Выдающийся вклад в русское и мировое искусство внесли с о н а т ы Прокофьева. Значительная их часть была создана ещё в консерваторский период. В самых ранних из этих сочинений обнаруживаются влияния Скрябина, отчасти Метнера. Соната №1 f-moll, хотя и содержит некоторые приметы индивидуальности автора, написана ещё в духе скрябинского творчества раннего периода. Воздействие Скрябина сказались также в 3-й Сонате ор. 28 и, отчасти в 4-й ор. 29, но характер музыки в этих сонатах типично прокофьевский. В стилистическом отношении они могут быть отнесены к первым выдающимся образцам классической сонаты русской фортепианной литературы нового времени. Написанная через несколько лет 2-я Соната ор. 14 уже полностью свободна от влияния Скрябина. 3-я Соната a-moll принадлежит к числу лучших произведений композитора, приобретших популярность во всём мире. Она выделяется богатством внутреннего содержания, цельностью формы и стремительностью развития, мастерским и эффектным концертным стилем изложения. Все ранние сонаты впервые прозвучали в исполнении автора 1-я и 2-я в Москве (1910,1914), 3-я и 4-я в Петрограде (1918).
«Музыку, прежде всего, надо сочинять большую, то есть такую, где и замысел и техническое выполнение соответствовало бы размаху эпохи. » С. Прокофьев
Наиболее значительной частью фортепианного наследия Прокофьева являются его фортепианные сонаты. Здесь особенно заметны и смелое новаторство композитора и верность высоким традициям. Типичная основа сонатной формы Прокофьева — это циклическое трех- или четырехчастное целое при начальном сонатном аллегро, составляющем исходный пункт формообразования. В этом отношении он следует традициям венской классической школы. К традиционным моментам классицизма следует отнести и «обыгрывание» в средних частях сонатного цикла танцевальных жанров XVII и XVIII веков (гавот, менуэт), использование — порой в средних, порой в крайних частях — токкатных форм, а также четкое разграничение партий и разделов.
Характерны для прокофьевского сонатного письма и повышенная роль отдельных деталей, их острая индивидуализация и выразительная самостоятельность — черты, свойственные уже более поздним, романтическим сонатным традициям.
Однако необычное, преимущественно сценическое понимание конфликтности и образного развития, театральная конкретность сонатной драматургии и использование новых выразительных возможностей в мелодике и гармонии в корне отличают характер прокофьевского сонатного письма от традиционного. Этому же способствуют и смелые приемы симфонизации в ряде поздних сонат и новаторская фактура, обусловленная своеобразным пианизмом.
Сонатам Прокофьева свойственны, прежде всего, лаконизм и афористичность высказывания с вытекающими из них особенностями формообразования и языка. Композитор как бы стремится показать в первом же экспозиционном раскрытии образа его наиболее острое интонационное выражение, дать его полновесное осмысление. Отсюда повышенное значение раздела экспозиции в форме, ее преобладающая роль по отношению к разработочному разделу, который нередко становится лишь местом контрапунктического скрещения тем (то есть, по существу, лишь широким развертыванием экспозиционного материала).
(В этом отношении принципы сонатного формообразования Прокофьева заметно расходятся с подобными принципами у Шостаковича. Для Шостаковича особенно важен процесс разработочности, и ему даже более важно в сонатно-симфоническои форме противопоставление всего раздела разработки всему разделу экспозиции, чем контраст тем внутри экспозиции (впрочем, в камерных инструментальных жанрах это явление менее заметно, чем в жанре симфонии). Обобщая и подытоживая, можно сказать, что для Прокофьева специфика сонатно-симфоническои формы выражения выявляется, прежде всего, через раскрытие образов вконтрастах их данности в экспозиции, а для Шостаковича — вконфликтах их развития в разработке.)
Это сказывается и на действенной интонационной свежести тем экспозиции, что говорит о мелодико-гармоническом обновлении самого «материала». Прокофьев стремится создать как бы автономность лаконичных тем, самодовлеющую независимость образованных ими тональных структур и разделов, будто в своеобразном движении сменяющих друг друга кадров. В то же время он настойчиво связывает эти «кадры» общностью ряда фактурных приемов, единством их ритмических рисунков или ладогармонической логики, а иногда — более редко — и интонационными ассоциациями. Таким образом, кадровая «монтажность» не приводит ни к сюитной разобщенности, ни к механическому суммированию фрагментов, а создает специфическую сонатную целостность, в которой процесс развития сжат, обострен, динамизирован.
