Разнообразие тембров аккордеона
МБОУ ДО «Кривошеинская ДШИ», с. Кривошеино, Томская область, Россия
Любой музыкальный инструмент имеет особую окраску звучания, которая может несколько отличаться в зависимости от качества материала инструмента, способа звукоизвлечения, штрихов, других особенностей исполнения. Но далеко не каждый музыкальный инструмент обладает такой богатой палитрой тембров, как аккордеон, благодаря наличию регистров-переключателей.
Тембр – важное средство музыкальной выразительности. При помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого — мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга, — усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произведения.
Основная цель данной работы – продемонстрировать огромную роль использования регистров на аккордеоне, позволяющих изменять окраску звука, в воспитании музыкального слуха юного исполнителя.
В ходе рассмотрения особенностей применения разных регистров при игре на аккордеоне было уделено внимание решению таких задач, как повышение заинтересованности учащихся в освоении навыков игры на инструменте, развитие слухового контроля в процессе обучения, ассоциативного мышления учащихся, расширение музыкального кругозора юных музыкантов, а также стремление наиболее полно использовать возможности инструмента.
Для каждого педагога важно пробудить в учащемся желание приобретать навыки игры на инструменте с увлечением. Использование специфических особенностей при игре на инструменте всегда вызывает интерес у исполнителей и слушателей. Поэтому рассмотренная в данной статье проблема грамотного, методически осмысленного введения регистрового разнообразия в процесс обучения игре на аккордеоне необычайно актуальна для каждого преподавателя.
Аккордеон, как и его далекий предшественник – орган, имеет регистры — переключатели. Назначение регистров аккордеона – изменять тембр (окраску) звука, его силу и увеличивать диапазон инструмента. После того, как учащийся приобрёл начальные навыки игры, его необходимо ознакомить с тембровыми возможностями аккордеона. Исполняя даже несложную пьесу, полезно послушать, как она звучит в том или ином регистре. Такие упражнения приучают на слух определять разницу тембрового звучания. Здесь же желательно проанализировать, при включении какого регистра пьеса звучит лучше и интереснее, и на каком регистре искажается весь характер произведения. Уже с первых месяцев обучения надо воспитывать у юного музыканта умение слушать себя и желание использовать регистры для более яркого художественного результата.
Тембр некоторых регистров аккордеона напоминает звучание других музыкальных инструментов. Например, в пьесе Н. Шейко «Балалаечка играет» слышно подражание игре на балалайке при использовании регистра. См. пример №1.
В пьесе «Покажи, как играет флейта» звучит тембр английского рожка, если играть в первой октаве, включив регистр , или флейты, если играть с этим же включенным регистром во второй октаве. См. пример №2.
Регистр может изменять характер звучания, сделав его более густым и насыщенным или более прозрачным и лёгким. См. пример №3 Приложения.
Пример №2
В украинском народном танце «Гопак» регистр использован для усиления звучности, чтобы подчеркнуть яркий, праздничный характер музыки. См. пример №4 Приложения.
Использование регистров помогает передать различные настроения, например, лёгкую грусть, нежность. См. пример № 5.
Пример №5
При помощи регистров можно увеличить диапазон звучания инструмента. См. пример №6.
Пример №6
В первый год обучения рекомендуется использовать регистры правой клавиатуры с пометками
или
. Если на правой клавиатуре имеется больше пяти регистров, то можно дополнительно использовать регистры
,
. Включение некоторых других регистров —
,
,
, — видоизменяет, а иногда и искажает звучание. Рассмотрим регистры правой клавиатуры. Пометки (точки) на регистрах указывают количество голосов, звучащих при нажатии одной клавиши. Точками по горизонтали отмечены голоса, настроенные в унисон или разлив:
, точками по вертикали – октавные повышения и понижения звука, а также октавные удвоения:
Написано:
В соответствии с высотой звучания и тембром регистровые голоса условно называются: верхний голос —— флейта, средний —
— кларнет (и гобой), нижний —
— фагот. Включение некоторых регистров создает возможность получения различных сочетаний голосов:
— кларнет + гобой;
— флейта + кларнет;
— кларнет + фагот;
— флейта + фагот (на этом же регистре исполняют произведения, написанные для органа);
— флейта + кларнет + фагот;
— флейта + кларнет + гобой + фагот (имитируется звучание оркестра).
В пятиголосных инструментах добавлен еще один голос, звучащий в унисон (еще один регистр):
Наличие трех голосов, настроенных один ниже, другой выше основного (третьего), создает большой разлив в звучании (так называемый «французский»). Этот эффектный тембр звука используется аккордеонистами на эстраде, однако для классической музыки он не может быть рекомендован.
