Сколько у шуберта соната для фортепиано

Сколько у шуберта соната для фортепиано

Сонаты для фортепиано Шуберта

Франц Шуберт — известный австрийский композитор, являющийся основоположником романтизма в музыке. Главное место в его творческой карьере заняли песенные мотивы, которые ранее считались второстепенным жанром. Его музыка удивительным образом отражает мироощущение людей той эпохи. Лирика Шуберта , несмотря на свою тонкость и изящество, удивительно проста и понятна для слушателя. Напряженность, трепетность, эмоциональная глубина произведений музыканта прекрасно сочетается с душевным равновесием.

Историю создания Сонат Шуберта, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Принцип создания легендарных шубертовских сонат был воссоздан по уцелевшим черновикам. Сонаты писались в две ступени – начальный вариант и итоговая версия.

Сонаты Ля минор, Ре мажор и Соль мажор, созданные в период 1825–1826 гг., доказали, что музыкант идеально разбирается в сонатном принципе. В произведениях маэстро смог соединить танцевальную и песенную форму с классическими музыкальными приемами. В трех последних сонатах Шуберт представил танцевально-песенные части в высокопарном духовном виде. Эмоциональная составляющая поздних опусов стала намного богаче и насыщеннее, чем в его ранних работах. В последней сонате си-бемоль мажор ярко чувствуется, что автор как следует поработал над тематикой и формой цикла.

К сожалению, из большого количества фортепианных циклов при жизни Шуберта было напечатано только три. Творения композитора по глубине и смыслу уступают разве что сонатам Бетховена. Шесть сонат, которые Шуберт написал в юности, популярны они только в узких кругах, остальные же известны во всем мире.

Многие музыкальные критики XIX века высоко оценили мастерство композитора, однако, шубертовские сонаты долгое время были заброшены. Только в следующем столетии слушателя заинтересовало творчество музыканта, чему поспособствовало исполнение сочинений популярными пианистами. В дальнейшем заинтересованность к фортепианным произведениям Шуберта росла день ото дня, а в конце XX века они стали классикой репертуара и часто исполнялись на концертах.

Фортепьянные пьесы, состоящие из импровизаций, по праву считаются величайшими творениями композитора. Хотя Шуберт так и не приблизился к концертному пианизму, он всю жизнь пылал страстью к сочинениям для фортепиано. Его фортепьянную музыку сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией.

На неповторимый музыкальный стиль композитора большое влияние оказали работы Бетховена , чешская школа и бытовые танцевальные мотивы из Вены. Но главную роль в фортепьянном творчестве композитора сыграла лирическая песня и правила песенности в целом.

Шуберт всегда старался демократизировать музыку, ярким примером этого является вальс. За свою карьеру Шуберт написал около 250 вальсов, каждый из которых является признанной камерной миниатюрой. Шубертовские вальсы — это истинные лирические поэмы с неподражаемой и пленительной мелодией, которые при этом не лишены простоты и непосредственности.

До Шуберта ни один великий композитор не уделял столько сил и внимания четырёхручной фортепианной литературе. Потрясающие клавирные дуэты сочинял Моцарт , но именно Шуберт создал жанр, который прекрасно подходил для семейного непрофессионального исполнения.

Фа-минорная фантазия композитора, которую он написал незадолго до смерти, возносит творчество Франца на новый уровень. Она безусловно является лучшей фортепианной фантазией музыканта. Композиция включает в себя четыре части, очень похожие на последовательность разделов сонатно-симфонического цикла.

Композитор подбирал для своих творений непривычные неординарные названия, которые полностью отражали идею автора. Музыкальные моменты произведений очень разнообразны: от умиротворенной лирики до трагических мелодий.

Интересные факты

  • Композитор создавал по 5-8 сочинений в день. Многие критики до сих пор недоумевают, как он находил столько времени для работы.
  • Шуберт начал сочинять фортепианные сонаты с 1815 года. 15 из них были закончены полностью и получили широкую известность в музыкальном мире.
  • Франц родился в небогатой семье школьного учителя. Его родители обожали музыку и часто устраивали тематические вечера, поэтому с самого детства мальчика учили игре на музыкальных инструментах.
  • Произведения композитора отличались от классической фортепианной музыки XIX века, поэтому они долгое время были не имели особую популярность и даже были забыты.
  • В 1928 году, после 100 лет со дня смерти музыканта, пианист Артур Шнабель исполнил на концерте практически все его фортепианные творения. Гениальный русский музыкант Сергей Рахманиновв этом же году сделал заявление, что ранее не был знаком с работами Шуберта.