Органичное единство традиций и новаторства особенно заметно в его сонатном письме. Именно здесь Прокофьев разрешил с наибольшей рельефностью одно из основных противоречий современной музыки: воплощение внутренне новой гармонии во внешне старых схемах формообразования.
Девять сонат для фортепиано представляют собой выдающийся вклад в советскую музыкальную литературу. Они прочно вошли в репертуар пианистов всего мира.
Сонаты для фортепиано Прокофьева создавались на протяжении сорока лет его композиторской деятельности — с 1907 по 1947 год. В них отразилась вся огромная эволюция творчества композитора, весь его сложный путь. Ведь за время между первой и последней сонатой композитором была сочинена сотня опусов! Конечно, не все в многотрудном пути большого художника нашло свое непосредственное отражение в сонатах, но основные вехи его творческой эволюции отразились достаточно четко.
Первая соната завершает ученический этап творчества Прокофьева. Вторая, Третья и Четвертая сонаты относятся к раннему периоду творчества. За границей композитор создал только одну Пятую сонату.
Следующая «триада» сонат (Шестая, Седьмая и Восьмая) — самые монументальные творения Прокофьева, навеянные драматическими событиями Великой Отечественной войны. И наконец, последняя, Девятая соната (1947) — юношески светлая «лебединая песнь» — завершает работу композитора как в собственно сонатном жанре, так и в области фортепианной музыки в целом.
Источник
Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.
С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор, 1-я часть, 2-я тема
В основу настоящего списка положен список произведений, составленный С. С. Прокофьевым. Указатель включает все произведения С. С. Прокофьева, внесенные им самим в список сочинений, обозначенных opus’ом, в том числе не до конца завершенные, а также задуманные в плане очередных работ, выполнить которые помешала преждевременная смерть. Из них эскиз Десятой сонаты — самое последнее сочинение С. С. Прокофьева. Также в список внесены произведения, не вошедшие в авторский список (без опусного номера). Произведения, год создания которых неизвестен, приводятся в конце списка.
Названия произведений, время и место их издания даны по титульным листам первых изданий.
Сведения, отсутствующие на титульных листах, приводятся в квадратных скобках. Названия неизданных произведений даются по авторским рукописям и авторскому указателю. Годы, взятые в круглые скобки (в графе «Время написания»), указывают дату написания первой редакции произведения.
Список отсортирован по опусам, однако ради удобства разделен на несколько разделов: до мая 1918 (до отъезда за границу), май 1918 — май 1936 (окончательный приезд в СССР) и май 1936—1953. Иногда поздние редакции и переложения некоторых сочинений могут находиться в более раннем хронологическом разделе, чем их реальное время создания (например, «Сказка про шута», начатая в 1915 г., была закончена в 1920, но по опусному номеру она попала в раздел «Сочинения, написанные до 1917 г.»). Многие произведения, начатые в России, были закончены уже за границей, поэтому деление на хронологические периоды в определенной мере условно.
В список не включены детские произведения Прокофьева, многие из которых сохранились только в виде начальных тактов.
Содержание
Произведения, написанные до 1918 г
Opus
Название произведения
Время написания
Дата первого исполнения и исполнитель
Первое издание
1
Первая соната для ф-п. f-moll [одночастная. Allegro. Meno mosso. Allegro]
1909 (1907)
21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор
[1911], Юргенсон
2
Четыре этюда для ф-п.
1909
21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор (исполнялись три этюда: №№1, 2, 4)
[1912], Юргенсон
3
[Четыре пьесы] для фортепиано.:
1. Сказка 2. Шутка 3. Марш 4. Призрак
1911 (1907-1908)
18 (31) декабря 1908, Петербург, автор (исполнялась только первая пьеса)
18 октября 1923, Париж, под упр. С. Кусевицкого, солист — Марсель Дарье
[1921], Гутхейль
20
Ала и Лоллий, скифская сюита для большого оркестра:
1. Поклонение Велесу и Але 2. Чужбог и пляска нечисти 3. Ночь 4. Поход Лоллия и шествие Солнца
1914
16 (29) января 1916, Петроград, под упр. автора
1923, Гутхейль
21
Сказка про шута (семерых шутов перешутившего), балет в 6 картинах. Сюжет А. Афанасьева, либретто С. Прокофьева
1920 (1915)
17 мая 1921, Париж, под упр. автора. Постановщики М. Ларионов и Ф. Славинский
[1922], Гутхейль
21 bis
Шут, симфоническая сюита для большого оркестра:
1. Шут со своею шутихою 2. Танец шутиных жен 3. Шуты убивают своих жен 4. Шут, переодетый молодухой 5. Третий антракт 6. Танец шутиных дочерей 7. Приезд купца, танец поклонов и выбор невесты 8. В спальне у купца 9. Молодуха оборотилась козлухой 10. Пятый антракт 11. Ссора Шута с купцом 12. Заключительный танец
1922
15 января 1924, Брюссель, под упр. Ф. Рульмана
1924, Гутхейль
22
Мимолётности для ф-п. [20 пьес]
1915-1917
2 (15) апреля 1918, Петроград, автор
[1917], Гутхейль
23
Пять стихотворений для голоса с ф-п.:
1. Под крышей (В. Горянский) 2. Серое платьице (З. Гиппиус) 3. Доверься мне (Б. Верин) 4. В моем саду (К. Бальмонт) 5. Кудесник (Н. Агнивцев)
1915
27 ноября (10 декабря) 1916, Петроград, И. Алчевский, Е. Попова и автор (исполнялись только №№2-5)
1917, Гутхейль
24
Игрок, опера в 4 действиях, 6 картинах, по роману Ф. Достоевского. Либретто С. Прокофьева
1927 (1915-16)
29 апреля 1929, Брюссель, под упр. М. Корнейль де Торна.
