Разбор чужих текстов Сквозь дымку предрассветного
Не разбираю каждый текст подробно, пишу по одной-паре мыслей на каждое стихотворение. Собрав их вместе, можно получить некоторое представление о том, в каком направлении двигаться дальше. Общий отзыв напишу в конце.
Сквозь дымку предрассветного тумана,
В палитре разукрашенных небес,
В искристой капельке росы кристальной,
Я вижу, как велик Господь — Творец!
И звуки нежных соловьиных трелей,
И треск сверчков, жужжание шмелей,
И шепот листьев, ручейка напевы
Мне говорят : «Велик Господь — Творец»
Каким незначащим я ощущаю
Себя среди величия небес;
И лишь с восторгом в сердце повторяю:
«Как чуден и велик мой Бог — Творец»
Велик! И знаю я, что продлевает
Бог милость людям каждый новый день.
С симфонией творения желаю
Воспеть Творцу миров хваленья песнь!
В первой половине стихотворения есть незатасканные выражения («треск сверчков», скажем), вторая же половина — сплошь из штампов, т.е. из фраз, которые постоянно повторяются в христианской поэзии.
В хрустальном звоне тишины
В прохладных сумерках заката
После житейской суеты
Я пред Тобой склонюсь Создатель.
И вместе с легким ветерком
Шепчу губами, повторяя:
Благодарю за то, что днем
Ты был всегда со мною рядом
Прости, когда я ненароком
Тебе страданья причинял
Когда делами непокорно
Я Твою волю нарушал.
Сейчас во сне ночном, спокойном
От силы зла Ты огради,
И в дне грядущем Свою волю
Чрез обстоятельств яви.
Избегать ложных ударений («ПослЕ житейской суеты», «Я ТвОю волю», «СвОю волю»). Избегать лексических повторов: «воля» в 3-й и 4-й строфе. Двусмысленность: можно понять, что Бог будет во сне и оградит. Рифму стараться подбирать точнее. Первые две строчки — просто отличные. Стараться увеличивать в стихотворении процентное содержание таких строчек со свежими сравнениями, эпитетами и т.п.
В этот пасмурный день осенний,
Когда плачут дожди за окном..
Приношу к Тебе сердца моленье
Милосердный, Отец, дорогой.
Неужели каприз непогоды
Сломит духа победный настрой?
А унынье увядшей природы
Мрачной грустью наполнит, тоской?
Пусть осеннего плача аккорды
Не тревожат сердечный клавир
Пусть засветит легко и мажорно
Светоч радости, солнце любви
И предвидя весну вознесенья,
Воспою песнь победы, Тому
Кто,придет за своею невестой
Чтобы Царствовать с нею Ему.
Даже не знаю, что сказать. Как по мне, яркости, самобытности, оригинальности стихотворению не хватает. Взгляд зацепился за «клавир» — и только. Я бы советовал собирать языковые, образные находки и встраивать их по несколько в каждое стихотворение. Чтобы стихи были не набором клише, кочующих из стихотворения в стихотворение (если «осенний день» — то «пасмурный», если «дожди» — то «плачут», если «Отец» — то «милосердный» и т.д.), а каждое содержали по несколько изюминок, открытий, находок. Для этого надо, во-первых, развивать лексический запас и, во-вторых, смотреть (и слушать) вокруг в оба, вовсю искать образы и сравнения, все находки немедленно записывая.
Таился сад в тиши печальной,
Окутанный кромешной тьмой.
Лишь ветра тихое дыханье
Тревожило ночной покой.
Гробницу стражи охраняли,
Смертельным сном Спаситель спал
Учителя благого раны
Обвила ткани пелена
Тяжелым камнем придавила
Тоска сердца учеников —
Ушел от них Равви, Мессия
И будто, не вернется вновь.
А где чудес великих слава?
Где избавленье от ярма?
Над Иудеей царства право?
Завета Нового слова?
Побит росток нетвердой веры,
Распят Учитель на кресте…
Уж третья ночь как Он в Пещере —
И, кажется, надежды нет.
Сменив ночи угрюмое мерцание,
Зарницы вспыхнул огонек,
Лучей рассвета нежное сияние
Наполнило небесный свод;
Росы кристальной свежее дыхание
Природу пробудило ото сна
И пташек радостные восклицания
Неслись сквозь утренний туман.
