Слонимский два северных пейзажа ноты

Историко-стилистический анализ

Аннотация

На хоровое произведение

«О, север мой»

Из цикла С. Слонимского «Два северных пейзажа»

Содержание:

2.Музыкально-теоретический анализ…………………………………. 9

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………….16

4. Исполнительский анализ…………………………………………….24

Историко-стилистический анализ

«Слонимский, видимо, обладает тем особым даром, который выделяет одного композитора из многих: умением говорить на различных музыкальных языках, и при этом печатью личностного качества, лежащей на его произведениях». (Л. Равикович)

Сергей Михайлович СЛОНИМСКИЙ (р. 12 августа 1932, Ленинград)– советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог — профессор Санкт-Петербургской консерватории, в сущности — создатель целой школы. (Среди его учеников: В. Кобекин, А. Затин, А. Мревлов — всего более 30 членов Союза композиторов, в т. ч. и музыковеды). Музыкально-общественный деятель, заботящийся об увековечении памяти и исполнении незаслуженно забытых сочинений М. Мусоргского, В. Щербачева, даже Р. Шумана, — Сергей Слонимский является одним из авторитетнейших и признанных современных советских музыкантов, а также крупным музыковедом (ему принадлежат такие работы, как книга «Симфонии C. Прокофьева», статьи о Р. Шумане, Г. Малере, И. Стравинском, Д. Шостаковиче, М. Мусоргском, Н. Римском-Корсакове, М. Балакиреве).

Родившийся в 1932 г. в Ленинграде, в семье видного советского писателя М. Слонимского, будущий композитор унаследовал духовные традиции русской творческой интеллигенции. С раннего детства он помнил близких друзей отца: Е. Шварца, М. Зощенко, К. Федина, рассказы о М. Горьком, А. Грине, атмосферу напряженной, трудной и одновременно радостной писательской жизни. Все это быстро расширяло кругозор, обогащало внутренний мир ребенка, учило смотреть на мир глазами писателя, художника, творца. Острая наблюдательность, аналитический склад ума, четкость в оценках явлений, людей, поступков — постепенно развили в нем драматургическое мышление.

Заниматься композицией Слонимский начал в возрасте 11 лет под руководством Виссариона Шебалина. Проявившиеся с детских лет склонность к импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, М. Мусоргским — во многом определили творческий облик будущего композитора. В 1945—1950 годах он обучался игре на фортепиано у С. Савшинского и композиции у Арапова и Вольфензона, затем — в Ленинградской консерватории у О. Евлахова (композиция) и В. Нильсена (фортепиано). В 1958 году окончил аспирантуру под руководством Тер-Мартиросяна, со следующего года (и по сегодняшний день) преподаёт в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию.

Важнейшей творческой «школой» для С. Слонимского стал русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций — «целая фольклорная консерватория» [9], по выражению автора, — прошли в постижении не только песни, но и народного характера, уклада русской деревни. Однако принципиальная художественная позиция Слонимского требовала чуткого вслушивания и в современный городской фольклор. Так в его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. ( Кантата «Голос из хора» (на ст. A. Блока, 1964) – стала для композитора первым опытом сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как «полистилистика») [12].Хотя современное художественное мышление формировалось у Слонимского с детства, особенно важными стали 50-е — начало 60-х гг.: длительное общение с ленинградскими поэтами Е. Рейном, Г. Гэрбовским, И. Бродским, с актерами М. Козаковым, С. Юрским, с лениноведом B. Логиновым, кинорежиссером Г. Полокой оказало огромное влияние на композитора.

Сергей Михайлович Слонимский — один из тех немногих современных композиторов, в ком неизменно видят продолжателя традиций М. Мусоргского и С. Прокофьева. Не менее стойко в суждениях о композиторе подчеркивается и яркая индивидуальность музыки, ее запоминаемость и легкая узнаваемость. Опора на традиции и собственное «я» у него не исключают друг друга. Но к единству этих двух противоположностей добавляется еще и умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов.

Признанный мастер оперной и симфонической музыки, композитор не менее успешно проявляет себя в камерных произведениях, в частности, в жанре хора a cappella, где он достигает удивительно тонкого синтеза художественного слова и музыки. Сочинений для хора a cappella у Слонимского не так много, но все они разные. Композитор также не тиражирует свои стилевые ступени в хоровом жанре, как и в остальных. В хоровой музыке стиль его письма более демократичен, чем в других областях творчества. Хоры отличаются богатым разнообразием образного строя, а также высоким уровнем мастерства работы с поэтическими текстами. В них блестяще использованы возможности фактуры a cappella – ее полнота и богатство сочетаются с экономным использованием выразительных средств. Композитор гибко использует хоровую полифоническую, и, благодаря высокому мастерству голосоведения, органично соединяет ее с гомофонно-гармоническим типом фактуры. Опираясь на строфическую структуру стиха, ее четкость и ясность, Слонимский создает разнообразные хоровые композиции, объединяющие свойства вокальных форм с инструментальными методами развития, отличающиеся множественностью формообразующих принципов.