1917, Мариинский театр, литографированное издание
25
«Классическая симфония» D-dur
1. Allegro 2. Intermezzo. Larghetto 3. Gavotta. Non troppo sllegro 4. Finale. Molto vivace
1916-17
8 (21) апреля 1918, Петроград, под упр. автора
1925, Росс. муз. изд-во
26
Третий концерт для ф-п. с оркестром C-dur
1. Andante. Allegro 2. Tema con variazioni 3. Allegro, ma non troppo
1917-21
16 декабря 1921, Чикаго, под упр. Ф. Стока, солист — автор
1923, Гутхейль
27
Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с ф-п.:
1. Солнце комнату наполнило 2. Настоящую нежность 3. Память о солнце 4. Здравствуй 5. Сероглазый король
1916
5 (18) февраля 1917, Москва, З. А. Артемьева и автор
[1917], Гутхейль
28
Третья соната для ф-п. (из старых тетрадей) [a-moll, одночастная]
1917 (1907)
2 (15) апреля 1918, Петроград, автор
[1918], Гутхейль
29
Четвертая соната для ф-п. (из старых тетрадей) [c-moll]
1. Allegro molto sostenuto 2. Andante assai 3. Allegro con brio, ma non leggiere
1917 (1908)
4 (17) апреля 1918, Петроград, автор
[1918], Гутхейль
29 bis
Andante из Четвёртой сонаты, транскрипция для симфонического оркестра
1934
13 февраля 1958, Ленинград, под упр. Г. Рождественского
?
30
Семеро их (К. Бальмонт. Зовы древности), кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра
1917-1918 [3]
29 мая 1924, Париж, под упр. С. Кусевицкого
1922, Гос. муз. изд-во
Произведения 1918—1935 гг
Opus
Название произведения
Время написания
Дата первого исполнения и исполнитель
Первое издание
31
«Сказки старой бабушки» для ф-п.:
1. Moderato 2. Andantino 3. Andante assai 4. Sostenuto
1918
7 января 1919, Нью-Йорк, автор
[1922], Гутхейль
32
Четыре пьесы для ф-п.:
1. Танец 2. Менуэт 3. Гавот 4. Вальс
1918
30 марта 1919, Нью-Йорк, автор
[1922], [[Гутхейль]]
33
«Любовь к трем апельсинам», опера в 4 действиях, 10 картинах с прологом. Текст С. Прокофьева (по К. Гоцци)
1919
30 декабря 1921, Чикаго, под упр. автора
1922, Гутхейль
33 bis
«Любовь к трем апельсинам», симфоническая сюита из оперы в 6 частях:
1. Чудаки 2. Сцена в аду 3. Марш 4. Скерцо 5. Принц и принцесса 6. Побег
1924
29 ноября 1925, Париж, под упр. Ф. Гобера
1922, Гутхейль
33 ter
«Любовь к трем апельсинам», 2 фрагмента из оперы, концертная транскрипция автора для ф-п.
1922
?
[1922], Гутхейль
34
Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и ф-п. c-moll
1919
26 января 1920, Нью-Йорк, ансамбль Зимро с участием автора
[1922], Гутхейль
34 bis
Увертюра на еврейские темы, транскрипция для симфонического оркестра
1934
Прага, под упр. Н. Малько
1935, Гутхейль
35
Пять песен без слов для голоса с ф-п.:
1. Andante 2. Lento, ma non troppo 3. Animato 4. Andantino, un poco scherzando 5. Andante non troppo
1920
27 марта 1921, Нью-Йорк, Нина Кошиц и автор
[1922], Гутхейль
35 bis
Пять мелодий для скрипки и ф-но
1925
?
