Скользят пальцы по пианино

По пианино скользили пальцы. Цыганское

По пианино скользили пальцы,
Скользили пальцы, играя вальс.
Кружились листья в осеннем танце,
И в этот вечер я встретил вас.

Вы так прекрасны были в том платье,
Шуршали юбкой, маня в мечты.
Дарили смело ваши объятья,
Все замирали от красоты.

И пело сердце, и ночь струилась,
Раскрылся веер, затмив лицо.
Волненье радостным пульсом билось,
Перекрывая звук бубенцов.

Вы мне сказали, шепча призывно:
«Приду к тебе я, ты только жди».
Душой поверил, детски — наивно,
И в ожиданье ругал дожди.

А после вышли, рукой взмахнули,
Сели на лошадь, что я подал.
И был тот взгляд ваш острее пули,
Бил поточнее он, чем металл.

«Хочу с тобою скорей уехать,
Уехать к морю, про все забыть.
Предаться смело сладким утехам,
И до безумья тебя любить!

Жить, наслаждаясь каждой минутой,
Рядом с тобою, мой дорогой!
И никогда я не позабуду
Случайный танец, что свел с тобой!»

Тихо сбежали, уехав ночью,
Угнав с конюшни двух лошадей.
И не жалели, ведь знали точно,
Что повстречались с судьбой своей.

Источник

(36) Движения кистей

Секрет успешного приобретения техники и возможности экспериментировать в движении кистей. Когда мы смотрим выступление пианиста, мы не замечаем большей части технических движений кистей. Их амлитуда слишком мала, а исполнение слишком быстро, поэтому, если вы и наблюдаете какое-то движение, то с большой вероятностью оно выставлено напоказ нарочно или не имеет отношения к технике, если, конечно, вы не намеренно вычленили его из всех движений исполнителя. Движения кистей: параллельный палец, [(9) Параллельные интервалы (ПИ), связки, циклы], [(21) Вращение предплечья], [(30) Большой палец снизу, Большой палец сверху, глиссандо, вращение], [(32) Арпеджио, движение «колесом», «шпагат»], и фиксация запястья [(34) Быстрая игра октав, маленькие/большие кисти рук] мы уже обсуждали.

Движениям пальцев должны помогать основные мышцы рук; палец никогда не двигается сам по себе, в любом движении пальца задействовано все тело. На движении кистей мы в рамках этой книги подробно останавливаться не будем. Для получения дополнительной информации см.: Финк или Шандор, а также Марк (анатомия).

Пронация и супинация: Предплечье состоит из двух костей: лучевой и локтевой. Лучевая кость соединяется с большим пальцем, локтевая – с мизинцем Марк, Томас. Локтевая удерживается в верхней части плеча. Вращение кисти происходит вращением лучевой кости относительно локтевой; поэтому амплитуда движения большого пальца больше, чем у мизинца, именно это вращение является основным движением при игре большим пальцем. Супинация – амплитуда, при которой ладонь повернута кверху, а большой палец смотрит наружу; пронация – амплитуда, при которой ладонь повернута вниз, а большой палец смотрит внутрь.

Движение запястья: Общее правило состоит в том, чтобы при игре мизинцем запястье нужно приподнимать, а при игре большим пальцем опускать ниже. Это правило не носит абсолютный характер; есть множество исключений, поскольку практически каждое движение представляет собой комбинацию движений. Объединив движение запястья с амплитудой пронации-супинации, вы можете делать вращательные движения для воспроизведения повторяющихся пассажей, таких как аккомпанемент левой рукой, или первое движение лунной сонаты Бетховена (в правой руке). Запястье может двигаться вверх-вниз, из стороны в сторону. Необходимо делать все возможное, чтобы играющий палец был параллелен предплечью; это достигается движением запястья из стороны в сторону. В этом случае боковая нагрузка на сухожилия, двигающие пальцы, минимальна, снижается вероятность травмирования и приобретения, например, синдрома запястного канала [(60) Травмы, здоровье]. Привычка играть (или вводить текст) с запястьем под боковым углом чревата получением травмы. Обязательным условием полного расслабления является «свободное» запястье. Большинство учеников полагает, что гибкое запястье это то, которое свободно перемещается вверх и вниз, но это не совсем верно, поскольку более важным и трудным для совершенствования является боковое движение. При низкой посадке за инструментом, запястье можно быстро поворачивать набок вращением предплечья; это одна из причин, почему некоторые известные пианисты сидят так низко.