Все это позволяет говорить о С. Слонимском как о ярком, самобытном мастере хорового письма.

Большое значение для композиторской деятельности Сергея Слонимского имело творчество М. И. Глинки. Именно в музыке замечательного русского художника Слонимский нашел близкие для себя приемы развития песенного материала (непрерывное развертывание, сосуществование и взаимодополнение разных тематических структур), свободного претворения национальных музыкальных жанров и народного ритмоинтонационного языка.

Всеволод Александрович Рождественский (1895 — 1977) — советский русский поэт, в начале 1920-х годов входивший в число «младших» акмеистов.

Печататься начал в Петербурге в гимназическом журнале «Ученик» (1910—1914), организатором и редактором которого был преподаватель латыни В. Янчевецкий — будущий известный писатель В. Ян. Первый сборник стихов «Гимназические годы» (1914) был издан без ведома автора на средства одноклассников. С 1915 г. печатался в журналах «Рудин», «Арион», «Новый Гиперборей», «Ковш» и др.

В 1920 г. принят во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма отмечены его сборники «Лето» и «Золотое веретено» (оба 1921). В наибольшей степени разрабатывал «экзотическую» линию акмеизма, восходящую к Н. С. Гумилёву: его стихи начала 1920-х годов в изобилии населены путешественниками, пиратами, корсарами, санкюлотами и т. п. В то же время Рождественскому, по мнению критиков, хорошо удавалась и пейзажная лирика, воспевающая (совсем не в акмеистическом духе) мирные радости сельской жизни и безмятежной любви. Во второй половине 1920-х гг. входил в творческое объединение ленинградских писателей «Содружество» (вместе с Н. Брауном, М. Комиссаровой, Б. Лавренёвым и др.).

Один из немногих младших акмеистов, продолжавший активно печататься в последующие годы: опубликовал около десятка стихотворных сборников (в основном в жанре интимной, городской и пейзажной лирики) и двухтомник избранного (1974). Его стихи, в целом сохранившие неплохую технику, демонстрируют постепенный переход от модернистской поэтики к традиционной, с небольшой долей «разрешённой» историко-географической романтики.

В 1918 г. привлечён М. Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература» (перевод западноевропейской литературы и редактирование). Продолжал занятия переводом до конца жизни, наиболее близкой себе считая французскую поэзию. Включал переводы в сборники своих стихов; в конце жизни подготовил книгу избранных переводов «Средоточие времён», вышедшую посмертно. Многие переводы не опубликованы по сей день.

Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен и двух книг мемуаров — «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Образ северной, неяркой красоты новгородской земли неоднократно возникает в лирических пейзажах Рождественского. Север, Срединная Россия, Волга остались только детскими и отроческими воспоминаниями, очень яркими, но все же отдаленными. «Исконная русская земля, неистощимое богатство и своеобразие нашей северной природы пришли ко мне много позднее, в годы Отечественной войны, когда почти три года довелось странствовать по лесам и болотам Приладожья, вдоль всего течения реки Волхов, в окрестностях Новгорода и в Онежском межозерье». Позже Рождественский рассуждал об этом так: «Северная лесная природа стала неразлучным спутником моей юности. Она обогатила меня на всю жизнь неугасимой любовью к деревьям, цветам, воде, ко всякому крупному и малому зверю». Таким образом, появилось стихотворение «О, север мой», рисующее красоту зимнего пейзажа:

Источник

Ноты — С. Слонимский — романсы

Ноты в pdf для фортепиано, гитары


С. Слонимский
Романсы
ноты для голоса с фортепиано
“Советский композитор”, 1977г.
номер 535

  • Десять стихотворений Анны Ахматовой
    • 1. СМЯТЕНИЕ
    • 2. ЛЮБОВЬ
    • 3. И КОГДА ДРУГ ДРУГА ПРОКЛИНАЛИ
    • 4. ВЕЮТ ЛИПЫ СЛАДКО
    • 5. ХРУПКАЯ СНЕГУРКА.
    • 6. СЖАЛА, РУКИ ПОД ТЕМНОЙ ВУАЛЬЮ
    • 7. СЕРДЦЕ К СЕРДЦУ НЕ ПРИКОВАНО.
    • 8. ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
    • 9. КАНАТНАЯ ПЛЯСУНЬЯ
    • 10. ОТРЫВОК
  • ДЕВУЩКА ПЕЛА. Стихи А. БЛОКА
  • ПЕСНЯ ГАЭТАНА. Стихи А. БЛОКА
  • Скачать ноты


    С. Слонимский
    Пять песен на стихи Беллы Ахмадулиной

    ноты для голоса и гитары
    “Композитор”, 2002г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Несмеяна
    2. Жалейка
    3. Я думала, что ты мой враг
    4. В тот месяц май
    5. Не уделяй мне много времени.

