- Струнные смычковые и щипковые инструменты
- Щипковые музыкальные инструменты
- Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления
- Вступление
- ЗОЛОТАЯ ФОРМУЛА
- БАЗОВЫЙ ОТРЕЗОК или ЭТАЛОННАЯ МЕНЗУРА
- Сводная Таблица мензур
- СМЫЧКОВАЯ ГРУППА
- СКРИПКА
- ВИОЛОНЧЕЛЬ
- МАЛОМЕНЗУРНЫЕ СКРИПКИ И ВИОЛОНЧЕЛИ
- Маломензурные скрипки
- Маломензурные виолончели
- КОНТРАБАС
- Щипковая группа
- Гитары
- 6-ТИ и 7-МИ СТРУННАЯ ГИТАРА
- БАС-ГИТАРА 4/4
- Русские народные инструменты
- ДОМРЫ 3-СТРУННЫЕ
- Домра пикколо
- Домра малая
- Домра альт
- Домра бас
- Домра контрабас
- БАЛАЛАЙКИ
- Балалайка прима
- Балалайка секунда
- Балалайка альт
- Балалайка бас
- Балалайка контрабас
Струнные смычковые и щипковые инструменты
Смычковые и щипковые инструменты: альт, арфа, балалайка, банджо, виола, виолончель, гитара, домра, контрабас, лютня, мандолина, скрипка.
Альт — струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. Подробнее читаем здесь.
Арфа — струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф были известны еще в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. В средние века арфа была излюбленным инструментом трубадуров и миннезингеров. Подробнее читаем здесь.
Балалайка — русский народный щипковый инструмент. Характерной внешней особенностью балалайки является треугольный корпус, снабженный грифом. Инструмент имеет 3 струны, настроенные следующим образом: 2 струны настроены на ми 1-й октавы, 3-я — на ля 1-й октавы.
Звук на балалайке извлекается «бряцанием», т. е. ударом пальцев при быстрых взмахах кисти правой руки, а также щипком или с помощью плектра. Подробнее читаем здесь.
Банджо — струнный щипковый инструмент, используемый в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения. Банджо представляет собой маленький барабанчик с грифом. Подробнее читаем здесь.
Виола — старинные смычковые инструменты, имевшие распространение в XV-XVII веках. Подробнее читаем здесь.
Виолончель — струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько уступает контрабасу. Подробнее читаем здесь.
Гитара — струнный щипковый инструмент, известный еще в средневековье. Плоский деревянный корпус инструмента (по форме напоминающий цифру 8) снабжен длинным грифом, над которым натянуты струны. Подробнее читаем здесь.
Домра — русский народный щипковый инструмент старинного происхождения. По ряду признаков домра напоминает балалайку: оба инструмента снабжены длинным грифом, над которым натянуты 3 струны; схожи они и характером звука. Подробнее читаем здесь.
Контрабас — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. «Предками» контрабаса были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. Подробнее читаем здесь.
Лютня — старинный струнный щипковый инструмент. Происхождение лютни относится к глубокой древности: она была известна за 2000 лет до н. э. В начале средневековья лютня широко распространилась в Европе, особенно в Италии и Испании XV-XVII веков, заняв в музыкальном быту такое же место, какое ныне занимает рояль. Подробнее читаем здесь.
Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент. Возник в Италии в XVI-XVII веках и получил широкое распространение, став народным инструментом. Подробнее читаем здесь.
Скрипка — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Источник
Щипковые музыкальные инструменты
К группе щипковых музыкальных инструментов относят: гитары, балалайки, домры, мандолины. В этих инструментах звук извлекается путем защипывания струн пальцами или упругой пластинкой — медиатором.
Гитара. Основными узлами гитары являются корпус, гриф и колковый механизм. Корпус гитары напоминает форму восьмерки и состоит из деки, дна и обечайки. Наиболее важной деталью является дека. Через приклеенный к ней порожек дека воспринимает колебания струн и совместно с корпусом усиливает звук и придает ему специфический тембр. Контур деки украшают окантовкой, а резонаторное отверстие — розеткой. На грифе гитары установлены ладовые пластины и головка с колковым механизмом для натяжения струн.
Длина струны между верхним и нижним порожком называется мензурой. Гитары с мензурой в 620 мм называются нормольными. Если величина мензуры составляет 650 мм, то такие гитары называются большими концертными. Гитары уменьшенных размеров <для детей) имеют мензуры 585 мм (терц-гитара, 540 мм (кварт-гитара) и 485 мм (квинт-гитара). По количеству струн гитары бывают шести- и семиструнные.
Разновидностью шестиструнной гитары является гавайская гитара, которая отличается от обыкновенной отсутствием ладов на грифе.
По качеству звучания и отделке различают гитары обыкновенного, повышенного и высшего качества.
Обыкновенные гитары изготовляют из лиственных пород древесины (березы, бука) и покрывают лаком. Корпуса гитар повышенного качества облицовывают древесиной ценных пород, покрывают лаком, с последующей располировкой. Гитары высшего качества изготовляют с измененным контуром верхней части (для удобства исполнения) и двумя резонаторными отверстиями — эфами, как у скрипки. Такие гитары инкрустируют перламутром, металлические детали никелируют.
Балалайка. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка — трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.
По количеству клепок балалайки могут быть пяти-, шести-, семи— и даже девятиклепочными. Чем больше клепок, тем ценнее балалайка.
В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас
Мандолина. Мандолина — четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов: овальные, полуовальные и плоские. Звук на мандолине извлекают медиатором.
Домра. Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех- и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов под названиями: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.
Смычковые инструменты
К струнным смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. В инструментах этой группы звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны. Как волос смычка, так и струны скрипки имеют белковое происхождение, поэтому тембр звучания скрипок близок к тембру человеческого голоса. Отсутствие ладов на грифе позволяет музыканту извлекать звуки самые различные по высоте, включая промежуточные между тонами и полутонами. Возможность тонкой нюансировки звука, как по высоте, так и по громкости, специфический тембр звучания придают скрипке бесконечные возможности в области техники исполнения.
Корпус скрипки состоит из деки, дна и обечаек. На деке прорезаны два продолговатых звуковых отверстия в виде латинский буквы f (эф) и поэтому называемых эфами. Дека окаймляется врезной прожилкой — усом, состоящим из трех тонких полосок. Прожилки служат украшением инструмента и предохраняют края деки от повреждения.
Гриф скрипки, в отличие от щипковых инструментов, не имеет ладов. Необходимой принадлежностью для скрипки является подбородник.
Скрипка имеет четыре струны; первая — стальная, вторая и третья — жильные, четвертая — жильная, обвитая серебряной канителью. Жильные струны изготовляются из кишечного сырья овец.
Смычок представляет собой упругую деревянную трость с головкой и колодкой. Между головкой и регулируемой колодкой натягивается конский волос. В группу смычковых музыкальных инструментов входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Скрипки является самым высоким по регистру и самым малым по размерам инструментом смычковой группы. Это основной солирующий инструмент симфонического оркестра.
В зависимости от размеров скрипки могут быть полномерными — 4/4 (мензура 330 мм) и маломерными: 3/4 (мензура 311 мм), 2/4 (мензура 293 мм), 1/4 (мензура 260 мм), 1/8 (мензура 250 мм).
В соответствии со стандартом существует три класса скрипок: сольные и учебные первого и второго класса.
Альт отличается от скрипки вдвое большим размером мензуры.
Виолончель отличается от альта большими размерами и наличием в нижнем конце корпуса шпиля, который, упираясь в пол, служит опорой для инструмента. Играют на виолончели сидя.
Контрабас — самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра.
Источник
Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления
Как известно, любой человек наделен от природы уникальными физическими данными: ростом, силой, длиной рук и пальцев и т.п., от чего при выборе струн каждому музыканту приходится учитывать их жесткость, силу натяжения и толщину. Не удивительно, что порой процесс подбора струн у профессионалов-солистов, да и просто требовательных музыкантов, длится годами и даже десятилетиями, отнимая немало времени и средств. Но если бы при подборе звука и комфортных ощущений в руках, вопрос касался только струн, которые выпускают сотнями и даже тысячами разновидностей — нет же, сюда вклинивается дополнительный аспект — колебания мензур самих инструментов*. И хотя большинство распространенных ныне инструментов насчитывают не одно столетие существования, а в мире, не считая бесчисленных лютьеров-индивидуалов (так называемых «мастеров»), работают сотни фабрик и мастерских, до сих пор не только не приняты всеобщие стандарты мензур, но даже стандарты в отношении любого из них. Причем у некоторых инструментов разброс в мензурах может исчисляться десятками процентов!
