Слонимский лирические строфы ноты
«В прошлом точка разногласия находилась
между диссонансом и консонансом, а будет,
в ближайшем будущем, стоять между шумом
и так называемыми музыкальными звуками. «
(JOHN CAGE, «The Future of Music», Silence,
Cambridge , Mass; The M.I.T. Press, 1961, p.4)
Решение избрать для анализа музыку Сергея Слонимского было принято, когда я вспомнил, что в моей домашней библиотеке есть его вокальный цикл. Я покупал это сочинение в Ленинграде в 1970 году, тогда же, когда Слонимский, профессор композиции Ленинградской государственной консерватории, проводил там семинар по современной музыке. Мне повезло не только знать композитора, но и быть одним из студентов, посещавших его семинар. Помню, как мы были поражены, когда он дал нам прослушать оперу Шёнберга МОИСЕЙ и ААРОН и, что ещё более важно, показал принесённую с собой партитуру оперы и объяснил нам текст и структуру музыки.
Мы все знали его собственные сочинения и любили их.
Сергей Слонимский родился в Ленинграде в 1932 году. Известно, что интерес Слонимского к композиции возник, когда ему было одиннадцать лет, и случилось это под влиянием Шебалина. Слонимский учился в музыкальной школе («десятилетке») при Ленинградской консерватории у Бориса Арапова, очень опытного педагога и композитора, а затем продолжил образование в консерватории. В 1955 году он выпустился из Евлаховского класса, а в 1956-м из Нильсеновского фортепианного класса. Там же, в консерватории, он с 1959 года начал преподавать.
Слонимский – автор двух опер (1967, 1972), балета (1970), Концерта для скрипки (1956), Концерта –буфф для камерного оркестра (1965) и разнообразной камерной музыки. Он уже был автором четырёх вокальных циклов, когда начал писать свои «Лирические строфы» (стихи Е.Рейна). Произведение было написано в 1964 году.
В начале шестидесятых, воодушевлённый «русскими» работами Стравинского и особенно его «Свадьбой», Слонимский занялся исследованием русских народных песен и крестьянских вокальных стихов, примкнув для этого к трём собирательным фольклорным экспедициям. Такие экспедиции были давней традицией Петербургской консерватории. Мне тоже довелось в 1968 году быть участником подобной экспедиции, оставившей поистине незабываемые впечатления.
Микротональные модуляции крестьянского пения подсказали Слонимскому использование треть-и четверть – тонов в Скрипичной сонате (1961) и «Польских строфах» (1963). Приёмы, подобные этим, появляются до шестидесятого года в музыке Алоиса Хаба, Ивана Вышнеградского, Хулиана Каррийо, Бела Бартока, а после шестидесятого в музыке Лу Харрисона, Джеймса Тенни и Кеннета Габуро.
Слонимский был одним из первых советских композиторов, освоивших двенадцатитоновую технику. Двенадцатитоновые принципы цикличности, применяемые в разнообразных степенях свободы, иногда используются в сочетании со строгими полифоническими формами, как, например, в Концерте – буфф, и могут включать импровизационные элементы. В третьей части ЛИРИЧЕСКИХ СТРОФ, «Хоровод теней», Слонимский демонстрирует эту технику совершенно явно ( несколько ошибок издателя можно легко проигнорировать ) .
Первые двенадцать нот даны в правой руке: ре — ми — ми бемоль – фа – соль бемоль – соль – ля бемоль – си бемоль – си- до диез – до – ля. Другие двенадцать нот показываются в левой руке: фа диез – си – до – соль – ре –
ля – ми – фа – си /должно стоять си-бемоль/ — ля бемоль – ре бемоль – ля бемоль. Он использует эту технику на протяжении всей части. В левом такте следует отметить ещё одну опечатку: две ноты в левой руке должны звучать в басовом ключе, который в тексте не проставлен. Эта ошибка может быть выявлена с помощью просчитывания той же двенадцатитоновой серии.
Непосредственное использование Слонимским звуков часто включает кластеры, обычно структурно подготовленные и мотивированные, что говорит о следовании таким композиторам, как Генри Коуэл, Чарлз Ивз, а также соответствует примерам современников: Стокхаузена, Стенли Лунетта, Теодора Лукаса.
Слонимский использует собственные символы «для звуков, аккордов и кластеров, абсолютность тона которых не принципиальна», но применяет их по-разному для клавишных или струнных кластеров.