  • Композитор был очень робким, застенчивым и непритязательным человеком, не умел просить о помощи и не желал унижаться перед влиятельными лицами. Именно поэтому из-за материальных трудностей гений часто не имел возможности издавать свои шедевры.
  • Шуберт оставил после смерти множество неизданных произведений (мессы, симфонии, оперы и прочее). Многие рукописи долгое время находились у его родственников, друзей и издателей.
  • Гениальный композитор при жизни бы вынужден жить в ограниченных средствах, хотя с 13 лет писал невероятное количество музыкальных произведений.
  • У Шуберта была интересная привычка подписывать на нотах дату начала написания сочинения и дату окончания работы над ним.
  • За свою 32-летнюю жизнь мужчина так и не женился. В 1814 году он сделал предложение Терезе Гром, которая пела в церковном хоре. Однако, мать девушки была против небогатого жениха, и помолвка была разорвана.
  • Известность пришла к Шуберту только в 1821 году. Тогда композитор был желанным гостем на встречах Бидермейеровской Вены, где он пел и играл на фортепиано.
  • В год смерти композитора друзья смогли организовать для него единственный при жизни сольный концерт. Выступление имело большой успех, и Франц был невероятно счастлив.
  • Музыкант имел невысокий рост и плотное телосложение, страдал близорукость. При этом он был невероятно обаятельным, застенчивым и добрым человеком. Нежный цвет лица и волнистые каштановые локоны делали мужчину особенно привлекательным.
  • Шуберт одним из первых стал использовать фортепианные дуэты и смог привнести в этот бытовой жанр характерные художественные элементы.

Величайшее достижение композитора – три последние сонаты

В последние годы своей жизни Шуберт усердно трудился над тремя потрясающими сонатами, которые даже объединяют в трилогию. Первые эскизы были написаны композитором в середине 1828 года. Наброски состоят из разных элементов, которые беспорядочно разбросано на одном листе. Это говорит о том, что два финальных сочинения создавались одновременно. Прощальную сонату автор закончил в конце сентября, уже через пару дней она была исполнена на концерте в Вене.

В то же время Шуберт написал издателю Пробсту письмо с просьбой опубликовать свежие творения. Однако, мужчина проигнорировал эту просьбу, а 19 ноября композитор умирает от кишечной инфекции, так и не дождавшись публикации сонат. Через год брат гения продает рукописи другому издательству, но опубликованы они будут только спустя десятилетие, в 1839 году.

По признанию Шуберта, он мечтал посвятить свои работы композитору и пианисту Иоганну Гуммелю (ученик Моцарта ), которым искренне восхищался. Но сонаты были выпущены Антоном Диабелли, когда Гуммеля уже не было в живых, поэтому издатель посвятил сонаты Шуману, который не раз восхвалял талант композитора. Интересно, что Шуману сонаты не понравились, он посчитал их излишне простыми и абсолютно несовременными. Впрочем, это не помешало ему восторгаться их звучанием, передающим тончайшие чувства. Брамс и Рубинштейн также были очарованы мелодичностью сонат.

В последнем творении Шуберта – Сонате Си бемоль мажор четко видны три основные идеи: молитва, песня и игра, которые свойственны для всего фортепианного творчества композитора. Начальные мелодии сонаты воистину удивительны, абсолютно просты и легко запоминаются. Песня словно живет внутри слушателя, освящая его душу теплым светом. Она похожи на молитвы, которые наполнены благодарностью к Господу, при этом через всю их благодать проглядывается трагизм, словно обратная сторона добра.

Главные партии выражают абсолютно другие эмоции, автор словно осознал масштаб вселенской скорби, которая живет в каждом человеке. Большинство критиков считают, что таким образом Франц пытался передать печаль от своей болезни, которая непоколебимо вела его в мир иной.

В самом конце мелодия звучит так светло и ослепительно, что ее можно сравнить с появившимся из-за туч солнцем. Этот прием называют знаменитой шубертовской игрой, которая заключается в дивном юморе и детской наивности музыки. Удивительно, что в теме финала зашифрованы знаки музыканта: S (es – ми-бемоль), с – до, h – си (три начальные буквы его фамилии). Монограмма выступает как фирменная печать, которой композитор обозначает свое творение.

Работая над последними сонатами Шуберт уже знал, что его в скором времени ждет смерть. Ужасные ожидания оправдались – мужчина скончался спустя пару месяцев после окончания последней работы. Благодаря своим последним величайшим произведениям Шуберт стал уважаемым представителем мировой музыкальной классики, наряду с другими гениальными композиторами.