Потратив не один год на сбор информации о мензурах разных струнных инструментов и довольно много времени на ее анализ, я пришел к выводу, что возможно создать не только простую и логичную, но и абсолютно универсальную систему их стандартизации, с которой я готов познакомить читателей.
*Слава богу, что со стандартом камертонной частоты ЛЯ музыканты всем миром более или менее определились. Без этого путаница с подбором струн была бы просто немыслимой.
Вступление
Mensura — это слово переводится с латыни как мера, размер. Формально этим термином можно называть любой размер инструмента (длину корпуса, ширину грифа, расстояние между струнами и т.п.), но в моей статье он будет означать исключительно рабочую длину струн или расстояние от края верхнего порожка до подставки. Для инструментов, имеющих различную мензуру струн, таких как акустическая гитара, электрогитара, домра малая и т.п. термин мензура будет обозначать рабочую длину 1-й (самой тонкой) струны. Отклонения в мензурах отдельных струн этих инструментов, как правило, связаны с применением так называемых стальных струн, чья возрастающая жесткость с увеличением диаметра требует коррекции длин для обеспечения их стройности по ладам.
Для тех, кто будет искать информацию по мензурам в англоязычных источниках, сообщаю, что там этот термин чаще всего носит название «scale length» (дословный перевод — «длина шкалы»).
Сначала ответим на вопрос — для чего необходима стандартизация, насколько важно, чтобы одноименные инструменты были идентичны по мензуре? Судите сами: от величины мензуры при идентичной настройке и высоте струн над грифом напрямую зависят:
- сила продольного натяжения струн;
- сила давления струн на подставку;
- амплитуда колебаний струн;
- усилия для прижима струн к грифу;
- громкость звучания инструмента;
- полутоновые/межладовые расстояния на грифе инструмента.
Последнее — самое главное, поскольку для многих музыкантов смена инструмента с изменением мензуры может приводить к длительному периоду адаптации. Особенно это касается безладовых инструментов, таких как: скрипка, альт, виолончель, контрабас, безладовая бас-гитара. Не подумайте, что речь идет о больших величинах — инструменталист хорошего уровня способен ощутить разницу в изменении мензуры даже на ничтожную величину в 0,5%!
График демонстрирует изменение силы продольного натяжения струн одного и того же
гитарного комплекта в зависимости от размера мензуры инструмента
Специалисты знают, что при изменении мензуры даже на 5% уже необходимо использовать специальные струны, компенсирующие изменение их продольного натяжения, которое меняется в геометрической (квадратичной) прогрессии. Так с увеличением мензуры на 3% натяжение струн возрастает на 6% (1,032=1,061), что равносильно росту натяжения при повышении строя на 1/4 тона, а с увеличением на 20% — уже на 44% (1,2 2=1,44), а это уже 1,5 тона! И хотя весьма немногие музыканты готовы экспериментировать с подъемом строя, увеличивая натяжение струн, мало кто задумается, что, приобретая инструмент с увеличенной мензурой, они получают от привычного комплекта струн дополнительную и порой очень существенную нагрузку, что ведет не только к появлению неудобств в игре, но и может приводить со временем к деформации и даже разрушению самого инструмента.
Диаграмма зависимости силы натяжения струн при изменении длины мензуры от -50 до +50%.
Теперь о причинах существования разброса в мензурах. Их несколько:
- бесчисленные (в том числе неудачные) попытки найти оптимальные размеры инструментов, предпринимаемые лютьерами во всем мире во все времена;
- изготовление инструмента «под руку» заказчика от ребенка до гиганта;
- изготовление инструмента с нестандартным строем;
- желание изменить натяжение стандартных струн, как это, например, имело место в отношении русских народных инструментов во времена советского дефицита;
- малограмотность лютьеров (как я их называю — себя-то они скромно именуют «мастерами»), незнакомых с законами физики.
Заканчивая вступительный раздел, хочу выразить надежду, что данная работа хотя бы в малой степени будет способствовать решению запущенной мензурной проблемы и созданию в будущем единой теории построения струнных инструментов. В любом случае, не сомневаюсь, что приведенная ниже подборка сведений о реальных мензурах многих струнных инструментов пригодится музыкантам, лютьерам и исследователям.
ЗОЛОТАЯ ФОРМУЛА
Мой метод вычисления точных мензур струнных инструментов заключается в использовании давным-давно известной человечеству формулы, на которой держится равномерно темперированный строй и которая положена в основу деления грифа струнного инструмента на лады. Именно благодаря ей мы можем изменять с каждым ладом длину/массу струны, а поэтому и частоту ее колебаний на 5,9463094. %, добиваясь изменения высотности на 1/2 тона. Сообщаю для непосвященных, что в этой цифре нет никаких «золотых сечений» или чего-либо другого загадочного в этом роде — всего лишь — корень двенадцатой степени из числа два поскольку через 12 полутонов, т.е. через октаву, частота колебаний любой ноты меняется ровно в два раза.
Именно коэффициент 1,059463094. я и предлагаю использовать для построения шкалы мензур абсолютно всех струнных инструментов, для чего всего-то и нужно n-число раз поделить на него длину некого эталонного отрезка. Полученная при этом шкала производных отрезков будет являться набором эталонных мензур, разница в длинах соседних мензур которых составит 5,9463094. %, как и в случае с изменением высотности. Например, если за базовый отрезок принять мензуру контрабаса 4/4, то отстоящей от него на 8 “ладов” окажется мензура виолончели 4/4, еще через 13 “ладов” – скрипичная 4/4 и т.д. (см. рисунок).
Графическое изображение «ладового» принципа построения мензур струнных инструментов.
Для вычисления «полудробных» мензур инструментов — 7/8, 5/8, 3/8 и т.д. логично использовать половинный коэффициент 1,0293022366, равный корню 24-й степени из числа 2, который позволит построить шкалу мензур, соседние размеры которых будут отличаться на 2,93022366. %. Приведенные ниже данные показывают, что такой подход вполне вписывается в реальную практику, позволяя элементарно рассчитывать размеры мензур всех струнных инструментов на основе единой формулы.
Однако возможен и другой способ — утвердить в качестве эталона точную мензуру любого инструмента, например скрипки 4/4, и расчет шкалы мензур производить в обе стороны — умножая на , для получения восходящих отрезков, и деля для получения нисходящих.
Ниже будет рассмотрен первый способ.
БАЗОВЫЙ ОТРЕЗОК или ЭТАЛОННАЯ МЕНЗУРА
Теперь главный вопрос — как с высокой точностью определить размер базового отрезка, от которого будут рассчитаны мензуры? В принципе, здесь нет другого пути, как договориться всем миром о неком эталонном (камертонном) размере, как в свое время произошло с частотой камертонной ноты ЛЯ 1-й октавы. По свидетельству историков музыки, в период с XVII по XX в. в разное время и в разных странах она колебалась от 380 до 480 Герц (колебаний в секунду): 380 — 400 — 409 — 415 — 422,5 — 423,2 — 430,54 — 435 — 435,5 — 439 — 440 — 441 — 442 — 445 — 450 — 451 — 460 — 470 — 480, пока окончательный эталон в 440 Гц не был официально принят Международной Организацией Стандартизации в 1955 г. (принят в США в 1925 г., в СССР в 1936 г.).
За величину эталонной мензуры можно было бы принять мензуру самого крупного из серийных струнных инструментов – балалайки контрабас, которая может доходить до 1195 мм, однако сразу встает вопрос — какую из встречающихся мензур этого инструмента считатьидеальной, ведь, как мы знаем, точной мензуры нет ни у одного инструмента, и балалайка контрабас не исключение. К тому же вряд ли правильно равняться на относительно молодой (1889 г.р.) и редкий инструмент, имеющий небезупречную с точки зрения физики историю своего появления на свет.
