- Хрестоматия для скрипки 2-3 класс
- Хрестоматия для скрипки 2-3 класс
- СОДЕРЖАНИЕ
- I. Пьесы в первой позиции с аппликатурными вариантами, использующими вторую или третью позиции
- II. Пьесы во второй позиции, простейшие соединен первой и второй позиций
- III. Пьесы в третьей позиции, простейшие соединения первой и третьей позиций
- IV. Произведения крупной формы
- Скрипичные ноты для 2 класса
- Скрипка
- В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки
- Скрипичные ноты для 2 класса
- Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей
Хрестоматия для скрипки 2-3 класс
Хрестоматия для скрипки 2-3 класс
Данный выпуск «Хрестоматии» предназначается для учащихся 2—3 года обучения, начинающих осваивать игру в первых трех позициях.
Современная скрипичная методика рекомендует начинать изучение позиций как можно раньше, как только ученик приобретет элементарные игровые навыки: освоит постановку, научится удовлетворительно вести смычок, будет справляться с простыми музыкально-исполнительскими задачами. Последующая работа по овладению более сложными ритмическими и интонационными оборотами, развитию беглости, изучению штрихов может идти параллельно с освоением II, III позиций.
Порядок изучения позиций предоставляется на усмотрение педагога. Однахо ознакомление с ними должно проводиться на материале более простом, чем тот, который доступен ученику в I позиции. Исполнению пьес в позициях предшествует изучение гамм и этюдов в соответствующих позициях, а также приемов их соединения. Необходимый для этого учебный материал содержится в таких пособиях, как «Гаммы и арпеджио» (составитель А. Григорян), «Избранные этюды», выпуск второй. «Юный скрипач», выпуск второй (составитель К. Фортунатов).
Расположение пьес в данной Хрестоматии не определяет последовательности прохождения их с учеником. При выборе пьес следует принимать во внимание прежде всего индивидуальные особенности ученика, его подготовку. Для удобства пользования Хрестоматией пьесы в ней сгруппированы в четырех разделах. В первый раздел включены пьесы в I позиции, более сложные, чем в первом выпуске Хрестоматии; во второй раздел вошли пьесы во второй позиции без переходов и с переходами из I во II позицию; в третий раздел — пьесы в III позиции, а также пьесы с переходами из I в III позицию; четвертый раздел Хрестоматии содержит произведения крупной формы; части из концертов и сонатин. Многие пьесы в I позиции имеют варианты аппликатуры с использованием II или III позиций. Такие же аппликатурные варианты даны в произведениях крупной формы.
В заключительной части Хрестоматии помещены методитческие комментарии, определяющие конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе работы иад пьесами.
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей. 2
I. Пьесы в первой позиции с аппликатурными вариантами, использующими вторую или третью позиции
1.Ж. Б. Люлли. Гавот н мюзет. Обработка А. Моффата. 3
2.И. А. Хассе. Бурре и менуэт. Обработка A. Моффата. 4
3.Г. Ф. Гендель. Прелюдия. Обработка B. Бурместера. 5
4.К. М. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». 6
5.М. Глинка. Танец нз оперы «Иван Сусанин». 7
6.П. Чайковский. Игра в лошадки. 8
7.А. Гречанинов. Весельчак . 9
8.Н. Соколовский. Сельский танец. 10
9.Д. Кабалевский. Клоуны. 11
10.Р. Ильина. На качелях. 12
11.Н. Ниязи. Колыбельная. 12
12.О. Гордели. Грузинский танец. 13
II. Пьесы во второй позиции, простейшие соединен первой и второй позиций
13.У ворот, ворот. Русская народная песня. Гармонизация П. Чайковского. 14