Вдруг, неожиданно волнение
Великого землетрясения
Разбило утренний покой..
Святого ангела явление,
Подобно молнии мгновению,
Всем возвестило искупление
От смерти власти роковой:
Воскрес Христос! — оковы тления
Упали вмиг с пронзенных ног.
От плена ада избавление
Сквозь смерть пронес великий Бог!
Солдат отважных отделение
На землю полегло без чувств,
Великой силой воскресения
Восстал из мертвых Иисус!
Христос Воскрес! — и снова радостью
Полны сердца учеников!
Нет больше новости отраднее
Вернулся к ним учитель вновь!
Христос Воскрес — несется ратная
Победы песня над землей!
День торжества, триумф распятого
Над побежденным сатаной.
Уж много лет с тех пор минуло,
Истории менялся ход,
Но повесть о великом чуде
Не скрыла пыль седых веков.
Сквозь пытки,тюрьмы и страданья,
Через безбожия дворцы
Несли чудесной вести знамя
Непобежденные отцы.
И не способны ада стражи
Весть о Спасителе живом,
Из гроба в третий день восставшем,
Обманом заглушить,грехом.
Мажором льется песнь святая
О воскресении Христа,
Ни на мгновенье не смолкая
Вовеки пусть звучит она!
Надо дорабатывать (рифмы, размер, добавлять метафор и т.п.), но работать есть с чем, что хорошо.
Прости, Господь. К ногам, пронзенным
Губами припадаю вновь…
И стоном сердца сокрушенным
Молюсь, не сдерживая слез.
Вины своей не отрицаю
И оправданья не ищу
Лишь губы шепчут, повторяя:
Прости! Помилуй, Иисус.
Не так давно, омытый Кровью
Я шел вперед, путем побед.
Звучал торжественно и громко
Взаимный с Господом дуэт
Одетый в праведности ризы
Жил в свете Божией любви
Стремился ввысь, к святой Отчизне
Трудился не жалея сил.
Но в апогее вдохновенья
На пике Божиих вершин
Предался гордости забвенью
И вмиг упал, сорвавшись вниз…
Упал… И кажется нет силы
Чтоб встав, за Господом идти
Лишь умоляю: «Иисус помилуй!
Из зла трясины подними!
Прости, что святости одежды
В лохмотья праведности превратил.
И чистой совести мышленье
В греховной страсти погубил.
Я верю, Боже, не оставишь.
Меня в томлении блуждать,
Как сына блудного прощая,
Спешишь Ты руку помощи подать.
О дай Господь, подняться снова
Чтоб свято жить и не грешить
Быть верным заповеди слову
До окончанья дней тебе служить.
Я бы советовал избегать телесной конкретики при описании своего приближения к Богу («припадаю губами к ногам»). Соблюдать размер (выбивается «Лишь умоляю: «Иисус помилуй!», «В лохмотья праведности превратил», «Спешишь Ты руку помощи подать», «До окончанья дней тебе служить»). Строчка про «лохмотья праведности» двусмысленна. «Лохмотья» оставить, остальную часть строки доработать. Рифмы очень неточные. Строчка «О дай Господь, подняться снова» смущает меня в догматическом отношении. Бог не мешает никому подняться, это ведь движение со стороны человека, не помню таких молитв в Библии, да и в жизни.
Перед Тобой стою, Небесный Отче,
Главу склонив, не смею взгляд поднять
Вины сознанье камнем сердце гложет
Прошу помилуй, Господи, меня
Ты знаешь, как я часто ошибался,
Как слепо Твою волю нарушал,
В безумии своем сопротивлялся
Ты знаешь все.. Как тяжко я страдал
«Прости меня!» — в молитве повторяю
«Прости!» — я сознаю, что был неправ
Услышь мой вопль сердечного признанья
Очисти душу, разум и сознанье
Дух правый обнови внутри меня
Сквозь слезы слышу тихий, нежный голос:
«Мой сын! Твои прощаются грехи.
Тебя очистил Я Своею Кровью,
Иди вперед и больше не греши.