Слонимский также пользуется звучанием «подготовленного» (оснащённого) фортепиано. Он сопровождает нотный текст авторскими инструкциями для исполнителя, как это типично для нашего времени, давая объяснения относительно метода звукоизвлечения, указания высоты и длительности, а также обозначения шифра линий между нотами.
История разработки музыкальных техник (в данном случае на примере фортепианных) имеет глубокие корни в ХХ веке. Начиная с THE BANSHEE (1925) Генри Коуэлла, который вводит постукивание и перебирание струн внутри инструмента и ВАКХАНАЛИИ (1938) Джона Кейджа, как и его же Сонаты и интерлюдии для «подготовленного» фортепиано (1946-48), она имеет своё продолжение практически у всех композиторов ХХ века, включая Дэвида Коупа: АЙСБЕРГОВЫЙ ЛУГ (1969) и Бена Джонстона: KNOCKING PIECE (1970).
В последние годы голос стал фокусной точкой новаторского развития, одновременно осознаваемой в терминах драматической выразительности текста и вместе с тем как инструмент, отделённый от вербальных ассоциаций. Осведомлённость Слонимского в фольклорном материале (в первую очередь благодаря участию в экспедициях) имеет большое значение в разработке вокальной части цикла. Только лишь физические ограничения отдельных конкретных исполнителей стали препятствием к достижению композитором оригинального источника. Мало чьи дарования могли бы выдержать соперничество с мультифоническими способностями Роя Харта и его восьмиоктавным диапазоном.
АВАНТЮРЫ (1964) Георги Лигети, лишённые текста и исполняемые с закрытым ртом и ОПЫТ НАД СВИНЬЯМИ (1969) Вернера Хенца показывают тот же свежий интерес к голосовой разработке, схожий с нововведениями Берга и Шёнберга в начале ХХ века.
Слонимский использует одновременно как «тотальный контроль», так и
«снятие контроля» в своём вокальном цикле. Импровизация является в большей степени нотационным, нежели философским, вызовом традиционным направлениям. Здесь требуется участие исполнителя.
Подобным приёмом в шестидесятых воспользовался Лукас Фосс в своих ЦИКЛЕ ВРЕМЕНИ (1960) и ЭХО (1963): бегущие линии без нотных знаков заняли место традиционных обозначений. В ТОНОВОМ ГОРОДЕ (1969) Вильяма Дюкворта длительность каждой ноты эквивалентна индивидуальной способности исполнителя продержать звук как можно дольше. Харолд Балл в своём 111 ДЛЯ ДВОЙНОГО АНСАМБЛЯ (1960 –е) применяет блоки, расположенные в высоких, средних и низких приблизительных областях вокруг нотного стана, где цифры выполняют роль обозначений количества исполняемых нот. Лючиано Берно включает спектр импровизационных блоков в КРУГИ (1960); КНИГА ДЛЯ ОРКЕСТРА (1968) Витольда Лютославского содержит ряд импровизационных секций; Кржиштоф Пендерецкий использует недетерминированную технику в своём КАПРИСЕ для скрипки с оркестром (1967). В Америке, где эта же техника обозначается другим термином («шанс»), её использует в своей МУЗЫКЕ ПЕРЕМЕН (1951) Джон Кейдж. В Европе это делает с 1954 года в СТОКАСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Янис Ксенакис.
ЛИРИЧЕСКИЕ СТРОФЫ Сергея Слонимского имеют два особенно выделяющихся характерных признака: крайне определённые и тонко изложенные текстуры, часто выраженные как одиночные линии, драматические молчания и резкие повторения и развития мотива; использование инструмента и голоса в равной степени в их тональных и «специальных» тембральных качествах.