14.Б. Барток. Словацкая народная песня. 14
15.Н. Бакланова. Мелодия и этюд. 15
16.Р. Глиэр Монгольская песенка. 16
17.В. А.. Моцарт. Андантино . . ..16
18.Норвежская народная мелодия. Обработка К. Корчмарева . 17
19.И. Козловский. Вальс. 17
20.В. А. Моцарт. Менуэт. 18
21.В. А. Моцарт. Полонез. 18
III. Пьесы в третьей позиции, простейшие соединения первой и третьей позиций
22. Спи, моя милая. Словацкая народная песня. 19
23.В. Косенко. Пастораль. 19
24.Э. Григ. Андантино. 20
25.А. Жилин. Вальс. 20
26.Перепелочка. Белорусская народная песня. Обработка Л.Комаровского. 21
27.Б. Барток. Пьеса из сборника «Детям». 22
28.Висла. Польская народная песня. 22
29.И. С. Бах. Марш. Обработка К. Фортунатова и Ю.Фортунатова . 23
30.Г. Ф. Гендель. Бурре. 23
31.Л. Маршан Менуэт. 24
32.Старинная французская песенка. Обработка Ж. Векерлена ..24
33.М. Глинка. Полька. 25
34.Л. Бетховен. Контрданс. 25
35.Э. Вила Лобос. Пусть мама баюкает. 26
36.Э. Григ. Народная песня. 27
37.С. Прокофьев Песня без слов. 28
38.Ю. Крейн. Словацкая мелодия. 28
39.С. Прокофьев. Марш. 29
40.Д. Шостакович. Гавот. 30
IV. Произведения крупной формы
41.О. Ридинг. Концерт, III часть . 31
42.Н. Бакланова. Сонатина. 34
43.Г. Ф. Телеман. Концерт, финал . 36
44.Л. Бетховен. Сонатина. 38
45.А Яньшинов Концертино . 40
Методические комментарии. 44
Источник
Скрипичные ноты для 2 класса
Бисы Яши Хейфеца
Скачать ▼4773
Джазовые мелодии для скрипки
Скачать ▼9346
Дуэтные скрипичные миниатюры композиторов XVI-XVII вв
Скачать ▼5582
Дуэты для двух скрипок, составитель Л.Захаров
Скачать ▼7957
Избранные легкие этюды для скрипки соло
Скачать ▼3592
Избранные упражнения для скрипки, сост. Т. Ямпольский
Скачать ▼3103
Избранные этюды 3-5 класс
Скачать ▼2405
Избранные этюды для скрипки, старшие классы ДМШ, сост. К.Фортунатов
Скачать ▼3188
Избранные этюды для скрипки. Репертуар муз.училищ
Скачать ▼2768
Избранные этюды, составитель и редактор Л.Аджемова
Скачать ▼1044
Каденции к скрипичным концертам В.А.Моцарта и другим его произведениям
Скачать ▼2135
Оркестровые трудности для скрипки
Том 1 ▼3090
Том 2 ▼2224
Пьесы советских композиторов, выпуск 3
Скачать ▼346
Пьесы украинских композиторов для скрипки и фортепьяно
Скачать ▼4739
Пьесы французских композиторов
Скачать ▼2825
Рикошет. Упражнения, этюды и каприсы
Том 1 ▼1507
Том 2 ▼1107
Сборник легких дуэтов для двух скрипок. Редактор К.Фортунатов
Скачать ▼4669
Сборник пьес для двух скрипок и фортепиано
скачать ▼5662
Транскрипции Яши Хейфеца для скрипки и фортепиано
Скачать ▼2636
Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепьяно. Пьесы 1-3 класс ДМШ. Редакторы-составители К. Родионов, М. Гарлицкий
Том 1 ▼5094
Том 2 ▼4132
Этюды русских и советских композиторов. Составители С.Сапожников, Т.Ямпольский
Скачать ▼1766
     
Источник
Скрипка
В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки
Скрипка самый маленький, но самый звучный инструмент оркестра, обладатель звучного тембра — густого в нижнем регистре и мягкого в среднем. Вначале скрипка использовалась только чтобы аккомпанировать танцам. Но, во времена барокко и эпохи возрождения скрипка стала самостоятельным, независимым музыкальным инструментом и приобрела всем нам знакомый внешний вид. После фортепиано она наиболее часто выбираемый инструмент для обучения в музыкальной школе. Поэтому, ноты для скрипки ищут достаточно часто. Среди нот для скрипки вы найдете песни, классическую музыку, для начинающих и продвинутых скрипачей. Сборники таких треков позволяют практиковать свои навыки игры и совершенствовать свое мастерство.