В принципе, замечания, которые я написал к предыдущим стихам, можно применить и к этому стихотворению. Общий вердикт. Есть ли смысл заниматься стихами? Я проповедникам говорю: скажи десять, а лучше больше проповедей, и тогда ты точно поймешь, что это не твое служение, если оно не твое. Первая проповедь — всегда неудачная, со сбоями, волнением, забываниями, неживой интонацией и т.д. Так и стихи, сотое стихотворение всегда лучше первого. А вот если и сотое почти такое же «никакое», как первое, тогда да, не надо время попусту тратить и читателей/слушателей терзать. Если есть хоть какое-то внутреннее побуждение к этому служению, если оно доставляет радость, я однозначно советую продолжать.
Как продолжать? Два совета (даже три): во-первых, очень много читать качественных стихов, например, Веры Кушнир. Только не просто читать и не просто много читать, а читать очень много. Во-вторых, очень много писать, не ожидая от себя к десятому стихотворению шедевра, настроившись писать стихи десятками и сотнями. Повторяю, «очень много» означает «очень много». Если в год несколько стихотворений сочинять — точно говорю, не вырасти такому поэту. Если браться — то без лени, системно. Ну, и в-третьих, хорошо бы учесть те несколько замечаний, которые я написал выше. Был бы рад через время подробнее разобрать какое-то одно стихотворение, скажем, тридцатое или пятидесятое 🙂
Источник
Утренний туман. Морозов. Рябинин
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова М. Рябинина Музыка А. Морозова
Мы с тобой знакомы были с детства,
И казалось до недавних пор,
Нам от счастья никуда не деться,
Если бы не этот разговор.
Ты сказала мне: «Люблю другого,
Извини, что так произошло».
Был рассвет туманом околдован,
И твое признание сердце жгло.
Утренний туман, голубой обман,
Спрятал от меня счастья талисман,
Но наступит день, и уйдет туман,
Я ему любовь не отдам.
Но наступит день, и уйдет туман,
Я ему любовь не отдам.
Я к тебе приду совсем внезапно,
В час, когда я так необходим.
Может быть, случится это завтра,
А быть может, через много зим.
Я тебе скажу: «Забудь другого…
Не грусти, что так произошло».
Был рассвет туманом околдован,
А сейчас на улице светло.
Утренний туман, голубой обман,
Спрятал от меня счастья талисман,
Но наступит день, и уйдет туман,
Я ему любовь не отдам.
Но наступит день, и уйдет туман,
Я ему любовь не отдам.
Источник
Учебники
Журнал «Квант»
Общие
Содержание
Почему бывают туманы?
Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом.
Да ведь это так и есть! Потому что и облака в небе, и туманы низко над землей — не только близкие родственники, а можно сказать, близнецы. И там и тут они состоят из крохотных капелек воды.
И в облаках на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает этот пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды.
Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей — туманом. Туманы бывают во все времена года, впрочем, вы это и сами знаете — не раз приходилось вам видеть туман и весной, и летом, и даже зимой.
Обычно туманы стелются над рекой, в низине, там, где много влаги, где в воздухе много водяных паров. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остыла.
Но вот взошло солнце, пригрело землю — и туман тут же рассеялся, растаял, исчез. Он снова превратился в прозрачный пар. Туман — явление природы самое обыкновенное, только неожиданным для вас может показаться, что эти крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе, бывают очень полезны людям.
Туман применяют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, охранить их от заморозков, от вредителей.
Туманом лечат. Когда у вас бывает сильный насморк и кашель и вам трудно дышать, мама усаживает вас над кастрюлькой с горячей водой, от нее поднимается пар, а это тот же туман. Мама велит вам наклониться над паром, накрывает и вашу голову и кастрюльку полотенцем и оставляет вас в таком положении на некоторое время. Помедицински это называется ингаляцией. После ингаляции вам становится лучше, легче дышать.
С помощью туманов делают дезинфекцию в квартирах, чтобы уничтожить вредных микробов или же вредителей — жучков. В таких случаях туман насыщают особыми химическими веществами, убивающими вредоносных крохотных жителей, некстати поселившихся в ваших квартирах.
Вот, оказывается, как можно применять туманы.
Туманы в городе
Туман в деревне, над морем, в горах – это одно. Другое дело туман городской. О нем ничего доброго не скажешь. А в городах бывают туманы очень сильные, и состоят они, главным образом, из копоти и дыма. Потому что воздух в городе загрязнен.