Понимание того, как скользить пальцами позволит вам уверенно играть, даже если клавиши скользкие или влажные от пота. Никогда не ставьте себя в зависимость от состояния поверхностей клавиш, потому что вряд ли каждый раз для вас будут создавать «идеальные условия», а ваша неготовность к этому может привести к напряженности и травмированию кончиков пальцев. Зависимость качества исполнения от состояния поверхности клавиатуры (а именно, от трения) – одна из тех вредных привычек, которая чревата многими проблемами. Поднятие запястья приведет к тому, что пальцы будут скользить к вам во время нажатия на клавиши. При опускании запястья пальцы соскользнут. Практикуйте каждое из скользящих движений всеми пятью пальцами. При неподвижном запястье пальцы не будут скользить, даже если клавиши скользкие! А еще лучше, обратить скольжение пальцев в свою пользу, ведь это еще один технический навык, который следует практиковать (см. ниже).

С трением между пальцами и клавишами прекрасно справляется большинство увлажняющих кремов (Lubriderm, Eucerin), но для того, чтобы научиться правильно их использовать, нужно немного поэкспериментировать. Во-первых, чтобы этот способ сработал, нужно наносить достаточное количество крема. Однако нужно подождать по крайней мере несколько минут, чтобы весь нанесенный объем полностью впитался в кожу, иначе он просто перейдет на клавиши, и они станут скользкими. Даже после того, как крем полностью впитался, при появлении любой влаги на коже (например, это может быть пот) пальцы станут очень скользкими.

Нажим и тяга: Нажим – это толкающее движение по направлению к крышке, обычно сопровождаемое небольшим поднятием запястья. При нажиме с согнутыми пальцами вектор силы кисти направлен вперед вдоль костей пальцев. Появляется дополнительный контроль и сила. Поэтому полезно играть аккорды, хотя в этом случае есть шанс травмироваться. Тяга – это аналогичное движение в направлении от крышки, вероятность травмирования тут сведена к нулю. Суммарное движение при нажиме и тяге может быть больше, чем векторная составляющая движения вниз (нажатие), что обеспечивает больший контроль. Нажим является одной из главных причин, по которой стандартным положением пальца является согнутое положение. Попробуйте сыграть любой большой аккорд, сначала просто опустив кисть вниз, а затем осуществите нажим. Нажим в сравнении с обычным прямым нажатием существенно выигрывает, давая превосходный результат. Тягу хорошо использовать, играя легато и мягкие пассажи. Таким образом, упражняясь в аккордах, всегда экспериментируйте, добавляя либо нажим, либо тягу. В нажиме и тяге участвуют разные группы мышц, соответственно, переключаясь между этими приемами, можно давать отдых той или иной группе и меньше уставать.

Хватание, бросок: При хватании кончики пальцев перемещаются в направлении под ладонь (пальцы становятся более согнутыми), а при броске, наоборот, пальцы «раскрываются» и становятся более прямыми. Помимо совершения движений кончиками пальцев вверх и вниз, их можно перемещать внутрь и наружу. Выполняя эти движения исполнитель начинает лучше контролировать игру, особенно это касается легато, мягких пассажей и стаккато. Как в случае с нажимом и тягой, эти движения дают возможность увеличить амплитуду и уменьшить нажатие на клавиши. Таким образом, вместо того, чтобы просто опускать пальцы прямо вниз, чтобы нажимать на клавиши, попробуйте поэкспериментировать с хватанием или броском и посмотрите, насколько это будет вам полезно. Обратите внимание, что хватательное движение по сути более естественное и более легкое, чем прямое движение вниз. Движение пальца строго вниз – это сложная комбинация хватания и броска одновременно. Игру пальцами в «плоских» позициях можно считать одной из форм хватательного приема.