У нас вы сможете скачать пьесы для скрипки и фортепиано, ноты скрипичных концертов и просто красивых мелодий. В коллекции есть лучшие произведения Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди для скрипки.
Источник
Скрипичные ноты для 2 класса
Когда я учился в 1-м классе музыкальной школы, у моего преподавателя была большая стопка рукописно выписанных нот альбомного формата с картинками, которые были раскрашены учениками разных лет. Наверное поэтому я не представляю, как можно играть в 1-м классе просто по учебнику — там и мелко, и много лишнего понаписано, и картинок мало.
В мае 2020 г. совместно с замечательной художницей Юлией Никитиной я выпустил свой сборник нот-раскрасок для начинающих скрипачей.
Главные его особенности таковы:
- более 50 пьес, в основном хрестоматийные, используемые почти всеми педагогами;
- каждая пьеса на отдельном листе, с крупным нотным текстом и рисунком;
- нотная верстка сделана максимально логично: деление на строчки идет по фразам, повторы визуально читаются, отсутствует лишняя для ребенка информация, мешающая восприятию нотного текста.
Сборник будет расширяться с течением времени — эта затея длиной на много лет, так как я сам преподаю и каждый год открываю для себя новые пьесы. Ну и конечно жду пожеланий от коллег!
Сборник распространяется бесплатно. Если кто-то захочет денежно поблагодарить создателей, можете отправить перевод по номеру: 8 903 542 1770. Спасибо!
     
Источник
Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей
Перед преподавателями ДМШ часто встаёт целый ряд вопросов. Как привлечь детей в музыкальные школы, как заинтересовать своим инструментом, как вовлечь ребёнка в процесс обучения и, главное, как продлить эту заинтересованность на все школьные годы и даже на всю жизнь? Это предмет раздумий, многолетних экспериментов, творческих поисков и находок любого неравнодушного педагога.
В последнее время, с открытием в музыкальных школах отделений раннего эстетического развития, обучаться музыке приходят совсем маленькие дети. Буквально с 4-х лет малыши имеют возможность заниматься на музыкальном инструменте. Нужно учесть, что не у всех детей изначально хорошие музыкальные данные, хотя общеизвестно, что со временем при систематических занятиях слух, чувство ритма и память развиваются. Занятия с маленькими учениками имеют свою специфику и в силу особенностей возраста. Малыши, несмотря на свою энергию, быстро устают от однообразной деятельности, порой не могут сконцентрировать внимание на деталях, то есть не могут сделать того, чего бы мы потребовали от более старших учеников. Кроме того, обращаться с малышами нужно ласково, доброжелательно, вести урок в игровой форме, стараться установить доверительные отношения.
Меня, как преподавателя, процесс обучения малышей тоже не обошёл стороной. Первая моя ученица, начавшая обучение с 4,5 лет, поступила в подготовительный класс музыкально школы. Она имела неплохие музыкальные данные, хорошо училась в школе. У девочки был очень хороший слух, голос, она чисто интонировала, это существенно облегчало нам работу на уроках. Так как приходилось работать с совсем маленьким ребенком, мне хотелось внести в уроки игровые моменты, развлечь и позабавить ученицу. Приходилось фантазировать на ходу, придумывать разные игровые элементы в обучении.
