Чайковский
Жизнь и творчество русского композитора
Вольфганг Амадей Моцарт
Родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, Первым его учителем был отец, хороший для своего времени музыкант — Леопольд Моцарт. Пяти лет мальчик был уже блестящим клавесинистом. Шести лет он совершил вместе с отцом и старшей сестрой — выдающейся клавесинисткой — поездку в Вену, а затем свое первое концертное турне по городам Европы. Выступления маленького музыканта всюду проходили с триумфом. Моцарту было двенадцать лет, когда он написал для Вены свою первую оперу «Притворная простушка».
Однако время шло — Моцарт из чудо-ребенка превратился в юношу. Интерес публики к его выступлениям стал охладевать.
За годы скитаний Моцарту не удалось найти постоянного места службы. С 1774 года начинается самая тяжелая пора его жизни — период рабской зависимости от зальцбургского архиепископа, в капеллу которого он вынужден был поступить. Гениальный композитор оказался на положении полу-слуги. Он должен был сносить невежество и грубость архиепископа, мог писать только по его заказу, не имел права отлучаться без спроса. И, тем не менее, в эти годы широко развертывается дарование композитора. Он пишет музыку самых разнообразных жанров: сонаты, концерты, симфонии, пьесы для различных инструментов, танцы, серенады. Но все это не удовлетворяло Моцарта, он мечтал об опере. В условиях зальцбургского княжества это было неосуществимо. В 1777 году композитору удалось добиться отпуска. Он уезжает в Париж Но Париж этих дней был увлечен борьбой «глюкистов» и «пиччинистов». На молодого музыканта никто не обратил внимания, и он, ничего не добившись, вынужден был вернуться в Зальцбург.
Прошло два года. Моцарту снова удается вырваться — на этот раз в Мюнхен. Он пишет для мюнхенского театра оперу «Идоменей» (1780). В ней Моцарт обобщил достижения существовавших в то время оперных школ. Правда, он еще не достиг полного единства стиля. Но по силе драматической выразительности, богатству оркестровки опера эта является значительным достижением композитора. Постановка «Идоменея» сыграла большую роль в его судьбе. Композитор, наконец, поверил в свои силы: он порвал с архиепископом и поселился в Вене. Началась жизнь, полная лишений и тяжелого труда, но композитор был счастлив своей свободой и переживал огромный творческий подъем.
В первый же год он сочинил по заказу Венского театра комическую оперу «Похищение из сераля» (1782). На этот сюжет ранее было написано несколько зингшпилей. Либреттист Моцарта — Готлоб Стефани по его просьбе переработал существующее либретто, добившись большего жизненного правдоподобия положений и образов. Моцарт использует в «Похищении из сераля» все существующие оперные формы, органически сочетая приемы серьезной и комической оперы и тем самым достигая правдивости обрисовки образов.
Композитор утверждает в своем творчестве принципы реалистического искусства, смело нарушает установившиеся традиции и каноны. Замыслы Моцарта оказываются слишком смелыми для его времени. Это осложняет взаимоотношения композитора с официальными кругами, от которых зависело его благосостояние. Но интересы искусства всегда были для Моцарта превыше всего.
«Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»,— сказал однажды композитору император Иосиф II по поводу «Похищения из сераля». «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество»,— ответил Моцарт. Неумение и нежелание раболепствовать перед «высокими покровителями искусства», большое чувство человеческого достоинства не пришлись по вкусу императору и высшей знати. Моцарт оказался на положении композитора, «неугодного двору».
В 1786 году Венский театр поставил новую оперу Моцарта по комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». В произведении Бомарше композитора привлекла смелая новизна и значительность темы — борьба человека из народа за свое право на счастье,— яркость и реализм образов, стремительность действия.
«Это — революция в действии»,— отозвался Наполеон о «Свадьбе Фигаро» Бомарше. И, действительно, в преддверии французской буржуазной революции сатирическая комедия Бомарше воспринималась как яркое обличение порядков и нравов абсолютистской Франции. Пьеса Бомарше была запрещена в Австрии цензурой. Либреттисту Моцарта — Лоренцо да Понте пришлось несколько смягчить социальную заостренность сюжета.
Однако то, что оказалось затушеванным в либретто, нашло яркое отражение в музыке. Моцарт создает реалистические, социально четкие характеристики героев. Противопоставление умного, смелого и деятельного слуги ограниченному и развращенному бездельнику-графу нашло близкий отклик в душе самого Моцарта.
«Свадьба Фигаро» явилась новым этапом в истории оперы.