[1925], Росс. муз. изд-во
36
Пять стихотворений К. Бальмонта для голоса с ф-п.:
1. Заклинание воды и огня 2. Голос птиц 3. Бабочка 4. Помни меня 5. Столбы
1921
24 октября 1923, Москва, Е. В. Копоносова-Держановская и П. Ламм (исполнялись только №№1, 2 и 4)
[1923], Гутхейль
37
«Огненный ангел», опера в 5 действиях. Сюжет В. Брюсова, либретто С. Прокофьева
1919-1927
14 июня 1928, Париж, под упр. С. Кусевицкого (2 фрагмента)
25 ноября 1953, Париж, под упр. Ш. Брюка (концертное исполнение)
1927, Гутхейль
38
Пятая соната для ф-п. C-dur
1. Allegro tranquillo 2. Andantino 3. Un poco allegretto
1923
9 марта 1924, Париж, автор
[1925], Гутхейль
39
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll
1. Tema con variazioni 2. Andante energico 3. Allegro sostenuto, ma con brio 4. Adagio pesante 5. Allegro precipitato, ma non troppo presto 6. Andantino
1924
6 марта 1927, Москва, Н. Назаров, И. Майоров, Д. Цыганов, В. Борисовский, И. Гертович
1927, Гутхейль
40
Вторая симфония [d-moll]
1. Allegro ben articolato 2. Tema con variazioni
1924
6 июня 1925, Париж, под упр. С. Кусевицкого
1925, Росс. муз. изд-во
41
«Стальной скок», балет в 2 картинах. [Либретто Г. Якулова и С. Прокофьева]
1925
7 июля 1927, Париж, под упр. Р. Дезормьера. Постановщик Л. Мясин
[1928], Росс. муз. изд-во
41 bis
«Стальной скок», симфоническая сюита из балета в 4 частях:
1. Явление участников 2. Комиссары, ораторы и граждане 3. Матрос и работница 4. Фабрика
1926
27 мая 1928, Москва, под упр. В. Савича
1927, Росс. муз. изд-во
42
Увертюра B-dur для камерного оркестра
1926
7 февраля 1927, Москва, Персимфанс
?
42a
Увертюра B-dur, вариант для большого оркестра
1928
18 декабря 1930, Париж, под упр. П. Монтё
?
43
Дивертисмент для оркестра
1. Moderato, molto ritmato 2. Larghetto (non troppo lento) 3. Allegro energico. Allegretto 4. Allegro non troppo e pesante. Moderato cantabile
1925-29
22 декабря 1929, Париж, под упр. автора
1930, Росс. муз. изд-во
—
5 казахских народных напевов, обработки для голоса и ф-п.:
1. Интермеццо (из балета «Блудный сын») 2. Рондо (из балета «Блудный сын») 3. Этюд (из балета «Блудный сын») 4. Скерцино (из Песен без слов, соч. 35) 6. Скерцо (из Симфониетты, соч. 48)
1930-1931
27 мая 1932, Москва, автор
[1931], Росс. муз. изд-во
53
Четвёртый концерт для ф-п. с оркестром B-dur (для левой руки)
1. Vivace 2. Andante 3. Moderato 4. Vivace
1931
5 сентября 1956, Западный Берлин, под упр. Мартина Риха, солист Зигфрид Рапп
?
54
Две сонатины для фортепиано.
1. Сонатина e-moll 2. Сонатина G-dur
1931-1932
17 апреля 1932, Лондон, автор (сонатина №2)
1932, Росс. муз. изд-во
55
Пятый концерт для ф-п. с оркестром G-dur
1. Allegro con brio 2. Moderato ben accentuato 3. Toccata. Allegro con fuoco 4. Larghetto 5. Vivo
1932
31 октября 1932, Берлин, под упр. В. Фуртвенглера, солист — автор
Две песни из кинофильма «Поручик Киже» для голоса с ф-п.:
1. Стонет сизый голубочек 2. Тройка
1934
?
Росс. муз. изд-во
—
«Египетские ночи», музыка к постановке Камерного театра в Москве. Сюжет по Шекспиру, Шоу и Пушкину.
1934
?
?
