- Ритм-гитара >Сложные ритмы для электрогитары
- Ритмы и аккордовые последовательности
- Основные ритмические рисунки — примеры для гитары
- Общая информация
- Основные элементы и приемы
- Темп и метроном
- Пульсация
- Длина нот
- Музыкальные размеры
- Синкопы
- Виды ритмических рисунков
- Стандартные
- Шаффл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Игра с оттягом и опережением
- Примеры ритмических рисунков
- Шаффл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Заключение
- Классическая гитара >Сложные ритмы на акустической гитаре
- Примеры сложных ритмов:
Ритм-гитара >Сложные ритмы для электрогитары
Здравствуйте читатели Гитаршколы. Мы продолжаем изучение курса игры на ритм-гитаре. Мы с Вами уже закончили изучать простые ритмы с синкопами, а сейчас переходим к более сложному материалу, а именно — к сложным ритмам. Конечно если Вы справились без труда с первой частью, у Вас не вызовет больших сложностей и этот раздел. Итак, приступаем к изучению.
Сыграйте две следующие друг за другом слабые доли, не теряя при этом сильной.
Найдите две следующие друг за другом слабые доли в своих любимых песнях. Например, их можно обнаружить в «Heaven’s On Fire» (KISS), в припеве «Can’t Kill Rock And Roll» (OZZY OSBOURNE) и в «Ten Seconds To Love» (MOTLEY CRUE).
Это упражнение содержит еще один, широко распространенный в этом стиле ритм, содержащий последовательность: сильная (доля) — слабая — сильная. Попробуйте услышать его в начале песни «Flick Off The Switch» (AC/DC) и в конце каждого куплета из «Breakin The Chains» (DOKKEN).
Следующие два упражнения содержат синкопированные ритмы с тремя и четырьмя аккордами на слабую долю, соответственно. 4 следующих друг за другом слабых доли можно услышать в припеве песни «Jailbreak» (AC/DC).
Ритмы и аккордовые последовательности
Послушайте каждое из следующих упражнений, одновременно глядя в табулатуру. Затем не спеша разучите их. Не забывайте перед каждым упражнением давать счет. Символ :|| (реприза) означает «повторить от начала».
На этом наш урок подошёл к концу, подписывайтесь на Гитаршколу, чтобы научиться играть на гитаре.
Источник
Основные ритмические рисунки — примеры для гитары
Ритмические рисунки – основа любого произведения для гитары. Благодаря им песни могут отличаться друг от друга, даже если в них примерно похожая мелодия.
Общая информация
Общий ритм помогает сыграть то или иное произведение любому музыканту на земном шаре. Опытный композитор записывает свое творение нотами, так как в них существуют длительности. Это необходимо для точного воспроизведения музыкальной мысли как самим автором, так и другими исполнителями. Также существуют переложения для табулатур.
Основные элементы и приемы
Существует много разных ритмических рисунков для гитары. Постараемся выделить особенно распространенные. Их желательно выучить каждому гитаристу. Часто такие рисунки могут пересекаться в разных стилях.
Темп и метроном
Если объяснять просто, темп в музыке – это скорость, с которой исполняется произведение. Обычно он измеряется ударами за минуту. Существуют десятки видов темпов, которые отличаются не только временной характеристикой, но и настроением.
К примеру, даже медленные темпы могут быть как тягучими, так несколько подвижными, в зависимости от задумки автора. Также темпы могут интерпретироваться самими музыкантами.
Например, вокалист может спеть романс несколько отлично от указанного в партитуре темпа. Соответственно, концертмейстер также аккомпанирует в выбранной скоростной динамике. Обычно это обговаривается во время репетиций, чтобы выбрать наиболее удобный и выигрышный вариант.
Метроном – прибор, который позволяет совершить несколько удобных действий:
- Контролировать разучивание сольной партии, не сбиваясь с ритмических рисунков для гитары;
- Соединиться нескольким музыкантам на репетиции или во время отдельных занятий (без ансамбля);
- Выработать необходимое чувство ритма.
Существуют даже «продвинутые» метрономы, в которых можно выставлять те самые темповые оттенки. Это внесет разнообразие в вашу игру.
Пульсация
Помимо мелодии и ритмического рисунка для гитары необходимо ознакомиться с пульсацией разучиваемого произведения. Особенно это важно для игры в группе, оркестре. Если исполнитель одной из партии будет выпадать из общей пульсации, то это будет явно слышно, испортит всю музыкальность.
Пульсация – это стабильность чередования пауз, длительностей. Она основана на соблюдении акцентов, просчете силы долей. Правильный пульс создает не только ровную ритмическую картину произведения, но и ее «качевость».