Приходила мне мысль оттолкнуться в расчетах от мензуры уникального 3-струнного контрабаса под названием октобас (octo-basse/фр., octobass/англ.), с одним из которых в 2006 году мне довелось познакомиться в парижском Музее музыки (инвентарный номер Е.409.1). Несколько таких монстров спроектировал и построил в середине XIX века во Франции известный скрипичный лютьер и талантливый изобретатель Жан Баптист Вильом по заказу композитора Гектора Берлиоза. Инструмент из музея имеет высоту 348 см, и его мензура составляет 215см! Эта махина была создана для громкого исполнения басовых звуков (строй ДО-СОЛЬ-ДО), хотя и не сказать, чтобы совсем уж низких — его 3-я струна ДО с частотой 32,7 Гц лишь на терцию ниже струны МИ контрабаса с частотой 41,2 Гц (для справки: нижняя граница слухового восприятия частот человека составляет около 20 Гц). В силу огромной мензуры прижимать струны на октобасе можно только с помощью остроумной механической системы, приводящей в движение 7 специальных рычагов для семи нижних полутонов. Говорят, однажды оборвавшейся струной октобаса не то убило, не то покалечило музыканта. Что ж, вполне возможно. Известно также, что сегодня самый большой из октобасов высотой 4,5 и шириной 2 метра находится в Америке с мензурой где-то под 2,8 метра! Однако не будем отвлекаться от темы, тем более, что в качестве отправной точки построения шкалы мензур октобас нам также пригодиться не сможет в силу своей малой распространенности и опять же неодинаковости мензур.
Что же делать? Перепробовав множество вариантов, в конце концов, я остановился на отрезке, полученном от иррационального, а потому нейтрального, числа π (3,141592654. ), а именно 10 π (10 в степени π), равного 1385,455731. в миллиметрах :). Понимая всю условность подобного исчисления, тем не менее, считаю, что главное — получить точный размер базового отрезка, а уж каким способом — не столь важно.
Шкала мензур с коэффициентом сокращения 1,05946. ()
Вот, собственно, и весь метод. Надеюсь, что не утомил вас математикой.
Ниже в Таблице приведены наглядные результаты построения шкалы мензур в миллиметрах, округленные до десятой, которые были получены путем деления базового отрезка 10 π на
Полученные величины отрезков оказались довольно точно приближены к усредненным размерам мензур большинства широко распространенных струнных инструментов, а некоторые совпали до миллиметра.
Сводная Таблица мензур
Порядковый № мензуры | Расчетная длина мензуры (мм) | Смычковые | Гитары | Домры | Балалайки |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1385,5 мм ЭТАЛОННАЯ МЕНЗУРА (БАЗОВЫЙ ОТРЕЗОК) | ||||
2 | 1307,7 | ||||
3 | 1234,3 | ||||
4 | 1165 | Балалайка К-бас 4/4 1030-1180 | |||
5 | 1099,6 | Контрабас 4/4 805 — 1160 | Балалайка К-бас 3/4 | ||
6 | 1037,9 | Контрабас 3/4 | Балалайка К-бас 1/2 | ||
7 | 979,7 | Контрабас 1/2 | |||
8 | 924,7 | Контрабас 1/4 | Домра к-бас 886 | ||
9 | 872,8 | Контрабас 1/8 | Бас-гитара 775-950 | ||
10 | 823,8 | Бас-гитара 3/4 | |||
11 | 777,6 | Бас-гитара 1/2 | Балалайка Бас 4/4 750-780 | ||
12 | 733,9 | ||||
13 | 692,7 | Виолончель 4/4 | Домра БАС 651-715 | ||
14 | 653,8 | Виолончель 3/4 | Гитара 575-686 | ||
15 | 617,2 | Виолончель 1/2 | Гитара 3/4 | ||
16 | 582,5 | Виолончель 1/4 | Гитара 1/2 | Домра ТЕНОР 565-585 | |
17 | 549,8 | Виолончель 1/8 | Балалайка Альт 474-535 | ||
18 | 519 | Виолончель 1/16 | |||
19 | 489,8 | Виолончель 1/32 | Домра АЛЬТ 485-505 | ||
20 | 462,3 | Виолончель 1/64 | Балалайка Сегунда 440-490 | ||
21 | 436,4 | Балалайка ПРИМА 428-460 | |||
22 | 411,9 | ||||
23 | 388,8 | Альт 4/4 350 — 390 | Домра МАЛАЯ 380-400 | ||
24 | 367 | Альт 3/4 | |||
25 | 346,4 | Альт 1/2 | |||
26 | 326,9 | Скрипка 4/4 325-337 | |||
27 | 308,6 | Скрипка 3/4 | |||
28 | 291,3 | Скрипка 1/2 | |||
29 | 274,9 | Скрипка 1/4 | Домра ПИККОЛО 260-280 | ||
30 | 259,5 | Скрипка 1/8 | |||
31 | 244,9 | Скрипка 1/16 | |||
32 | 231,2 | Скрипка 1/32 | |||
33 | 218,2 | Скрипка 1/64 | |||
34 | 205,9 | ||||
35 | 194,4 |
Жирным шрифтом выделены инструменты, реальные мензуры которых очень точно совпали с теоретическими. Цифры под названием инструментов представляют данные о диапазоне встречающихся мензур в миллиметрах.
Теперь перейдем к подробному рассмотрению полученных данных, и начнем со смычковой группы, оказывая заслуженное уважение самому старому и консервативному семейству струнных инструментов.
СМЫЧКОВАЯ ГРУППА
Первое, на что я обращал внимание при подборе величины базового отрезка, это именно мензуры смычковой группы, как наиболее устоявшиеся. Каково же было мое удивление, когда при его величине в 1385,5 мм все инструменты этой группы (за исключением альта, о чем будет сказано ниже) легли в Таблицу мензур как влитые.
СКРИПКА
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
26 | 327 | Скрипка 4/4 |
Диапазон мензур инструментов 4/4: 322 — 337 мм — 5%,
Весь диапазон мензур: 185-337 мм — 82%! См. ниже раздел «Маломензурные скрипки и виолончели»
Несмотря на то, что многие источники, в том числе зарубежные, сообщают, что максимальная величина скрипичной мензуры 4/4 не должна превышать 330 мм, мне не раз попадались старые мастеровые инструменты с мензурой 337 мм. Надо сказать, что владельцы этих скрипок вполне отдавали себе отчет в том, что такая мензура явно великовата, а вот скрипки 4/4 с расчетной мензурой 327 мм встречаются очень часто (до 90% от всех встреченных мною «мастеровых» инструментов), и у их владельцев проблем с неудобством мензуры не наблюдается. Попадается он и у многих скрипок прославленных лютьеров прошлого (найдено упоминание в интернете: скрипка Антонио Страдивари 1716 г., скрипка Иосифа Гварнери 1734 г., скрипка Якова Штайнера 1674 г.)
К месту хочу сделать небольшое отступление. Не знаю почему, но гитарных и «народных» лютьеров совершенно не смущает разница в мензурах инструментов в сантиметры, в то время как смычковым важны считанные миллиметры. Так Брюс Карлсон (Bruce Carlson) в статье для журнала «STRAD» за октябрь 2004 г., пишет, что точная мензура скрипки должна быть 328 мм, в связи с чем мензуру знаменитой скрипки Николо Паганини «Пушка» в 330 мм он называет увеличенной. То есть Брюс считает достаточно заметной разницу в мензуре в 2 мм, что составляет менее одного процента (0,61%)! И хотя мой расчетный размер мистер Карлсон мог бы счесть слишком маленьким (меньше его стандарта на целый миллиметр!), мне все же импонирует такая дотошность, которая говорит об уважении к своему ремеслу и хорошей профессиональной подготовке смычковых лютьеров на Западе.
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
23 | 389 | Альт 4/4 // Домра малая |
24 | 367 | Альт 3/4 |
25 | 346 | Альт 1/2 |
Весь диапазон мензур: 285 — 395 мм — 38%!
Сразу оговорюсь, что под словом «мензура» у альтистов и скрипичных лютьеров принято подразумевать либо размер корпуса инструмента, либо расстояние от верхней точки корпуса до зарубок эфов, но, как я уже сказал в начале, в этой статье речь идет исключительно о рабочей длине струн.
За всю историю существования альта его мензура так и не устоялась хотя бы в пределах 5%. Вызвано это тем, что более низкий строй, чем у скрипки требует гораздо большего увеличения внутреннего объема воздуха в корпусе, т.е. увеличения всех размеров инструмента, а значит и мензуры струны. Но вот способ игры на альте у подбородка не позволяет это сделать в той мере, в какой необходимо, отчего лютьерам приходится идти на компромисс, укорачивая мензуру инструмента. К сожалению, «великие итальянцы» не создали эталонных по мензуре альтов, поэтому до сих пор почти каждый лютьер пытается ухватить «золотой» стандарт, но все напрасно, поскольку для хорошего звука размер мензуры имеет вторичное значение, а исключения только подтверждают правило.