Как можно видеть, Слонимский использует все виды композиционных техник, известных ранее и развившихся в шестидесятых годах, за исключением одной – «антимузыки», весьма популярной среди европейских и американских композиторов, преподающих в университетах. В итоге он, слава Богу, продолжает жить и писать новую музыку, в противоположность таким, как венский художник Рудольф Шварцкёглер. «Так, Рудольф Шварцкёглер, венский художник, родившийся в 1940 году, приступил к своему шедевру в конце 1960-х, проделав, дюйм за дюймом, ампутацию собственного пениса, в то время как фотограф фиксировал весь процесс, как творческий акт. В 1972-м итоговые отпечатки были выставлены на Мотор Шоу биеннале западного искусства… Не имея что сказать и куда пойти, разве что ещё дальше вне, он оскопил себя и назвал это искусством.» ( ROBERT HUGHES, «The Decline and Fall of the Avant-Garde, Time, Dec.18, 1972, pp. 111-112)
Все студенты Слонимского, включая и меня, испытали на себе влияние его музыки и личности, для подтверждения чего я включил в текст фрагмент своего собственного
сочинения ЧЕТЫРЕ МИНИАТЮРЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО. В своём творчестве я продолжаю пользоваться техникой, полученной от Слонимского. Особенно это касается всего, написанного мной в Америке.
Сергей Слонимский и все упоминавшиеся в тексте композиторы развивали индивидуальные стили, совмещавшие элементы авангарда с традиционными приёмами.
(перевод с английского)
* Позже, в 1988 году, мне посчастливилось познакомиться в Лос Анджелесе и с его знаменитым дядей, Николасом Слонимским, которому в ту пору было 94 года. У меня хранится его подарок: автобиографическая книга » Perfect Pitch «
Все содержания © Апраксин Блюз /All contents © Apraksin Blues.
Источник
Ноты — С. Слонимский — романсы
Ноты в pdf для фортепиано, гитары
С. Слонимский
Романсы
ноты для голоса с фортепиано
“Советский композитор”, 1977г.
номер 535
- Десять стихотворений Анны Ахматовой
- 1. СМЯТЕНИЕ
- 2. ЛЮБОВЬ
- 3. И КОГДА ДРУГ ДРУГА ПРОКЛИНАЛИ
- 4. ВЕЮТ ЛИПЫ СЛАДКО
- 5. ХРУПКАЯ СНЕГУРКА.
- 6. СЖАЛА, РУКИ ПОД ТЕМНОЙ ВУАЛЬЮ
- 7. СЕРДЦЕ К СЕРДЦУ НЕ ПРИКОВАНО.
- 8. ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
- 9. КАНАТНАЯ ПЛЯСУНЬЯ
- 10. ОТРЫВОК
Скачать ноты
С. Слонимский
Пять песен на стихи Беллы Ахмадулиной
ноты для голоса и гитары
“Композитор”, 2002г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Несмеяна
2. Жалейка
3. Я думала, что ты мой враг
4. В тот месяц май
5. Не уделяй мне много времени.
CONTENTS
1. Sad Girl (Nesmeyana)
2. Zhaleika
3. I Thought You Were My Enemy.
4. That Month of May
5. Do Not Spare Much Time for Me
Скачать ноты
Краткие сведения
СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович —советский композитор—родился 12/У1П 1932 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у В. Нильсена и по классу композиции у О. Евлахова; доцент кафедры композиции Ленинградской консерватории. Среди его произведений: опера «Виринея»; балет «Икар»; Симфония; «Песни вольницы», «Концерт-буфф», «Драматическая песнь» — Для симфонического оркестра; квартет «Антифоны»; романсы, хоры, песни; инструментальная музыка; пьесы для фортепиано; музыка для театра и кино.