Такт определяет расстояние от одной сильной до другой сильной доли. Они разделены специальными перегородками – тактовыми чертами. Внутри самого такта имеются слабые доли. Их чередование как раз создает пульсацию, о которой шла речь выше.
Длина нот
Длина нот в ритмических рисунках определяет, в каком ритме исполняется произведение. Самой длинной нотой в такте является «целая» – жирная овальная «картофелина», которая так любима мастерами гитары. Она означает, что нота тянется весь такт без каких-либо ритмических изменений.
Конечно же, она не самая распространенная. Более применимы ее «младшие братья», которые и создают движение музыки. Грубо говоря, огромная «картошка» разрезается на более мелкие части. Сначала пополам – получаются две «половинные». Затем еще пополам (или на четвертинки) – отсюда и название – «четверти».
Потом начинаются еще более маленькие доли – 1/8, 1/16. Их называют по значению знаменателя (нижнего числа в дроби):
- «восьмая»;
- «шестнадцатая»;
- «тридцать вторая»;
- «шестьдесят четвертая» (вплоть до 256-ой).
Сильные и слабые доли существуют для того, чтобы не только задать характер произведению, но и упорядочить его ритмический рисунок на гитаре. Если мы играем просто длительности (смотрите выше) в правильном порядке, на верной звуковысотности, то это еще не разученная партия.
Нам необходимо просчитать, где сильная, а где слабая доля. Если говорить просто – на сильную мы делаем акцент, выделяем ее, а слабые исполняем чуть тише (но не динамически!), а именно ритмически.
Музыкальные размеры
Дроби в начале такта пьесы – это ее музыкальный размер. Это неотъемлемая часть ритмического рисунка. Он показывает, сколько долей определенной длительности находится в такте. К примеру ¾ – здесь три доли, в которые умещаются четверти. Размеры умножаются, делятся (как любые другие дроби). К примеру – ¾ можно сделать 6/8 (умножив на два). Но тогда поменяется ритмика пьесы для гитары.
Синкопы
Это явление, связанное с пульсацией. Сильная доля ритмического рисунка смещается со своего «обычного» места на слабую. Считается, что это характерная особенность блюзовой, джазовой музыки. Скорее, она там наиболее ярко выражена. Потому что это стандартный ритмический рисунок для совершенно разных жанров гитары.
Виды ритмических рисунков
Знание ритмических рисунков на гитаре позволяет упростить разбор песни. Так как их ограниченное количество, достаточно выучить несколько, чтобы уметь подстраиваться под стиль.
Стандартные
Наиболее распространены для начинающих музыкантов на гитаре. Их особенность в том, что ярко выражена пульсация, нет резких смещений акцентов. Это знаменитые «четверки», «шестерки», «восьмерки», которые познает начинающий любитель гитары.
Шаффл
Характерен для буги-рока, блюза и сопутствующих стилей гитары. Взяв «четыре четверти», в стандартном размере мы просчитаем их ровно «Раз и, два и, три и, четыре и», то при шаффловом аккомпанементе «цифры» запаздывают, затягиваются. Делается это весьма условно и произвольно, причем за счет сокращения слабой доли (в нашем случае «и»).
Получится что-то вроде «Рааз и, дваа и, трии и, четыре и». Именно это внутренне чувство пульсации характеризует «похожесть» на стиль того или иного музыканта.
Свинг
Это счет на «раз-три и». В ритмическом рисунке четверть делится не на 2, а на 3 восьмые. Причем это не пишется на нотном листе, а делается мысленно. Первая, вторая доли чуть длиннее, чем «условная третья».
Отличительной особенностью является то, что доли «1» и «2» – как бы залигованы, то есть исполняются условно «legato» (особенно актуально для хаммеров на гитаре), а «3» – чуть отдельно.
Регги и ска
Это фактически ритм этнической музыки. Первая доля здесь чаще слабая, вторая – сильная и акцентированная. Исполняется обычно ударом медиатора вверх для гитары. Между ними могут присутствовать добавочные ноты.
Галоп
Ритмический рисунок для гитары, который обычно применяется для хард-рока или хэви (трэш)-метала. Напоминает «лошадиный галоп» с основной схемой.
Первая стрелка на гитаре играется слегка с оттягом. Вторая, третья – четко, остро, также как и последняя.
Полиритмия
Если речь идет об отдельной пьесе, то при полиритмии за определенный временной отрезок звучат 2 или более ритмических рисунков на гитаре. При этом они делятся на равное количество частей. Удобнее всего простучать это на барабанах (или разными руками):
- Левая пусть играет восьмые триоли.
- Правая же – обычные восьмые.
- Мы получим полиритм 3/2.
