- Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей
- Тема: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
- Скрипичные ноты для малышей
Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей
Перед преподавателями ДМШ часто встаёт целый ряд вопросов. Как привлечь детей в музыкальные школы, как заинтересовать своим инструментом, как вовлечь ребёнка в процесс обучения и, главное, как продлить эту заинтересованность на все школьные годы и даже на всю жизнь? Это предмет раздумий, многолетних экспериментов, творческих поисков и находок любого неравнодушного педагога.
В последнее время, с открытием в музыкальных школах отделений раннего эстетического развития, обучаться музыке приходят совсем маленькие дети. Буквально с 4-х лет малыши имеют возможность заниматься на музыкальном инструменте. Нужно учесть, что не у всех детей изначально хорошие музыкальные данные, хотя общеизвестно, что со временем при систематических занятиях слух, чувство ритма и память развиваются. Занятия с маленькими учениками имеют свою специфику и в силу особенностей возраста. Малыши, несмотря на свою энергию, быстро устают от однообразной деятельности, порой не могут сконцентрировать внимание на деталях, то есть не могут сделать того, чего бы мы потребовали от более старших учеников. Кроме того, обращаться с малышами нужно ласково, доброжелательно, вести урок в игровой форме, стараться установить доверительные отношения.
Меня, как преподавателя, процесс обучения малышей тоже не обошёл стороной. Первая моя ученица, начавшая обучение с 4,5 лет, поступила в подготовительный класс музыкально школы. Она имела неплохие музыкальные данные, хорошо училась в школе. У девочки был очень хороший слух, голос, она чисто интонировала, это существенно облегчало нам работу на уроках. Так как приходилось работать с совсем маленьким ребенком, мне хотелось внести в уроки игровые моменты, развлечь и позабавить ученицу. Приходилось фантазировать на ходу, придумывать разные игровые элементы в обучении.
Набор нотной литературы для начинающих скрипачей традиционен: Хрестоматия 1–2 класс, «Начальный курс игры на скрипке» В. Якубовской, «Я буду скрипачом» С. Шальмана, «Начальная школа игры на скрипке» А. Григоряна, «Школа игры на скрипке» К. Родионова и другие издания. Это очень хорошие пособия, и я часто ими пользуюсь, но время не стоит на месте, новые стандарты требуют от нас, преподавателей, инновационных подходов к обучению. Последние годы преподавателей выручает интернет. Мы находим там нотный материал, а также знакомимся с интересными разработками педагогов-новаторов. Так в нашем репертуаре появился сборник пьес для начинающих скрипачей с картинками для раскрашивания «Разноцветные песенки» С. Ю. Сосина и Т. И. Шевченко, а также «Скрипичный букварь» Е. Рыбкина и другие подобные интересные издания.
Пользуясь этими нотами, я обратила внимание на то, с каким интересом дети рассматривают каждую картинку к песенке, фантазируют и с удовольствием включаются в работу. Стараясь сделать процесс обучения более занимательным, я решила попробовать внести свою лепту в общую копилку нотной литературы для малышей. Зная интерес детей к рисованию и учитывая фактор сохранения зрения, сочла важным «укрупнить» рисунок и нотные строчки с нотами, прибавить к каждой песенке стишок и разместить всё это в альбомном формате. Изначально ксерокопировалась картинка, сочинялась мелодия и коротенький стишок, подходящий к этой картинке, и от руки писались линеечки и ноты. В таком виде песенки преподносились на уроке ученикам. Все были счастливы. Дети от того, что им предстоит интересный, увлекательный и совсем не скучный урок, а я радовалась, что мне удалось заинтересовать ребёнка и подружиться с ним, и следующий урок он будет ждать с нетерпением. Материал накапливался в течение трёх лет и опробован в работе уже не одним ребёнком. И сейчас, продолжая им пользоваться, могу сказать, что он очень выручает.
Понятно, что первые уроки посвящены знакомству с инструментом и постановке. Одними из первых с музыкальной грамотой знакомят ребёнка преподаватели по специальности. Ставя на пюпитр первый нотный сборник, мы объясняем ребёнку, где пишутся ноты, как выглядит скрипичный ключ, и, конечно же, проходим основные длительности нот — целая, половинная четвертная, восьмая. С первоклассниками обычно проблем нет, они, как правило, знают счёт, и объяснить им всё традиционно, по схеме, не составит труда, но для младшего дошкольника это архисложно, поэтому 4–5-летним детям я объясняю, что четверть — это один шаг. Вместе за ручку мы идём по классу не спеша, ровным шагом. Также не спеша, «ровным шагом» играем ноты в песенках. Если ребёнок начинает торопить или замедлять темп, я подсказываю ему: «Ты побежал или отстаёшь». Далее объясняю, что ноты (длительности) бывают короткие и длинные .В «нашем случае» четверти — короткие, а половинные — длинные. При этом я отмечаю, что половинная нота в два раза длиннее четвертной, и длится она два удара. Мы «сидим на нотке и ждём», считаем два удара.