    CONTENTS
    1. Sad Girl (Nesmeyana)
    2. Zhaleika
    3. I Thought You Were My Enemy.
    4. That Month of May
    5. Do Not Spare Much Time for Me

    Скачать ноты

    Краткие сведения

    СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович —советский композитор—родился 12/У1П 1932 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у В. Нильсена и по классу композиции у О. Евлахова; доцент кафедры композиции Ленинградской консерватории. Среди его произведений: опера «Виринея»; балет «Икар»; Симфония; «Песни вольницы», «Концерт-буфф», «Драматическая песнь» — Для симфонического оркестра; квартет «Антифоны»; романсы, хоры, песни; инструментальная музыка; пьесы для фортепиано; музыка для театра и кино.

    Источник

    Слонимский С. Хоры

    Больше изданий в каталоге товаров

    Автор полностью: Сергей Михайлович Слонимский Объём в стр.: 128 Название полностью: Хоры

    Сергей Михайлович Слонимский (р. 1932) — один из интереснейших отечественных композиторов настоящего времени, автор произведений во всех жанрах. Его перу принадлежат музыкальная драма «Виринея» (1965–1967) по мотивам повести Л. Сейфуллиной, камерная опера «Мастер и Маргарита» (1970–1972) по М. Булгакову, опера-баллада «Мария Стюарт» (1978–1980) на либретто Я. Гордина, dramma per musica «Гамлет» (1990–1991) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» (1993–1995) по античному мифу и трагедии Ин. Анненского, русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина, dramma per musica «Король Лир» (2000–2001) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, балеты, 32 симфонии, инструментальные концерты, кантаты (среди них «Голос из хора» (1962–1963) на стихи Александра Блока, «Один день жизни» (1998) на тексты «Главы о тысяче» Дхаммапады в переводе В. Топорова), Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра (2003), а также множество хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений. Весной 2005 года в Мариинском театре состоялась премьера балета «Волшебный орех» на либретто (по сказке Э. Т. А. Гофмана) и в постановке художника Михаила Шемякина. В 2008 году в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга была впервые представлена в концертном исполнении ораториальная опера «Антигона» по трагедии Софокла в постановке режиссера А. Н. Сокурова.

    С. М. Слонимский — народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Его сочинения часто исполняются в России и за рубежом.

    Четыре стасима из трагедии Софокла «Эдип в Колоне». Перевод с древнегреческого С. Шервинского (посмотреть ноты)
    Две русские песни. Слова народные
    1. Печальное сердце мое. Лирическая
    2. Люби жену, да не бей! Свадебная плясовая
    Два северных пейзажа. Стихи Вс. Рождественского
    1. О, Cевер мой!
    2. Упрямый ветер (посмотреть ноты)
    Четыре русские песни. Слова народные
    1. Уж вы ветры
    2. Уродилась я
    3. Поедем, поедем!
    4. Доля моя
    Песня Виринеи с хором. Вступление из оперы «Виринея»
    Два хора На Стихи А. С. Пушкина
    1. Если жизнь тебя обманет
    2. Вакхическая песнь
    Я скажу тебе с последней прямотой. Стихи О. Мандельштама
    Тихий Дон. Концерт для смешанного хора. Слова старинных казачьих песен (по роману М. Шолохова) (посмотреть ноты)
    Вечерняя музыка
    Два хора на стихи Ф. Тютчева
    1. В небе тают облака
    2. Сияет солнце, воды блещут
    Божий день. Стихи А. Кольцова
    Три хора на стихи А. Фета
    1. Весна
    2. Буря
    3. Целый мир
    Ночь. Маленький триптих. Стихи С. Орлова
    1. Вода и небо
    2. Ветер
    3. Светлый Север (посмотреть ноты)
    Ленинградская Белая ночь. Стихи А. Чепурова
    Заречье. Стихи А. Прокофьева
    1. Цвела, цвела черемуха
    2. За рекою в непокое
    3. Белой ночью на реке
    Ночь белая. Стихи Б. Окуджавы
    Видя разбойник. Для женского хора a cappella
    Несказанная радость. Для женского хора a cappella. Стихи А. Ахматовой

    Источник

    Оцените статью