Сложная 3-х частная форма
Сложная 3-х частная форма -такая контрастная репризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая 2-х и 3-х частная, вариационная, рондо, концентрическая, сложная 3-х частная, сонатная), а остальные части не содержат структур более сложных.
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы — в сюитах 16—17 вв. (дубль — Da capo; сопоставление двух одноимённых, но разных танцев).
Нормативные типы С. ф. выработаны композиторами венской классической школы.
Наиб. распространена трёхчастная С. ф. (танцы, марши; скерцо, медленные части сонатно-симф. цикла; инстр. и вок. соч. разных жанров и др.).
В её 1-й части обычны простые формы, встречаются вариации, сонатная форма (2-е части 7-й, 9-й симфоний Бетховена).
2-я часть — средняя:
а) типа трио: одна из простых форм, устойчивая по структуре, иногда с переходом к 3-й части (П. И. Чайковский, 6-я симф., 2-я часть), реже сонатная (В. А. Моцарт, фп. соната D-dur, K.-V. 576, 2-я часть — сонатная форма без разработки) или период (С. В. Рахманинов, Прелюдия для фп. g-moll op. 23), тональность
гл. обр. субдоминантовая, одноимённая, параллельная или основная);
б) типа эпизода, тонально-гармонически и структурно неустойчивая, акцентирующая развитие нового материала (2-я часть фп. сонаты Es-dur op. 7 Бетховена: тема-предложение — разработка — переход; 2-я часть его же сонаты G-dur, op. 31 № 1: ход — неустойчивая тема —предыкт).
3-я часть — реприза типа Da capo или варьированная (разл. усложнения чаще
встречаются в формах с эпизодом). Возможны вступление, кода.
Разновидности 3-частной С. ф.:
с 2 трио, следующими подряд (В. А. Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 570,3-я часть) или разделёнными репризой (скерцо в соч. Р. Шумана);
трёхпятичастная, возникающая от повторения, иногда с несущественными изменениями, 2-й и 3-й частей (Марш Черномора из «Руслана и Людмилы»);
двойная 3-частная — с повторением 2-й и 3-й частей с тональными изменениями (2-я часть 5-й симф. Шуберта): промежуточная между простой и сложной, где 1-я часть не сложнее, средняя часть сложнее периода («Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» Мусоргского).
В двухчастной С. ф. (в более ранних образцах части в одной тональности) либо 1-я часть имеет характер вступительной (2 песни Веденецкого гостя), либо 2-я — заключительной
(дуэттиноДонЖуанаиЦерлины) или при¬пева (романс «Болеро» Глинки). Распространена в вок. соч., т. к. безрепризная контрастность требует смыслового подтверждения в тексте, сценич. ситуации (ариозо Лизы); в инстр. соч. может быть связана со скрытым программным подтекстом (Ноктюрн g-moll op.15 Шопена.
Принцип сложения формы из контрастных частей весьма распространён и многообразно претворяется в музыке 19—20 вв. Он лежит в основе составных форм с нерегламентиров. количеством частей (в т. ч. концентрической формы) и их расположением (Вальс Es-dur op. 18 Шопена, схема: ABCDA+кода). Во многих С. ф. 2-й пол. 19—20 вв. контраст частей усиливается до различия темпа, чтосближает их с контрастно-составными формами.
Источник
Сложная трехчастная форма ноты
Сложными называются формы, составленные из простых форм. Из двух разновидностей сложных форм – сложной трехчастной и сложной двухчастной – чаще встречается трехчастная форма.
Отличие сложных форм от простых: яркие контрасты двух или более образов, достаточное внутреннее развитие, чёткое разграничение частей.
Сложная трехчастная форма А В А
Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, в которой I часть крупнее периода (чаще – простая 2х- или 3хчастная форма, реже – вариации, рондо, сонатная), а остальные не содержат более сложных структур. То есть, для того чтобы форма считалась сложной, достаточно, чтобы хотя бы I часть была простой формой.
Главный контраст возникает между крайними частями А и средней В. Тип контраста – оттеняющий (например: танцевальные крайние части и песенная средняя и т. п.).
В состав сложной трехчастной формы помимо основных разделов могут входить вступление, кода и связки (в основном к репризе).
Исторически форма связана с танцами старинной сюиты (Менуэт I – Менуэт II – Менуэт I) и арией da capo. Расцвет ее приходится на классическую эпоху, отразив симметричную уравновешенность (эстетика европейского Просвещения).
- часть – наиболее яркая в тематическом, образном, гармоническом и масштабном смыслах. Чаще всего форма ее – простая трехчастная однотемная (а а1 а), реже – двухтемная (а b а) или простая двухчастная. В классической музыке I часть замкнута (завершается тоникой главной тональности), в романтической музыке часто разомкнута. Внутри I части типичны расширения, дополнения, большие участки развития, а также повторения частей простой формы.
В зависимости от II части сложились два основных вида сложной трехчастной формы:
- сложная трехчастная форма с трио;
- сложная трехчастная форма с эпизодом.
Средняя часть типа трио исторически самая ранняя. Название связано с последовательностью танцев в сюите (см. выше), где второй танец исполнялся духовым трио (два гобоя и фагот). В тексте трио часто обозначается как Trio, Minore, Maggiore. Отличительные черты трио: самостоятельная тема, тональная устойчивость, чёткая форма (период, простые формы). Тональности трио – главная, одноименная, IV, VI, VI низкая (из мажора), III (из минора).