Флик: Флик (щелчок) – быстрое вращение, сопровождаемое обратным вращением кисти; быстро выполняемая комбинация пронации и супинации (или наоборот). Как мы уже видели, параллельные интервалы можно воспроизводить в любом темпе. При быстром воспроизведении встает проблема связывания параллельных интервалов. Одним из решений является флик, особенно когда в игре участвует большой палец (гаммы и арпеджио). Одиночные флики делаются очень быстро и без каких-либо усилий. Тем не менее, каждый быстрый флик представляет собой отдельный комплекс движений, которые воспроизводятся каждый раз «с нуля» (перезагружаются), то есть выполнить последовательно несколько быстрых фликов достаточно трудно. Для связки параллельных интервалов может использоваться флик, который затем перезагружается во время исполнения параллельного интервала.

Источник

(46) Растяжка и другие упражнения

Растяжка ладоней: Широкие аккорды берутся за счет растягивания пальцев/ладони, за это отвечают две группы мышц руки. Одна, главным образом раскрывает ладонь, вторая – раздвигает пальцы. Растягивая кисть для того, чтобы сыграть широкие аккорды, задействуйте мышцы, раскрывающие ладонь. Почувствуйте, что ладонь раздвигается, но пальцы остаются свободными; т.е. раздвигайте суставы, а не кончики пальцев. Это уменьшает напряженность и усталость при игре аккордов, позволяет ускорить игру, быстрее расслабляться, лучше контролировать исполнение. Раздвигая пальцы, вы расширяете ладонь, однако это мешает движению самих пальцев, поскольку они теряют мобильность из-за ладони. В конце концов, вы будете задействовать обе группы мышц, а весьма полезно знать, как раздвинуть ладонь независимо от пальцев.

Важнее, при этом сложнее, растягивать ладонь, а не пальцы. В качестве упражнения поместите правую ладонь над левой ладонью, правая рука направлена влево, левая вправо, кисти перед грудью. В этом положении большой палец соприкасается с мизинцем; сделайте так, чтобы большие пальцы и мизинцы заходили друг за друга, 2-й, 3-й и 4-й пальцы были на ладонной стороне, а 1-й и 5-й выступали на тыльной стороне ладони. Подтолкните кисти друг к другу, большие пальцы и мизинцы будут смещать друг друга назад, и ладонь будет раздвигаться. Кроме того, упражняйте раздвигающие мышцы ладони и пальцев, одновременно делая толкающее усилие. Раздвигание не является изометрическим упражнением, поэтому растягивающие движения должны быть быстрыми и короткими. Регулярные (ежедневные) растяжки с юности могут самым положительным образом сказаться на результате в более старшем возрасте, а поддерживающие упражнения надолго продлят полученный эффект, который, в противном случае, сошел бы на нет.

Растягивать кожу между пальцами можно, «насаживая» соответствующие участки друг на друга . Например, чтобы растянуть кожу между 2-м и 3-м пальцами, раскройте эти пальцы на обеих руках в форме буквы «V». Затем поместите одну «V» в другую крест-накрест, давите и растягивайте. Для получения максимального результата задействуйте раздвигающие мышцы ладоней и пальцев, чтобы ладонь растягивалась с каждым защемляющим движением. Еще раз, это не изометрические упражнения, выполнять их нужно быстрыми движениями. У большинства людей левая кисть немного больше, чем правая, а некоторые могут получить лучший результат, используя 1-й и 4-й, а не 1-й и 5-й пальцы.

Раздвигание пальцев: Чтобы проверить, насколько хорошо вам удалось вытянуть пальцы/ладонь, раскройте ладонь и пальцы по-максимуму; для этого положите запястье на плоскую поверхность. Если мизинец и большой палец образуют почти прямую линию, то дальнейшее растяжение невозможно. Если же они образуют «V», то растяжку можно улучшить, выполняя соответствующие упражнения. Также проверить растяжку можно поместив ладонь на стол, большой палец и мизинец касаются края стола только кончиками, 2-й, 3-й и 4-й пальцы покоятся на поверхности. Если большой и мизинец образуют с краем стола треугольник, то есть место для растяжки. Выполняйте упражнение на растяжение, давя кистью на край стола, чтобы шире раздвинуть большой палец и мизинец; полное раскрытие – это когда большой палец и мизинец образуют прямую линию. Добиваться абсолютно прямой линии нет необходимости; как только вы приблизитесь к эталону, всякий дополнительный миллиметр растяжки мало чего вам даст.