Впервые оперное либретто, взятое из реальной действительности отличалось такой глубокой содержательностью.
Традиционные оперные герои превратились в живых людей с естественными чувствами и страстями.
Так практически сложилась оперная реформа Моцарта. Он не декларировал ее, как это сделал, например Глюк, но она, тем не менее, сыграла решающую роль в истории развития западноевропейской оперы.
Постановка «Свадьбы Фигаро» в Вене прошла с огромным успехом. Однако опера не понравилась императору и вскоре была снята с репертуара. Подлинным триумфом Моцарта была постановка «Свадьбы Фигаро» в Праге. Более демократическая аудитория Праги высоко оценила творчество гениального композитора. Из Праги же Моцарт получил заказ на новую оперу. Так в 1787 году возникло еще одно гениальное творение Моцарта — «Дон Жуан».
Композитор обратился к старинной народной легенде о «севильском обольстителе» и на ее основе создал подлинно новаторское произведение — психологическую драму, полную больших человеческих страстей и драматических столкновений характеров.
В «Дон Жуане» Моцарт с чисто шекспировской силой смешивает трагическое и комическое.
Постановка «Дон Жуана» в Праге (1787) была встречена с огромным воодушевлением.
Вслед за «Дон Жуаном» летом 1788 года были написаны три симфонии — ми-бемоль мажорная, соль минорная и до мажорная — вершины инструментального творчества Моцарта. В этих симфониях он оставил далеко позади всех своих предшественников.
Последними значительнейшими произведениями Моцарта были народная сказочная опера «Волшебная флейта» и заупокойная служба «Реквием». Опера «Волшебная флейта» была закончена в 1791 году, незадолго до смерти композитора, и тогда же поставлена в одном из венских театров. В ней Моцарт продолжает традиции национального немецкого зингшпиля. Светлая и жизнерадостная музыка оперы не уступает по своей художественной значимости лучшим созданиям Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. «Реквием» по оставшимся черновикам был дописан учеником великого композитора — Зюсмайером.
Моцартом написаны 23 оперы, более 40 симфоний и множество других разнообразных сочинений.
Творчество великого австрийского композитора, богатое высокими идеями и чувствами, глубоко демократично. П. И. Чайковский писал о Моцарте: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок. Трудно передать, в чем состоит его благотворное действие на меня, но оно несомненно благотворно, и чем дольше я живу, чем больше знакомлюсь с ним, тем больше люблю его».
Источник
Слишком много нот
Сразу после смерти Пушкина в России установилась эстетическая диктатура.Виртуозность Бенедиктова Белинский заклеймил,потом Чернышевский назвал Фета идиотом ,а Лобачевского сумасшедшим и пошло-поехало. Когда Брюсов прочел лекцию в МГУ о Фете профессура свистела в два пальца ,топала ногами и вопила»долой постельную лирику. Потом Бунин назвал футуризм «злостным хулиганством»,а позднее все это вылилось в «борьбу с формализмом», на государственном уровне,которая не закончилась до сих пор. За необычную рифму,нестандартный размер или непонятую метафору могли расстрелять и расстреливали.Моему поколению досталась хрущевско-брежневская борьба с абстракционизмом. В живописи она слава Создателю ныне кончилась ,а в поэзии все еще продолжается. Суть выпадов против нас сводится к формуле австрийского императора,высказанной Моцарту «СЛИШКОМ МНОГО НОТ». «РОВНО СТОЛЬКО.СКОЛЬКО ТРЕБУЕТСЯ»-ответил Моцарт.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.08.2007. вакуумный фон поэзии
- 30.08.2007. студия стиха
- 29.08.2007. памятник неизвестному читателю
- 28.08.2007. анталогия метаметафоры
- 27.08.2007. Опубликована «Фиалкиада» (Литературная Россия 17 июля)
- 26.08.2007. подарить миру Влимира Хлебникова
- 22.08.2007. чем-тем
- 21.08.2007. Скрипка издергалась упрашивая
- 20.08.2007. О поэтах без лести
- 19.08.2007. Поющий Шекспир и орущий Хлебников
- 18.08.2007. Поэзия сигнал из будущего или из прошлого
- 17.08.2007. Владимир Турбин
- 16.08.2007. Рай Райх
- 15.08.2007. Новый девиз доос
- 14.08.2007. Два гениальных Павла
- 10.08.2007. «Я хочу быть понят родной страной. «
- 09.08.2007. Палиндронавтика
- 08.08.2007. выворачивание- инсайдаут-метаметафора
- 07.08.2007. Ученица Гумилева
- 06.08.2007. Две перчатки в дуэли акмеизма и футуризма.