Миллионы ног поднимают на улицах пыль, пылят и дымят автомашины, дым и сажа летят из заводских труб. Часть этой грязи поднимается высоко, ветер гонит ее прочь. Но когда холодно и сыро, дым и пыль, оседая, покрываются тоненькой пленочкой воды и над городом повисает плотный туман. Он ест глаза, наполняет наши легкие частичками пыли и дыма. Очень вреден для здоровья городской туман.
Знаменита своими необычайно густыми туманами столица Англии – Лондон, на реке Темзе. Климат там влажный, морской, а дыма и копоти от одних только каминов, столь любимых англичанами, хоть отбавляй. Раньше камины топились дровами и углем, а теперь их питает электричество; сажи и дыма стало меньше, и нет теперь таких сильных туманов, какие бывали в прошлом. У знаменитого английского писателя Чарльза Диккенса в одной из его повестей так описан городской лондонский туман.
«Несносная ноябрьская погода… Дым стелется, едва поднявшись из труб, он словно мелкая черная изморось, и чудится, что хлопья сажи – это крупные снежные хлопья, надевшие траур по умершему солнцу.
…Туман везде… Туман в верховьях Темзы, где он плывет над зелеными островками и лугами; туман в низовьях Темзы, где он, утратив свою чистоту, клубится между лесом мачт и прибрежными отбросами большого (и грязного) города…
…Туман ползет в камбузы угольных бригов; туман оседает на бортах барж и шлюпок… Туман проник в чубук и головку трубки, которую курит после обеда сердитый шкипер, засевший в своей тесной каюте; туман жестоко щиплет пальцы на руках и ногах его маленького юнги, дрожащего на палубе. На мостах какие-то люди, перегнувшись через перила, заглядывают в туманную преисподнюю и, сами окутанные туманом, чувствуют себя как на воздушном шаре, что висит среди туч.
На улицах свет газовых фонарей кое-где чуть маячит сквозь туман.… Почти во всех магазинах газ зажгли на два часа раньше обычного, и, кажется, он это заметил – светит тускло, словно нехотя».
Вот что такое лондонский туман. Читаешь – и, кажется, будто в горле начинает пощипывать, словно туда со страниц книги Диккенса пробрался давнишний ноябрьский туман старого Лондона.
Туман глазами внимательного наблюдателя
Туман представляет собой скопления мелких капелек воды (или мелких ледяных кристалликов), возникающие при определенных условиях в непосредственной близости от поверхности земли или водной поверхности. Туман стелется над самой поверхностью земли или воды, образуя слой толщиной примерно от метра до десятков метров (иногда до сотен метров). Он снижает горизонтальную видимость, ограничивает ее расстояниями от километра (слабый туман) до нескольких метров (очень сильный туман).
Когда и где образуется туман? Все знают, что туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный. Возникает они над поверхностью воды (морские, озерные, речные туманы). Туман может образоваться утром, но может появиться и вечером — после захода солнца. Иногда туман не прекращается целые сутки.
Из огромного разнообразия туманов мы выделим пять конкретных примеров.
Первый пример. Предположим, что имеется хорошо прогреваемый солнцем водоем – пруд, озеро, мелководная бухта. За ночь воздух над поверхностью воды охлаждается в большей степени, чем сама вода, и его температура оказывается существенно ниже. Над водой возникает утренний туман.
Этот утренний туман весьма нестоек. Взойдет солнце, и он растает без следа. Желая подчеркнуть быстротечность молодости и юных мечтаний, А.С.Пушкин недаром упоминает утренний туман. Вот строки из его стихотворения «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Второй пример. Холодный воздух переносится ветром в горизонтальном на-правлении и оказывается над теплой водой. И тут же над водой начинает образовываться туман. Такой туман можно наблюдать, например, в Арктике, когда слои холодного воздуха над льдами перемешаются на открытую воду.
Третий пример. Теплый воздух переносится ветром в горизонтальном направлении и оказывается над холодной поверхностью. При этом он охлаждается, и в результате возникает туман. Такой туман образуется, например, когда воздушные массы, получившие теплоту от реки, перемещаются к покрытому снегом холодному берегу.
Возможен и другой случай: слой воздуха, прогревшись над берегом, перемещается в сторону моря и там отдает теплоту холодной морской воде. Эти туманы образуются летними вечерами на море вблизи берега.
Вспомним у А.С.Пушкина:
Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман.