Источник
Слонимский лирические строфы ноты
1975 Иван и Коломбина
1973 О тех, кого помню и люблю
1972 Моя жизнь
1967 Интервенция
1967 Таинственная стена
1966 Республика ШКИД
1965 Перед судом истории (документальный)
* «Виринея» (1965—1967)
* «Мастер и Маргарита» (1970—1972)
* «Мария Стюарт» (1978—1980)
* «Гамлет» (1990—1991)
* «Видения Иоанна Грозного» (1993—1995)
* «Царь Иксион» (1993—1995)
* «Король Лир» (2000—2001)
* «Антигона» (2008)
* «Икар» (1965—1970)
* «Принцесса Пирлипат» (2001)
* «Волшебный орех» (2003)
Сочинения для оркестра
* Четырнадцать симфоний
* «Карнавальная увертюра» (1957)
* Сюита «Юмористические картинки» (1957)
* Концертная сюита для скрипки с оркестром (1958)
* Концерт-буфф для камерного оркестра (1964)
* Концерт для оркестра, трёх электрогитар и солирующих инструментов (1973)
* «Драматическая песнь» (1973)
* «Праздничная музыка» для балалайки, ложек и оркестра (1975)
* «Симфонический мотет» (1975)
* «Тихая музыка» (1981)
* Концерт для гобоя и камерного оркестра (1987)
* «Славянский концерт» для органа и струнных (1988)
* «Петербургские видения» (1994)
* Симфониетта (1996)
* «Еврейская рапсодия» (Первый концерт для фортепиано с оркестром; 1997)
* Реквием для солистов, хора и оркестра (2004)
Сочинения для хора
* Весна пришла
* Песни вольницы
* Польские строфы
* Лирические строфы
* Прощание с другом
* Монологи
* Веселые песни
* Голос из хора
* Соната для скрипки и фортепиано
* Соната для виолончели и фортепиано
* Сюита для альта и фортепиано в 4 частях
* «Три грации» для альта и фортепиано
* «Диалоги» для духового квинтета
* «Антифоны» для струнного квартета
* Интермеццо памяти Брамса
* 24 прелюдии и фуги (1994)
* Соната
Источник
Слонимский С. Хоры
Больше изданий в каталоге товаров
Автор полностью: Сергей Михайлович Слонимский Объём в стр.: 128 Название полностью: Хоры
Сергей Михайлович Слонимский (р. 1932) — один из интереснейших отечественных композиторов настоящего времени, автор произведений во всех жанрах. Его перу принадлежат музыкальная драма «Виринея» (1965–1967) по мотивам повести Л. Сейфуллиной, камерная опера «Мастер и Маргарита» (1970–1972) по М. Булгакову, опера-баллада «Мария Стюарт» (1978–1980) на либретто Я. Гордина, dramma per musica «Гамлет» (1990–1991) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» (1993–1995) по античному мифу и трагедии Ин. Анненского, русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина, dramma per musica «Король Лир» (2000–2001) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, балеты, 32 симфонии, инструментальные концерты, кантаты (среди них «Голос из хора» (1962–1963) на стихи Александра Блока, «Один день жизни» (1998) на тексты «Главы о тысяче» Дхаммапады в переводе В. Топорова), Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра (2003), а также множество хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений. Весной 2005 года в Мариинском театре состоялась премьера балета «Волшебный орех» на либретто (по сказке Э. Т. А. Гофмана) и в постановке художника Михаила Шемякина. В 2008 году в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга была впервые представлена в концертном исполнении ораториальная опера «Антигона» по трагедии Софокла в постановке режиссера А. Н. Сокурова.
С. М. Слонимский — народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Его сочинения часто исполняются в России и за рубежом.
Четыре стасима из трагедии Софокла «Эдип в Колоне». Перевод с древнегреческого С. Шервинского (посмотреть ноты)
Две русские песни. Слова народные
1. Печальное сердце мое. Лирическая
2. Люби жену, да не бей! Свадебная плясовая
Два северных пейзажа. Стихи Вс. Рождественского
1. О, Cевер мой!
2. Упрямый ветер (посмотреть ноты)
Четыре русские песни. Слова народные
1. Уж вы ветры
2. Уродилась я
3. Поедем, поедем!
4. Доля моя
Песня Виринеи с хором. Вступление из оперы «Виринея»
Два хора На Стихи А. С. Пушкина
1. Если жизнь тебя обманет
2. Вакхическая песнь
Я скажу тебе с последней прямотой. Стихи О. Мандельштама
Тихий Дон. Концерт для смешанного хора. Слова старинных казачьих песен (по роману М. Шолохова) (посмотреть ноты)
Вечерняя музыка
Два хора на стихи Ф. Тютчева
1. В небе тают облака
2. Сияет солнце, воды блещут
Божий день. Стихи А. Кольцова
Три хора на стихи А. Фета
1. Весна
2. Буря
3. Целый мир
Ночь. Маленький триптих. Стихи С. Орлова
1. Вода и небо
2. Ветер
3. Светлый Север (посмотреть ноты)
Ленинградская Белая ночь. Стихи А. Чепурова
Заречье. Стихи А. Прокофьева
1. Цвела, цвела черемуха
2. За рекою в непокое
3. Белой ночью на реке
Ночь белая. Стихи Б. Окуджавы
Видя разбойник. Для женского хора a cappella
Несказанная радость. Для женского хора a cappella. Стихи А. Ахматовой
Источник