61
«Египетские ночи», симфоническая сюита [из музыки к спектаклю]
1. Ночь в Египте 2. Цезарь, сфинкс и Клеопатра 3. Тревога 4. Танцы 5. Антоний 6. Закат Клеопатры 7. Roma militaris
1934
22 декабря 1938, Москва, под упр. автора
1934, Гутхейль
62
«Мысли», 3 пьесы для ф-но:
1. Adagio penseroso. Moderato 2. Lento 3. Andante
1933-1934
13 ноября 1936, Москва, автор
1935, Росс. муз. изд-во
63
Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll
1. Allegro moderato 2. Andante assai 3. Allegro ben marcato
1935
1 декабря 1935, Мадрид, под упр. Э. Фернандеса Арбоса, солист — Робер Соэтан
1937, Гутхейль
Произведения, написанные после 1936 г
Opus
Название произведения
Время написания
Дата первого исполнения и исполнитель
Первое издание
64
«Ромео и Джульетта», балет в 3 действиях, 9 картинах. [Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева]
1935-36
30 декабря 1938, Брно
1944, Музфонд (стеклография)
64 bis
«Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для оркестра
1. Народный танец 2. Сцена 3. Мадригал 4. Менуэт 5. Маски 6. Ромео и Джульетта 7. Гибель Тибальда
1936
24 ноября 1936, Москва, под упр. Г. Себастьяна
1938, Музгиз
64 ter
«Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для большого оркестра
1. Монтекки и Капулетти 2. Джульетта-девочка 3. Патер Лоренцо 4. Танец 5. Ромео и Джульетта перед разлукой 6. Танец антильских девушек 7. Ромео у могилы Джульетты
1936
15 апреля 1937, Ленинград, под упр. автора
1938, Москва
65
Детская музыка, 12 легких пьес для ф-п.:
1. Утро 2. Прогулка 3. Сказочка 4. Тарантелла 5. Раскаяние 6. Вальс 7. Шествие кузнечиков 8. Дождь и радуга 9. Пятнашки 10. Марш 11. Вечер 12. Ходит месяц над лугами
1935
11 апреля 1936, Москва, автор
1936, Музгиз
65 bis
«Летний день», детская сюита для малого оркестра
1. Утро 2. Пятнашки 3. Вальс 4. Раскаяние 5. Марш 6. Вечер 7. Ходит месяц над лугами
1941
1946, Москва (по радио), под упр. А. Стасевича
1947, Музгиз
66
[Шесть песен]
[a] Две массовые песни [для голоса с ф-п.]: 1. Партизан Железняк 2. Анютка [б] Четыре песни для голоса или одноголосного хора с ф-п.: 1. Растет страна 2. Сквозь снега и туманы. Слова А. Афиногенов 3. За горою 4. Песня о Ворошилове
1935
?
1935, Музгиз (а).
67
«Петя и волк», симфоническая сказка для детей [Слова С. Прокофьева]
1936
2 мая 1936, Москва, под упр. автора. Чтица Т. Боброва
1937, Музгиз
68
Три детские песни для голоса с ф-п.:
1. Болтунья 2. Сладкая песенка 3. Поросята
1936-1939
5 мая 1936, Москва, Л. Глазкова
1937, Музгиз (1, 2).
69
Четыре марша для духового оркестра
1. Марш для спартакиады 2. Лирический марш 3. Походный марш 4. Кавалерийский марш (с хором «Через мостик»)
1935-1937
?
1937, Музгиз (№1)
70
«Пиковая дама», музыка к неосуществленному фильму, для большого симфонического оркестра
1936
?
?
70 bis
«Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю театра им. В. Мейерхольда, для симфонического оркестра
1936
28 апреля 1960 (по радио), Москва, под упр. А. Фролова (исполнялись №№ 8, 10)
?
71
«Евгений Онегин», музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина (инсценировка С. Кржижановского)
1936
1 апреля 1980 (по радио)
?
72
Русская увертюра [для симфонического оркестра]
1936
29 октября 1936, Москва, под упр. Э. Сенкара
1936, Гутхейль
73
Три романса для голоса с ф-п. на слова Пушкина:
1. Сосны 2. Румяной зарею 3. В твою светлицу
1936
20 апреля 1937, Москва (по радио), Лина Льюбера и автор
1937, Музгиз
74
Кантата к двадцатилетию Октября в 10 частях для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров; текст из Маркса, Ленина и Сталина
1. Вступление («Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма») 2. Философы 3. Интерлюдия 4. Мы идем тесной кучкой 5. Интерлюдия 6. Революция 7. Победа 8. Клятва Сталина 9. Симфония 10. Конституция
1936-1937
5 апреля 1966, Москва, под упр. К. Кондрашина
?