Хочется отметить один момент, касающийся проставления размера при ключе и деления пьес на такты. В рукописном варианте не было ни размера, ни тактовых черт, так как занятия проходили с совсем маленькими учениками, и на тот момент я считала нецелесообразным отвлекаться на что-либо, кроме нот. Кроме того, их отсутствие помогало работать с более продвинутыми и подготовленными учениками. У всех детей был свой экземпляр сборника, и мы, продвигаясь в изучении понятий длительность и размер, могли вместе с ребёнком проставлять и размер, и тактовые черты. По той же причине, чтобы не загружать малышей лишней и сложной для них информацией, при ключе не проставлены и знаки тональности. Но мелодия звучит «правильно», потому что при нотах всё-таки знаки альтерации стоят. Таким образом, я знакомлю ребёнка с диезом, бемолем и бекаром, объясняю их назначение и разбираю положение пальцев на грифе.
Условно, все песенки можно разделить на три раздела по уровню сложности.
Самые лёгкие — это песенки на открытых струнах. Для их исполнения достаточно знать названия струн и хорошо в них ориентироваться. Сначала обязательно читаем стихотворение, рассматриваем картинку, обсуждаем характер песенки (весёлая или грустная), давая понятия мажор и минор. Стихи, которые используются, запоминаются очень легко, достаточно повторить их 2–3 раза. Следующий этап — хлопаем в ладошки со словами. Один хлопок на один слог. Очень хорошо, если ребёнок умеет читать, и ещё лучше, если читает он по слогам, в этом случае дело пойдёт ещё быстрее. Слоги в словах бывают короткие и длинные (имеются в виду стихи), так получается, что на длинные слоги приходятся длинные половинные ноты. При хлопках мы на них задерживаемся, как бы удерживаем их в ладошках.
Изучить открытые струны на скрипке довольно легко, и дети быстро с этим справляются. Следующий этап — пропевание мелодии нотами с одновременной игрой щипком.
Понятно, что на каждом уроке идёт работа над постановкой, продолжается контроль за свободой рук, мышц спины, шеи, корректируется правильная игровая зона (ноги и руки смотрят в одну сторону). Делаем необходимые и всем известные упражнения (падение всех пальцев левой руки на гриф, затем на каждую струну; падение пальцев по очереди; скольжение по грифу и т.д; кроме того, и всевозможные упражнения для подготовки правой руки к игре смычком.)
Постепенно нотный материал усложняется, появляются песенки с 1-ым пальцем. Очень важно следить за тем, чтобы палец падал правильно и в одно и то же место. Необходимо изначально наглядно определить место его падения. Преподаватель должен объяснить, что палец падает легко и чётко, и также быстро и чётко поднимается (как бы обжигаясь), при этом не разгибаясь до конца. Разумеется, этому предшествуют упражнения на корпусе скрипки (верхней деке).
Далее в нотах используются 2-ой, 3-ий пальцы, расширяется звуковой, нотный запас маленького скрипача. Кроме того появляются знаки альтерации, как отмечалось ранее, при нотах они стоят с определённой целью: познакомить ученика с тоном и полутоном. Так как все песенки мы поём, то естественно ни один урок не обходится без фортепиано. Каждая мелодия сопровождается аккомпанементом. Ребёнок развивается гармонично, учится слышать свой голос и голос своей скрипочки в окружении гармонии. На уроках дети очень тянутся к клавишам фортепиано, и я стараюсь, чтобы они постепенно запоминали расположение нот в пределах одной октавы. Использование инструмента облегчает объяснение расстояний между двумя соседними нотами, имеется в виду тон-полутон, а это очень важно для чистой интонации на скрипке. Объясняю так: «Если клавиши находятся рядом, значит так же ставь и пальцы, если между клавишами расстояние — пальчики тоже ставь на расстоянии друг от друга. Всё очень просто». Я радуюсь, когда ученик делает это осознанно, а не по наитию.
Если ученик освоил игру смычком, эти же песенки можно играть arco, более того преподаватель может сам по желанию выбирать штрихи. Возможно, это будет деташе, легато или комбинированные штрихи. Важно учитывать характер пьесы и возможности ребёнка.
Таким образом, сборник решает, в основном, художественные задачи и служит лишь дополнительным пособием. Совокупность художественного и нотного материала развлекает ребёнка, делает образовательный процесс более интересным, развивает творческие способности, даёт образное представление об исполняемой песенке.
Хочется надеется, что мой скромный творческий опыт заинтересует молодых педагогов, и пособие «Весёлые нотки» станет им хорошим подспорьем в работе, внося в уроки по специальности атмосферу игры и развлечения.
Источник
Тема: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Опции темы
Поиск по теме
Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Ноты в формате PDF —
для самых маленьких, пьески с переходами, «детский» джаз с соответствующей ритмикой.
Планирую расширить разделы классических пьес и переложений песен для скрипки.