При воспроизведении широких аккордов большой палец должен быть не полностью растянут, а слегка изогнут внутрь. Если ваши большие пальцы выгибаются наружу, обратите особое внимание на необходимость именно такого положения большого пальца для максимального охвата; если же вы сформируете привычку изгибать большой палец, эту привычку практически невозможно будет искоренить, при этом будет затруднительно выполнить постановку рук «большой палец сверху». То, что согнув большой палец, вы охватите больше нот, звучит странно; однако это именно так благодаря особой кривизне кончика большого пальца.

Есть несколько упражнений для улучшения техники.

Упражнения на отработку независимости пальцев и подъем выполняются сначала нажимающим движением всеми пальцами правой руки вниз, например, на клавиши C — G. Затем каждым пальцем четыре раза: CCCCDDDDEEEEFFFFGGGG; в то время как один палец играет, остальные находятся внизу наготове. Не давите изо всех сил, так вы будете напрягаться. Достаточно собственного веса кисти. Для начинающих это упражнение может вначале показаться сложным, потому что неиграющие пальцы норовят либо совсем упасть вниз, либо непроизвольно подняться вверх, особенно, когда начинают уставать. Если вы чувствуете, что больше не можете их удерживать, попробуйте еще немного, а затем поменяйте руки или остановитесь; не продолжайте игру, когда не можете контролировать ситуацию, или когда видите, что пальцы вот-вот упадут. Отдохните, затем сделайте еще одну попытку. Одним из вариантов этого упражнения является разнесение нот на октаву. Такое упражнение было в ходу уже во времена Ф. Листа (Мошелес). Упражнение выполняется согнутыми пальцами, а также пальцами в «плоских» позициях. Некоторые преподаватели фортепиано рекомендуют делать это упражнение каждый раз в течение практической сессии. Пальцы согнуты, отрабатывайте прямое попадание 4-го пальца в ноту вдобавок к незначительному подъему. Это упражнение можно выполнять на любой плоской поверхности. Сначала выполняйте его медленно, чтобы не допустить формирования плохих привычек, ускоряйтесь постепенно по мере улучшения, а это может занять месяцы, а то и годы. Важно не переусердствовать с этими упражнениями, уделяйте им всего несколько минут каждый раз во время урока, а потом совершенствуйте после. Как только вы почувствуете уверенность, необходимость в каждодневных упражнениях отпадает.

Приступая к упражнениям по подъему пальцев повторите все, что указано выше, но поднимайте каждый палец так высоко, как можете, а затем быстро и сразу расслабьтесь. Движение должно быть быстрым, но контролируемым. И снова все не задействованные пальцы находятся внизу, давление на них минимально, только вес руки. Как обычно, важно уменьшить напряжение в пальцах, которые не нужно поднимать. После быстрого подъема сразу расслабляйтесь.

С трудностью поднятия 4-го пальца сталкивается каждый. Многие ошибочно полагают, что следует уметь поднимать 4-й палец так же высоко, как все остальные, и поэтому они тратят слишком много усилий, пытаясь этого достичь. Между тем, это бесполезно и даже вредно. Это потому, что строение 4-го пальца не позволяет поднять его выше определенной точки. Единственное требование к 4-му пальцу – не нажимать клавиши случайно, что может быть выполнено только на малом подъеме, особенно в «плоских» позициях. Поэтому делайте так, чтобы во время игры 4-й палец едва не касался клавиши или даже касался, но на микроскопическом уровне. Освоение сложных пассажей с приложением чрезмерных усилий для поднятия этого пальца выше, чем задумано природой, может вызвать напряженность в 3-м, 4-м и 5-м пальцах. Более продуктивно учиться играть напрягаясь по-минимуму, т.е. когда 4-й палец совсем вам не мешает.