Шуберт создал фантастические фортепианные циклы, которые не могут оставить равнодушным ни одного слушателя. Его сонаты абсолютно не похожи на сонаты Бетховена, в которых главенствует напряжение между частями. Произведения Шуберта отличаются непрерывным движением вперед, все внимание композитора сосредоточено на индивидуальных элементах, а не на цельной архитектурной форме.

Фортепианные сонаты композитора отличаются невероятным богатством образов. Каждый цикл отличается от другого, и в каждом из них присутствуют вдохновляющие поэтичные эпизоды. Композитор открыл слушателю мир великолепных лирических тем, которые наполняют душу светом и невероятными эмоциями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианная соната Шуберта

Источник

Сколько у шуберта соната для фортепиано

  • Поддержите наш сайт →

Список не претендует на полный охват творческого насле­дия композитора, а включает лишь наиболее значительные сочинения.

Песни (всего более 600)

«Прекрасная мельничиха», 20 песен ор. 25 ( 1823)
«Зимний путь», 24 песни ор. 89 на тексты Мюллера (1827)
«Лебединая песня», сборник из 14 песен на тексты Гейне, Рельштаба, Зейдля (1827—1828, посмертный)
Около 70 песен на тексты Гёте
Около 50 песен на тексты Шиллера

Инструментальные произведения

9 увертюр, в том числе e-moll (1819)

Камерно-инструментальные произведения

Квартеты (всего 22)

Квартет B-dur op. 168 (1814)
Квартет g-moll <1815)
2 квартета op. 125: первый Es-dur (1813); второй E-dur (1816)
Квартет a-moll op. 29 (1824)
Квартет d-moll (1824—1826)
Квартет G-dur op. 161 (1826)

Инструментальные ансамбли (более 40)

Квинтет «Форель» op. 114 (1819)
Струнный квинтет C-dur op. 163 (1828)
Фортепианное трио B-dur op. 99 (1827)
Фортепианное трио Es-dur op. 100 (1827)
Октет F-dur op. 166 (1824)
Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur op. 159 (1827)

Фортепианные произведения

4 экспромта ор. 142 (1827)
4 экспромта ор. 90 (1827)
6 музыкальных моментов ор. 94 (1823—1827)
Фантазия «Скиталец» ор. 15 (1822)

Сонаты (всего 22)

Соната A-dur op. 120 (1819)
Соната a-moll op. 143 (1823)
Соната a-moll op. 42 (1825)
Соната D-dur op. 53 (1825)
Соната G-dur op. 78 (1826)
Соната c-moll (1828)
Соната A-dur (1828)
Соната B-dur (1828)

Фортепианные дуэты (более 50)
Вариации на французскую тему ор, 10 (1818)
«Венгерский дивертисмент» ор. 54 (1824)
Фантазия f-moll ор, 103 (1828)
24 сборника танцев

Произведения для хора и вокального ансамбля (всего более 100)

Месса G-dur (1815)
Месса C-dur (1816)
Месса As-dur (1822)
Месса Es-dur (1828)
Кантата «Победная песнь Мириам» ор. 136 (1828)
Оратория «Лазарь» (незавершенная, 1819—1820)
«Песнь духов над водами» на текст Гёте (1817, 1820, 1821)

Музыка для сцены (18 произведений)

«Веселый замок сатаны», опера (1812—1814)
«Фернандо», зингшпиль (1815)
«Друзья из Саламанки», зингшпиль (1815)
«Четырехлетний пост», зингшпиль (1815)
«Близнецы», зингшпиль (1819)
«Альфонсо и Эстрелла» (1822)
«Фьеррабрас» (1823)
«Домашняя война» («Заговорщики»), опера (1823)
«Розамунда», музыка к драматической пьесе, ор. 26 (1823)

Источник

Сколько у шуберта соната для фортепиано

Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями. Остро выразительный тематизм, отличающийся огромной непосредственной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность.

И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа. Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX столетия. В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства, и от произведений композиторов-романтиков следующего поколения.

Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Свободное изложение с частыми отступлениями от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи. Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости или рыхлости. Это относится преимущественно к сонатным allegro. Медленные части, как правило, великолепны.

К самым выдающимся образцам фортепианной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur’ной сонаты, родственную шубертовским контрастным миниатюрам. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем (выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма).

Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.

В первой части привлекает внимание характерно шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы:

Источник

Читайте также:  Самые легче песенки с нотами для пианино
Оцените статью