Рассмотрим данные, которые приводят американский лютьер, автор монографий о смычковых инструментах Генри Стробел (Henry Strobel), чешская музыкальная фабрика STRUNAL (бывшая Cremona) и известная струнная фирма из Австрии THOMASTIK-INFELD. Сравним их с моими мензурами, обращая пристальное внимание на проценты сокращений.
Размер | Генри Стробел США | Размер (по длине корпуса в мм) | STRUNAL Чехия | Размер | THOMASTIK-INFELD Австрия | Размер | ТАБЛИЦА |
---|---|---|---|---|---|---|---|
LARGE большой | 390 мм | 410 | 369 мм | 4/4 | 325 мм | 4/4 | 389 мм |
MEDIUM средний | 375 мм (15 мм — 4%) | — | — | 7/8 | 305 мм (20 мм — 6,6%) | 7/8 | 378 мм (11 мм -2,9%) |
SMALL малый | 355 мм (20 мм — 5,6%) | 390 | 353 мм (16 мм — 4,3%) | 3/4 | 283 мм (22 мм — 7,8%) | 3/4 | 367 мм (22 мм — 5,9% от 4/4 размера) |
3/4 (скрипка 4/4) | 330 мм (25 мм — 7,6%) | 360 (скрипка 4/4) | 325 мм (28 мм — 7,9%) | 1/2 (скрипка 4/4) | 260 мм (23 мм — 8,8%) | 1/2 | 346 мм (21 мм — 5,9%) |
1/2 (скрипка 3/4) | 310 мм (20 мм — 6,5%) | 330 (скрипка 3/4) | 303 мм (22 мм — 6,8%) | 1/4 (скрипка 3/4) | 240 мм (20 мм — 8,3%) | 1/4 (скрипка 4/4) | 327 мм (19 мм — 5,9%) |
1/4 (скрипка 1/2) | 285 мм (25 мм — 8,8%) | 300 (скрипка 1/2) | 286 мм (17 мм — 5,7%) | 1/8 (скрипка 1/2) | — | 1/8 (скрипка 3/4) | 309 мм (18 мм — 5,9%) |
В скобках указана величина сокращения мензуры в миллиметрах (от предыдущего значения и без учета размера 7/8), а также процент изменения.
Генри А. Стробел. Вместо использования традиционных дробных обозначений мистер Стробел придумал свою систему, сделав из мензуры 4/4 три подвида: большой, средний и малый, причем делает он это, как мы увидим далее, только в отношении альтов. Как показывают расчеты, процент сокращения мензур у американского лютьера колеблется в диапазоне от 4 до 8,8%, что говорит о полном пренебрежении к математике. Любопытно, что г-н Стробел вместо родных для себя дюймов округляет мензуры кратно 5 и 10 миллиметрам.
STRUNAL. Чехи в альтах также против традиционных дробей, но они указывают типоразмеры мензур, ориентируясь на размер корпуса инструмента. Похвально, что здесь нет стремления к округлению значений, но все равно разброс в мензурах соседних инструментов колеблется в широком диапазоне от 4,3 до 7,9%, также не имея логики.
THOMASTIK-INFELD. Австрийцы решили не выдумывать для альтов собственной системы обозначений, а предлагают систематизировать мензуры в рамках традиционных дробных обозначений (я тоже «за»). Скачки в мензурах здесь хотя и небольшие, но все же есть, т.е. математикой не пахнет, но попытки проявить здравый смысл более, чем где бы то ни было.
В общем, всем спасибо за данные, на поиск которых было затрачено немало времени, однако безукоризненной с точки зрения математики ни одну мензурную концепцию в альтах (разумеется, кроме моей) назвать не получается.
И еще одно наблюдение. Во всех представленных данных определенного размера альт обязательно становится равен размеру скрипки 4/4. Только у американца ей соответствует альт размера 3/4, у THOMASTIK и STRUNAL — 1/2, а у меня — 1/4. Забавно.
ВИОЛОНЧЕЛЬ
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
13 | 693 | Виолончель 4/4 // Домра БАС |
Встречающиеся мензуры 4/4: 685 — 700 мм — 2%
Весь диапазон мензур: 460 — 700мм — 52%! См. ниже раздел «Маломензурные скрипки и виолончели»
Писать о виолончельной мензуре «целого» инструмента почти нечего. Полученный результат — одно из точнейших попаданий в размер «мастеровых» виолончелей, которые мне довелось измерить. Все они с точностью до 1мм имели указанную мензуру в 693 мм. В отличие от альтистов, виолончелисты и скрипачи в подавляющем большинстве случаев даже не знают, каковы точные мензуры их инструментов, поскольку те различаются незначительно.
МАЛОМЕНЗУРНЫЕ СКРИПКИ И ВИОЛОНЧЕЛИ
Маломензурные/ученические скрипки и виолончели выпускаются с чрезвычайно неодинаковыми мензурами, и это давно стало во всем мире дурной традицией. Видимо из-за того, что требования к технике и качеству звучания здесь гораздо ниже, чем у «целых» инструментов, фабрики и лютьеры вытворяют с их мензурами все что угодно, из-за чего у этих инструментов не существуют даже единой системы обозначений! Так размер 7/8 (как промежуточный между 4/4 и 3/4) далеко не всегда присутствует в линейке производимых фабриками инструментов, а размер 1/10 (промежуточный между 1/8 и 1/16), распространенный в Японии, США и Китае, европейцами почти не применяется. Непонятно почему в обозначениях неполных смычковых инструментов размер 5/8 бывает только у контрабаса, и почему напрочь отсутствуют инструменты с размерностями 3/8, 3/16, 5/16, 7/16 и т.д. Заметим, что математического соответствия цифрам в обозначениях также нет — они условны. Инструмент 1/2 не меньше инструмента 4/4 в два раза, как и 1/16 не меньше, чем 1/8 во столько же. Отсюда полный полет фантазии и, как следствие, полная неразбериха. Когда подросшему ребенку подбирают новый инструмент в магазине, это неизбежно превращается в спектакль с манипулированием линейками и изучением этикеток внутри инструментов.
Но не будем отвлекаться от темы и взглянем на то, какие системы сегодня существуют в мире:
MAVIS (Китай) | 4/4 | — | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | 1/10 | 1/16 | — |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Генри Стробел (США) | 4/4 | — | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | — | 1/16 | — |
STRUNAL (Чехия) | 4/4 | — | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | — | 1/16 | — |
Румыния GLIGA | 4/4 | 7/8 | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | 1/10 | 1/16 | 1/32 |
Япония (SUZUKI, YAMAHA), США | 4/4 | — | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | 1/10 | 1/16 | — |
Фабрика «Лира» СССР | 4/4 | — | 3/4 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | — | 1/16 | 1/32 |
Жирным выделены общие для всех систем обозначения
Как вы догадываетесь, с размерами мензур одноименных скрипок дело обстоит не лучше.
Маломензурные скрипки
Сравним данные мензур скрипок китайской MAVIS, уже знакомого нам выше американского лютьера Генри Стробела, чешской фирмы STRUNAL и известной струнной фирмы THOMASTIK-INFELD, которая хотя скрипки и не выпускает, отношение к ним имеет непосредственное:
Размер | MAVIS Китай | Генри Стробел США | STRUNAL Чехия | THOMASTIK-INFELD Австрия | ТАБЛИЦА |
---|---|---|---|---|---|
4/4 | 322 мм | 330 мм | 325 мм | 325 мм | 327 мм |
3/4 | 310 мм (12 мм — 3,9%) | 310 мм (20 мм — 6,5%) | 303 мм (22 мм — 7,3%) | 305 мм (20 мм — 6,6%) | 309 мм (18 мм -5,9%) |
1/2 | 285 мм (25 мм — 8,8%) | 285 мм (25 мм — 8,8%) | 286 мм (17 мм — 5,9%) | 283 мм (22 мм — 7,8%) | 291 мм (18 мм — 5,9%) |
1/4 | 260 мм (25 мм — 9,6%) | 260 мм (25 мм — 9,6%) | 253 мм (33 мм — 13%) | 260 мм (23 мм — 8,8%) | 275 мм (16 мм — 5,9%) |
1/8 | 235 мм (25 мм — 10,6%) | 235 мм (25 мм — 10,6%) | 231 мм (21 мм — 9,5%) | 240 мм (20 мм — 8,3%) | 260 мм (15 мм — 5,9%) |
1/10 | 210 мм (25 мм — 11,9%) | — | — | — | — |
1/16 | 185 мм (25 мм — 13,5%) | 215 мм (20 мм — 9,3%) | — | 215 мм (25 мм — 11,6%) | 245 мм (15 мм — 5,9%) |
В скобках указана величина сокращения мензуры в миллиметрах (от предыдущего значения и без учета размера 7/8), а также процент изменения.