Тренировать независимый подъем 4-го пальца нужно следующим образом. Нажимайте всеми пальцами вниз, CDEFG, как делали до этого. Затем сыграйте 1, 4, 1, 4, 1, 4.. ., с акцентом на 1-м и подъемом 4-го как можно быстрее и выше. Затем сыграйте 2, 4, 2, 4, 2, 4, . . , затем 3, 4, затем 5, 4. Упражнение можно выполнять с положением 4-го на черной клавише. Независимость и подъем можно тренировать без фортепиано на любой плоской поверхности. И снова, не переусердствуйте с этими упражнениями; более результативно будет дальнейшее совершенствование вне класса.

Поднять 4-й палец можно просто выпрямив его в «плоскую» позицию, а не поднимая. Попробуйте выполнить вышеуказанные упражнения, используя выпрямляющее движение вместо подъема. Вы заметите, что кончик пальца поднимается выше в сравнении с тем, как это происходит при подъеме. Тренируйте движение подъема и выпрямление по-отдельности, но в ситуации реальной игры используйте оба способа.

Растяжка мышц-сгибателей (флексоров) и сухожилий: Как правило, для игры на пианино мы используем мышцы-сгибатели (флексоры), а мышцы-разгибатели (экстензоры) задействуем мало. Чрезмерная развитость флексоров затрудняет подъем пальцев, особенно 4-го. Облегчить проблему можно, выполняя упражнения на растяжку для флексоров и сухожилий. Сделайте плоскими пальцы левой руки и упритесь ими перпендикулярно в правую ладонь, надавите правой ладонью на пальцы и выгибайте их в направлении предплечья. Человек с очень гибкими сгибателями сможет коснуться пальцами предплечья (таких людей не так много). Большинство же людей смогут пройти точку, в которой пальцы находятся под углом 90 градусов к предплечью. Продолжайте давить без появления болезненных ощущений в течение шести секунд, затем отпустите на четыре секунды; повторите так несколько раз. То же самое проделайте с пальцами левой руки. Выполняйте упражнение раз в день, и поразитесь тому, как хорошо, оказывается, можно «растянуться» всего за несколько месяцев. В результате вы сможете гораздо легче поднимать пальцы, к тому же они перестанут полностью скручиваться в моменты, когда не используются.

Даже «бессмысленные упражнения» имеет смысл выполнять, например, перед стрессовыми выступлениями, когда вам нужно сохранить как можно больше энергии.

Традиционно упражнения придумывались для того, чтобы решать конкретные проблемы с техникой. Неправильное использование упражнений началось, когда они заменили методы, в основе которых были положены знания, когда уроки фортепиано стали давать те, чьи знания были откровенно слабыми.

В периоды, предшествующие «увлечению упражнениями» 1900-х годов (Корто, Альфред), и даже сегодня бытует мнение, что лучшие результаты являются следствием выполнения чрезвычайно сложных упражнений, со многими из которых в реальной игре исполнитель никогда не встретится. Таким образом, самые сложные упражнения были созданы с упором на то, что если вы не в состоянии их сыграть, то вас нельзя назвать продвинутым пианистом. Это убеждение также повлияло на культуру игры на фортепиано, когда исполнитель должен уметь играть определенные «стандартные» сложные произведения, что позволяет считать его продвинутым пианистом, при этом неважно, будут эти произведения исполняться в дальнейшем или нет. Эта культура была частично принята Шопеном, Листом и другими авторами, которые писали специальные этюды для совершенствования техники. Такие «технические пьесы» теперь являются частью продвинутой фортепианной культуры и, безусловно, хорошо сказываются на технике. Подлежат изучению практические методы отработки передовых техник, еще не описанные в учебниках, их нужно присовокупить к методам, представленным в этой книге.

Вывод: ежедневные упражнения для «укрепления пальцев» с целью приобретения техники устарели. В настоящее время имеют значение методы эффективной практики, большинство из них описаны в литературе. Существует несколько упражнений на растяжку, позволяющих увеличить охват и свести к минимуму пагубное влияние возраста. Придуманы этюды, технически сложные пьесы и пр., исполнение которых демонстрирует владение продвинутой техникой.

Источник

Читайте также:  Деревенька моя у реки ноты для
Оцените статью