Эта же комбинация трех звучащих в унисон голосов встречается на
Как видно из вышесказанного, включая регистр, мы меняем тембр звучания инструмента, но так же при включении некоторых регистров, диапазон инструмента увеличивается на октаву вниз и вверх. Необходимо знать, что регистры,
,
,
не изменяют высоты звучания (так как при включении регистров
,
преимущественно слышен нижний голос, как более сильный), тогда как при включении других регистров звучание становится на октаву ниже написанного:
Низкие и многоголосные регистры —,
,
,
,
,
— лучше использовать в пьесах с высоким мелодическим голосом (см. примеры № 7, № 8 Приложения). Если же мелодия, особенно с аккордами, записана в малой и первой октавах, то использование этих регистров менее желательно, так как мелодия окажется ниже аккомпанемента и звучание приобретет мрачный, угрюмый характер.
Чтобы, при включении указанных регистров, звучание соответствовало написанному, следует играть октавой выше, то есть передвинуть руку вниз по клавиатуре.
Демпферные крышки, расположенные на правой сетке, а в особенности демпферная шторка под ней, служат не только для приглушения звучности, но и для изменения тембра звучания. При закрытой демпферной шторке звучание приобретает оттенок, какой достигается на инструментах с ломаной или ступенчатой декой.
Регистры левой клавиатуры позволяют регулировать густоту басовых звуков. Их включение и выключение приводит не к изменению тембра, а лишь к увеличению или к уменьшению громкости за счет большего или меньшего октавного удвоения, также дает возможность провести мелодию в партии левой руки без октавных удвоений в более высоком или низком звучании. Нужно следить за тем, чтобы регистр левой клавиатуры аккордеона соответствовал по силе и характеру звучания регистру правой стороны. Регистры левой клавиатуры обозначаются:
При использовании регистров левой клавиатуры надо соблюдать звуковое равновесие партий правой и левой руки. Например, включив на правой клавиатуре регистр(звучание в один голос), необходимо уменьшить густоту басовой партии, включив один голос из крайних басовых регистров. И наоборот, включение многоголосных регистров правой клавиатуры:
,
,
-требует более насыщенного звучания партий левой руки, которые достигается включением регистра
.
Для аккордеонов, имеющих пять регистров на правой клавиатуре и три – на левой, возможны следующие сочетания регистров:
Инициатива в выборе нужного регистра для выразительного исполнения пьесы должна исходить от учащегося, а педагог только направляет и развивает его музыкальное чутье. Играя произведение, написанное для симфонического оркестра, не всегда следует подражать различным инструментам, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга, а столь же частая смена регистров не даст желаемых результатов. Подбирая регистры, нужно учитывать общий характер, фактуру и художественный замысел произведения, искать новые краски, использовать специфические возможности аккордеона.
Например, играя произведение, написанное для клавесина «Кукушка» , часто используют регистр (гобой), который напоминает тембр клавесина. Но ведь мы создаем образ кукушки, а не подражаем клавесину. Лучше играть эту пьесу на регистре
(фагот) октавой выше, и тогда звучание этой пьесы приобретет неповторимую прелесть.
Необходимо овладеть и техникой включения и выключения регистров. При переключении нужно не только учитывать смену характера звучания, но и стараться не нарушить ритм и общий темп произведения, чтобы переключение регистров было незаметным для слушателя. Это требует особого навыка. Нужно освоить и сам момент включения (то есть нажатия) регистра. Снятие на мгновение руки с клавиатуры и нажим кнопочного и планочного регистра осуществляется быстрым, но спокойным и мягким движением с последующим ускорением к концу. Резкий удар может привести к порче регистрового механизма, а в отдельных конструкциях – к неполному включению регистра.
В большинстве случаев при переключении клавишных регистров, расположенных на сетке, снимать кисть с клавиатуры не нужно. Регистр следует переключать 1-ым или 2-ым пальцем, если кисть находиться внизу, а нужный регистр вверху; 4-м или 5-м, если кисть находиться вверху, а нужный регистр внизу; 3- м пальцем, если нужный регистр находиться около 3-ого пальца.
Очень важно, чтобы момент включения регистра приходился на определенный счет, и движение руки не выводило играющего из ритма и тактового размера произведения. Надо следить, чтобы движения были быстрыми, но не суетливыми. Кроме того, надо точно знать расположение регистров и включать их не глядя.
Насколько часто надо включать регистры – правил не существует, это зависит от художественного замысла исполняемой пьесы, трактовки исполнителя и возможностей инструмента.
Использование регистров даёт возможность практически решить основные задачи обучения игре на аккордеоне: формирование музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие творческого мышления, разширение музыкального кругозора.
1. «Школа игры на аккордеоне». — М.: «Издательский дом В. Катанского», 2001г.
2. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)». — М.: «Издательский дом В. Катанского», 2000г.
3. «Юный аккордеонист», ч.2, М.: «Музыка», 2003г.
4. «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: «Советский композитор», 1988г.
5. «Музыкальная энциклопедия», М.: «Советская энциклопедия», 1981г.
6. «Школа игры на аккордеоне», М.: «Музыка», 1990г.
7. «Школа игры на аккордеоне». – М.: «Советский композитор», 1989г.
8. «Школа игры на аккордеоне». — М.: «Советский композитор», 1972г.
Источник