75
«Ромео и Джульетта», десять пьес для ф-п.:
1. Народный танец 2. Сцена 3. Менуэт 4. Джульетта-девочка 5. Маски 6. Монтекки и Капулетти 7. Патер Лоренцо 8. Меркуцио 9. Танец антильских девушек 10. Ромео и Джульетта перел разлукой
1937
1937, Москва, автор
1938, Искусство
76
«Песни наших дней» [для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра]
1. Марш 2. Через мостик (кавалерийская) 3. Будьте здоровы 4. Золотая Украина 5. Брат за брата 6. Девушки 7. Двадцатилетний 8. Колыбельная 9. От края до края
1937
5 января 1938, Москва, под упр. А. Гаука, хормейстер Н. Данилин
1939, Музгиз
77
«Гамлет», музыка к спектаклю, для малого симфонического оркестра
1937-1938
15 мая 1938, Ленинград (премьера спектакля)
?
77 bis
Гавот (№8) из музыки к спектаклю «Гамлет» для ф-п.
1938
22 ноября 1939 (по радио), Москва, автор
1939, Гутхейль
—
«Александр Невский», музыка к фильму, для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра
1938
?
?
78
«Александр Невский», кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра. Слова В. Луговского и С. Прокофьева
1. Русь под игом монгольским 2. Песня об Александре Невском 3. Крестоносцы во Пскове 4. Вставайте, люди русские 5. Ледовое побоище 6. Мертвое поле 7. Въезд Александра во Псков
1938-1939
17 мая 1939, Москва, под упр. автора, солистка — В. Гагарина
1941, Музгиз
78 bis
«Александр Невский», три песни из кинофильма (слова В. Луговского):
1. Вставайте, люди русские 2. Отзовитеся, ясны соколы 3. А и было дело на Неве-реке
1939
?
1939, Музгиз
79
Семь песен для голоса и ф-п.:
1. Песня о Родине 2. Стахановка 3. над полярным морем 4. Проводы 5. Смело вперед 6. Шел станицею казак 7. Гей, по дороге
1939
?
1940, Музгиз
80
Первая соната для скрипки и ф-п. [f-moll]. Редакция партии скрипки Д. Ойстраха
1. Andante assai 2. Allegro brusco 3. Andante 4. Allegrissimo
1938-1946
23 октября 1946, Москва, Д. Ойстрах и Л. Оборин
1947, Музфонд (стеклография)
81
«Семен Котко», опера в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я сын трудового народа». Либретто В. Катаева и С. Прокофьева
1939
23 июня 1940, Москва, оперный театр им. К. С. Станиславского, под упр. М. Жукова
1960, Музгиз
81 bis
«Семен Котко», симфоническая сюита из оперы для большого оркестра
1. Вступление 2. Семен и мать 3. Замовины 4. Южная ночь 5. Казнь 6. Село горит 7. Похороны 8. Наши пришли
1941
27 декабря 1943, Москва, под упр. М. Жукова
1947, Музгиз
—
«Лермонтов», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра
1941
?
?
82
Шестая соната для ф-п. [A-dur]
1. Allegro inquieto 2. Allegretto 3. Tempo di valzer, lentissimo 4. Vivace
«Здравица», для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра. Текст народный
1939
21 декабря 1939, Москва, под упр. Н. Голованова
1941, Музгиз
86
«Обручение в монастыре», лирико-комическая опера в 4 действиях, 9 картинах. Либретто С. Прокофьева по пьесе Шеридана «Дуэнья». Стихотворные тексты М. Мендельсон
1940
3 ноября 1946, Ленинград, театр оперы и балета им. С. Кирова, под упр. Б. Хайкина
1944, Музфонд
87
«Золушка», балет в 3 действиях. Либретто Н. Д. Волкова
1940-1944
21 ноября 1945, Москва, Большой театр, под упр. Ю. Файера, постановщик Р. Захаров. Золушка — Г. Уланова
1945, Музфонд
88
Симфонический марш для большого оркестра B-dur
1941
?
?
89
Семь массовых песен для голоса с фортепиано. и марш A-dur
1. Песня («Дрянь адмиральская») 2. Песня смелых 3. Клятва танкиста 4. Сын Кабарды 5. Подруга бойца 6. Фриц 7. Любовь воина
1941-1942
Ноябрь 1941, Нальчик, А. Доливо и автор (исполнялись только № 3 и №4)
1942, Музфонд
90
«1941 год», симфоническая сюита для большого оркестра в 3 частях
1. Ночь 2. В бою 3. За братство народов
1941
21 января 1943, Свердловск, под упр. Н. С. Рабиновича
?