MAVIS. Из данных таблицы видно, что у китайцев логика в построении мензур присутствует — укорачивания идут с нарастанием процента из-за того, что, начиная с размера 3/4, сокращения идут строго по 25 мм. В этой связи есть подозрение, что MAVIS ориентируется на американскую дюймовую систему мер (1дюйм=25,4 мм), что подтверждается также использованием для скрипки с мензурой 210 мм американского обозначения «1/10». Не удивлюсь, если фирма выпускает свою продукцию на американской автоматической линии, бесчисленное количество которых гонит любой ширпотреб из Поднебесной по всему миру. В отношении фирмы MAVIS отметим также, что мензура их скрипки 4/4 имеет неестественно короткий размер 322 мм (наверное, это как с китайскими размерами обуви).
Генри А. Стробел. Американский лютьер Генри Стробел и MAVIS по мензурным концепциям почти «близнецы братья», если не считать их расхождений по мензурам 4/4 и 1/16. И хотя Генри американец, ему почему-то не нравится обозначение «1/10», и он по-европейски от размера 1/8 переходит к 1/16, еще и сбивая при этом относительную стройность своих мензурных построений: так, если в диапазоне от 3/4 до 1/18 его мензуры, как и китайские, сокращались на 25 мм, то от 1/8 до 1/16 сокращение вдруг уменьшается до 20 мм, и, соответственно, процент сокращения вместо ожидаемого увеличения становится меньше. Где тут логика?
STRUNAL. Весьма удивили чехи, имеющие старую и славную школу скрипичного мастерства — здесь уменьшение мензур от одной скрипки к другой происходит скачкообразно, колеблясь в пределах от 6,1 до 13,7%! Такую же странную картину можно наблюдать и в виолончелях фирмы STRUNAL (впрочем, как и у Генри Стробела), причем при сопоставлении таблиц хорошо видно, что процент изменения в скрипках и виолончелях не совпадает. Несколько раз на музыкальных выставках в Москве и Франкфурте я обращался к представителям фирмы с вопросом о причинах столь странной «мензурной политики». Каждый раз мне обещали прислать исчерпывающие объяснения из технического отдела, и каждый раз обманывали — то ли сами не знают, то ли такой ерунде, как правильный выбор мензур вообще не придают значения.
THOMASTIK-INFELD. Австрийцы укорачивают мензуры ученических скрипок более или менее логично. За исключением перехода от 1/4 к 1/8 везде процент растет и какая-то логика в схеме просматривается. Посмотрим, что предложат нам ветераны струнного дела в виолончелях и контрабасах.
Маломензурные виолончели
Как и ожидалось, нелогичные скачки при укорачивании мензур повсеместно присутствуют и в виолончелях. Единственное исключение — фирма THOMASTIK-INFELD, которая хотя и рубит мензуры кратно 5 и 10 миллиметрам, что демонстрирует огрубленный подход, получает концепцию, в которой логика присутствует, а именно — увеличение процента сокращения мензур при движении от большего инструмента к меньшему. Ура! После китайцев из MAVIS в скрипках нам посчастливилось повстречать еще одну более или менее логичную концепцию мензур, принадлежащую, впрочем, не производителю инструментов, а производителю струн. Хотя, не скрою, мне, как руководителю струнной фирмы приятно, что «струнники» больше уважают математику, чем «инструменталисты». Правда сразу должен сказать, что радоваться мне предстояло не долго — фирма THOMASTIK отыгралась позже на мензурах контрабасов, доказав, что уважение к математике в виолончелях было случайным, согласно немецкой (а может и австрийской) поговорке — «и слепая свинья порой наткнется на желудь».
Жаль, что до сих пор мне не попались виолончельные данные от китайцев из MAVIS.
Размер | Генри Стробел США | STRUNAL Чехия | THOMASTIK-INFELD Австрия | ТАБЛИЦА |
---|---|---|---|---|
4/4 | 695 мм | 685 мм | 700 мм | 692,7 мм |
7/8 | — | — | — | 673 мм (19,7 мм — 2,9%) |
3/4 | 635 мм (60 мм — 9,4%) | 622 мм (63 мм — 10,1%) | 650 мм (50 мм — 7,7%) | 653,8 мм (38,9 мм -5,9% от 4/4 размера) |
1/2 | 600 мм (35 мм — 5,8%) | 586 мм (36 мм — 6,1%) | 600 мм (50 мм — 8,3%) | 617,2 мм (36,7 мм — 5,9%) |
1/4 | 535 мм (65 мм — 12,1%) | 523 мм (70 мм — 12%) | 545 мм (55 мм — 10,1%) | 582,5 мм (34,6 мм — 5,9%) |
1/8 | 490 мм (45 мм -9,2%) | 460 мм (63 мм — 13,7%) | 480 мм (65 мм — 13,5%) | 549,8 мм (32,7 мм — 5,9%) |
В скобках указана величина сокращения мензуры в миллиметрах (от предыдущего значения и без учета размера 7/8), а также процент изменения.
КОНТРАБАС
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
5 | 1100 | Контрабас 4/4 // Балалайка контрабас 3/4 |
6 | 1034 | Контрабас 3/4 // Балалайка контрабас 1/2 |
7 | 980 | Контрабас 1/2 |
Диапазон мензур инструментов 4/4: 1100 — 1160 мм — 5,5%
Весь диапазон мензур: 805 — 1160 мм — 44%!
Неразбериха с мензурами контрабаса привела к тому, что на сайтах, посвященных этому инструменту, попадаются примеры где одна и та же мензура указывается и как 7/8, и как и 3/4. В силу такого положения дел уже не странно, что часто специалисты вообще отказываются от упоминания о типоразмерах, заявляя непосредственно величины мензур в дюймах или миллиметрах (вместо термина «мензура» часто используется термин «длина струны»/»string length», что одно и то же) http://www.contrabass.co.uk/cstopquality.htm.
Взглянем на данные, которые принадлежат полюбившимся нам: американским лютьерам Генри Стробелу и Питеру Чандлеру, чешской фирме STRUNAL и струнной фирме из Австрии THOMASTIK-INFELD.
Размер | Генри Стробел США | Питер Чандлер США | STRUNAL Чехия | THOMASTIK-INFELD Австрия | ТАБЛИЦА |
---|---|---|---|---|---|
4/4 | 1100 мм | 1100 мм | 1100 мм | 1100 мм | 1100 мм |
7/8 | — | 1080 мм | — | — | 1068 мм (31,9мм — 2,9%) |
3/4 | 1060 мм (40 мм — 3,8%) | 1060 мм (40 мм — 3,8%) | 1050 мм (50 мм — 4,8%) | 1040 — 1060 мм (?) | 1038 мм (61,7 мм -5,9% от 4/4 размера) |
5/8 | — | — | — | — | 1008 мм (29,9 мм — 2,9%) |
1/2 | 975 мм (85 мм — 8,7%) | 975 мм (85 мм — 8,7%) | 965 мм (85 мм — 8,7%) | 965 мм (?) | 980 мм (58,2 мм — 5,9%) |
1/4 | 900 мм (75 мм — 8,3%) | 900 мм (75 мм — 8,3%) | 900 мм (65 мм — 7,2%) | 905 мм (60 мм — 6,6%) | 925 мм (55 мм — 5,9%) |
1/8 | — | — | 805 мм (95 мм — 11,8%) | — | 873 мм (52 мм — 5,9%) |
В скобках указана величина сокращения мензуры в миллиметрах (от предыдущего значения и без учета размера 7/8), а также процент изменения.
Обратите внимание, что фирма THOMASTIK-INFELD мензуру 3/4 указывает не точной цифрой, а диапазоном 1040-1060 мм, по принципу «какой хочешь выбирай», от чего процент сокращения у инструментов 3/4 и 1/2 теперь просто невозможно посчитать (не в диапазоне же, в самом деле, его указывать). М-да, такой выходки от славной струнной фирмы не ожидал, особенно после того, как обнаружил присутствие логики в виолончельных мензурах.