- 05.08.2007. Зачем и кому нужна поэзия
- 04.08.2007. Хамство.ру
- 03.08.2007. с интернет-ционалом воспря-net род людской
- 02.08.2007. Слишком много нот
- 01.08.2007. Классика без авангарда мертва-авангард мертв без классики
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 100 великих композиторов
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Сто великих композиторов
Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека Сила музыки, по словам русского композитора А. Н. Серова, в том, что она «дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу. Она — непосредственный язык души». Изобретение музыки нельзя приписать никому, также как нельзя приписать кому-либо изобретение речи. С древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне. Еще в Древней Греции музыка сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала трудиться. Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах.
Каждый век рождал замечательных музыкантов — кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Ведь восприятие всякого искусства, даже сложившегося в отдаленные эпохи, неотделимо от современного образа мышления. Это, безусловно, относится и к музыке.
Можно привести немало примеров, когда творчество того или композитора оказывалось не оцененным по достоинству при его жизни. Часто случалось и так, что, казалось, навсегда забытая музыка снова являлась к слушателю во всем блеске, заставляя размышлять и удивляться, как же могло случиться, что она была предана забвению. На протяжении двух столетий музыка Палестрины оценивалась как архаизм. И вдруг вагнеровское поколение обнаружило неведомые их предшественникам художественные ценности. 11 мая 1829 года Мендельсон сыграл баховские «Страсти по Матфею» и вдохнул в музыку великого немца вторую жизнь.
Как показали исследования, для 9999 слушателей из 10 000 вся музыка — это как раз сто композиторов и пятьсот произведений. Составив рейтинг популярности композиторов классической музыки, исследователи получили интересную картину. Им удалось определить, что половина всего времени звучания принадлежит лишь четырнадцати композиторам — Моцарту, Бетховену, Баху, Вагнеру, Брамсу, Шуберту, Генделю, Чайковскому, Верди, Гайдну, Шуману, Шопену, Листу, Мендельсону-Бартольди. А тридцать пять композиторов — все они вошли в данное издание — занимают три четверти музыки по времени звучания на радио и телевидении. Едва не попал в это число и Густав Малер. Его творчество — яркое подтверждение изменчивости музыкального вкуса. Еще в 1958 году можно было прочесть такое «Произведения Малера некогда в полном смысле слова потрясли мир, но теперь, почти через 50 лет после его преждевременной смерти, его симфонии, за исключением Первой и Второй, можно услышать редко». Сейчас место Малера на музыкальном Олимпе не подлежит обсуждению. Известно, и популярность музыки Моцарта в свое время не могла идти ни в какое сравнение с известностью опер Сальери, что сегодня кажется невероятным. Однако вряд ли стоит два столетия спустя впадать в другую крайность и не отдать должное таланту последнего.
Надо отметить и тот факт, что многие произведения авторов XV–XVIII веков не дошли до нас, и можно лишь полагаться на оценку их современников. Так, пропали произведения Монтеверди, Вивальди, Шютца и многих других.
Нет, нельзя лишь опираться единственно на критерий сегодняшней популярности музыки композитора. Музыка развивается по своим законам, и нельзя не отдать должное их первооткрывателям, тем, кто оказали принципиальное влияние на прогресс в этом виде искусства, являлись создателями новых направлений или обобщали определенный период в его развитии. Пусть сегодня произведения того же Шютца звучат не так часто, как музыка Баха, но надо помнить, что без Шютца, его творчества, не состоялся бы и великий полифонист. В свою очередь, и у Шютца есть предшественники, без которых он не мог бы стать «отцом новой немецкой музыки».
Эта книга — мини-энциклопедия, рассказ о музыкантах, обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами, приводящими в восторг своей нестареющей и неисчерпаемой красотой поколения людей со времени Ренессанса до наших дней, об их радостях и горестях, творческих муках, эпохе, в которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобразным учебником истории музыки. Можно проследить, например, пути развития оперы и симфонии. Или увидеть эволюцию русской музыки на протяжении почти трех веков.
Музыка как многовековое могучее дерево с крепкими корнями. На нем постоянно появляются новые побеги, но лишь время определяет, какие из них дадут мощную крону, а какие высохнут и отомрут. Нам остается только гадать, какая музыка будет популярна в новом тысячелетии, кто из современных композиторов станет классиком новой эпохи.
