Скрипка ноты название нот

Ноты (которые мы играем)

Черновик статьи для Азбуки

Нот, как всем известно, семь:

(До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си = Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si).

С ними, что также всем известно, могут происходить небольшие превращения, если рядом появляются специальные значки:
бемоли , диезы, бекары (отменяющие прочие знаки),
а также иногда дубльбемоли (изображаются двумя бемолями подряд) и дубльдиезы (изображаются математическим знаком умножения × ).

В специальной литературе иногда записывают те же самые ноты латинскими буквами:
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си = C, D, E, F, G, A, H.

(Что сделало возможным для композиторов разных времен и народов прятать в своих произведениях всевозможные шифры: инициалы себя, любимых девушек и т.д… Хотя не будем отвлекаться).

Но как семь цветов радуги не отображают всего разнообразия существующих на нашей планете цветов и их оттенков, так и семь нот не передают всего звукового богатства этого мира.

Это в значительной мере упрощение, чтобы их проще было уложить в голове, а музыку — записать и передать потомству. Причем изначально речь шла не о всякой музыке, а о весьма специфической — о суровых средневековых христианских гимнах.

С древности музыку пытались записывать разными способами. Древнейшее нотное письмо — пиктографическое (картинками), затем было слоговое и буквенное. Потом передавали музыку специальными знаками — невмами, и линиями. (Отсылаю за подробностями к Муз. энциклопедии). Но эти способы точную высоту звуков (как мы понимаем ее сейчас) не отображали. И, кстати, музыкальное искусство передавалось от человека к человеку, от мастера к ученику, устно, а не по книжкам.

Наконец, в Средние века монах-бенедектинец Гвидо д’Ареццо (он же Гвидо Аретинский) усовершенствовал систему нотной записи. Он ввел в употребление прототип современного нотного стана (правда, линеек у него было четыре, а не пять) и шестиступенный звукоряд, ступени которого назывались так: ut, re, mi, fa, sol, la. У этой реформы было простое объяснение: Гвидо руководил детским церковным хором, привязка слогов к определенным музыкальным ступеням была очень удобна, так хористы быстрее учились музыкальной грамоте и лучше ориентировались в нотах.

Названия ступеней звукоряда были взяты не с потолка, а непосредственно «с неба»: покровителем певцов считался святой Иоанн, а ut, re, mi, fa, sol, la — это первые слоги первых шести строчек гимна, посвященного этому святому:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн.

Аскетичные слова, не правда ли? Аскетичной тогда была и церковная христианская музыка. Какие там творческие искушения и утонченные музыкальные красоты — надо думать о спасении души, мы все ждем Апокалипсиса.

Апокалипсис, впрочем, не наступил, а вот система Гвидо в последующих столетиях укоренилась, была развита и дополнена. Появилась еще одна нотная линейка и нота Си (видимо, по первым буквам слов Sancte Ioannes — святой Иоанн), а ut было переименовано в До (последователи Гвидо и тут не отошли от темы: латинское Dominus значит Бог). (Кстати, можно и продолжить аналогию: ведь вместе с полутонами у нас получается 12 ступеней, прямо по числу апостолов…)

Удивительно, что именно на этом суровом фундаменте впоследствии выросли сложнейшие музыкальные произведения, передающие богатейшую палитру чувств, все эти симфонии, оперы, сонаты, составляющие сегодня весь корпус музыкальной классики.

Но тут есть один нюанс.

Опять-таки не вдаваясь в излишние подробности, надо все-таки сказать, что у Гвидо не было привязки слогов к какой-либо абсолютной высоте звука, то есть, скажем, слог La не означал автоматически того самого звука, который мы сейчас называем Ля. Да если бы такая привязка и была — точную высоту звука в то время просто не с чем было бы сверить, не было той «палаты мер и весов», определяющей, где настоящее Ля, а где фальшивое.

Это потом, когда прошло время, вошли в обиход камертон, фортепиано (под которые позже станут настраиваться музыканты), за музыку взялись математики и преподнесли нам равномерную темперацию (спасибо, господа!), а потом физики проработали тему о частоте звука, научный мир навострился мерить звуки в герцах, и в конце концов были введены стандарты: Ля 1 октавы = 440 герц. То есть по мере внедрения в музыку точных наук всё уточнялось и уточнялось, упрощалось и упрощалось, стандартизировалось и стандартизировалось…

И достандартизировалось. Теперь иногда возникает конфликт интересов: с одной стороны мы, музыканты, должны играть «чисто», т.е. ноты в нашем исполнении должны бы соответствовать определенным математически выверенным частотам, а с другой — мы отлично знаем, что математической точностью иногда лучше пренебречь ради выразительности, и с наших, художественных позиций это вовсе не будет фальшью (см. об этом — Интонация, «Правильное» Ля).