Что касается моей мензуры 4/4 контрабаса, то она точно совпадает с приведенными размерами иностранных специалистов и соответствует нечасто встречаемому в России максимальному значению 1100 мм. Трехчетвертной инструмент с мензурой 1038 мм также вполне вписывается в диапазон наиболее часто встречающихся мензур. Если же деление мензурного отрезка мы сделаем вдвое более частым (с использованием «полу-ладового» коэффициента равного корню 24-ой степени из числа 2), то мои мензуры инструментов 7/8 и 5/8 составят 1068 мм и 1008 мм соответственно.
Моя мензурная концепция детских смычковых инструментов насчитывает 8 типоразмеров в скрипках и виолончелях и пять для альтов и контрабасов (при желании ее легко можно продлить вниз). Сокращение мензур идет строго по формуле на 5,94630..%, позволяя обеспечить очень плавные переходы от инструмента к инструменту, что, по-моему, должно только приветствоваться как преподавателями, так и учениками.
Сводная таблица по всем размерам смычковой группы (без учета инструментов 7/8 и 5/8)
Скрипки | Альты | Виолончели | Контрабасы | |
---|---|---|---|---|
4/4 | 326,9 мм | 388,8 мм | 692,7 мм | 1100 мм |
3/4 | 308,6 мм (-19,4 мм / 5,9%) | 367 мм (-21,8 мм -5,9%) | 653,8 мм (-38,9 мм / 5,9%) | 1038 мм (-61,7 мм -5,9%) |
1/2 | 291,3 мм (-18,3 мм / 5,9%) | 346,4 мм (-20,6 мм -5,9%) | 617,2 мм (-36,7 мм / 5,9%) | 980 мм (-58,2 мм -5,9%) |
1/4 | 274,9 мм (-17,3 мм / 5,9%) | 326,9 мм (-19,5 мм -5,9%) | 582,5 мм (-34,6 мм / 5,9%) | 925 мм (-55 мм -5,9%) |
1/8 | 259,5 мм (-16,3 мм / 5,9%) | 308,6 мм (-18,3 мм -5,9%) | 549,8 мм (-32,7 мм / 5,9%) | 873 мм (-51,9 мм — 5,9%) |
1/16 | 244,9 мм (-15,4 мм / 5,9%) | — | 519,0 мм (-30,9 мм / 5,9%) | — |
1/32 | 231,2 мм (-14,6 мм / 5,9%) | — | 489,8 мм (-29,1 мм / 5,9%) | — |
1/64 | 218,2 мм (-13, 0 мм / 5,9%) | — | 462,3 мм (-27,5 мм / 5,9%) | — |
Щипковая группа
Гитары
6-ТИ и 7-МИ СТРУННАЯ ГИТАРА
Весь диапазон мензур: 575 — 686 мм — 19%
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
14 | 653,8 | Гитара 4/4 // Виолончель 3/4 |
15 | 617,2 | Гитара 3/4 // Виолончель 1/2 |
16 | 582,5 | Гитара 1/2 // Виолончель 1/2 // Домра тенор |
Среди фабричных гитар чаще других встречаются размеры 635/648 мм (т.е. 25 и 25,5 дюймов соответственно) и 650 мм у производителей из стран, где принята метрическая система. Увеличенные размеры гитарных мензур 660 мм, 664 мм и 674 мм кроме фирмы «Эймерс» из Нидерландов попадаются исключительно на профессиональных классических гитарах современных испанских лютьеров, среди которых «фабричный» размер 650 мм является наименьшим(!), если не считать рекордсмена группы — электрогитару SWAN фирмы SOLOWAY.
Прежде чем обсудить мой размер 654 мм, привожу все данные о гитарных мензурах, найденные мною на сайтах европейских и американских производителей гитар, как фабричных, так и мастеровых:
мм/дюймы
575,0 = 22,75 (Нижний рекорд — электрогитара фирмы Fender «Squier Mini»)
625,5 = 24,625
628,7 = 24,75
635,0 = 25,0
640,0 = 25,2
641,4 = 25,25
645,2 = 25,4
647,7 = 25,5
650,0 = 25,6
655,0 = 25,79
660,0 = 26,0
664,0 = 26,1
674,0 = 26,5
685,8 = 27,0 (Верхний рекорд — электрогитара фирмы SOLOWAY «Swan»)
На всякий случай привожу российские стандарты мензур, которыми все еще пользуются вымирающие отечественные гитарные фабрики: 610 мм — 620 мм — 625 мм — 640 мм — 650 мм, обсуждать которые серьезно не имеет смысла, поскольку тон в производстве гитар, как и большинства других музыкальных инструментов, по праву задает более развитый Запад. Единственное, что стоит отметить, так это стремление российских производителей ориентироваться на миллиметровые размеры, что, впрочем, также относится к производителям из ФРГ и Японии (YAMAHA).
Мой размер 654 мм немного больше наиболее распространенных «фабричных» мензур 648/650 мм, и, что любопытно, он ровно вдвое длинней расчетной мензуры скрипки 4/4, 1-я струна которой, как и гитарная, настроена на ноту «ми», только с разницей в октаву. Совпадение? Не думаю, в том числе и потому, что имеется еще одно доказательство родственной зависимости мензур этих инструментов — максимальный размер гитарной мензуры в 674 мм (не считая 685,8 мм электрогитары SWAN) ровно вдвое превосходит встреченный дважды в моей практике максимальный размер мензуры скрипки 337 мм, о чем упоминается в разделе скрипичной мензуры. И хотя этот факт также можно принять за совпадение, скорее это говорит о том, что подобные размеры мензур являются предельно допустимыми для безопасного натяжения первых струн как одного, так и другого инструмента (как показывают расчеты, это, как минимум, справедливо в отношении стальных струн).
Однако вернемся к полученному нами значению мензуры гитары 654 мм. По-моему оно не только вполне допустимо, но даже желательно, поскольку запас прочности у самой непрочной первой струны гитары вполне достаточный, чтобы выдержать незначительное повышение натяжения, а вот для басовых струн любое увеличение мензуры пойдет только на пользу звучанию инструмента, что особенно актуально для самой низкой струны «ре» 7-струнной гитары. Впрочем, с увеличением стандартных мензур на 4 или 6 мм натяжение струн возрастает незначительно — на 1,2% или 1,8% соответственно.
В отношении гитар с уменьшенной мензурой следующий размер 617 мм из Таблицы мы отнесем к 3/4-й гитаре, а 583 мм к 1/2-й. При этом отмечу, что гитары с укороченной мензурой в правильном строе все же звучат не вполне полноценно (во всяком случае, в акустическом исполнении), в силу более слабого натяжения струн (слабее соответственно на 12-22%). Но, во-первых, среди обладателей маломензурных инструментов почти не бывает профессионалов, а в быту мало кто настраивает гитару по камертону и каждый может регулировать натяжение струн за счет изменения строя (в данном случае для приведения натяжения струн в соответствие с полномензурным инструментом, необходимо будет повысить настройку на 1/2 и 1 тон соответственно). А, во-вторых, уменьшенный размер мензуры для людей с небольшими руками и детей все-таки является важным преимуществом.
Размер гитары 7/8 по моей теории будет составлять 635,2 мм или 25 дюймов.
БАС-ГИТАРА 4/4
Весь диапазон мензур: 775 — 950 мм — 23%!
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
9 | 872,8 | Бас-гитара 4/4 // Контрабас 1/8 |
10 | 823,8 | Бас-гитара 3/4 |
11 | 777,6 | Бас-гитара 1/2 // Балалайка бас |
Этот раздел статьи в 2002 году пришлось переписать из-за наметившегося в последние годы стремления производителей бас-гитар к увеличению мензур инструментов. В связи с этим мой размер 873 мм уже нельзя, как раньше считать увеличенным.
Если в 1998 году я писал: «Полученное нами значение мензуры бас-гитары 873 мм — больше, чем принято в большинстве случаев. «, то сегодня мой размер оказался уже средним — бас-гитары явно подросли и возмужали. И хотя инструмент является самым молодым из всех рассматриваемых в этой статье, он очень динамично развивается, нарабатывая свои стандарты мензур. Наиболее распространенными сегодня все чаще считаются 864 мм и 889 мм, т.е. 34 и 35 дюймов соответственно (моду в этом секторе инструментов задают США с их дюймовой системой мер). Правда изредка встречаются и мастеровые «монстры» с мензурами доходящими до 950 мм, рассматривать которые можно пока как исключения, хотя с точки зрения теории, инструменту с контрабасовым строем увеличение мензуры идет на пользу (разумеется, в пределах разумного).