Во второй половине XV века нидерландская школа вступила в полосу высшего расцвета, именуемого иногда «Высокими Нидерландами». Этот период начался творчеством Жоскена Депре — одного из величайших композиторов эпохи Возрождения, оказавшего могучее и разностороннее воздействие на последующее развитие всей западноевропейской музыкальной культуры.
Жоскен Депре родился около 1450 года в Кондэ на Шельде (Фландрия). Одаренный прекрасным голосом и слухом, он с отроческих лет служил певчим в церковных хорах у себя на родине и в других странах. Это раннее и тесное соприкосновение с высоким хоровым искусством, активно-практическое усвоение великих художественных сокровищ культовой музыки во многом определили направление, в котором складывалась тогда индивидуальность будущего гениального мастера, его стиль и жанровые интересы.
Двадцатилетним юношей он попал в Италию. В начале 1470-х годов он состоял на службе у известных меценатов герцогов Сфорца в Милане, а затем в 1480-х — в Папской капелле в Риме. Это было время, когда итальянская музыка находилась еще далеко от своей ренессансной кульминации, но тогдашние сочинения молодого музыканта с берегов Шельды, уже философски глубокие, возвышенно-чистые, гармонично уравновешенные, дают основание предполагать, что он успел испытать на себе могущественное воздействие итальянской природы и искусства — живописи, ваяния, зодчества, возможно, литературы XIV–XV столетий.
Первый итальянский период — это превращение церковного певчего в композитора, заставившего заговорить о себе во многих европейских странах. Начало XVI века застает Жоскена в Париже. Здесь он появляется уже как признанный мэтр, окруженный учениками и последователями; среди них и Клемана Жанекена, впоследствии очень известный композитор. Жоскен тех лет — мастер не только культовых жанров, но и светской песни. Его произведения поют в придворных, чиновных, буржуазных кругах. Ему подражают музыканты, проявляющие интерес к мирской песенности. А с 1503 года Жоскен снова живет в Италии, на этот раз в качестве капельмейстера при меценатском дворе герцога Эрколе д’Эсте в Ферраре. Здесь созданы некоторые из наиболее значительных произведений Депре, в том числе одно из величайших творений музыкального Возрождения — посвященная Эрколе Феррарскому месса «Геркулес» (впервые издана в Венеции в 1505 году).
Эти четыре итало-французских десятилетия в жизни и творчестве Жоскена Депре были исключительно продуктивны. Ошибочно было бы, однако, представлять себе, что музыкальное искусство великого нидерландца взросло на чисто романской почве. Североитальянские, римские, парижские, сен-кантенские впечатления ложились на хорошо возделанную нидерландскую почву.
Музыкальным наставником Жоскена, его педагогом был Ян Окегем. При жизни Окегем пользовался огромной популярностью. Ему теоретики посвящали свои трактаты, а современники называли его «королем музыки». Памяти учителя благодарный ученик посвятил одно из самых сильных, лирически-прочувствованных своих сочинений — пятиголосный «Плач», исполненный светлой печали и виртуозного изящества, с каким полифоническая ткань инкрустирована контрастными фрагментами пасторальных песен и погребальных мелодий. Несмотря на то, что Жоскен и Окегем — художники совершенно разные по музыкальной натуре, стиль Жоскена явственно выказывает окегемовские истоки его изощренно-совершенной контрапунктической техники. Однако то, что для знаменитого турского мастера непосредственно заключало в себе музыкально- прекрасное (поэзия контрапунктического созидания), для его ученика стало лишь средством к достижению иной, более высокой поэтически-выразительной цели.
Жоскен был технически и эстетически сильнее итальянских и французских полифонистов XV столетия. Вот почему в области чисто музыкальной он гораздо больше повлиял на них, нежели испытал на себе их влияние. Он оставался нидерландцем, «мастером из Кондэ». И как ни блистательны были заграничные достижения и почести, еще прижизненно оказанные «властелину музыки» (так называли его современники), он, подчиняясь непреодолимому «зову земли», уже на склоне лет вновь вернулся на берега Шельды и скромно окончил свой жизненный путь каноником в родном Кондэ в 1521 году.
Наследие Жоскена Депре заключено в его мессах, мотетах, полифонических песнях (главным образом, французских и итальянских) и инструментальных композициях. Эти жанры сложились задолго до него, и в творчестве Гийома де Машо, Гийо-ма Дюфэ, Яна Окегема, Якоба Обрехта и других композиторов достигли совершенства. Заслуга Жоскена заключается в том, что он по- новому осмыслил прежние жанры, поднял их до зрелого, гармонично завершенного стиля, сообщил им новые, эстетически необходимые структурные и выразительные качества.
Источник