…Ладно, давайте все-таки вернемся к главной теме. «Нормализованные» или нет, наши семь нот (ну хорошо: с полутонами — двенадцать) не покрывают всех звуковых нюансов этого мира. Для фольклора, в том числе восточного, и вообще для музыки импровизационного склада, эмоционально насыщенной (вокальной, струнной, в том числе скрипичной — когда скрипка то плачет, то смеется…) такая система не очень-то подходит, что-то теряется, потому что шаг между тонами (и даже между полутонами) для этих целей широковат.

В 19 и 20 веке были попытки создать другую, более сложную, насыщенную более тонкими переходами систему, которая годилась бы и для фольклора, и для какой-нибудь невероятной, полуфантастической музыки будущего. (Этим интересовался наш великий ум князь Одоевский, которого мы лишь по недоразумению не изучаем в школах наравне с Ломоносовым, этим же занимался маргинал Авраамов с его ультрахроматикой).

Такая система так и не была построена. Но независимо от этого разные композиторы 20 века все же старались обогатить звуковую палитру, вводили четвертьтоны (например, у Шимановского именно ими передано жужжание насекомых в скрипичных «Мифах». Кстати, даже если не брать этот частный случай, именно Шимановский мне кажется самым утонченным автором, передающим на скрипке самые невероятные краски, хотя записывал он свою музыку, казалось бы, обычными нотами. Дело, видимо, было в том, что он гениально чувствовал скрипичные тембры).

В 20 веке в композиторском мире вообще происходили всякие искания и брожения, некоторые авторы экспериментировали, записывая ноты линиями, каракулями, всяческими картинками, плюсиками и минусиками и т.п., давая исполнителям возможность импровизировать. (Дорогу им проложил, видимо, друг Гофмана художник фон Швинд, который в свое время придумал шутливую «Кошачью симфонию». Инициатива была подхвачена, и всерьез! См. собрание графических партитур на аштрее).
Такой разгул воображения периодически встречается до сих пор. И это, конечно же, впечатляет. Хотя тут есть свои недостатки: всё это очень интересно, но музыка ли это? И вообще кое-кому может показаться, что композиторы просто лодырничают, взвалив всю ответственность по сочинению музыки на исполнителей=)))

Другие авторы вообще отказались от нотной записи, стали фиксировать свои творения сразу на магнитофон, не отказывая себе в использовании самых немузыкальных звуков. Но и тут есть свои недостатки: опять-таки, музыка ли это? (Если, скажем, композитор построил всю пьесу на гудках трамваев). И еще: даже если это все-таки музыка, когда произведение существует лишь на пленке (или в аудиофайле) и его можно слушать только в одном и том же, навсегда застывшем исполнении, это обидно. Ведь живая музыка играется каждый раз по-разному разными людьми и в разное время, в этом всё удовольствие от игры (см. Интерпретация, Живая музыка).

Ну и, наконец, многие авторы пишут по-прежнему привычными нотами привычную музыку. Хотя все чаще они слышат в свой адрес приглушенное шипение доброжелателей: дескать, всё, что можно было сказать средствами того музыкального языка, на котором говорили классики, сказано.

А может быть, и нет? 20 век кончился, мы с вами сейчас находимся в 21 веке и понятия не имеем, какой путь правильный и куда мы все, собственно, идём. Идеального решения пока так и не найдено. Чем мы будем записывать музыку будущего (может быть и в самом деле кошками?=)) — Бог знает…

Источник

Скрипка

В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки

Скрипка самый маленький, но самый звучный инструмент оркестра, обладатель звучного тембра — густого в нижнем регистре и мягкого в среднем. Вначале скрипка использовалась только чтобы аккомпанировать танцам. Но, во времена барокко и эпохи возрождения скрипка стала самостоятельным, независимым музыкальным инструментом и приобрела всем нам знакомый внешний вид. После фортепиано она наиболее часто выбираемый инструмент для обучения в музыкальной школе. Поэтому, ноты для скрипки ищут достаточно часто. Среди нот для скрипки вы найдете песни, классическую музыку, для начинающих и продвинутых скрипачей. Сборники таких треков позволяют практиковать свои навыки игры и совершенствовать свое мастерство.

У нас вы сможете скачать пьесы для скрипки и фортепиано, ноты скрипичных концертов и просто красивых мелодий. В коллекции есть лучшие произведения Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди для скрипки.

Источник

Wellness Blog

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четныемузыкальныедлительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетныемузыкальныедлительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Источник

Читайте также:  Кубинский танец ноты для гитары с табами
Оцените статью