Возвращаясь к полученному нами размеру 873 мм, хочу сказать, что хотя я имею опыт игры на бас-гитаре, и всегда считал наиболее распространенную мензуру в 864 мм (по 1-й струне соль) для себя достаточно удобной, тем не менее, уверен, что, имея контрабасовый строй, инструмент только выиграет от небольшого (на 1%) увеличения длины струны.
Другой ближайший по Таблице размер 824 мм очень напоминает модели инструментов японских фирм (823-825 мм), являясь более приемлемым для «малогабаритных» музыкантов, и может вполне считаться 3/4-м, размер 848 мм как 7/8, а размер 778 мм — 1/2.
Русские народные инструменты
Говоря о мензурах русских народных инструментов, необходимо принимать во внимание, что современные версии инструментов семейств домр и балалаек родились относительно недавно — в самом конце XIX века. Поэтому, а также в связи с их относительно небольшой распространенностью/популярностью в настоящее время, их мензуры до конца еще не устоялись. Также отмечу, что из-за бедственного положения в струнном деле в советское время, профессиональные струны для них делались лишь одного типа натяжения (в основном струнным цехом мастерских Большого театра), и бесчисленные попытки лютьеров менять мензуры этих инструментов (особенно оркестровых балалаек) во многом были вызваны стремлением изменить натяжение стандартных струн под конкретного музыканта.
Сегодня призывы к максимальной стандартизации домр и балалаек все чаще звучат на конкурсах народных лютьеров (мастеров-изготовителей инструментов). Причем речь идет не только о мензурах, а вообще обо всех физических параметрах инструментов, таких как: высота подставки, расстояние между струнами, ширина грифа и т.д. Очевидно, что при игре на конкурсных инструментах исполнитель-иллюстратор не может мгновенно адаптироваться к конструктивным особенностям десятка инструментов, от чего в его игре неизбежно проявляется напряженность, страдает техника и выразительность, от чего снижаются баллы, а, значит, неизбежно страдает объективность при оценке уровня работы лютьера. Во избежание такой ситуации на мировых конкурсах смычковых инструментов давно введены жесткие требования к соблюдению физических стандартов, мензур в первую очередь.
В феврале 2010 года мной получены любопытные данные о размерах инструментов семейства балалаек и домр, опубликованные В.В.Андреевым в пособии под названием «Справочник или краткое руководство для оборудования великорусского оркестра. С рисунками и чертежами.» (Петроград, 1916 г. Издание студенческого журнала «Вешние воды»). Они прекрасно дополняют картину мензур в обеих группах.
ДОМРЫ 3-СТРУННЫЕ
Я был приятно удивлен, когда оказалось, что мензуры инструментов семейства домр выстроились в Таблице очень равномерно и логично (см. Рисунок ниже), заняв места в ячейках, как будто для них и предназначенных. Думаю, что это не случайно, и говорит о том, что лютьеры, разрабатывавшие это семейство, либо опирались на опыт построения инструментов семейства скрипичных, либо на природный талант конструктора. В последнем случае можно подозревать, что автором концепции был кто-то один (позднее догадка подтвердилась — этим автором оказался высокоодаренный музыкант и соратник В.В.Андреева Николай Петрович Фомин). В подтверждение привожу архивную выписку из отдела источниковедения НИИ театра, музыки и кинематографии /г.Ленинград/СПб. Источник — http://www.skaz-site.narod.ru/nalimov_archiv/img102.jpg).
Стандарты мензур домр по справочнику В.В. Андреева (1916 г.)
Инструмент | Мензура в вершках* | Мензура в мм | |
---|---|---|---|
Домра Пикколо | 6 ¼ | 278 | |
Домра Малая | 8 ¾ | 389 | |
Домра Альт | 11 ¼ | 500 | |
Домра Тенор | 12 ⅞ | 572 | |
Домра Бас | 15 ⅝ | 694 | |
Домра Контрабас | 20 | 889 |
* 1 вершок = 44,45 мм
Домра пикколо
Весь диапазон мензур: 775 — 950 мм — 23%!
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
29 | 275 | Домра пикколо // Скрипка 1/4 |
Официальные данные: 260 — 280 мм — 8%, реальные 260 — 280 мм — 7,7%
Полученный нами размер мензуры этого редкого инструмента приближен к среднему официальному размеру и лишь на 3 мм короче инструмента из Справочника В.В.Андреева 1916 г.
Домра малая
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
23 | 389 | Домра малая // Скрипичный альт 4/4 |
Официальные данные: 380 — 400 мм — 5%, реальные 380 — 410 мм — 7,9%
Мой размер мензуры является средним и для этого весьма распространенного в России инструмента, встречаясь чаще других. Он с точностью до миллиметра совпал с размером из Справочника Андреева. Максимальный размер мензуры — инструмент 1898 г. №18 Налимова из экспозиции музея им. Глинки в Москве (измерен автором 23 мая 2011 г.).
Домра альт
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
19 | 490 | Домра альт // Виолончель 1/32 |
Официальные данные: 490 — 505 мм — 3% реальные 480 — 505 мм — 5,2%
И для этого инструмента мой размер мензуры является средним.
Домра бас
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
13 | 693 | Домра бас // Виолончель 4/4 |
Официальные данные: 685 — 715 мм — 4%, реальные 651 — 715 мм — 10%
Моя расчетная мензура вполне подходит под встречающиеся размеры, являясь средней (размер соответствует мензуре виолончели 4/4). Также отмечу, что она лишь на 1 мм короче инструмента из Справочника 1916 г.
Домра контрабас
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
8 | 923 | Домра контрабас // Смычковый контрабас 1/4 |
Официальные данные: 889 мм, реальные — ?
Инструмент настолько редкий, что данные о его мензурах в современных справочниках даже не публикуются. Единственные, имеющиеся у меня, взяты из Справочника В.В.Андреева за 1916 г. из которых следует, что инструмент имеет мензуру 889 мм. Если принять во внимание, что домра малая короче балалайки прима на 2 лада, бас также на 2 лада (исключение составляют только альты почти равные по мензурам), то, следуя логике, мензура домры контрабас должна быть минимум на 100 мм длиннее. Поэтому я ее поставил на восьмой «лад» с размером 923 мм, а не на девятый — 873 мм. Должен сказать, что при своих приличных габаритах и относительно короткой мензуре инструмент должен быть неудобен в работе да еще и плохо звучать из-за более толстых струн. Не удивительно, что он почти вымер — кажется, в нем нет ни единого достоинства.
С сожалением приходится признать, что мензура этого инструмента — досадный прокол на фоне стройной и логичной картины с мензурами остальных инструментов семейства. Остается выяснить — был ли при причастен к созданию этого инструмента Н.П.Фомин или над ним поработали другие «специалисты».
БАЛАЛАЙКИ
Я намеренно сделал раздел о балалайках последним, так как именно здесь нам предстоит столкнуться с самыми большими проблемами в распределении мензур группы. Хочу отметить, что только благодаря построенной на основе единой формулы Таблице, и сравнению с картиной в других группах инструментов, удалось разглядеть огрехи в мензурном построении этого семейства инструментов, что уже оправдывает проделанную работу.
Стандарты мензур балалаек по справочнику В.В. Андреева (1916 г.)
Инструмент | Мензура в вершках* | Мензура в мм | |
---|---|---|---|
Балалайка Прима | 9 ⅞ | 439 | |
Балалайка Секунда | 10 ⅝ | 472 | |
Балалайка Альт | 11 ¼ | 500 | |
Балалайка Бас | 17 ¼ | 767 | |
Балалайка Контрабас | 26 ⅞ | 1195 |
* 1 вершок = 44,45 мм
Смотря на Таблицу мензур балалаек, нельзя не заметить, что сразу три инструмента имеют очень близкие, если не сказать, почти одинаковые, мензуры. Думаю, что если народные лютьеры и музыканты хотят в будущем видеть это семейство жизнеспособным, им рано или поздно придется здесь многое пересмотреть. Вариантов компоновки мензур и строев этих инструментов можно предложить несколько, чем можно вдохнуть новую жизнь в это семейство. Пока же давайте оценим то, что имеем.
Балалайка прима
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
21 | 436 | Балалайка прима |
Официальные данные: 435 — 450 мм — 4%, реальные 428 — 460 мм — 7,5%
Моя мензура в 436 мм прекрасно вписывается в Таблицу, и, казалось бы, обсуждать здесь нечего. Однако есть две проблемы, которые не позволяют считать этот инструмент идеальным, т.е. навеки устоявшимся во всех своих основных параметрах, т.е. я хочу сказать, что не исключено, что через какое-то время он может изменить и строй с повышением, а, следовательно, и мензуру с укорачиванием.
Строй. Если сравнивать строй двух солирующих инструментов русского оркестра домры малой и балалайки прима, то балалайка — это домра у которой нет 1-й струны «ре», но есть сразу две ее третьих струны «ми». Конечно, такой строй весьма оригинален. Не исключаю, что это соображение было немаловажным при создании современной версии инструмента в конце XIX века, поскольку выбор треугольной формы кузова был явно сделан неспроста. Однако вряд ли можно считать разумным потерю у солирующего инструмента в верхнем диапазоне кварты без ее компенсации в нижнем. В этом со мной согласен прекрасный балалаечник Денис Павлов, который не только предложил изменить строй балалайки прима, отказавшись от унисонных струн (см. статью), но и с успехом доказывает преимущества такого строя.
Мензура. Мензура примы 436 мм заметно длиннее по сравнению с любыми другими инструментами, выполняющими те же солирующие функции домрой малой (№ 23 389 мм), мандолиной (№ 25 350-360 мм), а тем более скрипкой (№ 26 327 мм). В соответствии с общепринятыми стандартами в отношении других струнных инструментов, инструмент с подобной длиной мензуры и, вследствие этого, относительно низким строем в принципе не может считаться солирующим и скорее соответствует если и не альту, то секунде.
Иногда история развития одного инструмента может быть очень наглядна и поучительна для другого. Сегодняшнее семейство балалаек, имеющее в качестве главного инструмент с относительно большой мензурой и низким строем вполне может повторить судьбу другого, также относящегося к щипковой группе инструментов, вымершего семейства гитар. В конце XIX века существовали целые оркестры гитар, в которых встречались такие разновидности гитар как терц-, кварт-, бас-, а подчас и контрабас-гитара. Но почему-то из всего семейства выжила только сама гитара (уж не знаю, как она тогда называлась, может быть и «прима»). Сегодня оркестры гитар редко, но встречаются, но они, насколько знаю, объединяют лишь однотипные инструменты.
Балалайка секунда
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
20 | 462 | Балалайка секунда // Виолончель 1/64 |
Официальные данные: 475 — 490 мм — 3%, реальные 440 — 490 мм — 11,4%!
Исполнителям, играющим на секундах, сегодня приходится испытывать большие напряжения в пальцах из-за слишком жестких, сильно натянутых струн, что происходит ввиду чисто физических причин. Дело в том, что изготовить 1-ю струну секунды с более или менее прочной обмоткой меньше 0,53 мм в диаметре невозможно, а «голая» сталь звучит плоско, неинтересно. Одним из самых веских доказательств непродуманности мензурной концепции семейства балалаек является то, что сила натяжения струн балалаек прима и секунда отличается примерно на 70%, в то время как у секунды с альтом эта разница составляет не более 10%!
Официальный стандарт мензуры секунды 475-490 мм, которого в настоящее время мало кто из лютьеров придерживается, я воспринимаю как попытку установить его между примой и альтом (кстати, нижний порог современного официального диапазона мензур 475 мм больше Андреевского на 3 мм). И хотя это логично с точки зрения построения мензур в группе, отрицательно сказывается на удобстве игры. Дело в том, что наличие унисонных струн не требует улучшения звучания нижней струны за счет увеличения мензуры, и способствует стремлению к ее укорачиванию для снижения натяжения струн и повышению удобства игры. И хотя укорачивать размер секунды не позволяет слишком близко расположенная прима, многих лютьеров и музыкантов это не смущает, и сегодня секунду порой урезают до средней примы, что противоречит уже всем законам и правилам.
Балалайка альт
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
18 | 550 | Балалайка альт // Виолончель 1/8 |
Официальные данные: 490 — 535 мм — 9%, реальные 474 — 535 мм — 12,9%!
Казалось бы, имеющийся в Таблице размер 519 мм точно соответствует усредненной мензуре балалайки альт, приведенной в официальных данных, однако с точки зрения мензурной концепции этот размер принимать не желательно, так как он слишком близок к «теоретической» секунде (475-490 мм), и от него будет правильней отказаться в пользу следующего размера 550 мм. Иначе будет нелогичен слишком большой отрыв мензуры альта от баса, да к тому же его мензура будет почти равна домре альт, чего допускать нельзя, поскольку создатели семейства балалаек, отталкиваясь от мензуры примы, явно стремились к тому, чтобы мензуры балалаек были на один-два «лада» длиннее мензур домр.
Подчеркну, что все эти проблемы в секунде и альте нам создает большая мензура примы и ее низкий строй.
Балалайка бас
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
11 | 778 | Балалайка бас // Бас-гитара 1/2 |
Официальные данные: 750 — 780 мм — 4%, реальные 750 — 780 мм — 4%
Одно из точнейших попаданий в размер и одновременно тот редкий случай в балалайках, когда размер мензуры вполне оправдан. По строю этот инструмент является полным аналогом домры бас (не наоборот — здесь уже нет типичных для балалаек унисонных струн). Но, несмотря на идентичность строев домры и балалайки бас, мензура балалайки заметно длиннее, что для басового инструмента всегда положительно отражается на его звучании, как большой рояль всегда выигрывает в звучании по сравнению с малым или с пианино.
Здесь окончательно становится ясно, что тому, кто проектировал семейство балалаек, превзойти по мензуре домру бас понадобилось специально для того, чтобы образовалась концепция в построении мензур балалаек. Но тогда хочется спросить у музыкантов-народников и народных лютьеров — почему же у вас балалайка альт может быть короче домры альт? Уважаемые господа народники, вы уж определитесь — «вы за коммунистов, али за интернационал», или мензурная концепция или удобство. А то у вас скоро взбунтуются бас-балалаечники, да и урежут мензуры инструментов под домры бас, чтобы руки не напрягать в больших растяжках (тем более, что и строй идентичен). Альтистам можно, а нам нельзя?! Кстати, уж не этим ли объясняется сокращение в оркестрах числа балалаек бас и увеличение басовых домр?
Балалайка контрабас
№ мензуры | Длина мензуры (мм) | Инструмент |
---|---|---|
4 | 1165 | Балалайка контрабас 4/4 |
5 | 1100 | Балалайка контрабас 3/4 // Смычковый контрабас 4/4 |
6 | 1038 | Балалайка контрабас 1/2 // Смычковый контрабас 3/4 |
Официальные данные — 1195 мм (по справочнику В.В.Андреева 1916 г.), реальные: 1030 — 1180 мм — 7%
Инструмент настроен октавой ниже балалайки и домры бас, т.е. его строй идентичен трем нижним струнам классического контрабаса. Видимо из-за отсутствия домры контрабас (практически не встречается в современном оркестре русских народных инструментов), теоретиками «балалаечных наук» ему было поручено превзойти мензуру уже смычкового классического контрабаса, отчего он оказался самым большим из серийных струнных инструментов — как говорится, знай наших! Уже упоминалось, что его мензура может достигать 1195 мм, но часто его делают укороченным для удобства транспортировки, что, разумеется, ухудшает его звуковые характеристики; закон физики суров — «ниже строй, длинней мензура».
Сегодня самым распространенным размером балалайки контрабас является 3/4 с мензурой 1100 мм. Кстати, музыканты, играющие на классическом контрабасе, также не очень любят размер 4/4.
Мои расчетные размеры комментировать не требуется, так как они прекрасно вписываются в диапазон реальных мензур инструмента.
На этом разбор мензур заканчивается. В отношении относительно редких инструментов, не вошедших в Таблицу, систематические измерения мензур автором не проводились, но они возможны в дальнейшем. Буду рад услышать отклик на свою статью от лютьеров и музыкантов. Всех, кого заинтересовала эта тема, прошу писать мне на электронный адрес фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® (см. раздел КОНТАКТЫ).
P.S. Автор оставляет за собой право дополнять и перерабатывать данную статью с учетом поступающей информации.
Официальные размеры мензур инструментов, не вошедших в Таблицу:
Домры 4-струнные:
пикколо: 270-275 мм
прима: 350-360 мм (реальные 350-390 мм)
альт: 420-430 мм
тенор: 474 мм
бас: 630-640 мм
контрабас: 990 мм
Мандолины:
мандолина: 335-350 мм (реальные 330-360 мм)
мандола: 425-435 мм
люта: 555-575 мм
контрабас: 990-1000 мм
Источник