Форма с трио встречается в большинстве классических менуэтов, скерцо, маршей, романтических вальсов, мазурок, полонезов.
Обычное трио замкнуто, реже может быть разомкнутым.
Примеры сложной трехчастной формы с трио: Чайковский. «Июнь»; Моцарт. Симфония № 40, Менуэт.
Раздел трио обычно повторяется.
Средняя часть типа эпизода обладает, как и трио, самостоятельной темой, но с РТИ, тональной неустойчивостью и связкой к репризе; кроме того, в эпизоде нет четкой формы, а есть лишь логика построения, например: тема в виде предложения – развитие темы – переход к репризе (Бетховен. Соната № 4, ч. II); ход или связка – неустойчивое изложение темы – переход (иногда предыкт) к репризе (Бетховен. Соната № 16, ч. II).
В отличие от трио, эпизод не повторяется.
Реприза утверждает первоначальную мысль и создает симметричность конструкции.
Точная реприза не выписывается, а обозначается Da Capo или d. c. (с начала).
Измененная реприза может быть варьированной, масштабно измененной (сокращенной или расширенной), синтетической, динамизированной. Динамизация связана с коренной трансформацией темы за счет таких средств, как мелодические, тонально-гармонические, фактурные и другие изменения. Важнейшими приемами являются полифонизация и синтез тем. Пример динамизированной репризы: Шопен. Ноктюрн с-moll.
Вступление может быть связано тематически с какой-либо частью или быть самостоятельным.
Кода подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения. Тематически она может быть основана:
- на материале I части;
- на материале II части;
- на материале обеих частей;
- на новом материале.
Преобладающий тип изложения – заключительный. Если кода состоит из двух разделов, то часто в первом – РТИ, а во втором – ЗТИ.
Особые виды сложной трехчастной формы возникают при повторении II и III частей. При точном или слегка варьированном повторении возникает сложная трех-пятичастная форма А В А В А (Глинка. Марш Черномора). При существенных изменениях при повторении образуется двойная сложная трехчастная форма (Шопен. Вальс № 3 As-dur).
Другие разновидности, связанные со сложной трехчастной формой:
- Промежуточная форма простой и сложной трехчастными формами, где крайние часть – периоды (как в простой), а средняя – в простой форме (как трио). Например: Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».
- Форма с двумя трио подряд: А В (1-е трио) С (2-е трио) А (Бетховен. Симфония № 6, ч. III).
- Трехчастная форма с добавочным рефреном (припевом): А В С В А В (Моцарт. Турецкое рондо).
Источник
S o l F a form
Составная трёхчастная форма
Составная (сложная) трёхчастная форма состоит из трёх простых форм, из которых третья повторяет первую. Вторая часть обычно называется трио (исторически связано с тремя инструментами в противоположность тутти в крайних частях; в любом случае, музыка в трио, как правило, прозрачнее и проще, чем в основных частях).
Исторически эта форма воспринималась как форма менуэта (менуэт I, менуэт II, менуэт I); позже — как форма скерцо. В этом амплуа сложился «джентльменский набор» сложной трёхчастной: четкие формы (идущие от танцевальности), отсутствие вступления и коды, точное повторение первой части в третьей. В более позднее время, когда она стала использоваться и в самостоятельных произведениях, форма стала более разнообразной и структурно сложной, постепенно приблизившись к форме рондо. В частности, вполне возможна небольшая связка между трио и репризой, иногда даже трио не завершается, перерастая в связку. Возможна и сокращённая или изменённая реприза в третьей части вместо точного повторения, обозначенного как da capo.
В. А. Моцарт. Менуэт из Сонаты для фортепиано Es-dur K. 282
Ф. Шуберт. Музыкальный момент C-dur op. 94 № 1
Источник
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
- Музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко, как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;
- Средство воплощения содержания, которое реализуется путем объединения различных элементов музыки- мелодических мотивов, лада, гармонии, фактуры и др.;
- Исторически сложившийся тип композиции. Например, канон, рондо, фуга, сюита и т.д. В этом случае понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;
- Индивидуальная организация единичного произведения- неповторимый, не похожий на другой, единичный организм в музыке. (например, «Лунная соната» Бетховена)
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
- Тематический контраст частей
- Тональный и темповый контраст частей
- Форма частей-простая
- Пропорции частей могут быть разными
- Тональности частей чаще одинаковы, но могут быть и разными, обычно одноименными или параллельными.
- Возможна смена размера!
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
- По количеству варьируемых тем- однотемные, двойные, тройные (варьируются соответственно одна, две, три темы);
- По степени свободы варьирования темы- строгие (сохраняются структура темы, тональность, гармонический план) и свободные (возможны любые трансформации темы) ;
- По методу варьирования- полифонические, фигурационные, фактурные, жанровые,тембровые.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
- Темы обычно песенно-танцевального характера;
- Количество частей в большинстве случаев равно пяти (реже семи);
- Темы связаны ходами;
- Для формы характерны связанность, непрерывность развития, постепенное увеличение размеров эпизодов;
- Форма может завершаться кодой.
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
Источник