Четвертый пример. Находящиеся над нагретой водой теплые слои воздуха поднимаются по склону горы вверх и попадают в область относительно холодного воздуха. И уже там, наверху, в процессе охлаждения поднявшегося теплого воздуха образуется туман, который по склону горы опускается затем вниз, к воде. Именно эту ситуацию описал И.А.Бунин в своем стихотворении «Сумерки»:
Все — точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой,
Зловеще разрастаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле теряясь.
Пятый пример. После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. Приповерхностные слои воздуха оказываются теплее; они начинают отдавать теплоту земле и, как следствие, охлаждаются. Возникает вечерний туман, описанный М.Ю.Лермонтовым:
И скрылся день; клубясь, туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой.
Обратим внимание на подмеченное Лермонтовым свойство тумана клубиться. Но туман не обязательно клубится. Чаще он «ползет». Это отмечает С.А.Есенин:
Пряный вечер.
Гаснут зори.
По траве ползет туман.
Заметим, что подобные картины обычно наблюдают на природе — в полях и лугах, на лесных полянах и среди холмов, о чем сказано в приведенных только что стихотворных строках. Городские же туманы, как правило, более плотные и на первый взгляд неподвижны. Вспомним у Верхарна: «Сплошными белыми пластами залег туман между домов».
Какого цвета туман? Легкая туманная дымка над морем имеет голубоватый цвет. Хорошо известное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» начинается так:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Туману действительно свойственен синеватый цвет. Правда, плотные туманы не голубые, а белые или, точнее говоря, белесые. Неудивительно поэтому, что городские жители почти никогда не видят голубых туманов. Густые городские туманы могут походить на «белый войлок плотный». Они нередко имеют желтоватый оттенок, выглядят серыми, грязноватыми. Чтобы любоваться чистыми голубоватыми оттенками туманов, надо ехать на природу – в луга, леса, к морю. Луна или солнце, наблюдаемые сквозь неплотный туман, кажутся красноватыми. Напомним прекрасные пушкинские строки:
Туман над озером дымился,
И красный месяц в облаках
Тихонько по небу катился.
Городские огни в тумане также выглядят красноватыми. В «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса есть, например, такая сцена: «Ночь была очень темная, погода стояла плохая. Над рекой навис туман, сгущая красные отблески огней, которые горели на маленьких судах. ».
Туман под микроскопом
При температурах, не опускающихся ниже -20°С. туман состоит в основном из мелких капелек воды, а при более низких температурах из мелких ледяных кристалликов. В обычном тумане диаметр водяных капелек в основном порядка 10 мкм. Если в тумане преобладают очень мелкие капельки (диаметр менее 1 мкм), то такой туман называют дымкой. Если же капли тумана относительно велики (диаметр порядка 100 мкм), то это так называемая морось. Количество капелек в 1 см³ тумана примерно от 100 до 1000.
Общая масса всех водяных капелек в единице объема тумана называется водностью тумана; эта величина измеряется в единицах плотности, чаще всего в г/м 3 . Водность тумана обычно не превышает 0,1 г/м3. В особо плотных туманах она может достигать 1 г/м 3 . Эти числа кажутся очень малыми, ведь собрав воедино все капельки из тумана, занимающего объем 10 м³ и имеющего водность 0,1 г/м³, мы получим всего полстакана воды (100 г) и едва сможем утолить жажду. Поэтому кажется удивительным, как быстро намокает вся одежда у того, кто окунулся в промозглую сырость тумана.
Однако не следует особенно удивляться. В действительности воды в тумане не так уж мало. Рассмотрим слой тумана толщиной 10 м, висящий над полем площадью 5 км². Объем такого туманного слоя равен 5х107 м³. При водности тумана 0,1 г/м 3 в нем содержится 5000 л воды. Этого вполне достаточно для орошения рассматриваемого поля.
То, что туманы и росы — существенный источник влаги, необходимой растениям, хорошо известно крестьянам. Разумеется, они не производили расчетов, просто они знали это из собственного опыта. Недаром сказка «Король Туманной горы» заканчивается так: «… И не было больше удачи этим людям. Каждое лето за¬суха причиняла им большой урон, хлеба и травы погибали, потому что по ночам не опускался над ними освежающий туман. Король Туманной горы гневался на людей, которые хотели предать смерти его питомицу».
Источник