Набор нотной литературы для начинающих скрипачей традиционен: Хрестоматия 1–2 класс, «Начальный курс игры на скрипке» В. Якубовской, «Я буду скрипачом» С. Шальмана, «Начальная школа игры на скрипке» А. Григоряна, «Школа игры на скрипке» К. Родионова и другие издания. Это очень хорошие пособия, и я часто ими пользуюсь, но время не стоит на месте, новые стандарты требуют от нас, преподавателей, инновационных подходов к обучению. Последние годы преподавателей выручает интернет. Мы находим там нотный материал, а также знакомимся с интересными разработками педагогов-новаторов. Так в нашем репертуаре появился сборник пьес для начинающих скрипачей с картинками для раскрашивания «Разноцветные песенки» С. Ю. Сосина и Т. И. Шевченко, а также «Скрипичный букварь» Е. Рыбкина и другие подобные интересные издания.
Пользуясь этими нотами, я обратила внимание на то, с каким интересом дети рассматривают каждую картинку к песенке, фантазируют и с удовольствием включаются в работу. Стараясь сделать процесс обучения более занимательным, я решила попробовать внести свою лепту в общую копилку нотной литературы для малышей. Зная интерес детей к рисованию и учитывая фактор сохранения зрения, сочла важным «укрупнить» рисунок и нотные строчки с нотами, прибавить к каждой песенке стишок и разместить всё это в альбомном формате. Изначально ксерокопировалась картинка, сочинялась мелодия и коротенький стишок, подходящий к этой картинке, и от руки писались линеечки и ноты. В таком виде песенки преподносились на уроке ученикам. Все были счастливы. Дети от того, что им предстоит интересный, увлекательный и совсем не скучный урок, а я радовалась, что мне удалось заинтересовать ребёнка и подружиться с ним, и следующий урок он будет ждать с нетерпением. Материал накапливался в течение трёх лет и опробован в работе уже не одним ребёнком. И сейчас, продолжая им пользоваться, могу сказать, что он очень выручает.
Понятно, что первые уроки посвящены знакомству с инструментом и постановке. Одними из первых с музыкальной грамотой знакомят ребёнка преподаватели по специальности. Ставя на пюпитр первый нотный сборник, мы объясняем ребёнку, где пишутся ноты, как выглядит скрипичный ключ, и, конечно же, проходим основные длительности нот — целая, половинная четвертная, восьмая. С первоклассниками обычно проблем нет, они, как правило, знают счёт, и объяснить им всё традиционно, по схеме, не составит труда, но для младшего дошкольника это архисложно, поэтому 4–5-летним детям я объясняю, что четверть — это один шаг. Вместе за ручку мы идём по классу не спеша, ровным шагом. Также не спеша, «ровным шагом» играем ноты в песенках. Если ребёнок начинает торопить или замедлять темп, я подсказываю ему: «Ты побежал или отстаёшь». Далее объясняю, что ноты (длительности) бывают короткие и длинные .В «нашем случае» четверти — короткие, а половинные — длинные. При этом я отмечаю, что половинная нота в два раза длиннее четвертной, и длится она два удара. Мы «сидим на нотке и ждём», считаем два удара.
Хочется отметить один момент, касающийся проставления размера при ключе и деления пьес на такты. В рукописном варианте не было ни размера, ни тактовых черт, так как занятия проходили с совсем маленькими учениками, и на тот момент я считала нецелесообразным отвлекаться на что-либо, кроме нот. Кроме того, их отсутствие помогало работать с более продвинутыми и подготовленными учениками. У всех детей был свой экземпляр сборника, и мы, продвигаясь в изучении понятий длительность и размер, могли вместе с ребёнком проставлять и размер, и тактовые черты. По той же причине, чтобы не загружать малышей лишней и сложной для них информацией, при ключе не проставлены и знаки тональности. Но мелодия звучит «правильно», потому что при нотах всё-таки знаки альтерации стоят. Таким образом, я знакомлю ребёнка с диезом, бемолем и бекаром, объясняю их назначение и разбираю положение пальцев на грифе.