91
«Война и мир», опера в 13 картинах с хоровым эпиграфом-прологом, по одноимённому роману Льва Толстого. Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой
1941-1952
16 октября 1944, Москва, Ансамбль Советской оперы ВТО, худ. рук. К. Попов. Концертное исполнение (1-я ред.)
Музгиз, 1958
92
Второй квартет [на кабардинские темы] для 2 скрипок, альта и виолончели F-dur
1. Allegro sostenuto 2. Adagio 3. Allegro
1941
5 сентября 1942, Москва, квартет им. Бетховена
1944, Музгиз
—
«Котовский», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра
1942
?
?
—
«Партизаны в степях Украины», музыка к фильму, для большого симфонического оркестра
1942
?
?
—
«Тоня», музыка к короткометражному фильму, для большого симфонического оркестра (на экран не вышел)
1942
?
?
93
«Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (слова П. Антокольского)
1942-43
21 февраля 1944, Москва, под упр. А. Гаука, с участием Ленгоскапеллы под упр. Г. Дмитриевского. Солисты Н. Шпиллер и Ф. Федотов
?
94
Соната для флейты и ф-п. D-dur
1. Moderato 2. Scherzo 3. Andante 4. Allegro con brio
1943
7 декабря 1943, Москва, Н. Харьковский и С. Рихтер
?
94 bis
Вторая соната для скрипки и ф-п. D-dur [тринскрипция сонаты для флейты и ф-п.]
1944
17 июня 1944, Москва, Д. Ойстрах и Л. Оборин
1946, Музгиз
95
Три пьесы [для ф-п. из балета «Золушка»]
1. Интермеццо 2. Гавот 3. Медленный вальс
1942
?
1943, Музгиз
96
Три пьесы для ф-п.:
1. Вальс (из оперы «Война и мир») 2. Контрданс (из музыки к фильму «Лермонтов») 3. Мефисто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов»)
1941-42
?
1943, Музгиз
97
Десять пьес из балета «Золушка» для ф-п.:
1. Фея Весны 2. Фея Лета 3. Фея Осени 4. Фея Зимы 5. Кузнечики и стрекозы 6. Ориенталия 7. Паспье 8. Каприччио 9. Бурре 10. Адажио. Принц и Золушка
1943
?
1944, Музгиз
97 bis
Adagio [из балета «Золушка»] для виолончели и ф-п.
1944
19 апреля 1944, Москва (по радио), А. П. Стогорский
1945, Музфонд (стеклография)
98
Эскизы к Гимну Советского Союза на слова С. Михалкова и Эль-Регистана и к Гимну РСФСР на слова С. П. Щипачева
1943, 1946
—
?
99
Марш для духового оркестра B-dur
1944
30 апреля 1944, Москва (по радио), под упр. И. В. Петрова
«Ромео и Джульетта», третья симфоническая сюита из балета, для большого симфонического оркестра
1. Ромео у фонтана 2. Утренний танец 3. Джульетта 4. Кормилица 5. Утренняя серенада 6. Смерть Джульетты
1946
8 марта 1946, Москва, под упр. В. Дегтяренко
1949, Музгиз
102
Шесть пьес из балета «Золушка» для ф-п.:
1. Вальс; Золушка и принц 2. Вариация Золушка 3. Ссора 4. Вальс; отъезд Золушки на бал 5. Па-де-шаль 6. Amoroso
1944
?
1944, Музфонд (стеклография)
103
Девятая соната для ф-п. C-dur
1. Allegretto 2. Allegro strepitoso 3. Andante tranquillo 4. Allegro con brio, ma non troppo presto
1947
21 апреля 1951, Москва, С. Рихтер
1955, Музгиз
104
Обработки русских народных песен для голоса с фортепиано.
Тетрадь № 1: 1. В лете калина 2. Зеленая рощица 3. На горе-то калина 4. Снежки белые 5. Кари глазки 6. Катерина Тетрадь № 2: 1. Сон 2. За лесочком 3. Дунюшка 4. Янигде дружка не вижу 5. Сашенька 6. Чернец
1944
25 марта 1945, Москва, Л. Мельникова и Б. Абрамович
1945, Музфонд (стеклография)
105
Ода на окончание войны для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов
1945
12 ноября 1945, Москва, под упр. С. Самосуда
?
106
Два дуэта, обработка русских народный песен для тенора и баритона с ф-п. (текст народный, записан Е. В. Гиппиусом):
1. Московская славна путь-дорожка 2. Всякой на свете-то нежится
1945
?
