё на слух
  • всё учить и запоминать
  • понять систему и запомнить схемы различных построений

Первый подход во многом напоминает метод «тыка». Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Без знания теории музыки можно даже стать виртуозным исполнителем. Однако отсутствие или пробелы в знании теории часто сильно ограничивает возможности человека в практике..

Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один – теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.

Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Мы же не старамся запомнить то, как производить математические операции над всеми возможными числами. Это просто невозможно сделать. Достаточно выучить таблицу умножения и запомнить правила действия и выполнений математических операций. Аналогичный подход используется и для выполнений построений в музыке.

Источник

Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Кругнизкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемольэто то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
  • Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До
#
Ре
#
Фа
#

ль
#
Ля
#
До
#
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До2 Ре2

Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).

А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима — 0 полутонов.

Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).

Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.

Квинта — 7 полутнов.

Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.

Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.

Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
# D#1

Ре
# F#1

Фа
# G#1

Cоль
# A#1

Ля
# C#2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.

Ту

До
# Мо

Ре
# Зу

Фа
# Ло

Cоль
# Цу

Ля
# Ту2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.

Источник

Читайте также:  Дефлекторы боковых окон аккорд
Оцените статью