Условно, все песенки можно разделить на три раздела по уровню сложности.
Самые лёгкие — это песенки на открытых струнах. Для их исполнения достаточно знать названия струн и хорошо в них ориентироваться. Сначала обязательно читаем стихотворение, рассматриваем картинку, обсуждаем характер песенки (весёлая или грустная), давая понятия мажор и минор. Стихи, которые используются, запоминаются очень легко, достаточно повторить их 2–3 раза. Следующий этап — хлопаем в ладошки со словами. Один хлопок на один слог. Очень хорошо, если ребёнок умеет читать, и ещё лучше, если читает он по слогам, в этом случае дело пойдёт ещё быстрее. Слоги в словах бывают короткие и длинные (имеются в виду стихи), так получается, что на длинные слоги приходятся длинные половинные ноты. При хлопках мы на них задерживаемся, как бы удерживаем их в ладошках.
Изучить открытые струны на скрипке довольно легко, и дети быстро с этим справляются. Следующий этап — пропевание мелодии нотами с одновременной игрой щипком.
Понятно, что на каждом уроке идёт работа над постановкой, продолжается контроль за свободой рук, мышц спины, шеи, корректируется правильная игровая зона (ноги и руки смотрят в одну сторону). Делаем необходимые и всем известные упражнения (падение всех пальцев левой руки на гриф, затем на каждую струну; падение пальцев по очереди; скольжение по грифу и т.д; кроме того, и всевозможные упражнения для подготовки правой руки к игре смычком.)
Постепенно нотный материал усложняется, появляются песенки с 1-ым пальцем. Очень важно следить за тем, чтобы палец падал правильно и в одно и то же место. Необходимо изначально наглядно определить место его падения. Преподаватель должен объяснить, что палец падает легко и чётко, и также быстро и чётко поднимается (как бы обжигаясь), при этом не разгибаясь до конца. Разумеется, этому предшествуют упражнения на корпусе скрипки (верхней деке).
Далее в нотах используются 2-ой, 3-ий пальцы, расширяется звуковой, нотный запас маленького скрипача. Кроме того появляются знаки альтерации, как отмечалось ранее, при нотах они стоят с определённой целью: познакомить ученика с тоном и полутоном. Так как все песенки мы поём, то естественно ни один урок не обходится без фортепиано. Каждая мелодия сопровождается аккомпанементом. Ребёнок развивается гармонично, учится слышать свой голос и голос своей скрипочки в окружении гармонии. На уроках дети очень тянутся к клавишам фортепиано, и я стараюсь, чтобы они постепенно запоминали расположение нот в пределах одной октавы. Использование инструмента облегчает объяснение расстояний между двумя соседними нотами, имеется в виду тон-полутон, а это очень важно для чистой интонации на скрипке. Объясняю так: «Если клавиши находятся рядом, значит так же ставь и пальцы, если между клавишами расстояние — пальчики тоже ставь на расстоянии друг от друга. Всё очень просто». Я радуюсь, когда ученик делает это осознанно, а не по наитию.
Если ученик освоил игру смычком, эти же песенки можно играть arco, более того преподаватель может сам по желанию выбирать штрихи. Возможно, это будет деташе, легато или комбинированные штрихи. Важно учитывать характер пьесы и возможности ребёнка.
Таким образом, сборник решает, в основном, художественные задачи и служит лишь дополнительным пособием. Совокупность художественного и нотного материала развлекает ребёнка, делает образовательный процесс более интересным, развивает творческие способности, даёт образное представление об исполняемой песенке.
Хочется надеется, что мой скромный творческий опыт заинтересует молодых педагогов, и пособие «Весёлые нотки» станет им хорошим подспорьем в работе, внося в уроки по специальности атмосферу игры и развлечения.
Источник