1946, Музфонд (стеклография)
107
«Золушка», первая симфоническая сюита из балета
1. Вступление 2. Танец с шалями 3. Ссора 4. Фея-бабушка и фея Зимы 5. Мазурка 6. Отъезд Золушки на бал 7. Вальс Золушки 8. Полночь
1946
12 ноября 1946, Москва, под упр. А. Стасевича
1949, Anglo-Soviet Music
108
«Золушка», вторая симфоническая сюита из балета в 7 частях:
1. Мечты Золушки 2. Урок танцев и гавот 3. Фея Весны и фея Лета 4. Бурре 5. Приезд Золушки на бал 6. Большой вальс 7. Галоп
1946
?
?
109
«Золушка», третья симфоническая сюита из балета
1. Павана 2. Золушка и принц (Adagio) 3. Три апельсина 4. Южные края (Соблазн) 5. Ориенталия 6. Принц находит Золушку 7. Медленный вальс 8. Amoroso
1946
3 сентября 1947 (по радио), Москва, под упр. А. Стасевича
1954, Музгиз
110
Вальсы, сюита для симфонического оркестра
1. С той поры, как я встретил вас (из оперы «Война и мир») 2. Золушка в замке (из балета «Золушка») 3. Мефтсто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов») 4. Конец сказки (из балета «Золушка») 5. Вальс новогоднего бала (из оперы «Война и мир») 6. Навстречу счастью (из балета «Золушка»)
1946
13 мая 1947, Москва, под упр. М. О. Штеймана
1947, Музфонд (стеклография)
111
Шестая симфония es-moll
1. Allegro moderato 2. Largo 3. Vivace
1945-47
11 октября 1947, Ленинград, под упр. Е. Мравинского
1949, Leads Music Corporation
112
Четвертая симфония C-dur в 4 частях (новая редакция)
5 января 1957, Москва, под упр. Г. Рождественского
?
113
Праздничная поэма [«Тридцать лет»] для симфонического оркестра
1947
3 октября 1947, Москва, под упр. К. Иванова
1947, Музфонд (стеклография)
114
«Расцветай, могучий край», кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра (текст Е. Долматовского)
1947
12 ноября 1947, Москва, под упр. Н. П. Аносова
1947, Музфонд (стеклография)
115
Соната для скрипки соло [D-dur]
1. Moderato 2. Andante dolce. Tema con variazioni 3. Con brio. Allegro precipitato
1947
10 июля 1959, Москва, Р. Риччи
1952, Музгиз
116
«Иван Грозный», музыка к кинофильму
1942-1945
?
?
117
«Повесть о настоящем человеке», опера в 4 действиях, 10 картинах по одноименной повести Б. Полевого. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой
1947-48
3 декабря 1948, Ленинград, театр оперы и балета им. С. Кирова, под упр. Б. Хайкина
?
118
«Сказ о каменном цветке», балет в 4 действиях по материалам сказов П. Бажова. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсн-Прокофьевой
1948-1950
12 февраля 1954, Москва, Большой театр, под упр. Ю. Файера
1956, Музгиз
119
Соната для виолончели и ф-п. C-dur
1. Andante grave 2. Moderato 3. Allegro ma non troppo
1949
1 марта 1950, Москва, М. Ростропович и С. Рихтер
1951, Музгиз
120
Пушкинские вальсы для симфонического оркестра
1. F-dur 2. cis-moll
1949
1952 (по радио), Москва, под упр. С. Самосуда
?
121
Песня солдатская походная, слова В. Луговского
1950
?
1960, «Советский композитор»
122
«Зимний костер», сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака
1949
19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда
1951, Музгиз
123
«Летняя ночь», симфоническая сюита по материалам оперы «Обручение в монастыре» в 5 частях:
«На страже мира», оратория для солиста (меццо-сопрано), чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака
1. Едва опомнилась земля от грохота войны 2. Кому сегодня десять леть 3. Город славы — Сталинград 4. Пусть будет героям наградой 5. Нам не нужна война 6. Голуби мира 7. Колыбельная 8. На мирном торжестве 9. Разговор в эфире 10. Весь мир готов к войне с войной
1950
19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда
1952, Музгиз
125
Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll в 3-х частях:
1. Andante 2. Allegro guisto 3. Andante con moto
1950-1952
18 февраля 1952, Москва, под упр. С. Рихтера, солист М. Ростропович
1959, Музгиз
126
Свадебная сюита из балета «Сказ о каменном цветке» для большого симфонического оркестра в 5 частях: