Сколько тонов у гитаре

Октавы на грифе гитары

Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава

В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»

Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.

«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.

Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.

Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».

6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)

Диапазон гитары

В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.

Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц

Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.

Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.

По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.

Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.

Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.

Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.

Источник

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Источник

Особенности расположения октав на гитаре

Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.

Расположение на грифе гитары

Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.

На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.

Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.

Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.

Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.

Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:

Виды октав на гитаре

Октавы на грифе могут быть:

  1. По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.

На грифе инструмента имеются следующие октавы:

  1. Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
  2. Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
  3. Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
  4. Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.

Малая октава

Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.

Первая октава

Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.

Вторая октава

Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.

Третья октава

Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.

0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 E F G A H C D E F G A H
2 H C D E F G A H C D E F G
3 G A H C D E F G A H C D
4 D E F G A H C D E F G A
5 A H C D E F G A H C D E F
6 E F G A H C D E F G A H C

Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.

Латинские обозначения нот:

Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:

  • первые — серый цвет;
  • вторые — голубой цвет;
  • третьи — желтый цвет;
  • малые — зеленый цвет.

В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.

Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.

Источник

Октавы на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Человеку, начинающему обучение игре на любом инструменте, в первую очередь интересно узнать, каковы его особенности и возможности. При этом наиболее важны: строй, звуковой диапазон, тембр и уровень сложности техники игры. Для многих решающим фактором при выборе является диапазон музыкального инструмента, его способность охватить несколько октав. В этой статье пойдёт речь об октавах на гитаре: их количестве на грифе, расположение на струнах и ладах.

Что это такое?

В музыке октава имеет несколько значений.

  • Интервал между двумя нотами, звучащими одинаково, но отличающимися по высоте (частота акустического колебания более низкого звука в 2 раза меньше высокого). Если эти ноты воспроизвести одновременно, то они сливаются практически в единый звук.
  • Восемь ступеней любого диатонического звукового ряда, например, от ноты «ми» до следующей по высоте (вниз или вверх) ноты «ми», от звука «соль» до следующего «соль» и так далее.
  • VIII ступень диатонического звукоряда.
  • Темперированный музыкальный строй (звукоряд), состоящий из 12 полутонов от ноты «до» до ноты «си». Именно на такие математически равные интервалы (октавы) и делится весь звуковой диапазон звуков, используемых в музыке.

Весь звуковой музыкальный материал по правилу темперированного строя состоит из 7 полных октав и 2 неполных. Самой низкой по звучанию является субконтроктава. Она же – одна из неполных октав, в которой всего 3 звука: «ля», «си-бемоль» и «си». Далее следуют полные октавы: контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвёртая. Завершает музыкальный звуковой ряд нота «до» пятой октавы.

Весь перечисленный звуковой арсенал содержится на клавиатуре фортепиано. Что касается шестиструнной гитары с классическим строем, то она, конечно, столько звуков не способна воспроизвести. Впрочем, ей вполне хватает и собственного диапазона, о котором и говорится далее.

Сколько октав на гитаре?

Звуковой диапазон 6-струнной гитары стандартного испанского строя, имеющей на грифе XIX ладов, начинается с ноты «ми» малой октавы (открытая шестая струна), а заканчивается нотой «си» третьей октавы (XIX лад первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары содержит 4 октавы:

  1. неполная малая;
  2. полная первая;
  3. полная вторая;
  4. полная третья.

Малая октава представлена пятью нотами («ми», «фа», «соль», «ля», «си» с соответствующей альтерацией). Эти звуки можно сыграть либо только на 6-й струне, либо на ней сыграть первые 3 ноты («ми», «фа», «соль»), а ноты «ля» и «си» – на 5-й.

Нота «до» первой октавы расположена на грифе гитары в двух местах — на III ладу 5-й струны и VIII ладу 6-й. Больше нигде она не играется. Самый высокий звук первой октавы «си» находится в нескольких местах на разных струнах: открытая 2-я струна, III лад 3-й, IX лад 4-й, XIII лад 5-й и XIX лад 6-й. На грифе гитары с XIX ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве основного звукоряда. Нет ни одного её звука лишь на первой струне.

Вторая октава более многочисленная своими чистыми (без альтерации) звуками на грифе: их здесь 28. «До» второй октавы можно взять на четырёх струнах:

  • на 2-й (I лад);
  • на 3-й (V лад);
  • на 4-й (X лад);
  • на 5-й (XV лад).

Завершающий октаву звук «си» получится на первой, второй и третьей струнах, зажатых на VII, XII и XVI ладах соответственно. Струна №6 звуков второй октавы не содержит.

Высокие звуки третьей октавы расположены только на мелодических струнах (третьей, второй и первой). Да и те находятся выше VIII лада по грифу.

Как построить и играть?

Гитарный классический строй продуман настолько тонко, что построить и сыграть гамму в одну октаву от любого звука можно в одной позиции, не перемещаясь по грифу. Это очень удобно для начинающих гитаристов. Для игры мелодии посложней (с более широким диапазоном нот) тоже можно подыскать наиболее рациональное место на грифе, учитывая расположение одних и тех же звуков в разных местах и на разных струнах.

Если необходимо, например, сыграть первую октаву, то новичкам самым лёгким решением будет разучить гамму до мажор в первой позиции:

  • «до» на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
  • «ре» – открытая четвёртая;
  • «ми» на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
  • «фа» на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
  • «соль» – открытая третья;
  • «ля» на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
  • «си» – открытая вторая;
  • «до» второй октавы (гамма должна завершаться звуком «до» следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.

Любую гамму правильней играть в восходящем и сразу же – в нисходящем движении.

В случае двух- и трёхоктавных гамм лучше воспользоваться аппликатурой А. Сеговии, разработанной этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных построений. Практически все гитаристы начинали развивать своё техническое мастерство именно на данном материале.

Рассмотрим типовую двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:

Эта гамма позволяет сыграть целый ряд мажорных построений от различных звуков, не меняя аппликатуру. Другими словами, выучив всего одну гамму от звука «до», можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:

  • от ноты «ре», сдвинув всю аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав её на V ладу с той же пятой струны);
  • от ноты «ми», начав порядок пальцев и струн с VII лада;
  • от ноты «фа», расположенной на VIII ладу пятой струны;
  • от ноты «си», расположенной ниже на один лад от звука «до» на пятой струне (II лад).

Самый высокий звук ми мажорного построения, начинающегося от ноты «ми» на VII ладу пятой струны, получается на XII ладу первой струны.

Новичку, обучающемуся на классическом инструменте, дальше XII лада сдвигать правую руку за любым пальцем левой руки по грифу не стоит — там не очень удобно играть ещё неопытному гитаристу.

Однако на инструменте, имеющем вырез на корпусе в районе высоких порожков, можно продолжить сдвигать руку и играть гаммы от звуков «фа», «соль», «ля» и даже «си» первой октавы. Хорошо играть эту типовую гамму, сдвигаясь по полутонам, то есть проигрывая в том числе и альтерированные мажорные построения (до-диез мажор, ре-диез мажор и так далее). Один из вариантов игры — не останавливаясь, двигаться вверх по грифу, играя последовательно все поддающиеся данной аппликатуре мажорные тональности (как вверх, так и вниз).

Типовая соль мажорная гамма в три октавы:

Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и имеет в своём движении три перехода:

  1. со второй (II) в пятую (V);
  2. с пятой (V) в восьмую (VIII);
  3. с восьмой (VIII) в двенадцатую (XII).

При движении назад переходов всего два:

  1. с двенадцатой позиции (XII) в седьмую (VII);
  2. с седьмой (VII) в исходную вторую (II).

И если в типовой гамме до мажор возвращение назад происходило без изменений по тем же нотам и струнам, то в соль мажоре в нисходящем движении был выбран другой путь струн и ладов.

Соль мажорное построение, как и до мажор, тоже можно играть, сдвигаясь по грифу в другие тональности.

А чтобы всегда быть в курсе, какие тональности играются в данный момент, нужно знать тоновые интервалы между звуками основного звукоряда:

  • между звуком «до» и «ре» 1 тон (2 лада на гитарном грифе: например, на пятой струне «до» находится на III ладу, а «ре» – на V);
  • между «ре» и «ми» – 1 тон;
  • между «ми» и «фа» – 1/2 тона (соседние лады);
  • между «фа» и «соль» – 1 тон;
  • между «соль» и «ля» – 1 тон;
  • между «ля» и «си» – 1 тон;
  • между «си» и «до» – 1/2 тона.

Указанные интервалы должны сохраняться в построении мажорной гаммы от любого звука.

Новичкам при игре гамм удобнее ориентироваться не на звуки, а на ступени гаммы.

В до мажоре звуки поделены на такие ступени:

  • «до» – I ступень (тоника);
  • «ре» – II ступень;
  • «ми» – III ступень;
  • «фа» – IV ступень;
  • «соль» – V ступень;
  • «ля» – VI ступень;
  • «си» – VII ступень;
  • «до» – VIII (I) ступень.

Практически безошибочно мажорную последовательность звуков можно выдерживать по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Здесь отражена как раз очерёдность интервалов по ступеням:

  • между I и II ступенями — тон;
  • между II и III – тон;
  • между III и IV – полутон;
  • между IV и V – тон;
  • между V и VI – тон;
  • между VI и VII – тон;
  • между VII и VIII – полутон.

Среди минорных особой популярностью пользуются мелодические гаммы ля минор (типовая и с использованием открытой пятой струны) и ми-минор с использованием открытой шестой струны. Приводим их аппликатуры на рисунке ниже.

Все гаммы являются очень полезными упражнениями для овладения гитарным грифом, а также техникой плавных переходов из позиций в позицию. Кроме того, начинающим они помогут быстрее запомнить расположение нот и октав на грифе инструмента, растянуть пальцы и увеличить их силу.

Источник

Оцените статью