Если есть предложения, вопросы или пожелания — пишите сюда или на мейл isakova@all-2music.com
Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Рекомендую новую пьеску для маленьких скрипачей «Кокос и Кот»
Несложная технически, в первой позиции. Серединка — подготовка к переходам, движение руки вдоль грифа до флажолета (мяуканье Кота, который не может достать кокос ). Деташе.
Ритмически не самая простая, имеются синкопы, но если считать восьмушками, то задача вполне разрешимая.
Доведенная до темпа 60-80, может быть интересна для любого детского выступления
Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Инна, это классно всё, но вот я столкнулся с проблемой, сейчас мальки медленно допирают,им надо больше пьес в 1) в первой позиции на одной (двух) струнах, 2) с последовательной постановкой пальцев по типу ре мажора (на ре струне), то есть, начаинаем с пустой или 1-го и там как-то вьётся. Без 4-го. Пешеход (ре-ре-ми-ми-|ми-ми-фа-фа. ) Вот таких пешеходов много надо.
Чтобы чаще их менять.
Понятно я говорю? А то сам уже запутался
Потому что дети идут СОВСЕМ. ТО есть, так-то они милые, как обычно. Забавные и интересные.
Слух не всегда присутствует. Это на скрипке. Что ж на трубе тогда делается?
Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
У меня есть целая связка таких песенок. Если цифровку сами подставите, могу выслать.
Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Еще бы не понятно!
Таких пьес может настрочить каждый первоклашка
То есть говоришь ему (после того, как он пару пешеходов освоил ): а теперь придумывай сам
И они придумывают с огромным удовольствием, только записывать успевай за ними. Главное -по художественной ценности ничуть не уступает общепринятым пешеходам, а играют они СВОЕ с гораздо бОльшим удовольствием.
И вообще, можно на каждом уроке новенькое «сочинять» — все ведь одно и то же
Интересно, что наигрывают именно то, что в состоянии сыграть — очень занятно наблюдать
Это не я придумала — начиталась Мильтоняна .
Вот:
«Упражнение, разучиваемое по нотам, невероятно сухо. Но оно полезно, поэтому его «назначают» даже маленьким детям. В педагогической технологии, связанной с введением в музыку через интерпретацию, «прикованный к нотам» ребенок долбит нудные звуки, в которых мало музыки. В импровизации, играя с себе подобным, он сам придумывает и извлекает те же звуки. Он так же упражняется, но насколько разительно мотивация ребенка импровизирующего отличается от мотивации ребенка интерпретирующего! «
У моих тоже не всегда Но поправляем — поем на уроках, на уроки сольфо не надеемся
И ничего, выравнивается со временем
Re: Библиотечка маленького скрипача — ноты!
Еще бы не понятно!
Таких пьес может настрочить каждый первоклашка
То есть говоришь ему (после того, как он пару пешеходов освоил ): а теперь придумывай сам
И они придумывают с огромным удовольствием, только записывать успевай за ними. Главное -по художественной ценности ничуть не уступает общепринятым пешеходам, а играют они СВОЕ с гораздо бОльшим удовольствием.
И вообще, можно на каждом уроке новенькое «сочинять» — все ведь одно и то же
Интересно, что наигрывают именно то, что в состоянии сыграть — очень занятно наблюдать
Это не я придумала — начиталась Мильтоняна .
Вот:
«Упражнение, разучиваемое по нотам, невероятно сухо. Но оно полезно, поэтому его «назначают» даже маленьким детям. В педагогической технологии, связанной с введением в музыку через интерпретацию, «прикованный к нотам» ребенок долбит нудные звуки, в которых мало музыки. В импровизации, играя с себе подобным, он сам придумывает и извлекает те же звуки. Он так же упражняется, но насколько разительно мотивация ребенка импровизирующего отличается от мотивации ребенка интерпретирующего! «
А ты дочку самого Мильтоняна слышала ?
Очень невесёлая девочка, хотя играла ничего
Источник
Скрипичные ноты для малышей
Когда я учился в 1-м классе музыкальной школы, у моего преподавателя была большая стопка рукописно выписанных нот альбомного формата с картинками, которые были раскрашены учениками разных лет. Наверное поэтому я не представляю, как можно играть в 1-м классе просто по учебнику — там и мелко, и много лишнего понаписано, и картинок мало.
В мае 2020 г. совместно с замечательной художницей Юлией Никитиной я выпустил свой сборник нот-раскрасок для начинающих скрипачей.
Главные его особенности таковы:
- более 50 пьес, в основном хрестоматийные, используемые почти всеми педагогами;
- каждая пьеса на отдельном листе, с крупным нотным текстом и рисунком;
- нотная верстка сделана максимально логично: деление на строчки идет по фразам, повторы визуально читаются, отсутствует лишняя для ребенка информация, мешающая восприятию нотного текста.
Сборник будет расширяться с течением времени — эта затея длиной на много лет, так как я сам преподаю и каждый год открываю для себя новые пьесы. Ну и конечно жду пожеланий от коллег!
Сборник распространяется бесплатно. Если кто-то захочет денежно поблагодарить создателей, можете отправить перевод по номеру: 8 903 542 1770. Спасибо!
     
Источник