Игра с оттягом и опережением
Для того чтобы использовать эти приемы, необходимо, как ни странно, научиться играть ровно в метроном. Если для вас не вызывает затруднения попадать в удары этого прибора, тренируйтесь создавать собственное «грувовое» настроение.
Певец с гитарой или инструменталист могут запоздать с исполнением ноты или, напротив, продлить ее дальше необходимого. Но при этом общая ритмика никуда не исчезает, а пульсация не сползает, не выбивается. Это тонкие нюансы, которые нарабатываются репетициями, прослушиванием музыки.
Примеры ритмических рисунков
Популярные ритмические рисунки для гитары на примере рока, джаза, классики.
Шаффл
- Motorhead – Whorehouse Blues;
- Зоопарк – Сидя на белой полосе;
- Mötley Crüe – Dr. Feelgood.
Свинг
- Cannoball Adderley – Mercy mercy mercy;
- Duke Ellington – Jones;
- Fletcher Henderson – Sugar Foot Stomp.
Регги и ска
- Police – Roxanne;
- No Doubt – Just A Girl;
- Black Uhuru – Guess whos coming to dinner.
Галоп
- Сектор Газа – Казачья;
- Metallica – Battery;
- Pantera – Heresy.
Полиритмия
- Gorillaz – 5/4;
- Фридерик Шопен – Фантазия-Экспромт;
- Веберн – «Песня только для тебя».
Заключение
Мир ритмических рисунков на гитаре многогранен и необъятен. Но каждый музыкант стремится овладеть основными приемами для своего исполнительского арсенала. Без этого невозможно как исполнять музыку в разных стилях, так и развиваться в каком-то одном.
Если вам помогла эта статья, не поленитесь прокомментировать и поставить лайк! А также вы можете поделиться записью в социальных сетях и сохранить ее в закладки.
Также рекомендуем к просмотру подобранное тематическое видео.
Ритмический словарь гитариста (часть 1):
Ритмический словарь гитариста (часть 2):
Источник
Классическая гитара >Сложные ритмы на акустической гитаре
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В одном из прошлых уроков мы рассматривали примеры сложных ритмов для электрогитары. В сегодняшнем уроке Вы познакомитесь со сложными ритмами на акустической гитаре.
Хотя термин «Сложные ритмы» звучит очень пугающе, на деле же все выглядит достаточно просто и понятно. Иррациональным, сложным, нестандартным называют такой ритм исполнения на акустической гитаре, при котором в такт входит больше единиц счета (сильных долей), чем в стандартный размер.
Это станет возможным, если увеличить скорость счета на заданный коэффициент. Этот коэффициент обозначается цифрой, который указывается над группой нот.
Самым популярным иррациональным ритмом является триоль, которая имеет коэффициент 3:2 — четвертные триольные ноты содержат три четвертные. Играются они такой промежуток времени, который обычно требуется для двух четвертных нот (пример 1). Для тех, кто подзабыл, советую вспомнить длительности нот.
То же самое может происходить и с другими нотами, например с восьмыми (пример 2), а так же с шестнадцатыми или тридцать вторыми (в основном для электрогитары).
Сложные ритмы могут иметь и другие коэффициенты — еще одним наиболее распространенным из них является шестидольный ритм — 6:4 (пример 3).
Редко встречающийся, но довольно популярный в музыкальных произведениях второй половины XX века являются пятидольный размер — 5:4 (пример 4) и семядольный размер — 7:4 (пример 5).
Примеры сложных ритмов:
Триоли играются на всем протяжении этого упражнения (но обратите внимание, что фактически они указаны только в первом такте и начале второго; сделано это для того, чтобы не загромождать партитуру лишними значками).
Пьеса играется в тональности А (ля-мажор), и позиции ее исполнения периодически меняются, на что указывают римские цифры I и II. Поэтому если Вы еще слабо ориентируетесь в аккордах и тональностях, советую использовать аккорды с аппликатурами. Вы должны разучивать упражнение до тех пор, пока исполнение не будет соответствовать предложенному темпу, но начинайте разбирать его медленно, чтобы обе кисти могли уверенно выполнять все требуемые от них движения.
Как-то один раз я попросил учителя научить меня сыграть такой ритм. Он говорил, что давно так не смеялся. Но все же я в интернете кучу видео-уроков пересмотрел и сыграл ему через месяц — он был в шоке.
И в самом деле не надо с опаской подходить к сложным ритмам, немножко упорства и стремления и все ритмы покоряются.
Нестандартное нередко звучит очень здорово. Со сложными ритмами вообще можно играть шикарную музыку, и еще и «с изюминкой».
Не пойму что там написано. Можно это все с рисунками вложить? Ноты и удары тоже.
Источник